Игорь Коновалов: «Украдено намного больше»
Известный омский историк и краевед комментирует уголовные дела, возбужденные в отношении фирм, реставрировавших Спасский Собор в Таре и Казачий Никольский собор.
2242408 апреля 2019
Напомним, следственные органы УМВД России по Омской области возбудили уголовные дела по факту хищения бюджетных средств, выделенных на реставрацию Казачьего Никольского собора и Спасского Собора в Таре. Общая сумма ущерба составляет более 8 млн рублей. «ВОмске» обратился за комментарием к заместителю председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорю Коновалову.
— Проблема состоит в том, что весь процесс обеспечивается случайными людьми, незаинтересованными в результате. Работы выполняют люди, которые очень далеки от понимания того, что нужно делать на самом деле. Выиграв конкурсы, иногородние компании нанимают за копейки людей под мостом и делают не то, что и как нужно, а то, что выгодно и то, на что ума хватает.
1Например, в Спасском Соборе в Таре уничтожили роспись в куполе. Во время работ барабан снесли вместе с куполом и главой и построили заново так, как смогли. При этом все упростили, исказили, изменили пропорции. А ведь старинная архитектура строится на нюансах — немного линию исказил, и все — гармония рушится. У предков был безупречный вкус, а как они это делали, я сам не всегда понимаю. Если я не уверен, что не смогу что-то воспроизвести точно, я не буду ломать. А тот, кто уничтожил роспись, не думал о том, получится ли у него воссоздать или нет. А сейчас идут споры — ценна была она или нет, но уже поздно о чем-то говорить.
Также строители заявляли, что в световом барабане кирпич в простенках низкой марки — но он всегда был низкой марки. А они разве проверяли его несущую способность, делали расчеты? Была ли техническая необходимость менять кирпич — большой вопрос. Или это было придумано, чтобы была возможность таким образом заработать?
В том же Никольском Соборе делали не то, что нужно, а то, что понятно и что выгодно, причем это касается всех — от проектировщиков и до подрядчиков. Все связано с лукавством, воровством, стремлением побольше положить в карман. И результат соответствующий. Все было очевидно еще несколько лет назад. Сразу было понятно, что украли и навредили. Но почему-то так поздно спохватились. К слову, я удивлен, почему такие малые суммы фигурируют в делах. Украдено намного больше.
Например, когда в прошлом году делали благоустройство территории возле Никольского Собора, я спрашивал рабочих, кто будет сети делать, а мне отвечали, что сетей, мол, в проекте нет, мы благоустроим, а потом кто-нибудь опять раскопает. Причем процесс может быть бесконечным. Сначала делают по одному проекту, потом находят какие-то ошибки, разрабатывается новый проект, снова ищут подрядчика, который будет выполнять работы и т.д. Ни у кого нет цели выполнить работы, есть цель освоить деньги.
В советское время реставрация была сугубо государственной деятельностью. Были исключительно специализированные государственные предприятия, этим больше никто не занимался. Не было никаких тендеров. Для проведения реставрационных работ 44-ФЗ в принципе абсурден. Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно возродить систему государственных предприятий, хозрасчетных, но не нацеленных на большую прибыль. При этом госпредприятия должны быть в структуре министерства культуры.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии