О чём поют космонавты?
Если судить по премьере «Арт-центра на Любинском», то 12 апреля не за горами.
2706505 марта 2019
Здесь презентовали оптимистический спектакль-концерт «Человек в космосе» с философско-музыкальной «начинкой». За драматическую часть отвечал продвинутый ЦСД-Омск, за звук – стремительно набирающая популярность группа Dzetta.
Режиссёр-космонавт Ярослав Максименко сказал: «Поехали!» и махнул рукой…»
1У нас удивительный ЦСД, в нём не соскучишься. Он всегда в поиске и регулярно радует публику многотемьем: то потревожит прах уайльдовского привидения, то взорвёт кондоминиум по рецепту Паланика. На Космос ещё не замахивался. И вот, видимо, пробил час: в ЦСД сочинили Космос.
Тема, признаться, глубокая. Как угольная шахта. А смыслы, возможно, лежат за границами подсознания. Их, как писал классик, «человеческий язык не повернётся выразить». Я тоже не берусь.
В своё время я тоже дерзновенно почитывала на сон грядущий «Одиноки ли мы во Вселенной» Воронцова-Вельяминова. И скажу вам так: перспектив – ноль. Вот и ребята из ЦСД ни на чём не настаивают: «Мы знаем, что хэппи-энда не будет», но надежду всё-таки оставляют: «Будет happy continuation». «И на Марсе будут яблони цвести»…
О космосе сейчас все знают всё. Особенно те, кто там никогда не был. Но поскольку «Арт-центр на Любинском» – место немного аномальное, а его главное занятие — делать уникальные проекты, он без всякой там гамлетовщины («Быть или не быть?») нырнул в космические бездны человеческой души и предложил зрителю ответить на пару-тройку «проклятых» вопросов: «Что на самом деле скрывается за банальными кухонными диалогам? Какие бури бушуют в душах людей, обменивающихся дежурными фразами? Чего ищут они, скитаясь по квартире?»
Любопытно? По-моему, очень. Ну, да не будем уже водить хороводы и плясать тарантеллу вокруг «Человека в космосе».
Как объявил перед спектаклем Ярослав Максименко, «мы ступили на новую стезю»:
- Ребята сочинили классный альбом. Как только я его послушал, то понял: здесь есть потенциал для полноценного спектакля. Мы решили, что будет интересно сочетание театра и электро-рок-музыки в камерном формате: взять то, что есть, и раскрыть максимально театральными способами..
2Светлана Баженова написала мини-пьесу с хорошей драматургией, которая позволила нам пересечь одно с другим. А дальше в лабораторных условиях мы дошли до всего того, что будем сегодня показывать зрителю.
Мы злонамеренно делали это максимально просто. Тему человеческого одиночества наши актёры преподносят максимально образными ходами.
У нас есть спектакли, про которые зрители говорят: «Нет, я не понимаю, о чём вы тут говорите! Я прожил совершенно другую жизнь, мне это не близко». На мой взгляд, сегодня таких зрителей не будет.
Как в воду глядел. Таковых в зале не оказалось (автор этого текста не в счёт). «Прям жизненный спектакль», «Весь спектакль мне было плохо, а в конце стало хорошо», «Это какая-то массовая терапия» - восторженно отзывались об увиденном и услышанном зрители.
Надо признаться, мало кому из мастодонтов мировой режиссуры удаётся добиться того, чтобы за час с небольшим среднестатистический провинциальный зритель пережил столь насыщенную палитру чувств от «чё за хрень?» до «вау, это круто!». Команде ЦСД-Омск в тесной связке с рок-музыкантами Dzetta это дело удалось на славу.
Последний альбом омичей «Человек в космосе» стал тем Байконуром, с которого пошёл бороздить сценическое пространство новый проект «Арт-центра». Как скромно заметили сами ребята, «возможно, уникальный, но мы на этом не настаиваем».
В интервью перед премьерой режиссёр спектакля подчеркнул:
- На мой взгляд, здесь всё должно быть максимально понятно, просто и близко, потому что все люди несчастливы одинаково, у всех нас есть одинаковые грабли, на которые мы одинаково наступаем.
«Наступать на грабли» под космическую музыку Dzetta — в этом, определённо, присутствовал и драйв, и мурашки по коже, и бабочки в животе.
3Второй «Земли в иллюминаторе», конечно, не прозвучало. Илья Голян — не Владимир Мигуля. Песни группы Dzetta про другое поколение и про другое одиночество. А вот поют их Илья Голян и Анастасия Рождественская по-честному, на последнем нерве, оттого им веришь.
Хотя я и не фанат электронной музыки, но прозвучавшие из альбома треки — тот самый случай, про который ещё Василий Макарович Шукшин написал: «Песня рвала душу, губила суету и мелочь жизни».
Как выяснилось на обсуждении спектакля, многие вообще ждали, когда Илья спрыгнет с балкона. Я их в числе. Стремительно разворачивающееся действие, накал страстей, перехлёстывающие через край эмоции требовали подвига, а его всё не было.
Мне показалось, темпераменту солиста было тесно и неуютно на крохотном балкончике. Для зека сэра Симона — в самый раз, но для Человека в Космосе — маловато будет. Хотелось уже, чтобы… нет, как «Король и Шут» — это перебор. Достаточно было поломать 1 (одну) стойку микрофона и разорвать футболку.
Про солистку Настю Рождественскую зрители говорили примерно так: «Космический голос, я прям кайфанула!»
Ярослав тоже не удержался и высказал потайную мысль, что мечтал, де, посадить Настю в клетку, огородить её сеткой-рабицей, и продавать билеты на танц-пол. На мой взгляд, очень перспективный вариант, проект от этого только выиграет…
По словам режиссёра, идея с «Человеком в космосе» носилась в ЦСД с лета, «плотно» ребятам удалось поработать «недели полторы»…
«Поэзии достаточно у Dzetta, - мудро рассудил Ярослав, - а мы будем ходить по земле». В смысле, по кухне. Весь спектакль актёры Зара Демидова, Антон Булавков, Лена Заиграева, Сергей Захаркин, Митя Исаенко и Полина Кремлёва ходят, разводя руками, в поисках истины по нарисованной мелом кухне. «Не городить же на сцене Космос!» - воскликнул Ярослав. И я с ним мысленно согласилась. Кому нужны эти декорации в Космосе? Мастерство актёра – вот наши декорации. В ЦСД-Омск всегда есть место подвигу: актёрскому, режиссёрскому, авторскому.
4«У нас сбитая команда, - рассказывает Ярослав, - мы понимаем друг друга с полуслова. Я объясняю Светлане, что это должно быть, она уходит в свою келью, потом приносит готовый материал, артисты начинают читать. Каждый делает своё дело».
Зритель не всегда понимает «с полуслова». Споткнулся, понимаешь, о троекратный повтор, когда ситуация с тремя парами героев повторяется слово в слово трижды.
«Зачем три раза одно и то же?» - не поняли в зале. На что автор монологов Светлана Баженова пояснила: «Repeat даёт ощущение смыслов». «Повтор даёт больший объём происходящего», - подтвердил её слова режиссёр. Я мысленно не согласилась с ними.
Финал был сильный. С мощной песней и очистительными танцами. И американские спутники свистели над моей головой, и Сатурн плевался в меня ледяными кольцами, и хотелось уже увидеть тот «Протон», который ежегодно падает на головы россиян…
Из-под обломков рухнувшего космического аппарата забрезжил свет истины. Ребята, давайте жить дружно, как бы говорили мне весело скачущие и обнимающиеся актёры и музыканты. И это правильно. У людей нельзя отнимать надежду…
Омичам больше не нужно ехать в Байконур или Плесецк. Зачем так далеко? Приходите 8 марта в «Арт-центр на Любинском». Там вас запустят на орбиту с любого ряда.
Только представьте себе: Космос – внутривенно. За час с небольшим. Побочных эффектов – минимум.
Фото:Роман Титов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии