Услышать, как растут деревья

В Омском ТЮЗе премьера — «Нарния. Начало» по сказке Клайва Льюиса «Племянник чародея». Чем притягательна оказалась именно эта история, рассказали режиссеры спектакля Александр Гончарук и Ольга Краскова.

312524 октября 2019
Услышать, как растут деревья

Ах, каким радостным был мир в момент создания! Плескались ангелы, летали русалки, разговаривали деревья, смеялись звери и птицы. А потом пришли взрослые и почему-то решили, что мир должен быть солидным и скучным, — чтобы больше уважали и можно было вложить капитал. Но у них ничего не получится, потому что детям нужны радость и волшебство.

В Омском ТЮЗе премьера — «Нарния. Начало» по сказочной повести Клайва Льюиса «Племянник чародея». Чем притягательна оказалась именно эта история, рассказали режиссеры спектакля заслуженный артист РФ Александр Гончарук и Ольга Краскова (она же художник и сценарист).

1

 Александр Гончарук:

— Изначально мы договорились с Михаилом Мальцевым о постановке «Кота в сапогах», но почти сразу я понял, что это слишком простая история. Захотелось взяться за то, что побаиваешься брать — «Нарнию»! Когда еще директор ТЮЗа даст мне такой шанс? Для меня эта история — про нравственный закон, как бы пафосно это ни звучало. А нравственный закон для меня — быть счастливым. В книге Льюиса «Настигнут радостью» есть эпиграф из Мильтона: «Я счастлив, но не защищен». Все время бегу, бегу, не успеваю… А у Ольги есть свобода жизни, которой у меня нет. Она существует иначе. И это очень пригодилось в «Нарнии».

Ольга Краскова:

— Наш творческий союз такой невероятный, как будто мы из разных миров. Когда мне было лет 15, смотрела в ТЮЗе спектакли с участием Александра Анатольевича: он просто прожигал сцену! Вот идеал моего актера! Для меня большая честь работать с ним. Он любой идее не только скажет «да», но и возьмется за ее воплощение.

Александр Гончарук:

2

— Мы оба «настигнуты радостью». Режиссура — это профессия, предполагающая умение структурно мыслить. Я этому только учусь, а у Ольги и талант, и образование, она хорошо владеет формой, инструментарием. Борис Павлович, который приезжал к нам в драмтеатр ставить «Причал», сказал: «Хорошо, что вы позвали Олю в проект!». При этом мы часто спорим, мужчины бывают излишне авторитарны, но даже через эти споры она слышит меня, и возникает совершенно другое ощущение следующего шага.

Ольга Краскова:

— И это отражается в спектакле, ведь в основе Нарнии — выбор между эго и всеобщим благом. От решения одного мальчика зависит судьба целого мира, целой страны. Мы каждый раз делаем этот выбор на репетициях, потому что вдвоем создаем одну картину, которая есть  непосредственное продолжение нашего творческого эго. Каждый из нас должен подвинуться, чтобы дать проявиться другому. Потихонечку, по миллиметру отвоевываем нашу Нарнию. Александр Анатольевич держит пульс спектакля — он как сердце. Гоняет кровь. А я — мозг, руки, ноги и все остальное.

Александр Гончарук:

— У Льюиса есть фраза: «Дигори слышал, как растут деревья». И еще: «Лес был как сливовый пирог». Я был абсолютно лишен этого в детстве, на карагандинском металлургическом комбинате в городе Темиртау у мальчишек была любимая игра — бросали друг друга камни на стройке, до первой крови. А Ольга слышит, как растут деревья… Это единственный человек из моего окружения, который ездит в Индию на какие-то курсы совершенствования души… И это очень здорово для Нарнии. Мне тоже хочется слышать, как растут деревья, — теперь с помощью Александра Галимова, исполнителя роли Дигори. Он очень похож на меня молодого — по темпераменту. Нарния вошла в наши отношения с труппой, очень хотелось занять Анатолия Ильича Звонова и Аллу Ивановну Малкину, и Ольга придумала для них роли. Потому что в Нарнии надо работать с теми, кого любишь, иначе не смыкается, ведь мы делаем спектакль о счастье.

Ольга Краскова:

— Это не дешевый проект — Нарния. 53 костюма, 12 раз полностью меняются декорации на сцене. Спецэффекты — семь планов проекций, экран, сетки, декорации — даже на актерах будут проекции — с нами работает потрясающий художник-видеограф  Константин Щепановский из Санкт-Петербурга. И все это не ради зрелищности, а ради того, чтобы история вошла как можно глубже в души и глаза юных зрителей.

Александр Гончарук:

3

— Это же мистическое путешествие — обретение себя. Вот мне написал Саша Галимов: «То есть, возможно, встреча с Асланом меняет сердце Дигори так же, как в Библии — с каменного на плотяное? Могу ошибаться, но его путь — как в Новом завете — от закона к благодати, которая ему открывается благодаря Аслану». Это же потрясающе, когда артист так рассуждает! Если Дигори будет ненастоящий — это будет самое большое мое поражение. А Тимофей Греков, исполнитель роли Аслана, вчера написал: «Так оказывается, все серьезней!» Очень хочется, чтобы и зритель вдруг задумался о вещах, которые мы стали забывать.

Путешествие между мирами

Сергей Зубенко, заслуженный деятель культуры Омской области, исполнитель роли дядюшки Эндрю:

— Сказки играть — сплошное удовольствие, богаче жанра нет, а если еще и острохарактерная роль, можно посочинять, пофантазировать. Сказка называется «Племянник чародея», — а дядюшка Эндрю как раз и есть тот самый чародей. Вернее, недочародей, нелепый, не вполне владеющий тайными знаниями: волшебные кольца есть, а как они действуют? Из-за него-то и получилась эта сказка-путешествие между мирами. Хороший, веселый персонаж — мне нравится.

Хотя, кто мне объяснит, почему детям одна сказка интересна, а другая — нет?  Вроде приключение на приключении, фантастика на фантастике, а ребенок скучает! А «Репку» или «Колобка» готов слушать по сто раз, хотя заранее знает, что лиса его съест. Объясните мне эту логику — что на ребенка действует? Порядок слов? Событий-то там нет никаких! На одной из лабораторий детских театров Олег Лоевский точно подметил, что самый интересный мир ребенка — под столом. А взрослые достают его оттуда и показывают разрисованные деревянные щиты. Если уж достал ребенка из его мира, надо, чтобы он ахнул от восхищения! Приходите на премьеру, думаю, скучно не будет!

 

Омский ТЮЗ. «Нарния. Начало». Премьера 25, 26 октября.

Режиссёры — Ольга Краскова, Александр Гончарук.

Сценография, костюмы — Ольга Краскова.

4

Художник по свету — Геннадий Смирнов.

Художник мультимедиа — Константин Щепановский.

Хореограф — Ирина Горе.

Композитор — Виктория Карловски.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1428223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

55018 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86703 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

214127 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх