Сергей Старовойтов: «Сейчас в России главный вопрос «Who is мистер Токаев?»
«ВОмске» побеседовал с известным политтехнологом о громких кадровых перестановках последних дней в России и за рубежом.
1437323 марта 2019
— Как Вы оцениваете последствия отставки Назарбаева для России, для Омска?
— Я бы начал с того, что любые политические потрясения в Казахстане очень важны для России, потому что у нас с этим государством самая протяженная граница, а значит самая широкая полоса для любых транзитных угроз — от наркотрафика до миграционного транзита, от террористических вылазок до военного вторжения. Помимо этого, Казахстан является нашим и политическим и экономическим партнером, он принципиально важен для России. А отставка любого президента любого государства — это всегда политический кризис высшего уровня. Да, в Казахстане он управляемый сейчас, но это, безусловно, кризис. И от того по какому сценарию он будет развиваться, многое зависит для России.
1— Каков Ваш прогноз?
— Пока президентом Казахстана назначен господин Токаев. Будут выборы. Токаев типичный представитель национальной казахской элиты, казахского истеблишмента, Старшего жуза, опытный дипломат — был министром иностранных дел Казахстана, включен в европейские политические процессы — работал на руководящих постах в ОБСЕ, ШОС, был заместителем генерального секретаря ООН и руководил офисом ООН в Женеве, имеет управленческий опыт — работал премьер-министром и последние годы возглавлял казахстанский Сенат — биография блестящая.
Но главный вопрос сейчас к нему классический — «Who is мистер Токаев?», «Кто вы, господин будущий президент», в том смысле, останется ли Казахстан при новом президенте дружественным России или нас ждут сюрпризы?
— Есть опасения, что он займет проамериканскую позицию?
— Трудно сказать. Там ведь много чьих интересов, американских, британских, турецких, китайских и конечно, российских. В умении балансировать между интересами всех этих участников Большой Игры и заключалось искусство Нурсултана Назарбаева как президента. Казахстан ведь в центре Евразии, на Великом шелковом пути, имеет выход на Каспий, территориально один из ключевых регионов в мире.
Что касается Омской области, безусловно, политическая турбулентность в Казахстане повлияет в первую очередь на проекты экономического взаимодействия между регионами северного Казахстана и Омской областью. Не исключаю, что многие проекты сейчас будут заморожены, ведь политические и деловые элиты Казахстана сейчас в первую очередь будут решать вопросы самопозиционирования в новых внутриэлитных раскладах.
Ну еще, пожалуй, можно вспомнить, что есть давняя идея создания трансграничной экономической территории, которая бы включала в себя Омск, Павлодар, Петропавловск. Но, видимо, эта идея экономического хаба для обработки транзита из Средней Азии так ничем и не закончится. И это плохо, потому что Омск не входит ни в одну агломерацию. Причина, конечно, в расстояниях — по 600 километров до любого соседнего российского города. И включение с североказахстанскими областями в одну экономическую зону дало бы Омску дополнительный экономический потенциал.
— И Вы считаете, что этого теперь не случится?
2— Безусловно, не случится. В ближайшее время точно. Казахстану сейчас не до этого, другие приоритеты в повестке.
— Как Вы оцениваете ситуацию в России — очередной «губернаторопад»? Какие сигналы подает власть?
— Ничего экстраординарного, как в Казахстане, например, не случилось. Произошла плановая ротация глав в нескольких регионах. Причина общая — низкий рейтинг и соответственно, высокие риски провала на выборах. Еще одно важное обстоятельство — эти назначения подтвердили, что проект, который в политологической практике принято называть «губернаторы-технократы», признан в Кремле успешным, и сейчас эта практика продолжена и даже некоторым образом модернизирована до версии «технократ 2.0». То есть в регион назначают не случайным образом, а кандидата, который лучше других, по мнению президента, может справиться с главной проблемой этого региона.
— Каковы все же причины отставок?
— Плановая ротация. Одна из причин отставок — низкий электоральный рейтинг, наличие внутриэлитных конфликтов, экономические сложности. Это обычная ситуация. Если прежних руководителей назначать на перевыборы — риски высокие. В прошлом году же видели все — сыграли в эту игру с Зиминым, Шпортом, Орловой… Никто больше не хочет повторять этих ошибок.
— Как Вы в целом оцениваете последние региональные кадровые решения Кремля?
— Я считаю, что эти решения эффективны. Потому что на самом деле и у Дубровского, и у Ковтун, не говоря уж о горно-алтайском Бердникове была не ситуация, а катастрофа. Назначать сейчас таких людей — значит подвергать себя крайне высоким рискам. Есть сомнения по ситуации в Калмыкии, потому что регион небольшой, сложный по конфессиональному и этническому составу. Такая солянка — мне кажется, очень сложно там управлять без опыта. Как справится с этим знаменитый кикбоксёр — вопрос. Только по этому одному региону у меня, скажем так, некоторое недоумение. Будем наблюдать, как там будет ситуация развиваться.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии