Детский центр «ТИМ»: школа для дошкольников

Методист дошкольного направления компании J&S Евгения Костенкова — о том, как воспитывать Дали, Лобачевских и Кюри без домашних заданий и строгих оценок.

466526 июня 2019
Детский центр «ТИМ»: школа для дошкольников

— Евгения, детскому центру исполнилось 13 лет, ваши ученики — дети от 10 месяцев до 7 лет. Программы для малышей и детей постарше разные, но есть ли то, что их объединяет — и при этом отличает ваш центр от множества других?

— Это, наверное, главный вопрос. Первое, что нас отличает — это команда преподавателей: психологи, художники, музыканты, математики, логопеды с базовым педагогическим образованием. У всех высшее образование. Каждый имеет многолетний опыт преподавания в начальной школе или работы в детском саду. Новичков у нас мало, нет текучки. Как встретились все 10-12 лет назад — так и работаем. С командой единомышленников легко действовать в одном векторе — и тут уже можно говорить о программах, направлениях, технологиях.

1

— Давайте!

— Детский центр имеет Лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования Омской области, то есть право оказывать образовательные услуги по образовательным программам. В свою очередь, наши образовательные программы имеют рецензии Омского государственного педагогического университета.

При этом наш детский центр не работает ни по одному стандарту или программе, принятой в Омске. Придерживаемся особых направлений из числа мировых технологий. Первое — это развивающее обучение, где мы отталкиваемся от зоны актуального развития: «то, что я умею сегодня, с опорой на то, что я буду уметь завтра с помощью мамы или педагога». Так учил Лев Выготский. Второе — проблемное обучение. Есть задача, которую нужно решить, или сложная ситуация: «как поступить и почему» — ребенок учится отвечать на эти вопросы, включается познавательный аспект и развитие творческих способностей. Третье — критическое мышление. Четвертое — ассоциативное… Кто-то увидит черты ТРИЗ-педагогики — и не ошибется. ТРИЗ (тория решения изобретательных задач) имеет мало общего с классической и развивающей педагогикой. Здесь нет домашних заданий, оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи, используя широкий набор ресурсов, методов, материалов.

— Оценок нет в прямом смысле?

— Оценок мы не ставим. Когда-то были «смайлики», но мы отказались и от них.

— А как ребенок получает обратную связь? Вы обращаете его внимание, если он недорабатывает?

— Он в любом случае молодец, он старался. Ведь у каждого свои способности и темп развития. Не все могут стать художниками и музыкантами, нужен индивидуальный подход. Наши педагоги ориентируются на способности и склонности ребенка. Как оценить, успешен ли маленький будущий инженер в музыке или рисовании? Это очень тонкая грань! И очень важно другим детям не дать поставить оценку. Дети ведь народ такой — могут быстрее педагога все решить… В нашем лексиконе нет фразы: «У тебя не получилось, ты не смог». Мы говорим: «Мы учимся, пробуем, делаем, как получается, как можем». Только так.

2

При поступлении детей в детский центр мы их не тестируем, но вот после каждой ступени обучения проводим диагностику знаний, умений, навыков по основным  базовым предметам: математике, развитию речи, «научной лаборатории», шахматам. Педагоги детского центра составили диагностические пакеты с учетом возрастных особенностей и уровнями освоения программы. Диагностика проводится в начале и в конце года.

В 2008 на первой выставке предпринимательства в Москве году наш детский центр стал лучшим инновационным проектом России. В тот год всего два проекта из 34, которое возило министерство экономики Омской области на эту выставку, оказались среди победителей. Оба проекта наши. Детский центр получил самую высокую оценку благодаря разработанным рабочим тетрадям по отдельным предметам и той самой системе диагностики.

— Что если ребенок относится к себе слишком критично, и вы слышите от него: «Я не могу»?

— «Не могу», «не умею» может быть ленью, а может — боязнью сделать ошибку. Мы на ошибках учимся. Ошибка же не просто так дается: мы этому и учим детей. «Молодцы, хорошо, справились, давайте подумаем, что в следующий раз мы можем сделать лучше», — вот так. Педагог обязательно закрепит навык. И у отстающих появится — «Я смог». Это и есть зона ближайшего развития: ребенок вырос по отношению к самому себе. Мы сравниваем его не с другими детьми — а с ним же вчерашним. Это очень важно, ведь все дети очень разные. Знаете, как говорят наши преподаватели английского? Одна — «Super!» А вторая — «Fantastic!» Это для них обязательно. Ну а мы говорим — «Молодец!». Детский центр начинал свою деятельность со слоганом «Ваш ребёнок лучший! Мы знаем это и готовы доказать». Мы так и живём по сей день.

— Что еще отличает вас от детского сада с его программами подготовки к школе?

— У дошкольников кабинетная система. Они приходят с утра и занимаются до обеда: два занятия, чайная пауза — и еще два занятия. В таком режиме ребенку, казалось бы, тяжело, но от того, что наши занятия имеют определенную структуру с игровой технологией, ребенок не устает. И не важно, три ему года или шесть лет. В группе не более десяти детей, педагог может уделить внимание каждому. Дети не всегда сидят за столами. В каждом кабинете есть место, где можно подвигаться.

— Как проходит само занятие?

— Обязательно — приветствие: с маленькими надо поздороваться и наладить контакт. Потом разминка: допустим, на математике педагоги придумывают «интеллектуальные тренажеры» на 7-8 минут. Это может быть лабиринт, может быть решение примеров. После этого идет основная часть: педагог решит все задачи, которые поставлены на сегодняшний день. Потом — закрепление, рефлексия и прощание, настрой на следующую встречу. Нужно обязательно рассказать детям что-нибудь «вкусное» — так, чтобы они хотели прийти еще. Соответственно, сидеть за столами они могут только в основной части. У каждого педагога свои «фишки». Например, наши «англичанки» рассаживают самых маленьких на ковре. У них все в карточках, в песенках, даже в танцах — ведь там работают с ощущениями, с произношением, со звуками другого языка.

Педагоги не «выбивают» детей из урока: есть плавный переход от развивающего обучения к отдыху и обратно. 45 минут проходят живо и очень логично. К примеру, дети рисуют тропический лес, и вдруг педагог говорит: «Смотрите, какие разные попугаи! Мой попугай умеет махать крыльями! А ваши?» Дети «полетали» как попугаи, «поболтали как пернатые, вернулись к основному занятию — и даже не поняли, что это была «физкультминутка».

3

— Родители сами могут выбрать предметы, которые будет изучать ребенок?

— Мы работаем по четкому расписанию, которое составляем на пять дней.

— Очень похоже на школу для дошкольников.

— Она так и называется: детская школа «Браво». Школа для дошкольников, но без свойственного школьной системе назидания. Мы несем ответственность не только за обучение, но и за комфорт ребенка в нашем центре. В конце концов, дети маленькие — всегда поможем в быту: за это отвечает куратор группы.

— Нет оценок, нет домашних заданий, нет строгости — а чего еще нет того, что у нас стереотипно связано с обучением?

— Нет правила, что для похода в туалет надо поднимать руку. У нас дети кричат «Спасите-помогите!», особенно маленькие. Слышим «позывные» — знаем, что кому-то надо или воды принести, или в туалет сводить, или чем-то еще помочь. Такие у нас свои, внутренние, законы.

— Есть и те, чьи дети ходят в сад, но, тем не менее, они тоже хотят заниматься у вас…

— Это наши маленькие «вечерники», они готовятся к школе трижды в неделю. Там предметы тоже зафиксированы. Родители дошколят выбирают либо пятидневную Детскую школу «Браво», или же дополнительное обучение.

4

— Каким предметам вы учите?

— В базовый блок входит математика, развитие речи, английский и физкультура. В эстетический — ИЗО, музыка и хореография, которая в грядущем сентябре может перерасти в актерское мастерство. Развивающий блок — это психология, шахматы и научная лаборатория, в которой проводим химические и физические эксперименты. На каждый школьный предмет отведено определенное количество часов в месяц. Больше всего — на английский язык: уроки трижды в неделю. Все же мы часть большой лингвистической компании, это наш фундамент. Когда дети заканчивают детский центр, они могут перейти в любую языковую школу J&S. У нас есть отдельная программа для тех, кто хочет изучать только английский язык: как правило, родители выбирают эту программу для своего ребенка, когда готовятся к отъезду из страны либо к поступлению в языковую школу.

— Дети начинают учить язык с трех лет. На каком уровне к своему дошкольному выпускному они знают английский?

— В шесть-семь лет ребенок уже сможет на отдыхе общаться с носителями языка: поздороваться, сделать заказ в кафе, сказать, на какую кнопку нажать в лифте, попросить показать дорогу на улице и так далее. Нам об этом рассказывают родители. Многие из наших ребят спустя пару-тройку лет сдают экзамен на международный уровень. Мы даем хорошую базу, с ней ребенку легко двигаться дальше.

Это касается не только английского. Наши дети поступают гимназии и лицеи №19, №115, №64, №117. Они успешно проходят собеседования, не посещая школьные подготовительные классы. Мне рассказывали про тестирование в гимназии №115. Психолог положил перед ребенком некие школьные принадлежности и попросил распределить их по группам. — «По какому признаку? — спрашивает ребенок. — По цвету, по форме, по длине, на назначению? Ведь у каждого предмета можно определить больше десятка признаков…» Специалист был удивлен, спрашивал, кто готовил ребенка к школе. И для нас это тоже приятное удивление. Мы не готовим их к определенной школьной программе — и наш подход дает свои плоды. Что важно сегодня для родителей: как правило, ребятишки у нас читающие. Выпускники детского центра успешны в начальной школе, это также формирует «задел» и на будущие годы обучения.

— Можно ли ходить к вам отдельно на занятия шахматами или, скажем, брать уроки изобразительного мастерства?

— Да, для этого у нас работают субботние студии: это как раз музыка, ИЗО, конструирование «Лего», шахматы. Некоторые вчерашние дошкольники и поступив в школу, продолжают заниматься — не могут расстаться с любимым педагогом. Так что у нас можно встретить и 10-летних детей. Потом уже, все-таки, им по возрасту нужны другие программы…

Клиенты могут выбрать детский центр на Левом берегу по адресу Ватутина, 1 или в центре города на Щербанёва, 35. Оба центра площадью более 200 квадратных метров, но в каждом — свои отличительные особенности, «фишки» в программах. Так, на Ватутина в Детскую Школу «Браво» мы рады пригласить детей с 2 до 3 лет, а детей от 3 до 7 лет ждёт студия Lego. На Щербанёва детей от 2 до 6 лет детей ждёт студия «Музыкальные истории», детей от 5 до 7 лет — студия «Эйдетика».

— Наверное, даже занятия по музыке у вас проходят не так, как мы привыкли?

— Там во главе угла — Орф-подход: система обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Ребенок начинает звучать, сам не зная, что звучит… Наша классическая система работы с дошкольниками гласит: надо выучить песенку — и педагог учит с детьми слова, а потом повторяет их под музыку. У нас детям дают музыкальные инструменты, они начинают с ритма, потом добавляется движение, слова, музыка. У ребенка будто паззл складывается в голове. Этот подход не заставляет усиленно думать, запоминать, зубрить... Нет столов и стульев, все в движении. Ребенок чувствует музыку, он сам становится музыкой. Такая же история с ИЗО. Наблюдала, как педагог нашего центра в начале занятия спрашивает каждого ребенка: кто ты сегодня? Один отвечает: «Я Дали!» Другой — «Я Пикассо!». Они рисуют в образах художников. Пусть не каждый станет великим живописцем, но зато научится понимать суть искусства: не через «зубрежку» имен и названий, а через смыслы, эмоции и ощущения.

 

***

Детские центры компании J&S в Омске:
Ватутина, 1. Тел: +7 (3812) 972-423, 
Щербанева, 35. Тел: +7 (3812) 972-421
http://detkicenter.ru/

 

Министерство Образования Омской Области Лицензия номер 38 от 23 декабря 2015 года на осуществление образовательной деятельности.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:из личного архива Евгении Костенковой

Теги:Джей энд Эс


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 141 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 119 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1693527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1919112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3043106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

895912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх