Главная Интервью по цепочке Юрий Чащин – Гагику Овсепяну: «Весь мой бизнес построен из потыренных фишек, только я их переработал»
Юрий Чащин – Гагику Овсепяну: «Весь мой бизнес построен из потыренных фишек, только я их переработал»
«Интервью по цепочке» продолжается: дизайнер обуви расспросил известного предпринимателя о том, что труднее – ломать или строить, стоит ли заниматься «фишкотырством», как воспитывать детей и как вызывать гордость родителей.
9431203 апреля 2019
- Когда услышал, что нужно будет продолжить «цепочку», тут же подумал о Юре, - объясняет Гагик Овсепян (GAGIC) выбор собеседника. - Юра очень разносторонний человек, которого я всегда ставлю в пример: и в плане бизнеса, и в плане межличностных отношений. Мы дружим с ним лет уже… Вот сколько работаю, столько и дружим.
- Лет 15 точно!
1- Мы можем встретиться и в караоке, и просто кофе выпить. Все время хотим поехать компанией кататься на лыжах. Мы оба этим увлечены, у Юры большая семья и у меня большая семья. Кроме того, у нас какие-то ценности общие и в бизнесе, и в семье. Можем что-то посоветовать друг другу, что-то почерпнуть из общения… Мне очень интересно его видение бизнеса. На мой взгляд, мы единомышленники. Всегда можем искренне сказать, что нравится, что нет – без стеснения. Ты, Юра, даешь мне свежий взгляд…
- Взаимно, Гагик. Когда придумываешь новый образец бизнеса, всегда интересно, как это будет смотреться со стороны – причем со стороны людей, профессионально несведущих в этой теме. Начинаешь тестировать свои взгляды, набираешь фокус-группу. Она может быть широкой и разношерстной. И самое главное здесь: ни с кем не спорить, а просто слушать и делать выжимки, синтез какой-то. Всегда выделяю из этой группы часть людей, во мнении которых уверен. Они скажут точнее, чем целевая аудитория, потому что у них свой бизнес. Пусть он совсем другой, это неважно: основные ценности всегда остаются. Для меня ты, Гагик, в числе таких людей. Мне важно, что ты можешь поделиться своим видением абсолютно «без тормозов». Тем не менее, мы не будем пытать друг друга до мелочей – в этом можем доверять друг другу. Есть серьезная проблема, встретимся, обсудим. Давай договоримся про поездку на горнолыжку? Наверное, время настало! Большое желание есть. Мы от такого общения только обогатимся.
- Договорились! Спланируем после беседы. Когда готовился к ней, первый вопрос, который возник в голове, - это твое масштабирование в Омске. Понятно, есть флагман «Провиант», ты ищешь новые форматы, бургерную открываешь… А ты не рассматриваешь вариант своей франшизы на страну? Мне кажется, ты давно к этому готов.
- Ты немного не в курсе, Гагик. Я это уже сделал: запаковал франшизу и выложил на публичное предложение. Это дорогой продукт, там всё в полном объеме. Когда один объект стоит 30-40 миллионов, народ начинает задумываться, хотя интересуется… Через год выйдет облегченный продукт «Провиант-сити». Как франшиза он будет проще.
- Договоренностей пока нет?
- Нет, но интерес чувствуется, и большой. Даже расписан ряд встреч с потенциальными покупателями. Это, конечно, будущее, интересное с точки зрения развития. Признаюсь, мне стало немножко тоскливо тиражировать бизнес. Но я могу еще изобретать что-то совершенно новое. Именно так возникла идея с франчайзинговым проектом бургерной. Может, следующий вообще пойдет под своим брендом и со своими технологиями. Сейчас в разработке четыре новых собственных стандарта, которые могут вырасти в сети. Это же признак молодости, правда?
2- Почему и сказал, что ставлю тебя в пример, в том числе, нашим ровесникам. Когда человек долго не занимается физкультурой, мышцы атрофируются. В бизнесе в своей зоне комфорта ты идешь в никуда. А ты, Юра, карабкаешься. Мало того, сам наверху, еще и других подгоняешь… У меня есть такая тема, очень щепетильная, можешь не отвечать. Как твоя семья соприкасается с бизнесом? Ты видишь детей в своем бизнесе или даешь им полную свободу выбора? Как ты бы хотел это видеть?
- Никаких секретов нет. Что касается супруги, так сложилось, что Евгения – мой партнер.
- Это-то понятно…
- Понятно, да не совсем! (Смеются.) Евгения везде подчеркивает, что она младший партнер… Но дома-то совершенно другие роли: кто младший, а кто старший – уже другая история. Впрочем, я считаю, рабочие и домашние отношения должны быть априори разными. Другое дело, что людям сложно перестроиться и осознать, где заканчивается работа и начинается дом. Это сила воли и даже своего рода искусство. Отрадно, что супруга как партнер находится не в «замороженном» виде, а старается развиваться и расти, учиться у меня, у жизни, у бизнеса. Когда у человека горят глаза, ему интересно всё новое – это замечательно! Евгения уже говорит иначе и мыслит масштабнее. Хорошо бы нам еще перестраиваться по «волшебному щелчку» в 21.00 с рабочего стресса на семейное тепло…
- Тумблер такой нужен!
- Точно, не помешал бы… Что касается детей... Нам, родителям, всегда кажется, что мы знаем рецепты успеха. Но мир устроен так, что дети воспринимают все абсолютно по-другому. И это тоже объективная реальность. Поколение меняется, меняются и ценности. Мы делаем поправки в бизнесе, учитывая ценности нового поколения. Дети мыслят иначе, видят иные перспективы… Я пытался напрямую вовлечь в бизнес своего сына Игоря, который уехал в Краснодар. Доносил до него какие-то вещи, но сейчас понимаю, что не было почвы, для того, чтобы эти зерна дали правильные всходы. Зерна превратились в ростки, когда он переехал и столкнулся с трудностями, с которыми сталкиваемся мы все при стартапах, отсутствии финансирования и так далее. Он открыл небольшую пекарню, дал ей имя одной из наших линеек – «Царевы пироги».
- Сколько времени прошло с тех пор?
- Ровно два года. Прошел самый тяжелый период, сейчас в небольшом, но плюсе. Снимает квартиру, подумывает об ипотеке. Главное, что человек кардинально изменился. Уезжал он с неким апломбом: мол, «мне с папой будет тесно в одном городе, буду добиваться успехов сам». Сейчас у него все поменялось, очень повзрослел, звонит каждый день, пишет в мессенжерах. Что приятно, теперь он восхищается тем, что я делаю: «Как круто вы провели тогда рекламную компанию, я только сейчас это понял, а раньше даже не осознавал!» Это очень приятно. Наверное, у каждого должен быть свой путь. Я и сам, пожалуй, только сейчас до конца понимаю, какие ценности до меня доносили родители – по отношению к семье, к людям, к жизни и к себе. Нужно человеку дать удочку, и как бы ни было обидно за ребенка (все же он твой ребенок!), что он сегодня останется без улова, надо понимать: но неудачная «рыбалка» - это процесс мощнейшего стимулирования. Он нужен, чтобы завтра голодным прийти на рыбалку, по-другому отнестись к наживке, леске, крючкам... Ко всем мелочам.
3Что касается «Мясоруба», это бизнес для Дарьи и её семьи. Отделяю их от компании, это вполне самостоятельные единицы. Я помогаю им при запуске, есть аренда, которую они платят, есть их обязательства по возврату кредита в течение пяти лет. Хватит ума, мотивации и желания ловить эту рыбу – хорошо. Я не скрываю, говорю вслух, опираясь на свой жизненный опыт: все здорово, все красиво, но это может обернуться финансовым неуспехом. Дьявол, как и Бог – в мелочах, и неучитывание этих мелочей может пагубно сказаться на исходе дела. Но – у вас, ребята, есть шанс доказать мне обратное! Разрушите мои собственные стереотипы – буду только рад!
Старший сын, Евгений, свою удочку еще и не нашел. Полгода назад он вновь вернулся в семейный бизнес. По образованию он дизайнер, но мечтает о своем направлении внутри компании. Пока свой выбор еще не сделал. Его не устраивает высокооплачиваемая наемная работа на меня, он понимает, что потенциал у него больше. Но иногда одаренность и способности могут быть во вред, так же, как избыточные знания могут мешать на старте. Вот я накануне встречи со студентами взял в руки одну известную книгу – и спустя сотню страниц понял одно: начинать собственное дело с чтения стопки бизнес-книг не просто не стоит – это даже вредно! Если ты на старте будешь рассуждать, что вот эти деньги стоят столько, что переплата по кредиту такая, что здесь вот такие негативные моменты…
- …передумаешь начинать!
- Вот именно! Лучше не знать всего этого, но иметь мотивацию что-то создать. И только потом подключать обучение и знания.
- И желательно точечно.
- Очень точечно. Я книгу вчера до середины дочитал, подумал: «Какая гадость!»
- Что за книга-то?
- «Богатый папа, бедный папа» Кийосаки.
- Я тоже бизнес-школ не заканчивал, было некое понимание фундаментальных азов ведения бизнеса. Основное обучение идет в процессе. Попадаешь в комьюнити, получаешь обратную связь, начинается «фишкотырство», как я это называю. Сам потом уже начинаешь понимать, где и что хромает. Вот тогда и начинаешь читать. Не Кийосаки, который обо всем и ни о чем конкретном. Мы же предприниматели, нам нужна конкретная удочка, зачем про рыбалку разговаривать?
4- Да, вы мне напишите, где лодку взять и спиннинг!
- Или скажите где пруд, пойду с ведром! Нам нужна конкретика. «Хочешь вот такого результата – делай так»! Кстати, об удочке. Ты со своим опытом сам можешь написать такую книгу. Я сейчас делюсь своим как спикер, а твоя практика еще больше. Ты рассматриваешь вариант обмена опытом? Сейчас ведь проходит много бизнес-форумов…
- Я езжу на конференции, периодически выступаю. Вот сегодня был очередной звонок из бизнес-инкубатора... Всегда готов делиться опытом, фишками, лайфхаками… Причем делиться открыто и честно. Нам, как людям, которые решили жить и работать здесь, в Омске, хочется, чтобы и другие отрасли бизнеса подтягивались до качественного уровня. Чтоб город улучшался. Я везде говорю: нет в малом и среднем бизнесе коммерческих тайн. Есть большой объем работы и мотивация что-то привнести в этот мир. Весь мой бизнес построен из потыренных фишек, только я их переработал. И свой первый серьезный стартап стырил у Натальи Андреевны Гергерт.
- Каким тогда был твой стартовый капитал?
- Да никаким! Шел 1998-й год. Денег не было. Я продал свою машину. У супруги был автомобиль, решили обойтись одним. Заемные деньги были. Партнеры были. Потом отвалились – кто-то даже через суды. Все это время было понимание, что есть цель и надо к ней идти. Как говорит моя мама, «раз это могут другие, то и я смогу». Раз у меня есть какой-то опыт, я смогу привнести свою часть души и свою индивидуальность. Все в рамках здравого смысла и ежедневной работы. Особых тайн ни у меня, ни у тебя, Гагик, нет. Мы готовы делиться, мы прошли эти стадии развития. Но молодые люди, когда начинают задавать вопросы, часто зациклены на деньгах. Он еще ничего не сделал, но уже считает прибыль. Я ему открыто говорю: «Дружище, заработай свои три копейки и удержись от соблазна их тут же потратить. Отложи – вот и будет тебе начальный капитал. И у тебя изменится отношение к стоимости денег. Ты уже не будешь теоретически уповать на банковскую систему и частных инвесторов». Прибыль – та информация, которая не нужна на начальном этапе. Нужно заработать рубль и удержаться от покупки новых ботинок.
- Я в свое время старые отремонтировал! Благо, что умею. (Смеются.) А по поводу заимствования идей… Как-то делал коллекцию «Дикая Сибирь». Там мокасины и босоножки с меховыми помпонами. А до этого какой-то дизайнер когда-то это делал. Но при этом в моей коллекции все другое. Ведь это до абсурда можно довести: если я занимаюсь обувью, значит, я стырил идею шить обувь? Все давно кем-то придумано. Все производители шьют мокасины! У кого я стырил? У индейцев?..
- Последние года три мы ездим кататься на лыжах в Европу и возвращаемся через Милан. Мы видим, что все известные дизайнеры друг у друга тырят модели. Похожая модель враз появляется у всех. Кто был первым, не понять. Мне вот просто говорить по отношении к Наталье Андреевне, что я стырил – потому что до этого я честно пришел к ней и предложил купить. Мне было отказано. Тогда я пошел, как говорится, своим путем.
- Она не обижается сейчас?
- Искренне надеюсь, что нет. Общаемся прекрасно. Было еще одно предложение спустя года три... Я предложил развивать один из объектов вместе. Она сказала, что мы два лидера и «под одной крышей» не уживемся. Возможно, она была права.
- Взять мой салон. Рядом, дверь в дверь, «добрые люди» открыли такой же! Я всегда говорю: любой успешный проект будут копировать. И это нормально. На уровне продукта быть уникальным очень сложно. На уровне управления бизнесом можно. Здесь ты можешь занять нишу, которую никто не сможет
- Начинающие бизнесмены спрашивают, с чего начать. Копируйте! Я всегда говорю о том, что это очень хорошая практика. Начните ваш бизнес с копирования того, что вам нравится. В результате проработки вы все равно найдете свои изюминки и лайфхаки. Эти мелочи позволят идти вперед. Все хорошее нужно скопировать. Если вы гениальны – придумайте новое. Гениальность – это классно!
- Но все не могут быть гениями – ни в творчестве, ни в бизнесе. Вот говорят, «он маркетолог от Бога»! Бред. Какой бы он не был талантливый, таланта там процентов десять, остальное труд.
- Соглашусь. 10 процентов таланта и ежедневная работа, которой иногда вообще неохота заниматься. Просто вилы какие-то!
- Как ты поддерживаешь себя в тонусе?
- На тренировки хожу обязательно, играю в теннис. Партнер мой – парень лет на 20 моложе, примерно столько же занимается теннисом. Играю на его уровне и даже пытаюсь его загонять, показать, что есть еще порох в пороховницах. Главный секрет какой? Не сидеть дома. У нас на носу открытие бургерной. Воскресенье – никакой не выходной. Я и коллектив напрягаю, и сам себя сильно напрягаю, чтобы выходить из зоны комфорта.
- Большую роль здесь имеет самодисциплина. Если она есть - отлично, если нет, надо учиться. Будет самодисциплина – будет и спорт регулярный, и все остальное регулярное.
- Все признаки юности! (Смеются.)
- У меня с твоим «Провиантом» связано не одно воспоминание. И на открытии был. И даже крестины детей здесь отмечал. Помню, мальчишки мои вот на этом столе лежали, в пеленках… А скоро тут будет новый ресторан, названный в честь твоего прадеда – «Осип Терлеев». Что ты будешь делать в тот день, когда здесь все будут ломать?
- Уеду из города. Это уже не первый мой объект, который ломается. Пятый или шестой… Обычно я даю указания и исчезаю из города. Специально. Ты это делаешь, а потом нужно все сломать в ноль. Я на это просто не смотрю. И это нормально. Приезжаю – тут уже голые стены. Их я люблю.
- Разбег для творчества?
- Я художник по первому образованию. А любой художник любит чистый холст. Это начало чего-то нового. Можно пойти в любом направлении и сделать шедевр. Сейчас на новом объекте как раз бьюсь над архитектурным решением. Пригласил три бригады архитекторов, но при этом нет стопроцентной уверенности, что мне понравится… Тут важно понимание энергетики, как у художника перед холстом. Чувствую себя спортсменом: поставил пальцы на линию и жду выстрела. Низкий старт – и пошел вперед, ни о чем не думая…
- Ты про всех детей рассказал, кроме младшего сына.
- Юрию Юрьевичу уже 11 лет. Я думаю, что он самый несчастный и счастливый одновременно. Несчастный потому, что требований я к нему предъявляю больше, чем к старшим детям – у меня опыт в воспитании сейчас больше. Он раньше становится взрослым. Уже сейчас мужичок такой... Требования не только к учебе – ко всему. К той же самодисциплине, то которой мы говорим. Вот пример. Юрик решил, что должен быть спортсменом, потому что много слышал о папином прошлом. Он ходит играть в теннис и тренируется с большим удовольствием. Я отдал его еще и в единоборства. Именно отдал. Мужчине нужно в каком-то возрасте получать по морде, чтобы научиться держать удар.
- Как я всегда говорю, мужчина – это случайно выживший мальчик.
- Вот именно. Так вот, он только сейчас втянулся в ту среду и в те социальные отношения. Я понимаю, что посещая секцию кикбоксинга, он получает мощную социальную адаптацию. И там они друг друга бьют по морде руками и ногами. Он не хотел сначала, но сейчас ему даже нравится. А после чемпионата мира заболел футболом, с мячом спит. Хочет заниматься еще и футболом. Я предложил ему теннис урезать, но он решил полноценно ходить в три секции. Жутко устает, но если понимает, что нужно делать уроки, то будет делать хоть до часу ночи. Все уже спят, а он сидит, учит. Пока не сделает, спать не ляжет. Хорошо или плохо, но добить он должен. Утром, не выспавшийся, с портфелем и спортивной сумкой, уходит в школу. Я в студенчестве был таким же. Приезжал с соревнований, и мне нужно было за полторы недели все выучить и сдать. А у него такой характер сформирован уже в 11 лет. Рановато, кажется, такая нагрузка, но… Но это классно! Это цель.
- Потом это станет нормой.
- Да. Точно. Я и сам некомфортно себя чувствую, когда нет цели и движения к ней. Другое дело, когда находишься в режиме… Я не знаю, как дальше у младшего пойдет. Но ловлю себя на мысли, что не хочу прогнозировать. Сейчас закладываю принципы его жизни, один из них – самоконтроль. Не успел? Твои проблемы. Делай в нерабочее время. Это нормально. Это принципы взрослых людей. А куда его потом потянет, это неважно. Главное – научить его быть трудоспособным, обязательным и честным человеком. Ну, где-то и хитрым. Дурак ведь не может быть хитрым. (Улыбается.)
- Скажи, а родители тобой гордятся?
- Да. В этом отношении я счастливый человек. Хотя родители никогда не были излишне сентиментальны и не баловали меня какими-то признаниями, в последние годы порой слышу и от мамы, и от отца слова гордости и благодарности. Мол, и сын молодец, и дети хорошие, и внуки… Не буду лукавить – это чертовски приятно!
Фото:Ирина Губарева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Такого джазопада давно не помнят здешние места
126704 декабря 2024
Итоги недели с Екатериной Вахрушевой
116804 декабря 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Психолог
—
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии