
Марио: как будто бы детский клоун
Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?
3356122 июля 2019
— Марио, как же вас все-таки зовут? Ведь большинство ваших коллег не помнят или даже не знают вашего настоящего имени…
— И слава богу! Родители к фамилии Виеру дали мне красивое старинное румынское имя — Нелу. Как его только не коверкали… «Ребята, зовите меня Марио!», - сказал я однажды всем, кто лихорадочно вспоминая мое имя, переименовывал меня в «Нелю». В моих жилах течет румынская, армянская и болгарская кровь: папа называл меня «жертвой дружбы народов». Родился я в Кишиневе, там это имя тоже было распространено. Родители — румыны. Как они попали в Молдавию — долгая история с военным прологом… Кишинев находится в 170 км от Одессы, где еще до революции жила моя прабабушка по фамилии Саркисянц. Я с детства проводил много времени в знаменитом городе у моря. Сели на машину — через пару часов там. Что там ехать... «Понты» — как говорят в Одессе.
1— А как там нынче еще говорят?
— Говорят там все так же... Но все одесские выражения нужно понимать не дословно: все построено на смыслах, не нужно воспринимать это буквально. Я называю это «хитрожелтость в выражовываниях»: чрезвычайно вкусные словесные обороты. Не будучи коренным одесситом, я с юных лет пытался раскусить Одессу.
— Получилось?
— Не удалось до сих пор. Это непостижимый город! Чтобы получилось, там нужно жить постоянно.
— В Омске вы уже бывали. Когда последний раз?
— Четыре года назад. У меня немало друзей из Омска, они часто рассказывали о городе, и мне всегда хотелось сюда попасть. Омичи казались мне немногословными, более прямолинейными и не такими эмоциональными, как южане — связываю это с вашим климатом, с сибирской зимой. В омичах мало хвастовства, напыщенности. Как клоун я обязан быть психологом, знать, с какой публикой мне предстоит работать. Нельзя, как говорится, приезжать в чужой монастырь со своим борщом. На гастролях не сижу в гостинице, а хожу и узнаю, как живут в этом городе люди, как они общаются друг с другом, над чем смеются. Потому же меня можно встретить в фойе до начала представления, в антракте и после. Смотрю, кто может стать моим партнером во время той или иной репризы, наблюдаю, разговариваю.
— Родители-медики мечтали, что вы станете врачом, а вы предпочли лечить людей хорошим настроением. Кем вы сами мечтали быть в детстве?
2— Моя идея-фикс — стать учителем начальных классов. Мне всегда нравилось общаться с детьми. Когда учился в девятом классе, судьба подкинула мне возможность быть вожатым у малышей. Вот это был праздник: парк, прогулки, пластинки, сказки!.. В местный институт искусств поступил, как говорится, «по приколу»: на одном дыхании прошел все три тура, а потом начал думать — и что же я сделал? Так и стал режиссером эстрады и массовых мероприятий. Всегда был готов и потанцевать, и попеть, и покричать. В Одессе мне как-то сказали: «Да, вы с вашим колоритом можете сделать свое дело». Я тогда работал ведущим, колесил с цирковой труппой. В один момент труппа уехала на фестиваль в Германию, а я остался — и из ведущего превратился в клоуна. Через неделю отправился на гастроли в Румынию. Директор одел меня в секонд-хенде: широкие штаны на лямках, панамка. Это было тридцать лет назад.
— И сразу — Марио?
— Нет. Сначала был ведущий Нельсон. И вот этот самый Нельсон однажды опоздал на сцену с объявлением номера, потому что заигрался в видеоигру «Марио». Директор залетает: «Ты где, что, почему?..» А я в растерянности только и смог сказать: «Эммм… Да вот… Марио!» Так и приклеилось.
— Как за эти тридцать лет изменился клоун Марио?
— Ни на йоту. Только психика устаканилась... Старики говорят: поймешь эту профессию с возрастом. Чем старше клоун, тем лучше ему удается контакт с публикой. У молодого такого просто быть не может… Он начинающий, желающий, стремящийся, амбициозный, веселый – но лишь с годами он может стать «проводником» настроения публики, её эмоций, чувств. Может понять, стоит или не стоит шутить об этом здесь и сейчас.
— Все клоуны разные. Кто-то делает ставку на умения, кто-то на технологии... Большинство ваших реприз, как и сам образ — это неизменная цирковая классика. Какой вы клоун?
— Честный. В первую очередь, перед самим собой. Обманывать себя — это самое страшное, что только можно вообразить. Всегда любил черно-белые фильмы, Чарли Чаплина, юмор старой Одессы, Бендера и Паниковского… Это вещи на все времена и на мой вкус: мне это близко с молодости и по сей день. Пожалуй, я консерватор, это и тогда было мне интересно, с этим я и остался. Это и несу публике.
— С кем проще работать: со взрослыми или с детьми?
— Со взрослыми проще. У меня типаж эдакого добренького клоуна — и я как будто бы детский клоун. Но прикалываюсь над взрослыми — так, чтобы детям от этого было смешно. С самим детьми нужно быть очень аккуратным, чтобы их не ранить. Многих из нынешних взрослых в детстве напугал клоун — а это очень сильное впечатление. Даже клоунский грим на лице — уже вызов к атаке: такова инстинктивная человеческая природа. Так что клоун должен быть великолепным психологом и тактичным человеком.
— А правда ли, что в жизни клоуны — очень грустные люди?
3— Разные люди... Но доля правды в этом есть. На манеже я настоящий, а в жизни мне, как и всем нам, приходится носить бронежилетик. Наша жизнь — это маски, границы, законы, правила и борьба со своей природой. И хотя в цирке я могу быть собой безо всяких условностей, понимание этой разницы счастья не прибавляет.
— И все же где, кроме манежа, вы чувствуете себя счастливым?
— Дома — там, где всегда ждут. Моя семья в Днепропетровске, только сын — он физик-математик — сейчас в Бухаресте. Дочь учится в школе. Моя большая беда в том, что я провожу с семьей мало времени. Расставание по-прежнему очень болезненно. Жена говорит: «хорошо хоть, что ты не моряк, — точно не утонешь». Они скучают, ты сам скучаешь — это осознанное страдание. Ценю каждую минуту, проведенную с родными.
— А на гастролях что вас увлекает и отвлекает, помимо самой работы?
— В каждом городе хожу в бассейн: плавание — самый идеальный вид движения для человека. Мы ведь изолированы от нормального движения маршрутками, автобусами, автомобилями… Вообще я много чего знаю и умею. Увлекаюсь, например, геодезией, аквапоникой. Вещами, близкими к природе.
℗
Фото:Сергей Барсуков
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
89117 мая 2025
Четыре строчки про главное. Про смысл жизни
65817 мая 2025
Выбор редакции
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии