Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

495517 июня 2019
Алиса в стране тигресс

— Алиса, у вас какие-то особенные тигры, тихие и добрые...?

— С тигриной природой ничего не поделаешь. Каждый день мы с Алексеем (Алексей Поручаев — партнёр Алисы по номеру «Белые тигры» — прим. авт.) даём своим тиграм столько «шансов» напасть на себя, но они этого не делают. Может, потому, что воспринимают нас как тигров, только без полосок и на двух ногах.

1

Я верю, что между нами и животными существует любовь, я это чувствую.

— Если честно, то мы с Алексеем выходим и думаем только об одном, как бы они усидели на месте. Удержать их невозможно. Видимо, в силу своего юного возраста наши воспитанники очень сильно хотят продемонстрировать всё, чему научились. Они спрыгивают с тумбочек и показывают трюки: свои ли, чужие — не важно. Для них главное — сделать это быстрее и первее всех.

Приступая к работе с тиграми, мы не думали о том, что их нужно бояться. Перед нами стояла другая задача — создать для животных комфортные условия, чтобы они исполняли трюки без силовых методов. Звери не прощают грубого отношения к себе и при удобном случае непременно отомстят.

— То есть ваше главное оружие в воспитании усатых-полосатых артистов — слово?

— Животные воспринимают жесты намного лучше, чем слова. Мы используем метод кликер-дрессировки. Это свободная от стрессов методика, которая позволяет добиться больших успехов в обучении. В современной дрессуре метод считается наиболее эффективным. Он позволяет максимально точно отработать исполнение цирковых трюков.

В основе кликер-тренинга лежит механизм условного рефлекса. Как только животное делает правильное движение, раздаётся щелчок кликера, зверь его слышит и получает лакомство. Щелчок означает правильное действие. Тигры знают, что их за это похвалят. Когда условный рефлекс закреплён, они делают трюки и без лакомства.

Для тигров моя палочка всего лишь продолжение руки. Её положение — подсказка и команда, какое движение нужно выполнить.

2

Я хочу, чтобы во время выступлений тигры вели себя в манеже так же, как на тренировках. Мне важно, чтобы публика увидела наши дружеские отношения. Мы с Алексеем не укрощаем зверей, а делаем лишь то, что не претит их природе.

— Ваши питомцы никогда не пытались выяснить, кто на арене главный?

— Укусы, царапины — всё, как с обычными кошками. Я не воспринимаю тигров как хищников, которые через секунду могут откусить тебе голову. Когда я вхожу в клетку, с собой у меня нет ни пистолета, ни перцового баллончика.

Все два года, что мы выступаем перед зрителями, тигры ведут себя абсолютно спокойно. Мы позволяем им делать то, что нравится. К примеру, они просто обожают момент, когда можно поваляться в манеже. Это их излюбленный ритуал.

Меня часто спрашивают, почему тигры не рычат и не бросаются на нас? А чего ради они будут рычать, если не испытывают никакого дискомфорта? «Почему они такие ленивые? — не унимаются особо дотошные. — Вышли и уснули на тумбе!» Да потому что им нечего делать! Если тигр знает, что сейчас не его очередь выступать, он может уснуть даже во время представления. А если животное засыпает, значит, чувствует себя в безопасности. Зрителей это сильно напрягает. По веками сложившимся стереотипам хищник должен охотиться на дрессировщика, а не дремать на тумбе.

Белые тигры — довольно флегматичные животные, они другие по характеру, нежели жёлтые, в дикой природе бенгальских тигров уже не существует, они остались лишь в нескольких заповедниках.

Во всех номерах с животными есть контрольные точки, комплименты, где зритель должен отреагировать. Дрессировщики как бы спрашивают у публики: «Как вам этот трюк?» Во время своих выступлений мы буквально растворяемся в общении с животными, и у зрителей возникает желание просто созерцать то, что происходит на манеже. Они настолько поглощены медитативным процессом, что даже забывают хлопать. Это какая-то тигротерапия.

— Алиса, ваша мама, заслуженная артистка России Елена Федотова, выходит на манеж с самым учёным и дружелюбным в мире белым носорогом, ваш отец, заслуженный артист России Сергей Нестеров, работает с бенгальскими тиграми, старшая сестра Анастасия Стыкан-Федотова дрессирует лошадей… Теперь, собственно, вопрос: у вас была возможность выбора жизненного пути или всё было предопределено с детства?

— Возможность выбора есть всегда. В семь лет меня спросили: хочу ли я выступать на манеже с собаками? Мне кажется, в семь лет человек ещё не способен адекватно оценить свои действия, но именно с этого возраста начался мой путь цирковой артистки. Я никогда не мечтала быть, скажем, адвокатом, мои мысли были направлены в творчество и в искусство.

3

— То есть цирк для вас — это…

— В первую очередь животные. Это моя жизнь, мои дети. Всё, сейчас заплачу (Алиса вытирает навернувшиеся слёзы). Я очень эмоциональный человек, не могу без слёз говорить о своих собаках и тигрулях. Звери — бОльшая часть моей жизни. Пока они со мной, я существую в этом искусстве.

— В первом отделении «Белого шоу» вы выступаете с номером «Весенний джаз», где мастерские трюки демонстрируют даже таксы, которые, по мнению большинства, скверно поддаются дрессировке, а второе отделение открывают роскошные бенгальские тигры. Таким образом, у вас…

— Тринадцать детей. Шесть белых тигров, две таксы, шелти, тибетский мастиф, бобтейл, королевский пудель и китайская хохлатая собачка.

— Вы многодетная мама-дрессировщик…

— Я не люблю слово «дрессировщик». Я называю себя тренером.

— По-моему, звучит нетривиально: «тренер тигров», «тренер собак»…

— Слово «дрессировщик» режет слух, мне комфортно быть тренером. В манеже я выстраиваю с животными такие же отношения, как тренер с подопечными.

4

Все мои воспитанники — члены семьи, я досконально изучила их непростые характеры, они круглосуточно перед моими глазами.

У меня есть специально оборудованный фургончик, его окна выходят прямо на вольеры, где гуляют тигры. Вчера я уходила из цирка в двенадцатом часу вечера и слышала, как пара тигров полуночничали — веселились и играли. Так что звери всё время на виду, я знаю, что они делают в любое время суток.

— Алиса, и тем не менее, каждый раз заходя в клетку к хищникам, вы все-таки рискуете жизнью. Почему вы остановились на тиграх, а не на кошках или попугаях?

— Конечно, я не мечтала с детства выступать с дикими животными. В десять лет я выпустила сольный номер с собаками, в восемнадцать — воздушный номер на гимнастических полотнах, а с тиграми …Так получилось, что у папиных питомцев (он пять лет работает с бенгальскими тиграми) родились малыши. Алексей (он работал в цирке акробатом и выступал с кенгуру) решил попробовать себя в дрессуре, а я вызвалась ему помочь. К тому же у меня был небольшой опыт. Мне отводилась роль ассистентки, я вообще не должна была находиться в манеже. Но в конце концов получилось, что мы с с ним поделили работу поровну: каждому досталось по три тигра.

— Расскажите о них.

— С моей стороны это, во-первых, Анфиса. Это любимая тигрица моих родителей, они выкормили её из бутылочки, она спала в их кровати. Папа с мамой души в ней не чают и называют её принцессой.

Анфиса — самая маленькая, но самая вредная, ребёнок-настроение. Когда приходила моя очередь работать с Анфисой, я говорила, что никогда не смогу существовать с ней на одной площадке. У неё невероятно сложный характер, у меня тоже не сахар.

Анфиса — тигр-провокатор, она надменна и горда, её невозможно понять, угадать, раскусить. Даже когда нам удаётся «договориться», она будет картинно надувать щёки и бухтеть. Моё спокойствие её раздражает. Если Анфиса понимает, что ей не удастся вывести меня из себя, она как бы соглашается: «Валяй! Твоя взяла, но я сделаю этот трюк не потому, что ты хочешь, а потому что я снизошла!»

Кот — тигр-космос. Когда он родился, то был самый крошечный. Сестрёнки всё время его отпихивали от мамы-тигрицы, и Кот отчаянно орал.

Сейчас это здоровенный Котище, медлительный, ленивый, спокойный, но на манеже он будет делать только то, что сам пожелает.

Я целую Кота и на представлениях, и в повседневной жизни. Это наш ритуал. Кот — часть меня, у нас внутренний контакт: когда я захожу в вольер, он ложится у моих ног, мурлычет, рассказывает обо всём, как любимый сынок.

Берта — своенравная кошка, которая всегда сама по себе. Берта — моя душа. Я выкармливала её из бутылочки. Мне комфортно с этой тигрицей, несмотря на то, что получаю от неё больше всего. Она кусается и царапается, но это нормально. Берта — единственная, кому я позволяю положить голову на мои колени.

Со стороны Алексея сидят «ребятишки» со сложными характерами. Марта — невероятно ласковая, но такая обезьянка! У неё с детства привычка прыгать на спину. Она до сих пор так «шалит».

Лизель — Пельмешка. Пельмешкой её назвали из-за схожести с Кунг-фу Пандой: этот мишка страшно любил пельмешки.

У Лизель безумно красивые глаза, к тому же она милая и косолапая. Это наша мисс-неуклюжесть, дама-настроение. Внешность Лизель очень обманчива, эта тигрица с характером: если что не по ней, сразу выразит недовольство.

Тигр Еремей в нашей семье самый младший и самый огромный. Я вообще не понимаю, что у него в голове. Еремей — тигр-загадка, двуликий Янус.

У каждого нашего питомца особенный характер, но если бы они были одинаковые, это было бы неинтересно.

— Что для вас самое сложное в работе с тиграми?

— Соблюдать дистанцию. Мне всё время хочется быть к ним ближе. Я постоянно их целую и обнимаю, мне тяжело от них дистанцироваться.

Дрессировщику нельзя стоять спиной к тиграм, нельзя наклоняться, когда они лежат, есть место, черта, за которую нельзя заходить, потому что здесь ты наиболее уязвим, а у зверей срабатывают рефлексы, они тянут всё под себя. Тигров нельзя провоцировать.

На мой взгляд, мы с Алексеем делаем невероятное количество вещей, нарушающих правила работы с хищниками. Для многих опытных дрессировщиков это просто недопустимо, но для нас это нормально. Мы изначально выбрали другой подход, другой метод воспитания четвероногих артистов, у нас другое понимание хищников.

Жёстким отношением невозможно добиться любви животного. Только лаской, доверием и заботой. Заслужить доверие тигра невероятно тяжело, а потерять много ума не надо.

Я очень люблю животных за то, что они всегда искренние, не то, что люди. Иногда мне бывает сложно найти общий язык с окружающими, с тиграми, поверьте, гораздо легче.

Мои тигры — мои партнёры, дети, коллеги, с которыми мы демонстрируем зрителю наши повседневные отношения. Для меня это обычные коты. Просто очень большого размера с очень большими зубами.

Автор:ВОмске

Фото:Сергей Барсуков

Теги:цирк


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

64821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

56122 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1221104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 148 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

20211021 ноября 2024
Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

4028114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5148310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6836106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх