Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом
О том, как приручить сокола и зрителя, о своих главных «фокусах» как продюсера и как мужа, о любви с первого взгляда к женщине и к цирку — представитель легендарной династии иллюзионистов в третьем поколении, заслуженный артист России, чья программа «Шоу Воды, Огня и Света» с огромным успехом стартовала в Омском цирке.
670707 февраля 2020
На визитке Анатолия Сокола — стандартной формы черном прямоугольнике — расправила крылья серебряная птица. Еще — поделенный на сектора круг, символ циркового купола и манежа. Цирк — даже в автомобильных номерах: «013», знаковое для цирковых артистов число. Ноль — тот же круг, 13 — диаметр манежа в метрах: «Видишь такой номер на московском автомобиле — очень часто за рулем кто-то из наших, цирковых…» Анатолий протягивает визитку и одновременно показывает фокус: крутит картонный прямоугольник, и в круге появляется монетка. Иллюзия — но очень эффектная. Даже визитка у знаменитого фокусника необычная. Что уж говорить о программе, которая сегодня идет в омском цирке.
Разговариваем в гримерке. Под вешалкой — три пары одинаковых ботинок. «Каждые полгода покупаю обувь, потому что она портится: на каждом представлении ноги у меня мокрые. Меняю одну на другую, потому что даже за сутки туфли не высыхают», — объясняет маэстро воды, огня и прочих чудес.
1— Анатолий, для вас интервью — не редкость. Скорее, часть работы. А какой вопрос вы бы задали себе, будучи сейчас на месте журналиста?
— Сейчас подумаю… Вот такой: Анатолий, если вернуть тебя на двадцать-тридцать лет назад и дать шанс начать все с чистого листа, как бы ты прожил свою жизнь?
— И что ответите?
— Я отвечу: так же. Всем доволен по большому счету. Много лет я не только иллюзионист, но и продюсер. Наша программа — одна из лидеров Росгосцирка по посещаемости зрителями и востребованности, мы используем самые актуальные технологические разработки в области спецэффектов, света и музыки и конкурируем с лучшими программами российского цирка. Мне 46 лет, у меня гармоничные отношения и с коллективом, и с собственным возрастом и с окружающим миром: работа, семья, жена, трое детей — всё любимое и дорогое. Передаю мастерство старшим детям — сыну Алексею и дочери Елизавете. Лиза в свои 12 лет уже работает в иллюзионном балете. Младшему сыну, Елисею, исполняется пять лет.
— Кстати, родился он спустя несколько месяцев после ваших прошлых гастролей к нам, в Омск.
— Да, его имя мы сложили из имен старших детей: Елизаветы и Алексея. А меня самого назвали в честь двух дедов-Анатолиев: Анатолия Григорьевича Сокола-Садоха и Анатолия Федоровича Минина, деда по материнской линии. Я учился в 76 школах, переезжали из города в город. Где пошел в первый класс, даже не помню, выпускался в Ереване, а в институт искусств и культуры поступил в Тюмени. Спустя пять лет окончил его по специальности «режиссер драмы», а через год принял от отца, Олега Анатольевича Сокола, руководство иллюзионным аттракционом.
2— Первым птицу, которая стала символом династии, «приручил» еще ваш дед…
— Да, дедушка в свое занимался в спортивном обществе «Сокол»: это и дало будущей династии имя — и крылья. Анатолий Григорьевич Садоха родился в 1907 году, дебютировал на цирковом манеже в 1929 году как артист группового акробатического номера. Спустя шесть лет вместе с моей бабушкой Розой Марковной, своим партнером и его женой дедушка выпустил номер «Крафт-жонглеры Сокол 4»: это был художественно-акробатический силовой этюд и начало долгого пути будущих поколений цирковых артистов, включая меня. После создали уникальный иллюзионный аттракцион. До этого по отцовской линии артистов в роду не было, а вот по маминой были. Моя мама, Флора Анатольевна Минина — представительница династии в шестом поколении, моя прапрабабушка, как мне рассказывали, была придворной артисткой бухарского эмира. А мама впервые вышла на манеж в 3,5 года…
И дедушка, и отец нашего героя — люди удивительные, опередившие свое время. Они демонстрировали публике удивительные эксперименты на стыке искусства и науки. Заслуженный артист РСФСР Анатолий Григорьевич Сокол работал в тесной связке с учеными-физиками и инженерами-электронщиками. В его иллюзионном аттракционе «Чудеса без чудес» впервые исполнялись трюки с применением токов высокой частоты, ультразвука, электромагнитов, достижений радиотехники и телемеханики: повисало в воздухе пальто артиста, взлетало со стола блюдо с фруктами, на холодной сковородке жарилась яичница, а ножи и вилки внезапно выстраивались на столе строгой вертикалью, как солдатики. Физические опыты превращались в невероятное занимательное зрелище с оригинальным сюжетом. А еще основатель династии Сокол вывел на манеж «нержавеющего администратора» — механического робота, в создании которого участвовали НИИ Ленинграда, Тбилиси и Одессы.
— Про старшее поколение династии Сокол ходят легенды. Правда, потом выясняется, что это не легенды, а правда…
— Мне нравилось то, что делали и дедушка, и папа. Они сами разрабатывали трюки, уникальные для Союза в то время. Папа использовал лампы дневного света, которые горели без проводов (по тем временам — чудо!), генератор высокой частоты, мощный ток, прообразы нынешних мобильных телефонов. Он работал с водой, светом, электричеством…
— Про вашего отца потом говорили: «сгорел на работе» — и добавляли: «в прямом смысле слова». Вы считаете, действительно профессия так отразилась на его здоровье?
— Он недолгое время, но всё же пропускал через себя ток, а это вредно для сосудов. Помню, в обуви у него были металлические пластины. Он мочил носок, чтобы был хороший контакт, иначе нога горела… На пальце у него был специальный наперсток. При помощи собственного тела, через которое проходил ток, он демонстрировал зрителям молнию размером до метра. Насколько это повлияло — кто знает, но ушел отец от второго инсульта, в Калининграде. Думаю, он был счастлив в своей работе и в цирке. Похоронили папу в Москве на Троекуровском кладбище по соседству с другими народными артистами. Бронзовый сокол, раскинувший крылья, и там его охраняет…
Сын Анатолия Григорьевича, Олег, с четырнадцати лет работал ассистентом, а затем и артистом в аттракционе отца. Мальчик рос в цирке, переезжал с родителями из города в город и все свое свободное время проводил на манеже, но когда подрос, увлекся романтикой моря, поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова, стал штурманом дальнего плавания. Двенадцать лет Олег бороздил моря и океаны, совершенствовал знания техники. И все же в любом непременно старался попасть в цирк или варьете, особенно на выступление иллюзионистов: будет, о чем рассказать отцу… Судьбу не обманешь: в результате Олег вернулся в цирк: уже с жизненным опытом, знанием техники, впечатлениями от посещения пятнадцати стран мира. Даже привычка к морской форме пригодилась — она помогла ему с особым достоинством и элегантностью носить фрак на манеже. В 1967 году Олег Анатольевич Сокол принял от отца руководство аттракционом и продолжил удивлять зрителя, «взяв на службу» современную физику, радиотехнику и электронику и воплощая в жизнь уже свои, новые замыслы. Артист вызывал молнии, пропускал через себя ток, зажигал лампы без проводов, заставлял чемодан летать и предлагал зрителям позвонить домой по… сумке или плитке шоколада. И дозванивались! Чудеса на манеже были результатом кропотливого ежедневного труда и непрестанной работы креативного разума современного мага, взявшего в партнеры саму науку.
— У вас есть страхи?
— Скорее, опасения. В первую очередь, за своих детей. Главное, чтобы с ними всё было хорошо. Мы с супругой Евгенией прожили вместе более 20 лет — переживаю и за то, чтобы в нашей семейной жизни было понимание…
3— Что-то делаете для этого осознанно?
— Стараюсь не обижать свою половинку. Хотя человек я взрывной, импульсивный, Бык и Овен в одном флаконе, помню об особенностях своего характер. Общий язык, компромиссы, стремление слушать и слышать — вот, пожалуй, мои секреты как мужа. Мы крайне редко ругаемся, потому что Евгения мягче меня по характеру, ну и сам я во многом уступаю, когда вижу необходимость избежать конфликта.
— Известная история: вы встретили будущую супругу в зрительном зале. Любовь с первого взгляда, выходит, не миф?
— Выходит так. (Улыбается.) Я, на тот момент своей цирковой карьеры коверный, увидел её на предпоследнем ряду зрительного зала. Жизнерадостная, симпатичная девушка. Привлекла улыбка, внешность, обаяние. Клоун ведь психолог: зачем выбирать того, кто тебя пошлёт? Или того, кто тебе самому не нравится? Воспользовался служебным положением! (Смеется.) Мой партнер по клоунскому дуэту — маленький, рыжий, кривоногий — в той репризе выезжал на мотороллере и катал детей. Я — высокий, кучерявый, этакий «мачо» от клоунады — отнимал у него мотороллер и начинал катать взрослых. Та девушка мне так понравилась!... Женя потом призналась, что никогда не любила клоунов. Она с родителями переехала из Чимкента в Калугу и пришла в цирк. Оказалась мастером спорта по спортивной гимнастике. Через три года сыграли свадьбу в Сочи. Мстислав Михайлович Запашный, ныне покойный, предоставил нам чебуречную при цирке. Мы её облагородили, украсили, пригласили всех цирковых артистов и работников… А вскоре появился и первый сын.
У Анатолия большая цирковая школа: десять лет он проработал коверным. Клоунада неспроста вошла в жизнь потомственного иллюзиониста: он вспоминает, как много лет назад его, шестилетнего мальчика, отец представил знаменитому клоуну Юрию Никулину. Легендарный артист пожал мальчишке руку — память об этом он хранит до сих пор. Как и о моменте, когда впервые увидел в зрительном зале калужского цирка-шапито Евгению. Будущая супруга уже спустя пару недель после знакомства начала работать в иллюзионном аттракционе. Она стала для артиста не просто верной спутницей жизни, но и незаменимым помощником в делах. Сегодня Евгения — главный балетмейстер шоу. Дочь Лиза работает под руководством мамы, а Алексей, старший сын, перенимает опыт отца.
— Анатолий Сокол дома и на манеже — один человек?
— Разные. В работе у меня нет ни родственников, ни детей, ни жены — я строгий руководитель. Лучше не возражать и не перебивать. Хочешь что-то сказать, поправить, сделать замечание — не стоит. Лучше промолчи, дождись момента, когда будем тет-а-тет. Когда сыну было 16-17 лет, нам с ним в этом плане было тяжело. Но он подрос, мы договорились о правилах, да и я стараюсь быть более корректным. В итоге наши отношения улучшились, мы стали лучше понимать друг друга. Ему двадцать, мы уже не столько папа и сын, сколько друзья, я это очень ценю.
4— Как меняется Алексей, насколько за последние годы он вырос в профессиональном плане?
— Леша уже полностью работает аттракцион вместо меня. Отмечаю, что пока зритель верит мне как иллюзионисту больше, чем сыну, но есть и другая сторона медали: в некоторых трюках, например, в восточной стилистике, лучше смотрится Алексей — он моложе, стройнее, рельефнее. Как иллюзионисту ему еще нужен опыт, впрочем, это справедливо для любой профессии: опыт нарабатывается годами и практикой. Бывают моменты, когда что-то показываешь и понимаешь: зал замер, никто не шелохнется, перестали пить, шуршать конфетными обертками, отложили телефоны, никто не снимает… Думаю: «Наверное, верят!» Будете на программе — обратите внимание…
— Новые идеи возникают часто, а как часто они воплощаются?
— Идей действительно много. Найти баланс между искусством и бизнесом — сложная штука, многогранная и разноплановая задача. Я рассуждаю не только как творческая личность, как иллюзионист, но и как продюсер. А для него главный фокус — рентабельность программы. Трюки создаются годами, а разгадываются считанные секунды. Если бы мне все и сразу показали, к нам бы никто не ходил. Мы делаем все за свой счет: у нас свое световое и звуковое оборудование, спецэффекты, уникальные аппараты. В коллективе восемь десятков человек, 16 артистов балета — роскошь для любой программы… Бывает, трюк делаешь годами, выстрадал, выпустил — а он не «зашел» зрителю. А бывает наоборот: за месяц сделал — а эффект сумасшедший. Два года мы готовили трюк с погружением в огромный сосуд с водой, и при этом очень быстро сделали левитацию на трех фонтанах. И он тоже принимается на «ура»! Сейчас готовим к выпуску два новых трюка: один — протыкание иллюзиониста струей воды, второй — сложная постановка, где человек работает со змеями и птицами, в воде и в воздухе. Все комплектующие собраны, испытания проведены. Всех секретов раскрывать не буду, скажу одно: делаем ставку на трюки, аналогов которым не было и нет. Только так, я считаю, мы можем удивлять зрителя и удерживать его интерес.
В СССР было больше десяти иллюзионных аттракционов: Кио, Абдуллаев, Ратиани, Авьерино, Кукис и многие другие. Иллюзия раньше ценилась, но потом решили, что этот жанр коммерчески не успешен, начали делать ставку на другие цирковые жанры, например, дрессуру или воздушные полеты. Но Сокол не изменил делу своего дедушки и своего отца. Он, как и они, хочет быть лучшим, а потому изумленный зритель видит реквизит, изготовленный по спецзаказу, аппараты из акрила редкой красоты и уникальных физических характеристик, которые создаются по особым технологиям. Для каждой программы монтируется огромный фонтан: специальный настил, под которым находится 50 тонн воды, которым предстоит ударить из 500 форсунок. Даже занавес весом в 500 килограммов — и тот сшит специально на киностудии «Мосфильм». Что уж говорить об аппаратах… Один из них мы видим в трюке, который исполняет 20-летний Алексей Сокол: его, закованного в цепи, погружают в сосуд с водой и, к удивлению зрителей, за считанные секунды он с легкостью освобождается от железных оков, вызывая не только бурные аплодисменты, но и ассоциации с Гарри Гудини. Алексей, конечно, способен задерживать дыхание на две с лишним минуты, но — здесь самые тревожные зрители могут вздохнуть спокойно — существует предохранитель: в случае форс-мажора вода сливается за секунды, послушная технологиям и руке Анатолия. «Есть определенное движение: вскидываю руку на форганг и вода сразу же сливается, — подтверждает Анатолий Сокол. — Иногда устраиваю внезапные проверки. Каждый раз полностью контролирую процесс: вода, цепи — номер действительно опасный. Доли секунды — и человек может захлебнуться…»
Если повезет побывать в закулисье шоу Сокола, глазам предстанет идеальный порядок, мощные тены, в которых греется вода, аккуратно прикрытые тканями аппараты, ждущие своего звездного часа на манеже… А самого Сокола радостным клёкотом приветствует сокол, издалека завидевший своего друга. Всех секретов программы раскрывать не будем: этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть всё собственными глазами.
— Анатолий, чувствуете груз ответственности перед прошлыми поколениями: отцом, дедом?
— Я чаще задумываюсь о будущем. Пройдет два-три года — чем мы тогда будем удивлять зрителя? Радует, что это живое искусство — придумаем!.. Я редко говорю с папой во сне и в мыслях, но, конечно же, мне хотелось бы, чтобы он увидел и оценил, в каком состоянии сейчас аттракцион. В самом начале, когда папа передавал мне своё дело, я усложнил его номер с протыканием девушки внутри сосуда: изготовил другой, более сложный, реквизит, вместо одной девушки посадил двух, добавил еще одну шпагу — было две, стало три. Когда папа увидел, он прослезился. Хочется делать еще более профессиональную иллюзию: крупнее, больше, зрелищнее. Передать сыну, а самому продюсировать. Алексея подготавливаю. Сейчас у него уже нет мыслей идти по другому пути. Мы никуда не собираемся уезжать, хотя предложений очень много, особенно в последние годы настойчивы китайцы. Но мы хотим радовать нашего, российского зрителя. У нас очень хороший коллектив, каждый артист — индивидуальность, плюс замечательный инженерный состав. Музыка к выступлениям в основном написана композиторами Русланом Ганеевым и Денисом Гарнизовым, многое сохранено с давних пор. Мы за то, чтобы сохранять традиции, держа при этом руку на пульсе времени, технологий, достижений науки.
— Что наполняет вашу жизнь помимо цирка и семьи?
— Шахматы. Бильярд. Люблю эту игру, вожу с собой кий. Мои партнеры за бильярдным столом — наш акробат-каскадер, руководитель номера «Колесо смелости» Бесо Чомахидзе и жонглер со шляпами Анар Джабраилов. Люблю проводить время с семьей — что мы делаем вместе, уже вторично. В отпуск отправляемся раз в году, в последнее время облюбовали отель на Тенерифе. Мне четырех-пяти дней на пляже вполне достаточно, но детям, конечно, нужно больше моря и солнца… Нравится хорошее кино: хоть в кинотеатре, хоть дома.
— Один из ваших любимых фильмов — «Форест Гамп». Что трогает сильнее всего?
— Полет перышка, которое опускается с неба к ногам героя, а потом летит дальше. Для меня это знак судьбы. Да, пожалуй, я фаталист. Человек может стараться, стремиться, действовать или бездействовать, но у каждого своя судьба. Главное, надо оставаться человеком, не делать подлостей другим людям — а в нашем «море» встречаются настоящие «акулы». Но идти по головам — не мое. Есть выражение: сокол высоко поднимается не по ветру, а против ветра.
Когда меня пытаются втянуть в дискуссию или какие-то распри, говорю: «Ребята, мое дело — хорошо фокусы показывать».
℗
Фото:Сергея Барсукова
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
95714 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
79215 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии