
Воздушные замки Валерия Юрьева
Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.
401730 октября 2019
— Валерий, сколько человек выходят на манеж, когда шпрехшталмейстер объявляет
ваш номер?
— Наш «Воздушный полет» — это шесть человек, включая меня. В начале 90-х номеру дал жизнь Николай Акилов, а когда он ушел на пенсию, руководителем стал я. Сейчас из первоначального состава осталось четыре человека. Сам я пришел в номер, отслужив в армии, в спецназе. Мой друг предложил попробовать себя в гимнастическом аттракционе. Мы до этого занимались спортивной гимнастикой: и он, и я — мастера спорта. Так и пришли в цирк.
1— …и задержались вы здесь на двадцать с лишним лет. Сложно было «перекраивать» себя из гимнаста в циркового артиста?
— Физически не было сложно, все элементы были знакомы. Скорее, пришлось перешагивать через психологический барьер. Или перелетать… Здесь, в номере, нельзя, как у нас говорится, открываться (то есть вставать) на ноги. Ты летишь в руки ловитору — партнеру, который ловит тебя во время исполнения трюка. Получается, надо открываться на живот. К тому же даже не в сетку, а в руки к человеку. Поначалу было очень непривычно! Или другой пример: на турнике ты прекрасно крутишь двойное или тройное сальто, но тут ты как на качеле: все в движении, никакой статики, важно правильно сделать расхлест… В итоге ты всему учишься заново, потому что исполняется это иначе, не так как всю жизнь учился…
— Кстати, где изначально учились крутить сальто и делать стойки на руках?
— В Училище олимпийского резерва: полноценное школьное образование плюс две тренировки каждый день. Жал в общежитии для спортсменов, домой ездил на выходные. Родился я в Тихорецке: небольшой, опрятный, приятный город в Краснодарском крае. Рос без отца, мама работала сварщицей. С детства мечтал заниматься футболом, но тренеров в нужный момент не нашлось. Зато случилась встреча с тренером по спортивной гимнастике — судьба распорядилась так. В отпуск всегда еду к маме в Тихорецк.
— Вольтижеру всегда приходится следить за весом тщательнее, чем ловитору. Справляетесь?
— Стараюсь, конечно. Сейчас вот поднабрал малость, потому что был перерыв между городами-гастролями. А когда репетиции и работа, держать себя в форме довольно просто. Плюсом всегда отжимания, шведская стенка, гантели, турник… Бывает, когда рядом с цирком есть спортзал, беру абонемент и трижды в неделю занимаюсь там. Вольтижер-мужчина не должен весить больше 70 кг, женщина — до 50 кг. У нас в номере два ловитора и четыре вольтижера, каждый следит за своей физической формой. Кстати, в футбол я все-таки начал играть, правда, уже в зрелом возрасте и как любитель: с друзьями или когда на гастролях складывается команда таких же любителей погонять мяч.
2— Омская публика увидит ваш номер в программе цирка на льду. А сами вы на коньках стоите?
— На коньках не получается! Пробовал — становлюсь, еле еду. Эх, сейчас стыдно станет… На самом деле просто цели такой нет. Уверен: если цель поставить — всему научишься. Цирк на льду сам по себе, конечно, удивителен. Когда становятся на коньки и при этом делают трюки, возникает невероятный симбиоз циркового искусства и фигурного катания. Ну а мы работаем надо льдом: рамка висит на 12 метрах от манежа, а в трюке взлетаем метров на пятнадцать.
— У вас есть любимый трюк?
— Есть. Сажусь в упор, держа баланс, и делаю два с половиной оборота вперед прямым корпусом. Это и смотрится красиво, и редко кто делает: в российском цирке я такого не видел.
— А на что лучше всего реагирует зритель?
— Так сложилось, что в акробатических номерах самая яркая реакция — на падение гимнаста. Ловитор не смог принять вольтижера, тот падает на сетку, зритель ахает, сопереживает… Ты поднимаешься, берешь себя в руки и повторяешь трюк. Некоторые артисты практикуют такие «вау-реакции» специально, но мы так никогда не делаем. Мы за чистоту трюка и честный цирк. Специально падать — это не наше, если только речь не идет о трюках с падениями. Так, в нашем номере гимнастка демонстрирует падение из-под купола. Летит головой вниз, без страховки. Перед самой сеткой — мгновенная координация и приземление на спину. Нам есть чем восхитить и удивить зрителя без всяких «обманок».
— Сетка гимнастов не подводит?
— Она легко выдержит 300 килограммов. Сетка сделана из особого материала, в основе которого хлопок. Она очень крепка, несмотря на то, что толщина веревки лишь 3-4 мм. Раньше сетки были узловые, теперь плетение безузловое. Если раньше падаешь, проезжаешь по сетке и узлы тебя обжигают, сейчас такого нет.
3— Сложно быть «первым среди равных», руководить коллегами по номеру?
— Мы все из Ростова, все гимнасты. Мы друг друга знаем миллион лет. Дружим, общаемся и за пределами манежа. У меня нет никакой «звездной болезни», хотя я и руковожу коллективом. В Омске мы уже третий раз. За четыре года, что прошли с последнего нашего визита сюда, город стал уютнее, чище, симпатичнее. Правда, погода для меня так и остается загадкой: выйду на балкон — солнце светит, через пять минут выгляну — уже снег идет. Впрочем, главное для нас, цирковых артистов, все же то, как принимает публика. Тепло в зале — значит, будет тепло и на душе.
℗
Фото:Сергея Барсукова и из группы "Воздушный полет п/р Валерия Юрьева" Вконтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
88817 мая 2025
Четыре строчки про главное. Про смысл жизни
65717 мая 2025
Выбор редакции
— попутчица
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии