Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

623127 ноября 2019
Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

Когда произносится имя Александра Капралова, память услужливо подсказывает: Дон Кихот — по вертикали, Достоевский с «Карасём» — по горизонтали. Но за свою творческую деятельность мастер сочинил более 600 скульптур. Для юбилейной ноябрьской выставки отобрал лишь 103.

Каждая, как сказка Андерсена. Железная сказка с философской начинкой и множеством деталей, которые страшно интересно трогать и рассматривать.

1

Капралов — наш стальной Андерсен XXI века. Он рассказывает свои истории огнём и железом, не забывая приправить их нежнейшим сарказмом, добродушной иронией и тонким юмором.

Чтобы извлечь 8 тонн высокохудожественного металла из мастерской в Москаленках, Капралову понадобились газель, шесть грузовиков и десять грузчиков.

На выставке скульптор ещё раз пристально вгляделся в отдельные работы. А заодно побеседовал с посетителями, которых наш диалог не оставил равнодушными.

— Александр Николаевич, чем вы вдохновляетесь? Ваш Дон Кихот — результат прочтения Сервантеса?

— Хороший вопрос. А вы сами хоть раз прочли Сервантеса до конца? Мне только несколько страниц удалось осилить.

— А из тех книг, что прочли до конца?

— «Идиот». Когда-то моим любимым героем был князь Мышкин. 

2

С Фёдором Михайловичем Достоевским я иду рука об руку со студенческих лет. 20 лет назад моя дипломная работа стала у драмтеатра и, на мой взгляд, неплохо стоит. В 2013-м в Омск приезжали снимать передачу «Письма из провинции». Её авторы сказали мне: «Ваш Достоевский — лучший».

— Неужели спустя 20 лет вам ничего не хочется исправить?

— Можно поработать со спиной…Но Достоевский может стоять, а вот Дон Кихот — нет. Сейчас бы я фактур наварил, деталей разных. Если выделят деньги на реконструкцию, я сделаю и ослика, и Санчо Пансу, и новую бороду Дон Кихоту. Его же за двадцать лет по винтикам растащили. 

Звонят мне как-то из ТЮЗа: — Александр Николаевич, надо сделать копьё. У Дон Кихота украли копьё!

А мне пять метров везти не на чем. 

Я говорю: — Поищите в кустах, ну кому нужен кусок трубы?

Через какое-то время звонят. Нашли, говорят, копьё. Вместе с рукой в кустах валялось.

Моя скульптура хороша тем, что все детали можно вернуть обратно. А у Ники Самофракийской до сих пор не знают, где голова, где руки.

3

— Как рождается ваша скульптура?

— Если я начну рассказывать про связь с космосом, не верьте. Можно смотреть телевизор, идти по улице, можно оттолкнуться от сценки, картинки, идеи, высказывания.

Года три назад по телевизору показывали сюжет, как Папа Римский отказался от папамобиля. Я сделал рикшу, который везёт папу. Его купили, сейчас он в Санкт-Петербурге…

Или вот, например, у греков есть миф про троянского коня, а у меня европейский конь. У него там дверки, а внутри — людишки.

— Мигранты?

— Может, и мигранты.

— Вас тоже волнует, что станется с Европой?

— Просто новости смотрю, а в Европе я не был. Некогда. Работаю.

— Значит, вдохновения ищете исключительно на родных просторах?

4

— А почему бы и нет?!

— Вдохновляет?

— Я думаю, у нас идей больше, чем где-либо. Я родился на станции Ольгино в 1959 году, нынче пошёл на пенсию. И ни разу не менял прописку.

Наша область огромная. На её территории можно уместить целые европейские страны. У нас два миллиона человек — тоже, считай, небольшая европейская держава. Просто мы немножко…(задумывается)

— Недоделанные?

— Смотрим на них. Как они сказали. Какое у них искусство. Мы ценим только тех художников или музыкантов, которые там дают концерты и устраивают выставки. Но это же в корне неправильно! Если ты патриот и любишь Родину, ты здесь для детей концерты устраивай.

К сожалению, не только люди искусства, но и власть предержащие смотрят туда: как квартиру купить, как в командировку съездить. А мне кажется, что мы самодостаточные.

Я устроил выставку, на которую мне никто не дал ни копейки. Я ничего ни у кого не просил. Про меня даже нынешние власти не знают, не то что Европа. Да мне и не надо. Хочется только, чтоб покупатель зашёл да что-нибудь купил, чтоб было на что железа и хлеба купить.

— Дорогое нынче железо?

— Всё дорожает. Но я не жалуюсь. Скульптуры стоят, выставка идёт, каталог напечатан. Единственное, что бы мне хотелось, это поменять отношение к искусству и чтобы люди не разбегались. Своих надо поддерживать. Не на Запад смотреть, как там Церетели поживает. Он прекрасно поживает. Давайте подумаем, как наши художники живут. Моё мнение такое: просто так никому ничего давать не нужно. И художникам в том числе. Но когда человек делает что-то серьёзное, надо ему предоставить возможность творить.

У меня была такая идея: выкупить весь Любинский проспект и сделать галереи. Чтоб Кичигин, Баймуханов, Дорохов, и у каждого — своя галерея. И работы там будут не на полках стоять, как в музейных запасниках, а жить.

Моя выставка продлится 20 дней. Потом я увезу скульптуры в мастерскую и буду смотреть на них один. Но это же неразумный подход к делу! А если бы мы сделали такой Любинский, то прозвучали бы на всю страну.

Кто-то возразит: там магазины, частная собственность. А я так отвечу: если есть желание, всё решаемо, и деньги можно найти.

Главное — не надо смотреть на Запад. У меня есть скульптура, посвящённая этой теме. «Россиянин» называется. Мы топчемся на одном месте: то с Китаем хотим дружить, то с Европой, то с Америкой. А нужно здесь территорию окультурить и жить спокойно, и к нам потянутся. Мы здесь должны создавать своих героев и антигероев, миф творить. А у нас как: хочешь денег — поезжай в Москву, хочешь прозвучать — опять в Москву. Неправильно это.

— У вас есть любимые работы?

— Самые любимые работы — удачные. А удачных работ мало. На этой выставке их примерно штук двадцать.

— А остальные?

— Проходные. Так себе.

— Но вы их всё равно показываете.

— Это нормально. У вас тоже бывают удачные и неудачные репортажи. Не может быть всё удачным. Это бред.

Но тут есть вторая сторона медали. Это я думаю, что работа неудачная, а зритель думает по-другому. А у покупателя третье мнение. А покупатель у нас, как известно, всегда прав.

— Тогда расскажите об одной из самых удачных, на ваш взгляд, работ.

— Да вот хотя бы «Поиск истины» (указывает в сторону колеса, утыканного человеческими фигурками). Люди ходят по кругу вокруг бутылочки и рыбного скелета. Это мы с вами. Ходим столетиями и ищем наш путь, истину, но пока не нашли. Видите, даже ангел отвернулся от нас и уходит.

— Найдём?

— Я думаю, не найдём. Потому что только делаем вид, что ищем. Если бы хотели, давно нашли. А нам то в Европу приспичит, то в Азию, то мы с Америкой дружить хотим, а у себя ничего не делаем.

Жизнь, конечно, меняется. Жить стало лучше: апельсины есть, мандарины есть. А раньше, помните, на Новый год всем по одной. Но время прессуется в сто раз быстрее, чем мы движемся вперёд. Катимся всем шариком куда-то в пропасть. Раньше нам тоже об этом говорили, но мы не верили, а сейчас шкурой ощущаем, до мороза по коже. Надо быстрее принимать решение и что-то делать.

Раньше, помните, в магазине стоял рулон бумаги, куда нам и масло, и селёдку заворачивали. А сейчас мы запоганили пластмассой всю землю. Весь мир. Весь океан. Но будем ещё лет двадцать разговаривать о том, как было бы хорошо построить заводик по производству бумажных пакетов, а
потом, может быть, примем решение.

— Вы вот тоже не торопитесь, юбилей был летом, а выставку поздней осенью сделали.

— Вообще-то я всегда весной выставки делаю. Сначала хотел во Врубеле, но там реконструкция, а мне нужно пространство. Здесь зал хороший, вся проблема заключалась в том, чтобы скульптуры поднять на второй этаж. Подняли. В понедельник убирать будем.

— Грузчики те же?

— Те, наверное, уже не поедут (смеётся). Тяжело. Они в шоке.

— Культурном?

— Насчёт культурного не скажу. Правда, после выгрузки они тут всё перефотографировали на телефоны.

— А вы говорите культурного шока не было… И вся эта красота снова уедет в вашу мастерскую?

— И кучей будет стоять. И никто ничего не увидит.

Вот эта большая работа была сделана 10 лет назад. (Подходим к «Кукловоду») На выставках она появлялась всего два раза. Это третий.

Выставка длится 20 дней. То есть 9 лет и 10 месяцев она стоит в мастерской и её никто не видит. Это же неправильно?

— Абсолютно.

— Такова жизнь.

— Но ведь ваши работы, как бы это точнее выразиться, вечны?

— Смотря как хранить. Достоевский и Дон Кихот уже 20 лет стоят и ещё 120 простоят. Металлу не страшны ни снег, ни град, он гниёт только в соприкосновении с землёй. Кованые балконные решётки и по 300 лет стоят. Балконы обваливаются, а они целы. Металл ничем не хуже бронзы.

 А это сваривается вместе или сразу делается? — в наш диалог вступают посетители выставки, которым не терпится узнать, как Александр Николаевич «лепит» своих «человечков».

— Головка, ручки, ножки делаются отдельно, а потом собираются фигурки, которые крепятся на подставке так, чтоб не густо и не жидко, — терпеливо объясняет скульптор.

— А они не отвалятся? — волнуются зрители.

— Это сварка, — успокаивает мастер, — но в случае чего можно сварить по новой, не проблема.

— Меня очень волнует, почему этого нет на улицах города? — возмутилась интеллигентная дама в очках. — Мне бы, например, очень хотелось, чтобы это было.

— Свои последние работы в городе — Дон Кихота и Достоевского — я поставил 20 лет назад при Валерии Павловиче Рощупкине. Сегодня предпочтение отдают каким-то политическим вещам. Это возвращение к 70-м годам прошлого века. А надо, чтобы было интересно. Чтобы ребятишки подходили, трогали, рассматривали…

Но я не жалуюсь… Вот это «Колесо», к примеру, уезжает в Санкт-Петербург. Его приобрели за месяц до выставки.

— А во время выставки у вас что-нибудь купили?

— Люди с деньгами по выставкам не ходят…

Выставку делаешь, чтоб поблажить. Во-первых, юбилей, 60 лет, я на пенсию пошёл. Подставки сварил, покрасил, со всех работ пыль вытер. Только здесь можно увидеть, как они выглядят. В мастерской всё это стоит на 85 квадратах, а здесь зал в четыре раза больше.

— А на что вы жили, если это годами не продаётся? — активные пенсионеры не на шутку встревожились за судьбу скульптора.

— Живу только за счёт продаж бизнесменам. Они что-то заказывают, что-то покупают, но всё это не имеет никакого отношения к искусству. Так, прибавка к пенсии.

— А пенсия у вас большая?

— В следующем месяце получу восемь с половиной тысяч. Я двадцать два года преподавал на худграфе в педагогическом, но зарплата была небольшая, потому что какое-то время работал на полставки. Вот и спасибо государству.

— Надо чтоб на выставки омских художников ходили первые лица региона, — загудели посетители выставки. — Чтобы на Репина в Третьяковку народ повалил, сначала Владимира Владимировича приглашают. Так что после его визита очереди в Москву-реку падают. А почему местные власти не берут пример со столичных? Тогда и подчинённые пойдут. И детей своих поведут…

— Александр Николаевич, ваши работы для детей или для взрослых?

— Все художники делают работы для себя, потому что они эгоисты. Художник хочет сделать то, что никто и никогда не делал. Он мечтает о шедевре. А выставка вторична.

Представьте себе, десять лет назад я затратил полгода, чтобы создать её (Показывает на «Кукловода»).

— Это Она?

— Это Оно. Мы его сочинили. Видите: там крылья, нимб гвоздиками прибит. Мы его придумали.

— Кто мы?

— Мы с вами. Мы его придумали, посадили наверх и верим, что он дёргает нас за ниточки, а мы под его дудку пляшем. Он придуманный. Нам говорят, какой он хороший, а когда долго говорят, что он хороший, начинаешь верить в это. Так мы придумываем себе кумира.

— У вас опасная профессия…

— Бывает, иногда «зайчика» поймаешь, иногда занозу. Вот когда я с деревом работал, топором коленки рубил.

— Как вы находите свой металл: на ощупь, по цвету?

— Толщину смотришь. Чтобы можно было загнуть. Весь чёрный металл примерно одного качества. Только чугун не варится, а то, из чего трубы для отопления делают, за милую душу.

— И ржавые?

— И ржавые. Благодаря ржавчине появляется фактура.

— А здесь на выставке есть что-нибудь ржавое?

— Да вот хотя бы «Врата». Видите ямки — это ржавчина съела металл. Она вычищена, но поверхность как будто живая.

— Ваши «Врата» куда ведут: в ад или в рай?

— Это Святой Пётр. Значит, в рай.

— Вы верите, что он существует?

— Есть такой анекдот. Пётр ведет человека в рай. Оттуда доносятся страшные крики. Человек спрашивает: — А что там?

Пётр ему:

— Как что? Чтобы крылышки к спине прицепить, надо ж дырки просверлить.

Идут дальше. Крик ещё страшнее.

— А это что? — спрашивает человек у Петра.

— А нимб к голове как прибить? — отвечает святой.

Так что по поводу рая-ада вопрос философский. Чтобы попасть в рай, надо сильно много чего натворить. Может, лучше на сковородке греться. 

Есть рай или нет его — вопрос сложный. Потом посмотрим. Может, встретимся ТАМ на выставке в том же составе. Может, ТАМ жизнь продолжается… Значит, будем ставить скульптуры ТАМ.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Ирина Губарева

Теги:выставка


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

25921 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

24222 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

966104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3427114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4498210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6279106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1049112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх