Хор Белецкого: поют все!
Под руководством музыканта-изобретателя инженеры и юристы, продавцы и врачи превращаются в певцов и композиторов.
625926 января 2017
Без музыки тоска
- Музыкальную школу я не окончил, - рассказывает вчерашний разнорабочий, а ныне композитор Всеволод Пушкарев. - Из училища вышибли все по той же причине: сольфеджио не давалось, с музыкальными диктантами была проблема. А музыка в душе звучала. Подался к Сергею Владимировичу Белецкому, и он меня понял. За год я освоил теоретический материал семилетней музыкальной школы, за три месяца – курс училища. Теперь просто выхватываю из головы мелодии, которые создаю.
Никем, кроме как музыкантом, Всеволод себя не представлял, но неудачи на пути к мечте подкосили: прозябал на стройке. Когда начал писать симфонии и сюиты, почувствовал силы изменить не только себя, но и мир вокруг. Теперь 29-летний Пушкарев в свободное от творчества время руководит собственным предприятием, занимающимся грузоперевозками.
1- Когда претворяется в жизнь мечта, хочется творить! – объяснила 65-летняя Наталья Ивановна Карцева, бухгалтер по профессии. – Я после занятий летаю. Старое пианино дома стояло, как памятник несбывшимся надеждам. А теперь ведь и внукам стало интересно, что это вдруг бабушка с него пыль сдула: стучит по клавишам да приплясывает, как молодая. А я и правда будто помолодела лет на 20.
В 2010 году на Международном конкурсе старинного и современного романса «О России и для России» только омичи рискнули спеть «а капелла», без инструментального сопровождения – Татьяна Гавриляк и Сергей Кокотин. Это были ученики Сергея Белецкого, заслуженного работника культуры России, три месяца прозанимавшиеся по его методу. После конкурса Татьяна бросила свою престижную должность юриста предприятия и ушла в ресторан. Насовсем: небольшая сцена, но в 32 года все еще впереди… Дмитрий Белан, бывший полицейский, сейчас пишет музыку для театра и кино – в мелодраме «Счастье по контракту» звучат только его мелодии. А молодая семья врачей одну на двоих профессию не поменяла, но жить стала веселей:
- Мы теперь даже ссоримся красиво, - смеется Светлана Чернова. – Сначала как-то случайно получилось: после занятий на едкое замечание мужа ответила пением. Так и пошло. Чем недоволен, выразить можешь, но оскорбить друг друга уже не получается – не ложатся плохие слова на музыку.
Собственно, задача Белецкого, который изобретал «Хроморяд» – научить инженеров и бухгалтеров, мастеров и водителей не столько «лабать» на фортепиано или изображать Паваротти, сколько становиться собой. Отработав два десятка лет в музыкальном училище, в трудах сибирского медика и биофизика Влаиля Казначеева он прочел про синдром витальной неудовлетворенности – оказывается, люди, понявшие, что не выполняют свое предназначение, страдают физическими и психическими недугами в три раза чаще, чем те, кто воплотил в жизнь детские мечты. Правда, счастливчиков совсем немного в России – только три процента, по Казначееву. О том, что выпускается из музыкальной школы только 30 процентов поступивших туда, Белецкий к тому времени знал по опыту. Как, впрочем, и то, что принимают в школы искусств далеко не всех – по причине отсутствия слуха.
Нотный код
- Слуха не может не быть у здоровых людей, - уверен Белецкий. – Другое дело, что его надо развивать – учить петь, понимать классику так же, как учат в школе читать и понимать литературные произведения. У китайцев, корейцев, японцев – абсолютный слух. Потому что их языки тонально-интонационные: слова в зависимости от звучания имеют разные значения. Музыкальность формируется вместе с речью, с овладением голосом. Чем лучше интонирует человек – тем выразительнее говорит. У нас в России же считается, что слух – это что-то редкое, дар Божий. На самом деле, как именно влияет музыка на организм, никто еще не изучил. То, что человек, ее любящий и ценящий, начинает чувствовать тоньше, неоспоримо. Но ведь это еще и мощное лекарство для организма. Вот сейчас многие врачи, целители разрабатывают свои системы дыхания. А ведь в царской системе это решалось проще – в приходских школах было по 4 обязательных хоровых занятия в неделю! В своих воспоминаниях Федор Шаляпин рассказывал, как возница удивился, когда в ответ на вопрос, чем барин занимается, он ответил: «Пою». «Мы все поем, а делаешь-то что?» - засмеялся кучер. Ведь и в самом деле – вся страна пела: в хорах, в церквях, на вечорках, на гуляньях. Мой наставник из омского музыкального училища имени Шебалина Валентин Васильевич Кузнецов в советское время организовал в райцентре хор в тысячу человек! Люди самооздоравливались таким образом. А сейчас в школах осталась одна теория. Модно соло, даже на эстраде хор стал редкостью. Я не против индивидуальности, но ведь медицина давно доказала, что пение улучшает работу легких, помогает кровообращению, повышает защиту от стрессов.
Больше всего слух портится, по мнению Белецкого, как раз в музыкальной школе. Вокалу и игре на инструментах учат на разных отделениях, хотя именно голос и запускает органы слуха. Умеющему петь проще овладеть фортепиано. Но хуже всего, по его мнению, что немногие выпускники действительно любят музыку: по его наблюдениям, лишь 1-2 процента выбирают ее своей профессией.
- Устают за годы учебы, которая превращается в каторгу, - объясняет Сергей Владимирович. - Традиционно обучение начинается с нотной грамоты, которая, строго говоря, представляет собой шифр. И очень непростой при этом: нот – 7, звуков – 12, их названия не соответствуют друг другу. Например, нота Ре может быть в пяти «лицах», разных только по высоте: Ре, Ре бемоль, Ре дубль бемоль, Ре диез, Ре дубль диез. Этот «код» надо зубрить, причем, опираясь на зрение, а значит, вообще исключая слух! Примерно также заставлять говорить глухого, вынуждая заучивать буквы и слоги, которых он никогда не слышал. В итоге музыканты чаще всего способны читать нотную грамоту, но не могут воспроизводить мелодии на слух.
Кошачья песня
Учить музыке надо так же, как азбуке, понял Белецкий, и перевернул процесс с головы на ноги. Тысячу лет с тех пор, как итальянец Гвидо д Ареццо придумал «семислоговую систему», никто не смел на нее замахиваться. Белецкий тоже не стал ее менять, но, кроме названий белых клавиш - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, ввел имена для черных, обозначающих полутона - ту, мо, зу, ло, цу. «Звуки-клавиши и ноты, что писать и как читать, как их вместе сочетать? Правило простое, друг, звук записываешь нотой, а читаешь в ноте - звук!» - именно это простое изобретение «Хроморяд Белецкого» получило в 2003 году Российский патент № 2121717. Евразийский - № 002697 выдан Белецкому чуть позже, уже за методику обучения на основе своего изобретения. Вызубрить теперь нужно только одно – расположение клавиш. Нетрудно, учитывая, что их 12. Ученики Сергея Владимировича, впрочем, начинают сразу с практики – усаживаются за инструмент, распевая, к примеру, «До-мо со-мо фа-мо- ре со-фа до…», что в переводе на песенный язык означает «Не слышны в саду даже шорохи…».
К концу первого занятия ученик может не только сыграть песню самостоятельно, но и сочинить свою! Только набрав «музыкальный запас», он начнет осваивать тональности и нотную графику. Если захочет, конечно – музыкальная наука необходима профессионалам, а для того, чтобы радовать близких творчеством, достаточно «Хроморяда». Петь после системы упражнений Белецкого могут все, включая заик, картавых и тех, у кого прежде «не было голоса». Белецкий сочинил ее, изучив не только песнопения разных народов, но и способы издавания звуков животными. На его уроках взрослые и дети чирикают, курлыкают и мурлычат, что очень помогает восстановить некоторые почти атрофировавшиеся за ненадобностью мышцы голосовых связок.
«Хроморяд» перевернул не только музыкальное обучение, но и порядок вещей в мире – первым и горячим поклонником Белецкого стал его учитель Владимир Кузнецов. Еще до официального признания они вместе создали в Омске экспериментальную детскую музыкальную школу, в которой ребята за год без мучений изучают семилетнюю программу. Отбора в ЭДМШ нет – принимаются все без исключения. И заканчивают все без исключений. Конечно, для этого пришлось разработать и игровые пособия – так учиться легче, считает Сергей Владимирович, а главное – не губит творчество на корню. Он и сейчас занимается с детьми, больше с сельскими: в городе коллеги справляются уже без «отца-основателя», а в деревнях с преподаванием музыки дело обстоит сложно. Два раза в неделю, например, отправляется в Петропавловскую среднюю школу за 300 верст от Омска, куда специально привозят детей со всего Муромцевского района. Денег за это не берет – пытается доказать, что его система не только эффективнее, но и дешевле: в 7 раз сокращается срок обучения, соответственно, во столько же и затраты. Но поняв, что чиновниками в одиночку не справиться, вплотную занялся взрослыми:
- Мамы и папы, заставляющие своих сыновей и дочерей до зубного скрежета повторять гаммы – как правило, именно те люди, которые не сумели воплотить в жизнь свою мечту стать музыкантом, - объясняет Сергей Владимирович. – А значит, надо помочь им, научить, чтобы они могли научить своих детей, не мучая.
На личном счету Белецкого – уже 400 запевших и заигравших омичей от 2-х лет до 80-ти: скоро будет хор!
Фото:автора и из архива С.Белецкого
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
83316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
814921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
75118 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии