Главная Взгляд Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»
Владимир Разумов: «По мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия»
Заведующий кафедрой философии ОмГУ и постоянный автор «ВОмске» Владимир Разумов размышляет о сегодняшнем состоянии образования в регионе, об оптимизации вузов и вариантах объединения учебных заведений.
5284127 января 2020
— Все мои размышления навеяны тем, что в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского начинается оптимизация. И хотя «оптимизация» происходит от латинского слова «optimum» — наилучший, у нас это понимается как сокращение. Если мы хотим улучшить, а не просто сократить, начать нужно с анализа точек роста, понять, как их сохранить и усилить. А если идти по пути простого сокращения (например, вместо двух кафедр оставить одну, фактически приравняв к ней факультет), это недостойно университета. Проекты должны иметь, прежде всего, конструктивный компонент. Мы должны это делать для того, чтобы развивать вуз и выйти на новый уровень даже в условиях минимума ресурсов. Хотя, конечно, мне трудно давать оценку, так как я не аудитор и не владею той информацией, которой владеет ректор.
В начале сентября новый руководитель Роман Григорьевич Смелик объявил о том, что университет находится в кризисном положении, имеет очень серьезные проблемы, хотя с ним полемизирует бывший руководитель Алексей Якуб. Выплата только части заработной платы в конце 2019 года, насколько я понимаю, была связана именно с кризисными явлениями в вузе. А будущие федеральные транши, как мы узнаем, зависят от того, проведем мы «оптимизацию» или нет.
1На страницах СМИ о проблемах омского образования и о том, какие последствия это имеет для города и области, я начал говорить около десяти лет назад. Начать хочу с самых первых моих прогнозов. Примерно в 2010 году отметил, что в Российской Федерации формируется пирамида университетов. Этот проект был запущен еще в период президентства Медведева. Суть моей публикации в СМИ была в том, что нужно как можно быстрее отрефлексировать, отдать себе отчет в том, что в этой пирамиде омские вузы занимают место очень близкое к основанию, где располагаются учреждения 4 и 5 категории. Высказывания вызвали определенный шум, но затем все стихло, хотя мы реально существуем в ситуации этой пирамиды, и на сегодняшний день в Омской области только технический университет можно назвать вузом четвертой категории, остальные относятся к пятой и ниже. Эта пирамида усиливается, в том числе наличием списка «5-100», в который входят вузы, получающие дополнительное финансирование и другие преференции от федерального центра. Ни один из омских вузов в этот славный список не входит.
Также я говорил, что фактически у нас в стране действует, если выразиться метафорически, «интеллектуальный пылесос». Он начинается с ЕГЭ, когда наиболее талантливые выпускники школ едут в более престижные вузы. И этот отток сейчас только усиливается, так как с каждым годом неравенство вузов проявляется сильнее, и мотивация у молодёжи и родителей получать образование в престижном учреждении становится все более выраженной. Кроме того, уже несколько лет назад омские вузы столкнулись с проблемами магистратуры. Стало трудно не только открыть магистерские направления, для чего нужны кадры и материально-техническая база, но, как оказалось, в Омске трудно набрать на них студентов, а тем более, их доучить. Выпускники бакалавриата — это второй уровень миграции специалистов из региона, потому что престижнее закончить магистратуру, например, в Новосибирском государственном университете или в других вузах, причем не обязательно даже московских или санкт-петербургских. Подозреваю, что Тюменский госуниверситет (входит в список «5-100») представляет интерес для части омских абитуриентов. Миграция преподавателей, включая профессоров, уже идет.
Вся эта картина включает в себя еще один печальный аспект. Вместе с оттоком из омских вузов молодежи у нас начинает страдать подготовка специалистов высокой и высшей квалификации. Даже на бытовом уровне жители нашего региона сталкиваются с тем, что практически в любой области становится все труднее найти специалиста. При этом периодически у нас сообщают об ухудшении экологической обстановки, о различных вредных выбросах в воздух. А ведь есть четкая зависимость между интеллектуальным потенциалом региона и тем, какого рода производства в этом субъекте РФ разворачиваются. В настоящее время из вузов Омска идет интенсивный отток преподавателей, в том числе докторов наук, профессоров. И я не буду прорицателем, если скажу, что по мере снижения интеллектуального потенциала региона в нем будут появляться экологически вредные предприятия, включая свалки, ведь жить области и городу чем-то надо.
Буквально на днях я выявил очень интересное противоречие. С одной стороны в послании президента Федеральному Собранию прозвучала мысль, которая вызвала искреннее восхищение. Глава государства сказал о том, что нужно поддерживать региональные вузы. Однако буквально через несколько дней я прочитал еще об одном высказывании нашего президента — о том, что нужно всячески поддерживать Высшую школу экономики. Я против ВШЭ ничего не имею, как и против любого другого вуза. Но получается так, что в России есть наиболее знаковый вуз, который всячески поддерживают, вероятно, за счет других. Ведь уровень финансирования и прочих преференций для ВШЭ по сравнению с региональными университетами не сопоставим. Не спорю, поддерживать продвинутые вузы надо, но только не за счет региональных вузов, и так сидящих на «голодном пайке».
Чем отличается Высшая школа экономики от омских вузов? Сейчас идет активное обсуждение противостояния студентов ВШЭ и ее администрации. При этом мне не известен ни один другой российский вуз (может быть они и есть, но я о них не слышал), где настолько высока гражданская активность студентов. А я неоднократно озвучивал в СМИ свою позицию, что какие-то внятные изменения в учебных заведениях могут произойти только тогда, когда студенты приобретут статус субъектов, когда их будет интересовать не только получение документа об образовании, когда они поймут, что их гражданская зрелость начинается с порога университета. Приведу пример. Сейчас в ОмГУ начинаются пертурбации, которые называют оптимизацией, читай «сокращение». А ведь это коснется непосредственно и студентов. Но, как я понимаю, эти вопросы их вообще не интересуют. Что, конечно, странно и печально. Классический университет силен своим высоким внутренним разнообразием. Понижать его — убийство университета.
Я много лет назад говорил о том, что проблема вузов Омска состоит также в их небольших размерах, даже ОмГТУ — сравнительно небольшой вуз, хотя он самый крупный в городе. И нужно объединяться. На базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского примерно десять лет назад (ректором еще был Геннадий Иванович Геринг) была создана рабочая группа, куда вошел и я, по созданию в Омске Западно-Сибирского федерального университета (название мы сами придумали). Предполагалось, что в состав нового вуза войдут ОмГУ, СибАДИ, Институт Сервиса и ОмГПУ. Было все очень серьезно, потому что с пакетом документов в Москву поехали Полежаев и Геринг. Но они вернулись ни с чем, и всю эту деятельность пришлось свернуть.
Сейчас в нашей среде снова пошли разговоры об объединении вузов в разных конфигурациях. Здесь я вижу три варианта. Есть такая шутка: если несколько нищих объединятся, то богаче они вместе не станут. Это иллюстрация первого варианта — объединить несколько наших бедных университетов и сделать один большой. Но, на мой взгляд, кроме конфликтов и неприятностей ничего хорошего это не принесет. Стратегически мы больше потеряем, чем получим.
Второй вариант — получить предварительно значительную федеральную преференцию. Скажем, как минимум под национально-исследовательский университет. Так произошло в Красноярске, когда усилиями губернатора Хлопонина на базе классического вуза создали Сибирский федеральный университет.
2Третий вариант — объединение в рамках какого-либо проекта. Например, создание в Омске научно-образовательного центра для вузов и регионов или, если помечтать, даже наукограда, центром которого станет консорциум двух или трех и более высших учебных заведений.
Я считаю, что состояние, в котором находится омская наука и образование, заслуживает обсуждения как минимум на заседаниях Общественной палаты. Кстати однажды я выступал на одном из таких заседаний. Олег Николаевич Смолин, который тогда вел эту встречу, полностью поддержал мои высказывания. Однако воз и ныне там.
Хочу напомнить еще об одном из моих прогнозов — «Омские вузы дрейфуют в направлении к ПТУ». Хотелось бы, конечно, чтобы мои прогнозы не сбывались. Нас просто задавили наукометрическими показателями и формалистикой. Мы фактически уже не являемся площадками для интеллектуального творчества, мы уже практически не можем научить студентов генерировать идеи, производить что-то новое. Омские вузы фактически готовят исполнителей, а не людей, которые могут креативно мыслить. Может быть кто-то рассчитывает, что в наш регион поедут работать выпускники Высшей школы экономики? Возможно, я сгущаю краски, но то, что я наблюдаю уже более 10 лет пока оптимизма не вызывает. И проблема давно уже выходит за пределы отдельных вузов на уровень региона и России в целом.
Фото:с сайта velykoross.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии