Нам хана! Похороните нас весело

Плох тот фестиваль, где всё тишь да гладь, да божья благодать.

3030229 октября 2019
Нам хана! Похороните нас весело

«Молодые театры России» были бы неполными без «триллера» о жизни деревенских уродов. Спектакль «Ханана» про нашу «счастливую» жизнь: алкоголизм, кровосмесительство, ублюдков и нищебродов — заставил публику столбенеть телом и каменеть лицом. Оскорблённые покидали зал
прямо во время действия.

«Это страшное зрелище, — охарактеризовал своё детище режиссёр Юрий Муравицкий. — Оно явно не для тех, кто приходит в театр развлечься или увидеть очередную дебильную историю о том, как добро побеждает зло».

1

Спектакль по пьесе Германа Грекова — драматурга, сценариста, актёра, главного режиссёра ростовского Театра «18+» поставил художественный руководитель театра Юрий Муравицкий. Премьера состоялась в феврале 2018-го. «Ханана» была выдвинута в четырёх номинациях национальной премии «Золотая Маска»-2019. А благодаря фестивалю «Молодые театры России» «русский народный комикс», «переполненный любовью, в частности, к родине» и натурализмом увидели в Омске.

Жанр спектакля авторы определили как «русский гиньоль», то есть театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что от страха зрителю становится смешно. Перед показом программный директор фестиваля Олег Лоевский
предупредил зал, что в спектакле присутствует ненормативная лексика, и, если это оскорбляет чьи-то религиозные и прочие чувства, зрители могут покинуть зал и вернуть потраченные за билеты деньги.

Многие подумали, что г-н Лоевский изволит шутить и что у них-то уши и нервы достаточно крепкие. Однако уже через несколько минут, когда мат и насилие в изобилии хлынули со сцены, многим стало не до шуток.

На сцене стоит хата, обёрнутая полиэтиленовой плёнкой. Сначала это раздражает, потому что даже с первого ряда практически ничего не видно, кроме силуэтов героев. Как будто глядишь сквозь грязное стекло. Но когда герои начинают лить молоко, воду, швырять еду и сковородки, зритель смекает, что плёнка — для его же комфорта и безопасности. А ближе к финалу, наконец, понимает, что рассматривать всю эту дрянь в деталях не имеет смысла.

Входя в «паранормальный домик», актёры сгорбливаются, отчаянно жестикулируют и заторможено говорят неестественными голосами: женщины — высокими, мужчины — хриплым басом. По последнему пункту режиссёр дал небольшую справку: «У маргинальных слоёв населения, особенно у алкоголиков, довольно медленная монотонная речь и движения замедленны».

Аномальную хату населяют злодей Сашка, тиранящий дом и читающий всё подряд, включая Достоевского и «Ричарда III», его мать Наташка по прозвищу Ханана, таскающая в дом еду и книжки из порушенной сельской библиотеки, и Наташкин муж Борис, до смерти запуганный Сашкой и оглохший вследствие Сашкиного рукоприкладства.

2

Вскоре к «весёлой семейке» присоединяется Наташкин хахаль из соседнего Краснополья — Пётр Семёнович. Он, как и Борис, по профессии скотник. Но скотник необычный. Пётр Семёнович знает, как правильно резать скотину. Пошепчет ей на ухо заветные слова и тесаком — на! — ткнёт,
куда следует.

Наташка покупает своему сыну-психопату всякие вкусности, вроде свиной головы, и иногда спит с ним. Потому как если она не будет этого делать, то он изнасилует кого-нибудь прямо на улице.

Вскоре с зоны приходит старший брат Сашки Дима. Это такой отморозок с мешком, в котором, правильно, много водки, автомат и деньги. Дима объявляет (если мягко выражаться), что Сашка в доме больше не главный, и после крутого «замеса» Семёнычу ничего не остаётся, как убить
эту «скотинку», предварительно пошептав ей на ухо «волшебный» заговор…

Чему всё это учит? Кого спасёт? Нужно ли делать какие-то выводы и закидываться размышлениями по поводу этой «русской версии Макдонаха»? На мой взгляд, вряд ли. Тем более что перед началом действа улыбчивый конферансье с бабочкой спел под баян дивную песенку про то, что этим уродам наше сочувствие не требуется, и вежливо попросил публику засунуть его в ж…

Давным-давно Горький думал, что в своей знаменитой пьесе «На дне» он описал дно русской жизни. Что дальше падать некуда. Ан нет. Герман Греков и Юрий Муравицкий как бы говорят своей постановкой: «И под дном есть жизнь. Кому интересно, добро пожаловать в ад российской глубинки». Жизнь российской деревни, спившейся, деградировавшей, оскотинившейся, они сравнивают — ни много ни мало — с древнегреческой трагедией про царя Эдипа, жившего с собственной матерью.

«Ханана» — психологически тяжёлое зрелище, вызывающее широкую палитру самых отрицательных переживаний: гнев, отвращение, брезгливую жалость. Авторы спектакля предлагают посмотреть прямо в глаза ужасу, тоске и безысходности. Некоторые зрители предпочитают бежать от реальности, в смысле покидают зал, тем самым как бы говоря авторам: «Спасибо, не надо. Это не про нас, а про каких-то недолюдей и выродков. Зачем это показывать?»

В одном из своих интервью режиссёр Юрий Муравицкий отчасти объяснил такое поведение: «Если с моего спектакля не уходит ни один зритель, я начинаю думать, что сделал что-то не так. Дискуссия не предполагает согласия всех. Мы же инициировали дискуссию на острую тему — делали высказывания, которые могут кому-то не понравиться.

На одном из первых показов «Хананы» к концу спектакля в зале осталось чуть ли не 40% зала».

Драматург Герман Греков сказал, что в оригинале действие пьесы происходит в Воронежской области. Но в реальности это может быть любая российская деревня, любая точка на карте нашей необъятной страны. Такие люди живут рядом с нами.

3

Когда Альберт Филозов давал драматургу премию за пьесу, он сказал: «Мы, живущие в Москве, не понимаем, что за МКАДом конец света уже наступил и медленно к нам приближается».

«Ханана» — это образ нашей страны в миниатюре, — говорит режиссёр спектакля. — Мы все живём в этом домике. В тексте ведь заложены определённые культурные коды, аллегорические образы, которые выходят далеко за рамки конкретной локальной истории, описанной в пьесе. Хотя основа этой истории вполне документальна. Герман писал про реальную семью, своих соседей, за которыми он наблюдал в детстве.

Эта пьеса — попытка осознать страну, в которой мы живём. Без иллюзий, не отгораживаясь от неё вагонкой, евроремонтом и заборами».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:с сайта kultura55.ru и пресс-службы "Пятого театра"

Теги:фестивальтеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

22521 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

20522 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

948104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3381114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4442210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6241106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1045212 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх