Андрей Любимов: «Скажи человеку сто раз, что он ангел, есть шанс, что он полетит»

Возвращение к начальной свободе несет в себе достаточно большой смысл, который можно исследовать, считает известный столичный режиссер Андрей Любимов, который сейчас работает в омском ТЮзе над трилогией о Незнайке по мотивам книги Николая Носова.

3316125 февраля 2019
Андрей Любимов:  «Скажи человеку сто раз, что он ангел, есть шанс, что он полетит»

Основатель и художественный руководитель Московского драматического театра «АпАРТе» Андрей Любимов хорошо знаком омским театралам. В будущность главным режиссером «Пятого театра» поставил более десяти спектаклей, включая знаменитые «Повести Белкина» и «Три визита доктора Астрова», в Северном драматическом идут его «Дураки», а любители оперетты помнят «Гусарскую балладу» в музыкальном театре. Сейчас в Омском театре для детей и молодежи режиссер работает над трилогией о Незнайке по мотивам книги Николая Носова.

 Между прочим, в «Пятом театре» вас до сих пор называют «наш любимый Любимов». В этот приезд вы уже побывали у них?

1

— Пока не получилось. Там сейчас Никита Гриншпун выстраивает свой театр. Хотя еще при Александре Юрковой «Пятый» сдвинулся в сторону новой драматургии…

— Не любите новой драматургии?

— Я являюсь членом комиссии СТД по драматургии, каждый год читаем триста пьес! Ощущение, что все авторы пытаются доказать: люди жили плохо, будут жить еще хуже, человек — это мерзость… Такое нейролингвистическое программирование: скажи человеку сто раз, что он свинья, и он захрюкает. Двоечниками не рождаются, но как бывает: приходит мальчик в первый класс, учитель усаживает его за последнюю парту и назначает двоечником. Программирует. Поэтому я для себя решил, что буду всегда — как сквозное действие — доказывать людям, что они хорошие. Скажи человеку сто раз, что он ангел, есть шанс, что он полетит. Александр Сергеевич Пушкин именно это имел в виду, утверждая, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал».

— Поэтому решили попробовать себя в детском театре?

— Я никогда не занимался детским театром и сейчас специально решил сделать себе такое приключение: вернуться в стихию чистой игры.

— Неужели это ваш первый спектакль для детей?

— Нет, конечно, нет. Только что «Хоббита» поставил, хотя, по большому счету, это не детская литература, кельтские сказания, мифология. Года три назад делал «Детей капитана Гранта», тоже подростковый спектакль. А чисто детских… Говорят, в «Курочке Рябе» есть глубокая философия, но я вряд ли смогу ее осилить, разве очень иронично к этому отнесусь. Как сыграть «Зайку-зазнайку» или «Колобка», чтобы самому было интересно и артистам работу дать, я не знаю. Должна быть история, под которой кроется серьез. В «Незнайке» мне интересна история взросления персонажа, которая перекликается с историей страны: «Приключения Незнайки и его друзей» — детство, чистая душа, безмятежность, щенячий восторг; «Незнайка в Солнечном городе» — отрочество, слом, конфликт с миром; «Незнайка на Луне» — искривленный мир, период взросления главного героя.

— Какая музыка будет звучать в спектакле?

2

— Поскольку это трилогия, сделал исторический музыкальный подбор. Какая эпоха близка к ощущению беззаботности, счастья? Хиппи! Когда люди цветочки заплетали. Их называли «дети цветов». А у нас — Цветочный город! Вся музыка приближена к этой стилистике, включая «Битлз», Элвиса Пресли, Чака Берри. Вторя часть будет звучать в духе развитого социализма: советская эстрада 80-х годов. А «Незнайка на Луне» стилистически и музыкально приблизится к современному жесткому техностилю.

— Вы определили жанр спектакля как эксцентриаду. На сцене будет цирк?

— Близко к цирку. Такой первобытный юмор Чарли Чаплина. Кто-то кого-то ударил — смешно. Хотя нам уже не смешно, когда кого-то ударят. Только эстет скажет, что фильмы Чарли Чаплина — это смешно. Цирковой балаганный прием для взрослых уже не работает. Другое дело — дети… Чарли Чаплин был возможен, пока не было мировой войны. Кто-то правильно сказал: после Освенцима уже невозможно писать стихи.

Специально лет пять назад посмотрел мхатовскую «Синюю птицу», Доронина же сохраняет мизансцены Станиславского. «Синяя птица» ставилась как взрослый спектакль, зрители так его и воспринимали, это же Метерлинк, символизм. Возможность наивного восприятия — когда все это репетировалось, еще не было первой мировой. После этого мир, к сожалению, совсем сломался, нельзя вернуться в ситуацию доверия, в утраченный рай… Достаточно пессимистический взгляд?

— Но дети еще пребывают в счастливом неведении!

— По большому счету — хочется найти в себе эту не угасшую детскость. Это сложно, но я знаю удачные попытки — Феллини, Полунин. Они сохранили в себе первозданность чувств. Наблюдаю здешних артистов — они достойно держат себя, детский репертуар играют с удовольствием. Надеюсь, в «Незнайке» удастся подвигнуть их на дуракаваляние, хулиганство — в хорошем смысле слова. Хотя все больше и больше становится жалко наших молодых ребят, им выпало жить в эпоху «Незнайки на Луне»: прилетели — и каждый сам за себя.

— Кто играет Незнайку?

— Дима Керн. Замечательный парень. Меня поразило, что он недавно освоил саксофон для спектакля «ONEГИН». Человек пока еще хочет чего-то. В нем есть жажда жить, искать, меняться, — как у ребенка. Дай бог, чтобы он сохранился. Это очень сложно: бытовые проблемы замучили всех, деньги, это понятно. Нам было легче — не было искушений. А им, конечно, сейчас не повезло.

— У актеров получается эксцентриада?

— В пьесе много цирковых приемов, например, клоунский номер с доской в сцене, где Незнайка руководит строительством танцплощадки. Эксцентриаду надо уметь играть, не каждый на это способен, все надо делать быстро, легко. У меня много характеристик эксцентрической манеры игры: яркость, звонкость, легкость, стремительность. Надеюсь, получится, хотя если просишь человека играть быстрее, он начинает кричать почему-то…

3

— Сибиряки по природе своей неторопливы. Мой знакомый пытался заняться синхронным переводом с итальянского, его сразу вычислили: «Вы из Сибири?»

— Другой темпоритм. А мне хочется, чтобы актеры были такими молодыми итальянцами, им надо развивать в себе это качество. В «Повестях Белкина» смогли быстро играть, потому что для меня важно было «веселое имя Пушкин» — легкость. Когда человек творит — он улетает! И здесь хочется добиться ощущения легкости, света!

— Проект рассчитан три сезона?

— Не исключено. Это уже будет решать дирекция. Благодаря телевидению у зрителей появилось сериальное сознание, им интересно, как меняется герой.

— Кто художник?

— Сергей Федоричев. Мы с ним работаем достаточно давно, еще в «Пятом театре» делали спектакли, в Москве, в Таре. Недавно выпустили «Хоббита» в Димитрове. И сразу переключились на Омск.

— Танцы ставит Виктор Тзапташвилли?

– Он замечательный, чувствует стилистику, поэтому достаточно внятно и быстро все делает, ребята с ним умеют работать. И он их поддерживает в хорошем тонусе физкультурном, пластическом, приятно смотреть. Когда они танцуют, думаю: Господи, какие легкие! Я понимаю, им, наверное, надоело в каждом спектакле петь и плясать, хочется взрослого репертуара, но здесь ничего не поделаешь, если работаешь в детском театре.

— Дети так хорошо реагируют на танцы!

— Конечно, детям это необходимо! Ребенок сам по себе — подвижный, ему нравится, когда все прыгает, движется и взрывается на сцене, этого требует его психофизика. Если ничего не пробежало, не проскакало, музыка не прозвучала, он не может внимание сосредоточить.

4

— В детстве я обожала Носова: «Мы с Вовкой сидели дома за то, что разбили сахарницу». Но «Незнайку на Луне», признаюсь, одолела с трудом.

— «Незнайка на Луне» — мрачноватая история, но она мне очень понятна в рамках трилогии. Там есть финальный момент — он выздоровел, только когда вернулся домой. Помните, у Германа Гессе?

Опасно через меру пристраститься

К давно налаженному обиходу;

Лишь тот, кто в силах с прошлым распроститься,

В себе спасет начальную свободу.

Вот это возвращение к начальной свободе несет в себе достаточно большой смысл, который можно исследовать. Для того чтобы просто развлекать детей, есть цирк. Хотя Леонид Енгибаров — гениальный клоун, но детям он был не смешон. Но в любом случае театр подразумевает другие смыслы.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

23721 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

21922 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

954104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3399114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4463210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6257106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1046712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх