Хор Белецкого: поют все!

Под руководством музыканта-изобретателя инженеры и юристы, продавцы и врачи превращаются в певцов и композиторов.

613926 января 2017
Хор Белецкого: поют все!

Без музыки тоска

- Музыкальную школу я не окончил, - рассказывает вчерашний разнорабочий, а ныне композитор Всеволод Пушкарев. - Из училища вышибли все по той же причине: сольфеджио не давалось, с музыкальными диктантами была проблема. А музыка в душе звучала. Подался к Сергею Владимировичу Белецкому, и он меня понял. За год я освоил теоретический материал семилетней музыкальной школы, за три месяца – курс училища. Теперь просто выхватываю из головы мелодии, которые создаю.

Никем, кроме как музыкантом, Всеволод себя не представлял, но неудачи на пути к мечте подкосили: прозябал на стройке. Когда начал писать симфонии и сюиты, почувствовал силы изменить не только себя, но и мир вокруг. Теперь 29-летний Пушкарев в свободное от творчества время руководит собственным предприятием, занимающимся грузоперевозками.

1

- Когда претворяется в жизнь мечта, хочется творить! – объяснила 65-летняя Наталья Ивановна Карцева, бухгалтер по профессии. – Я после занятий летаю. Старое пианино дома стояло, как памятник несбывшимся надеждам. А теперь ведь и внукам стало интересно, что это вдруг бабушка с него пыль сдула: стучит по клавишам да приплясывает, как молодая. А я и правда будто помолодела лет на 20.

В 2010 году на Международном конкурсе старинного и современного романса «О России и для России» только омичи рискнули спеть «а капелла», без инструментального сопровождения – Татьяна Гавриляк и Сергей Кокотин. Это были ученики Сергея Белецкого, заслуженного работника культуры России, три месяца прозанимавшиеся по его методу. После конкурса Татьяна бросила свою престижную должность юриста предприятия и ушла в ресторан. Насовсем: небольшая сцена, но в 32 года все еще впереди… Дмитрий Белан, бывший полицейский, сейчас пишет музыку для театра и кино – в мелодраме «Счастье по контракту» звучат только его мелодии. А молодая семья врачей одну на двоих профессию не поменяла, но жить стала веселей:

- Мы теперь даже ссоримся красиво, - смеется Светлана Чернова. – Сначала как-то случайно получилось: после занятий на едкое замечание мужа ответила пением. Так и пошло. Чем недоволен, выразить можешь, но оскорбить друг друга уже не получается – не ложатся плохие слова на музыку.

Собственно, задача Белецкого, который изобретал «Хроморяд» – научить инженеров и бухгалтеров, мастеров и водителей не столько «лабать» на фортепиано или изображать Паваротти, сколько становиться собой. Отработав два десятка лет в музыкальном училище, в трудах сибирского медика и биофизика Влаиля Казначеева он прочел про синдром витальной неудовлетворенности – оказывается, люди, понявшие, что не выполняют свое предназначение, страдают физическими и психическими недугами в три раза чаще, чем те, кто воплотил в жизнь детские мечты. Правда, счастливчиков совсем немного в России – только три процента, по Казначееву. О том, что выпускается из музыкальной школы только 30 процентов поступивших туда, Белецкий к тому времени знал по опыту. Как, впрочем, и то, что принимают в школы искусств далеко не всех – по причине отсутствия слуха.

Нотный код

- Слуха не может не быть у здоровых людей, - уверен Белецкий. – Другое дело, что его надо развивать – учить петь, понимать классику так же, как учат в школе читать и понимать литературные произведения. У китайцев, корейцев, японцев – абсолютный слух. Потому что их языки тонально-интонационные: слова в зависимости от звучания имеют разные значения. Музыкальность формируется вместе с речью, с овладением голосом. Чем лучше интонирует человек – тем выразительнее говорит. У нас в России же считается, что слух – это что-то редкое, дар Божий. На самом деле, как именно влияет музыка на организм, никто еще не изучил. То, что человек, ее любящий и ценящий, начинает чувствовать тоньше, неоспоримо. Но ведь это еще и мощное лекарство для организма. Вот сейчас многие врачи, целители разрабатывают свои системы дыхания. А ведь в царской системе это решалось проще – в приходских школах было по 4 обязательных хоровых занятия в неделю! В своих воспоминаниях Федор Шаляпин рассказывал, как возница удивился, когда в ответ на вопрос, чем барин занимается, он ответил: «Пою». «Мы все поем, а делаешь-то что?» - засмеялся кучер. Ведь и в самом деле – вся страна пела: в хорах, в церквях, на вечорках, на гуляньях. Мой наставник из омского музыкального училища имени Шебалина Валентин Васильевич Кузнецов в советское время организовал в райцентре хор в тысячу человек! Люди самооздоравливались таким образом. А сейчас в школах осталась одна теория. Модно соло, даже на эстраде хор стал редкостью. Я не против индивидуальности, но ведь медицина давно доказала, что пение улучшает работу легких, помогает кровообращению, повышает защиту от стрессов.

Больше всего слух портится, по мнению Белецкого, как раз в музыкальной школе. Вокалу и игре на инструментах учат на разных отделениях, хотя именно голос и запускает органы слуха. Умеющему петь проще овладеть фортепиано. Но хуже всего, по его мнению, что немногие выпускники действительно любят музыку: по его наблюдениям, лишь 1-2 процента выбирают ее своей профессией.

- Устают за годы учебы, которая превращается в каторгу, - объясняет Сергей Владимирович. - Традиционно обучение начинается с нотной грамоты, которая, строго говоря, представляет собой шифр. И очень непростой при этом: нот – 7, звуков – 12, их названия не соответствуют друг другу. Например, нота Ре может быть в пяти «лицах», разных только по высоте: Ре, Ре бемоль, Ре дубль бемоль, Ре диез, Ре дубль диез. Этот «код» надо зубрить, причем, опираясь на зрение, а значит, вообще исключая слух! Примерно также заставлять говорить глухого, вынуждая заучивать буквы и слоги, которых он никогда не слышал. В итоге музыканты чаще всего способны читать нотную грамоту, но не могут воспроизводить мелодии на слух.

Кошачья песня

Учить музыке надо так же, как азбуке, понял Белецкий, и перевернул процесс с головы на ноги. Тысячу лет с тех пор, как итальянец Гвидо д Ареццо придумал «семислоговую систему», никто не смел на нее замахиваться. Белецкий тоже не стал ее менять, но, кроме названий белых клавиш - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, ввел имена для черных, обозначающих полутона - ту, мо, зу, ло, цу. «Звуки-клавиши и ноты, что писать и как читать, как их вместе сочетать? Правило простое, друг, звук записываешь нотой, а читаешь в ноте - звук!» - именно это простое изобретение «Хроморяд Белецкого» получило в 2003 году Российский патент № 2121717. Евразийский - № 002697 выдан Белецкому чуть позже, уже за методику обучения на основе своего изобретения. Вызубрить теперь нужно только одно – расположение клавиш. Нетрудно, учитывая, что их 12. Ученики Сергея Владимировича, впрочем, начинают сразу с практики – усаживаются за инструмент, распевая, к примеру, «До-мо со-мо фа-мо- ре со-фа до…», что в переводе на песенный язык означает «Не слышны в саду даже шорохи…».

К концу первого занятия ученик может не только сыграть песню самостоятельно, но и сочинить свою! Только набрав «музыкальный запас», он начнет осваивать тональности и нотную графику. Если захочет, конечно – музыкальная наука необходима профессионалам, а для того, чтобы радовать близких творчеством, достаточно «Хроморяда». Петь после системы упражнений Белецкого могут все, включая заик, картавых и тех, у кого прежде «не было голоса». Белецкий сочинил ее, изучив не только песнопения разных народов, но и способы издавания звуков животными. На его уроках взрослые и дети чирикают, курлыкают и мурлычат, что очень помогает восстановить некоторые почти атрофировавшиеся за ненадобностью мышцы голосовых связок.

 «Хроморяд» перевернул не только музыкальное обучение, но и порядок вещей в мире – первым и горячим поклонником Белецкого стал его учитель Владимир Кузнецов. Еще до официального признания они вместе создали в Омске экспериментальную детскую музыкальную школу, в которой ребята за год без мучений изучают семилетнюю программу. Отбора в ЭДМШ нет – принимаются все без исключения. И заканчивают все без исключений. Конечно, для этого пришлось разработать и игровые пособия – так учиться легче, считает Сергей Владимирович, а главное – не губит творчество на корню. Он и сейчас занимается с детьми, больше с сельскими: в городе коллеги справляются уже без «отца-основателя», а в деревнях с преподаванием музыки дело обстоит сложно. Два раза в неделю, например, отправляется в Петропавловскую среднюю школу за 300 верст от Омска, куда специально привозят детей со всего Муромцевского района. Денег за это не берет – пытается доказать, что его система не только эффективнее, но и дешевле: в 7 раз сокращается срок обучения, соответственно, во столько же и затраты. Но поняв, что чиновниками в одиночку не справиться, вплотную занялся взрослыми:

- Мамы и папы, заставляющие своих сыновей и дочерей до зубного скрежета повторять гаммы – как правило, именно те люди, которые не сумели воплотить в жизнь свою мечту стать музыкантом, - объясняет Сергей Владимирович. – А значит, надо помочь им, научить, чтобы они могли научить своих детей, не мучая.

На личном счету Белецкого – уже 400 запевших и заигравших омичей от 2-х лет до 80-ти: скоро будет хор!

Автор:Наталья Яковлева

Фото:автора и из архива С.Белецкого

Теги:Сергей Белецкий


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

378912 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

386911 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

388906 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3905203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх