Хор Белецкого: поют все!

Под руководством музыканта-изобретателя инженеры и юристы, продавцы и врачи превращаются в певцов и композиторов.

625926 января 2017
Хор Белецкого: поют все!

Без музыки тоска

- Музыкальную школу я не окончил, - рассказывает вчерашний разнорабочий, а ныне композитор Всеволод Пушкарев. - Из училища вышибли все по той же причине: сольфеджио не давалось, с музыкальными диктантами была проблема. А музыка в душе звучала. Подался к Сергею Владимировичу Белецкому, и он меня понял. За год я освоил теоретический материал семилетней музыкальной школы, за три месяца – курс училища. Теперь просто выхватываю из головы мелодии, которые создаю.

Никем, кроме как музыкантом, Всеволод себя не представлял, но неудачи на пути к мечте подкосили: прозябал на стройке. Когда начал писать симфонии и сюиты, почувствовал силы изменить не только себя, но и мир вокруг. Теперь 29-летний Пушкарев в свободное от творчества время руководит собственным предприятием, занимающимся грузоперевозками.

1

- Когда претворяется в жизнь мечта, хочется творить! – объяснила 65-летняя Наталья Ивановна Карцева, бухгалтер по профессии. – Я после занятий летаю. Старое пианино дома стояло, как памятник несбывшимся надеждам. А теперь ведь и внукам стало интересно, что это вдруг бабушка с него пыль сдула: стучит по клавишам да приплясывает, как молодая. А я и правда будто помолодела лет на 20.

В 2010 году на Международном конкурсе старинного и современного романса «О России и для России» только омичи рискнули спеть «а капелла», без инструментального сопровождения – Татьяна Гавриляк и Сергей Кокотин. Это были ученики Сергея Белецкого, заслуженного работника культуры России, три месяца прозанимавшиеся по его методу. После конкурса Татьяна бросила свою престижную должность юриста предприятия и ушла в ресторан. Насовсем: небольшая сцена, но в 32 года все еще впереди… Дмитрий Белан, бывший полицейский, сейчас пишет музыку для театра и кино – в мелодраме «Счастье по контракту» звучат только его мелодии. А молодая семья врачей одну на двоих профессию не поменяла, но жить стала веселей:

- Мы теперь даже ссоримся красиво, - смеется Светлана Чернова. – Сначала как-то случайно получилось: после занятий на едкое замечание мужа ответила пением. Так и пошло. Чем недоволен, выразить можешь, но оскорбить друг друга уже не получается – не ложатся плохие слова на музыку.

Собственно, задача Белецкого, который изобретал «Хроморяд» – научить инженеров и бухгалтеров, мастеров и водителей не столько «лабать» на фортепиано или изображать Паваротти, сколько становиться собой. Отработав два десятка лет в музыкальном училище, в трудах сибирского медика и биофизика Влаиля Казначеева он прочел про синдром витальной неудовлетворенности – оказывается, люди, понявшие, что не выполняют свое предназначение, страдают физическими и психическими недугами в три раза чаще, чем те, кто воплотил в жизнь детские мечты. Правда, счастливчиков совсем немного в России – только три процента, по Казначееву. О том, что выпускается из музыкальной школы только 30 процентов поступивших туда, Белецкий к тому времени знал по опыту. Как, впрочем, и то, что принимают в школы искусств далеко не всех – по причине отсутствия слуха.

Нотный код

- Слуха не может не быть у здоровых людей, - уверен Белецкий. – Другое дело, что его надо развивать – учить петь, понимать классику так же, как учат в школе читать и понимать литературные произведения. У китайцев, корейцев, японцев – абсолютный слух. Потому что их языки тонально-интонационные: слова в зависимости от звучания имеют разные значения. Музыкальность формируется вместе с речью, с овладением голосом. Чем лучше интонирует человек – тем выразительнее говорит. У нас в России же считается, что слух – это что-то редкое, дар Божий. На самом деле, как именно влияет музыка на организм, никто еще не изучил. То, что человек, ее любящий и ценящий, начинает чувствовать тоньше, неоспоримо. Но ведь это еще и мощное лекарство для организма. Вот сейчас многие врачи, целители разрабатывают свои системы дыхания. А ведь в царской системе это решалось проще – в приходских школах было по 4 обязательных хоровых занятия в неделю! В своих воспоминаниях Федор Шаляпин рассказывал, как возница удивился, когда в ответ на вопрос, чем барин занимается, он ответил: «Пою». «Мы все поем, а делаешь-то что?» - засмеялся кучер. Ведь и в самом деле – вся страна пела: в хорах, в церквях, на вечорках, на гуляньях. Мой наставник из омского музыкального училища имени Шебалина Валентин Васильевич Кузнецов в советское время организовал в райцентре хор в тысячу человек! Люди самооздоравливались таким образом. А сейчас в школах осталась одна теория. Модно соло, даже на эстраде хор стал редкостью. Я не против индивидуальности, но ведь медицина давно доказала, что пение улучшает работу легких, помогает кровообращению, повышает защиту от стрессов.

Больше всего слух портится, по мнению Белецкого, как раз в музыкальной школе. Вокалу и игре на инструментах учат на разных отделениях, хотя именно голос и запускает органы слуха. Умеющему петь проще овладеть фортепиано. Но хуже всего, по его мнению, что немногие выпускники действительно любят музыку: по его наблюдениям, лишь 1-2 процента выбирают ее своей профессией.

- Устают за годы учебы, которая превращается в каторгу, - объясняет Сергей Владимирович. - Традиционно обучение начинается с нотной грамоты, которая, строго говоря, представляет собой шифр. И очень непростой при этом: нот – 7, звуков – 12, их названия не соответствуют друг другу. Например, нота Ре может быть в пяти «лицах», разных только по высоте: Ре, Ре бемоль, Ре дубль бемоль, Ре диез, Ре дубль диез. Этот «код» надо зубрить, причем, опираясь на зрение, а значит, вообще исключая слух! Примерно также заставлять говорить глухого, вынуждая заучивать буквы и слоги, которых он никогда не слышал. В итоге музыканты чаще всего способны читать нотную грамоту, но не могут воспроизводить мелодии на слух.

Кошачья песня

Учить музыке надо так же, как азбуке, понял Белецкий, и перевернул процесс с головы на ноги. Тысячу лет с тех пор, как итальянец Гвидо д Ареццо придумал «семислоговую систему», никто не смел на нее замахиваться. Белецкий тоже не стал ее менять, но, кроме названий белых клавиш - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, ввел имена для черных, обозначающих полутона - ту, мо, зу, ло, цу. «Звуки-клавиши и ноты, что писать и как читать, как их вместе сочетать? Правило простое, друг, звук записываешь нотой, а читаешь в ноте - звук!» - именно это простое изобретение «Хроморяд Белецкого» получило в 2003 году Российский патент № 2121717. Евразийский - № 002697 выдан Белецкому чуть позже, уже за методику обучения на основе своего изобретения. Вызубрить теперь нужно только одно – расположение клавиш. Нетрудно, учитывая, что их 12. Ученики Сергея Владимировича, впрочем, начинают сразу с практики – усаживаются за инструмент, распевая, к примеру, «До-мо со-мо фа-мо- ре со-фа до…», что в переводе на песенный язык означает «Не слышны в саду даже шорохи…».

К концу первого занятия ученик может не только сыграть песню самостоятельно, но и сочинить свою! Только набрав «музыкальный запас», он начнет осваивать тональности и нотную графику. Если захочет, конечно – музыкальная наука необходима профессионалам, а для того, чтобы радовать близких творчеством, достаточно «Хроморяда». Петь после системы упражнений Белецкого могут все, включая заик, картавых и тех, у кого прежде «не было голоса». Белецкий сочинил ее, изучив не только песнопения разных народов, но и способы издавания звуков животными. На его уроках взрослые и дети чирикают, курлыкают и мурлычат, что очень помогает восстановить некоторые почти атрофировавшиеся за ненадобностью мышцы голосовых связок.

 «Хроморяд» перевернул не только музыкальное обучение, но и порядок вещей в мире – первым и горячим поклонником Белецкого стал его учитель Владимир Кузнецов. Еще до официального признания они вместе создали в Омске экспериментальную детскую музыкальную школу, в которой ребята за год без мучений изучают семилетнюю программу. Отбора в ЭДМШ нет – принимаются все без исключения. И заканчивают все без исключений. Конечно, для этого пришлось разработать и игровые пособия – так учиться легче, считает Сергей Владимирович, а главное – не губит творчество на корню. Он и сейчас занимается с детьми, больше с сельскими: в городе коллеги справляются уже без «отца-основателя», а в деревнях с преподаванием музыки дело обстоит сложно. Два раза в неделю, например, отправляется в Петропавловскую среднюю школу за 300 верст от Омска, куда специально привозят детей со всего Муромцевского района. Денег за это не берет – пытается доказать, что его система не только эффективнее, но и дешевле: в 7 раз сокращается срок обучения, соответственно, во столько же и затраты. Но поняв, что чиновниками в одиночку не справиться, вплотную занялся взрослыми:

- Мамы и папы, заставляющие своих сыновей и дочерей до зубного скрежета повторять гаммы – как правило, именно те люди, которые не сумели воплотить в жизнь свою мечту стать музыкантом, - объясняет Сергей Владимирович. – А значит, надо помочь им, научить, чтобы они могли научить своих детей, не мучая.

На личном счету Белецкого – уже 400 запевших и заигравших омичей от 2-х лет до 80-ти: скоро будет хор!

Автор:Наталья Яковлева

Фото:автора и из архива С.Белецкого

Теги:Сергей Белецкий


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

19821 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

17822 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

934104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3342114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4388210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6200106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1041712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх