Отстрелялись

Областная власть от проблем Степного устранилась – не в ее юрисдикции. Бывший городок ракетчиков не нужен властям вместе с бывшими ракетчиками. Тем более, что люди они неспокойные – пишут и пишут: просят, чтоб их взял хоть кто-нибудь.

3453122 января 2017
Отстрелялись

Когда-то процветающий военный городок 154-й военный городок – теперь просто поселок Степной на окраине Омска. Здесь базировался 7-й отдельный ракетный корпус – располагалось управление, жили семьи военных: семь жилых домов, земельный участок, подъездные пути, склады, казармы.

- Рай, ну чистый рай был! – вспоминает старожил Валентина Бедная, ефрейтор на пенсии, – Кругом лес, свежий воздух, дачи рядышком. Народу – тысячи четыре, в основном, молодежь: военным, как выходили на пенсию в 45, жилье в городе выделяли. Все было: госпиталь для военных, больницы для служащих, баня, прачечная.

1

Военную часть расформировали в 2006-м. Большую часть служивых перевели в другие места, отставники остались. Купить квартиры на выданные государством сертификаты смогли немногие: выдавали их в расчете на себестоимость, а жилье продают по рыночным ценам. Остались старики, разведенки и вдовы – ракетчики умирали быстро.

Помойка — главный ориентир

Главный ориентир в Степном теперь – помойка, куда из закрытого Дома культуры сместился центр встречи соседей. Магазинчик с самым необходимым да почта - выбор культурных заведений небогатый. Кабинет врача общей практики, открытый бывшим мэром Омска, под замком с 2011-го, когда Виктор Шрейдер ушел в Госдуму, а врач – на пенсию. Детский кабинет держался дольше, хотя и работал раз в неделю. Помогала …церковь, оплачивающая коммуналку здания. Летом закрылся и он – в поликлинике №4, к которой приписаны маленькие степнинцы, объясняют, что нет медика, согласного ехать в глушь. До Степного ходит один автобус, да и тот, как уверяют местные, «забыли» с садового маршрута, вокруг ведь дачи. Тропинку к храму чистит батюшка, а «медицинские» входы засыпаны снегом. Но осенними ночами тут было шумно – через окна видно, что сняты доски пола, отбит от стен кафель. Чужих теперь много – дачи стали домами для многих «понаехавших».

Больница-церковь

- Ребятишек много – человек 500 на поселок, а детской площадки нет, - жалуется молодая мама двоих детей Марина Никончук. – Педиатр не приезжает, поднялась температура у ребенка – сгребай да тащи в любую погоду на автобусе в общую очередь на 1-й Кирпичный. И аптека там же. Но ребенка донести можно, а у соседки свекровь после инсульта, к ней тоже врач не приезжает. Нет нас ни на городских картах, ни в медицинских.

Марина – из транзитников, так называют военных невысоких чинов, которым тут дают служебные метры – перебиться год-два, что затягивается обычно на десять. Мужа ее перевели из Канска, обещали благоустроенную квартиру:

– Дома – холодина, дети в валенках ходят – трубы старые-престарые. Зимой снег сами чистим, летом – грязь по колено, на прогулку с коляской резиновые сапоги надеваю. Участкового нет, детей одних гулять не выпустишь, да и собак боимся – с дач набегают, ребенка одного загрызли насмерть.

Население городка сократилось больше, чем вдвое. Обитает оно в старых, переживший свой век четырехэтажках. В советское время служебное жилье строили не слишком качественно, а капитального ремонта не случилось ни разу: до перестройки было рано, сейчас – никому не нужно. Военный принадлежит Министерству обороны РФ. Некоторым удалось приватизировать жилье через суд, но и они – только совладельцы жилья вместе с МО. Не могут даже выбрать управляющую компанию – для этого требуется больше половины голосов, которые есть только у Министерства обороны. Оно и назначило Степному «Славянку», учрежденную экс-главой Анатолием Сердюковым. Только в июне 2016-го она признана банкротом – на радость жителям городка, уже и не мечтавшим от нее избавиться. Особенно после того, как пять лет назад в котлован с горячей водой, оставленный рабочими, упала 5-летняя девочка. Рабочие были временными - филиала в Омске у «Славянки» не было.

– Если авария – ищет сантехника, месяцами без воды сидим – военная пенсионерка Александра Николаевна Прыгун ведет меня в свой дом. – Техничку, дворника и вовсе не видели. Деревья сами кронируем, скидываемся. Грядки, клумбы – тоже сами. Но крыши по весне бегут, только тазики подставляй, стены трескаются. Дом наклонился, как «Титаник, на балконы выходить боимся – гнилые. В подвале болото, здание просело так, что к трубам не подобраться. Крысы сейчас попрятались – холодно, а блохи уже мутировали - ни жары, ни мороза не боятся.

35- градусный мороз, врывающийся через разбитые двери подъезда, не убивает ни насекомых, ни гнилой запах.

– Нос зажмите, – советует Александра Николаевна. – Мы-то привычные: давно на фекалиях живем, канализация протекает. Столько лет этой «Славянке» платили, все в Москву уходило. Сейчас вместо нее ГУЖФ: Главное управление жилищным фондом Министерства обороны. Объявления развесили: в случае аварии звоните в Новосибирск, они оттуда уже будут нам искать слесаря или сантехника.

Жилая улица

Жилье, в которых хозяева – не хозяева, не продашь, не обменяешь. Обитатели неприватизированных метров и вовсе ждут выселения: предписания уже пришли многим. Майор Игорь Петров, отслуживший 23 года и 4 месяца в ПВО, на днях уволился из фирмы, чтобы сторожить квартиру. В свое время, говорит, «расслужебить» ее не дали, потому приватизировать не смог. Ждал, когда государство предоставит другое жилье, полагающееся по ФЗ «О статусе военнослужащего», вместо этого получил из суда требование выехать.

– Одни из грязи в князи, а мы наоборот – жили, как князья, а теперь н носом в грязь, – логопед Наталья Мазурова водит меня по трем улицам поселка, две из которых теперь – нежилые.

Грязь, в которой оказался 154 военный городок - мазутная. Еще в 2009 году Виктор Шрейдер обещал, что решит вопрос о передаче земли, на которой стоит Степной, в муниципальную собственность. Департамент имущественных отношений предложил Сердюкову привести объект в надлежащее состояние, в 2012-м году должна была закончиться поэтапная передача. Но она даже не началась, хотя МО, похоже, уже не знает, как от городка избавиться. В 2014-м оно попыталось обязать мэрию принять на баланс Степной, правда, без всякой рекультивации. Администрация Омска упирается - возле старой котельной разлито около 2-х тонн мазута, создающих опасность экологической катастрофы. Котельная работала плохо, все время убегало топливо, жители две зимы сидели без отопления. Три года назад построили новую, принадлежащую МУ «Тепловая компания», хотя в старых домах все равно холодно. При этом платят степнинцы с 1 июля 2016 года почти на 45 процентов больше, чем остальные омичи – губернатор Виктор Назаров утвердил для них особый тариф. С помощью общественной организации «Оплот» жители подали в суд на «ТК», выяснили, что в тариф включены необоснованные затраты. Но проиграли – собираются в Верховный.

Судя по горячей любви муниципальных сотрудников к Степному, поселку не станет лучше от того, что он будет «городским». Но хоть спросить будет с кого – до Министерства обороны так высоко, что и мэрия допрыгнуть не может. Или не хочет.

– Город сделал все, что мог, для Степного, который ему не принадлежит – построил котельную, затратив около 40 миллионов собственных средств, – утверждает Виктор Гашеев, заместитель директора департамента информационной политики Омска. – А на очистку территории, которую не выполняет Министерство обороны, по примерным подсчетам, требуется около 100 миллионов рублей, которых у города нет.

Министерство обороны до сих пор не определило организацию для проведения работ. Правда, по мнению юриста Максима Мягчиева, отказаться принять земельный участок с недвижимостью муниципальная власть может только по кадастровым основаниям, в силу несоответствия площадей. Об их чистоте в ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ» ничего не сказано. Ничто не мешает мэрии принять Степной на баланс, после чего уже и требовать очистки земли от МО через суд. Но в горадминистрации говорят только, что переговоры идут, не называя даже примерных сроков их окончания.

– Да все понятно, – комментирует Олег Афанасьев, сопредседатель «Оплота». – Очистка земли от мазута – хороший предлог. Земли других военных городков мэрия принимает и отдает по кускам бизнесменам под строительство, потому что это ей выгодно. А тут сплошные затраты. Что делать с полуразрушенным жильем Степного, сколько средств придется в него вложить? Легче бросить уже вложенное в те же больницы, например.

Областная власть от проблем Степного устранилась – не в ее юрисдикции. Бывший городок ракетчиков не нужен властям вместе с бывшими ракетчиками. Тем более, что люди они неспокойные – пишут и пишут: просят, чтоб их взял хоть кто-нибудь.

– Да хоть китайцы! Я уже и Шойгу письмо отправляла, специально диагнозы изучила, болезни ему перечислила, которые мы в этих квартирах заработали, – Наталья Мазурова загибает пальцы:

– Хронические бронхиты, туберкулез, сердечные заболевания, кишечные инфекции, даже педикулез! Защищали-защищали родную землю, а теперь она никому не нужна. Отстрелялись…

Подробнее - здесь.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

23821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

22022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

954104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3400114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4464210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6258106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1046812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх