Почему умер Базаров?

19 и 20 июля премьерой «Отцов и детей» Ивана Тургенева в постановке Евгения Рогулькина Омский театр для детей и молодежи закроет 82 сезон.

321607 июля 2019

Слависты утверждают, что в России наступил век Тургенева – самого умного и воспитанного русского писателя. Именно сейчас, когда скомпрометированы все человеческие ценности, пришла пора подтекстов, изящества, тургеневских открытий.

Спектакли главного режиссера Омского ТЮЗа Евгения Рогулькина отличаются человечностью, добротой, деликатностью – даже в «Грозе» Островского ему удалось оставить открытый финал. Поэтому его обращение именно к прозе Тургенева кажется вполне закономерным.

1

– Евгений Викторович, не дает покоя одна мысль: если вы пожалели Катерину, может, и Базарова оставите в живых?

– И пойдет обо мне слава: у этого режиссера никто не умирает (смеется). Смерть Базарова для меня – главная загадка этого произведения. Которую, возможно, удастся разгадать, когда доберемся до финала. Это я говорю при постановке любого спектакля – финал должен вырасти. Студент-медик, все знает о мерах предосторожности, режет труп человека, умершего от тифа. Случайный порез еще можно мотивировать эмоциональным состоянием: его неотступно мучают мысли об Одинцовой, задумался – чиркнул по пальцу. А дальше? У фельдшера нет «адского камня», но почему он не прижег рану каленым железом? Пока у меня полное ощущение, что Иван Сергеевич Тургенев как-то слишком легко отделался от своего героя. Поэтому я раздумываю не над тем, как его спасти, а над тем, почему Базаров это сделал? Потерял цель, смысл, ощутил, что нигилизм – всего лишь молодецкая бравада? Но все мы в молодости отрицали родителей, хотели жить по-своему, слушать другую музыку, носить другую одежду…

– Действие романа происходит в 1859 году…

– Сто шестьдесят лет прошло, а люди не меняются, те же самые устремления, порывы. Но как изменилась манера поведения, манера общения! В речи тургеневских героев огромное количество деепричастных оборотов. Это же яростный конфликт – противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова! Это не просто спор, это столкновение мировоззрений, жизненных позиций: «Наше поколение не может жить без принсипов! А вы отрицаете всяческие принсипы!» Пытаемся найти выразительные средства, чтобы показать: это конфликт, отрицание, а не просто болтовня за обедом. И сразу вспоминается чеховское: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Но как это сделать интересным, зрелищным? Достать из романа живую кровь, живой нерв, понятный современному молодому человеку?

– Костюмы будут вневременными, как вы любите?

– Резкого осовременивания не хочется. Художник Сергей Александрович Федоричев что-то придумывает. Недавно показал мне девушку в розовом брючном костюме – вот идет Кукшина.

– Как распределены роли?

– Базарова играет Павел Назыкин. У него прекрасные родители – Лариса Яковлева и Владимир Крутов. Аркадий – Дмитрий Керн. Сергей Дряхлов – Николай Петрович. Павел Петрович – Александр Карпов.

2

– Удалось разобраться, в чем причина извечного конфликта отцов и детей?

– Тут артисты пошутили взрослые: вы на стороне отцов! Это не так. Хотя я, конечно, уже вступил в тот возраст, когда автоматически оказываешься на стороне отцов. Но так уж устроена молодость, она отрицает: мы проживем свою жизнь по-другому. И вечный повтор. Я понимаю отцов, сам уже 33 года отец и даже несколько лет – дед. Но в то же время хорошо помню все свои молодые противостояния с родителями. Когда приезжал к маме, и она, не хуже Арины Власьевны Базаровой, в 10 утра – оладушки, в 12 – картошка с мясом, а в 2 часа – беляши. Помню свое раздражение: хватит меня закармливать! И мамина обида, и наше примирение: давай свои беляши, штук пять сожру! Но как бы я ни ругался с родителями, я все равно их любил. И мне трудно оправдать жестокие слова Базарова: «Копошатся, не видя своего ничтожества». И как бы Аркадий, как юный неофит, не восхищался другом, их разрыв начинается именно с упрека: «Ты слишком резко с дядей обошелся». Базаров – бездомно-неукорененное существо. И у Кирсановых ему не очень хорошо, и у Одинцовой, и у родителей.

– У вас получается спектакль о семье, о любви… А как же нигилизм?

– А что такое нигилизм? «Романтизм – художество, гниль, чувства – ерунда, человек должен воспитать себя сам, мне приятно отрицать – я все отрицаю». Как говорит Павел Петрович, вас всего четыре человека с половиною! В словах Базарова много демагогии. Помните, какой у него главный аргумент в споре? Когда он не знает, что сказать? «Я даже готов согласиться, что в этом вы правы. И все-таки это ничего не доказывает!»

– Мне кажется, этом романе самый счастливый человек – Николай Петрович Кирсанов: и Фенечка у него, и Аркадий, и имение – хоть он и не умеет им управлять, как-то стоит, не разваливается. И на виолончели играет…

– Николай Петрович дает свободу сыну, поэтому Аркадий понимает отца и радуется тому, что есть Фенечка, что у него появился брат. Отец никогда не ограничивал его свободы, поэтому и он не ограничивает свободу отца. В спектакле мы много говорим и о родительской любви, и о любви к родителям. Когда рассуждали с Ларисой Витальевной Яковлевой про Арину Власьевну, она спросила: «Это совсем курица-наседка, клуша?» Ответил: «Нет! Это любовь! И мудрость. Когда отец злится, что сын три года не был и снова уезжает, бросает их, она находит верные слова: «Сын – отрезанный ломоть, захотел – прилетел, захотел – улетел». Это не смирение, а именно мудрость и любовь – принимать сына таким, каков он есть.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 142 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 120 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

610110 октября 2024
Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

2177527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

2296112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3464106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх