Николай Яворский: «Есть такое слово – служение»

В Сибири есть школа, где дети любят учиться, а педагоги – учить: «Специализированный учебно-научный центр НГУ» или СУНЦ, в просторечии – ФМШ.

507928 января 2017
Николай Яворский: «Есть такое слово – служение»

В Омске немало ее выпускников, и все на слуху: руководитель НОУ «Поиск» Руслан Симанчев, бизнесмен Геннадий Фридман, социолог и публицист Виктор Корб… В Новосибирске систему обучения СУНЦа уже взяли на вооружение, начав создавать спецклассы в общеобразовательных школах еще в 2010 году. Почему омские школы не берут на вооружение этот опыт? Чего и кого не хватает? Это я хотела понять, разговаривая с директором СУНЦ, профессором, доктором физ-мат наук Николаем Яворским:

Директор СУНЦ Николай Яворский

1

– За 50 с лишним лет наработали и передаем в виде наследия более 50 учебников, методических пособий, написанных нашими сотрудниками. Пора отдавать. Задачник Савченко переведен на несколько языков, и не по нашей инициативе. Учебник по биологии Дымшица есть в каждой школе страны. Новый проект реализуем – Открытая ФМШ, дистанционный учебный курс, воспользоваться которым может каждый. Если справится. А в СУНЦ отбор строгий. Собираем ребят по всей Сибири, Дальнему Востоку, меньше – Казахстану, есть из европейской части страны. Подобных школ-подразделений университетов всего 4 в России – при СГУ, СПбГУ, УрГУ и НГУ.

– Николай Иванович, как вы подбираете педагогов, которым искренне хочется учить детей?

– У нас нет учителей, в смысле – получивших профессиональное педагогическое образование. Профессорско-преподавательский состав ФМШ – люди, профессионально занимающиеся исследованиями, сотрудники Сибирского отделения РАН. Совмещают. Я тоже ученый, у меня своя лаборатория физики в университете. Среди преподавателей – 40 процентов наших выпускников. Есть молодые, есть патриархи – сплав поколений. Не каждый ученый может работать с нашими ребятами. С такими, которым всегда что-то надо, которые задают неудобные вопросы, всегда сложно. А наши этих вопросов задают немеряно, еще и соображают быстрее взрослых. Они должны вас уважать. Не будут уважать – сделают все, что угодно, они же умные. У нас очень острые на словцо дети, прозвища дают точные, многие преподаватели ими гордятся.

– Что нужно сделать педагогу, чтобы его уважали?

– Быть личностью. Отдавать частицу души. Преподаватели наши не за деньгами идут – за общением с детьми. Этого больше нигде не получишь. Кто понимает – это драйв. Многие ребята к нам возвращаются преподавателями. Почему? Вот есть день самоуправления, к примеру. Я ухожу из этого кресла, в него садится ученик и управляет школой. Дети заменяют преподавателей, читают лекции, ведут семинары, конечно, перед этим много готовятся с помощью педагогов, которые им это дело доверяют. Попробовали в ФМШ, развили в университете, студентами приходят работать с ребятами в нашу Летнюю школу. Надо большой путь пройти прежде, чем попасть к нам в преподаватели. Мы должны посмотреть на человека с разных сторон. Среди преподавателей – 25 докторов, 90 кандидатов наук. У нас 125 ставок, а преподавателей 260. Не синекура. Конечно, и избавиться нам от ненужных легче – просто не заключаем контракт на следующий год. Но пробовать надо. Молодым обязательно. Не всегда у них получается, но выработана специальная система работы. В подчинении лектора – «семинаристы», то есть те, кто ведут семинары. Каждый класс делится на две группы по 12-13 человек, лектор руководит «семинаристами» – подсказывает, какие задачи давать, как заинтересовывать, какие методические приемы использовать , они у каждого свои. Причем, раз все лекторы – личности, то все курсы авторские, несмотря на то, что программа одна, и ребятам это интересно тоже. У нас и гуманитарии высококвалифицированные. Заведующий гумкафедрой — Владимир Александрович Миндолин, доцент, кандидат исторических наук — последний первый секретарь обкома КПСС Новосибирской области. Это значит, что он передает историю из первых рук. У нас невозможно работать формально – сразу будут проблемы с ребятами, пойдет обратная реакция. А ребята у нас хорошие, добрые, замечательные! Очень важно – открытые. Они мотивированы к учебе, то есть готовы воспринимать. Тех, кто учиться не хочет, мы учить не умеем.

– И такие бывают, хотя к вам так сложно поступить?

– Бывают амбиции родителей. Натаскивают детей, они достигают определенного уровня. А потом – интернат, реальная жизнь, когда ты сам за себя отвечаешь. Мы, конечно, помогаем – у нас есть воспитатели, психологическая, медицинские службы. Но 24 часа в сутки дети друг с другом. Детская среда – жесткая, они сразу скажут тебе, кто ты есть. Ребенок привык быть первым в своей школе, вокруг него – особая атмосфера. А здесь 500 талантливых! Драки запрещены – отчисляем сразу за любые намеки на дедовщину. Все иначе, все сам, ты не первый, двойки за то, за что в школе хвалили! Культурологический шок. Каждый это переживает сам.

У нас тут можно многое, кроме учебы. Кроме базовых занятий, есть 140 курсов, которые все интересны! Несколько из них надо выбрать обязательно – это входит в учебный план. Самоуправление – командир класса, культорг, физорг, утренняя зарядка, ежедневная уборка комнаты… Очень тесное общение ребят из разных социальных слоев. Мы настраиваем на позитив, взаимопомощь у нас очень развита, ведь нагрузки большие. Так зарождается новая среда, новый социум. У нас множество и кружков, и секций – большие умственный нагрузки требуют больших физических. На кафедре физвоспитания 7 преподавателей – мастеров спорта. Но нагрузка бывает большой, когда неинтересно дело. А если интересно – время летит! Творчества много – песен, танцев. Никогда не приглашаем никаких артистов – наши выпускники сами все организуют, ребята пишут слова, музыку. Они здесь открывают новые таланты в себе, потому что все больше открываются, воспринимают новое. Это очень важно, совсем другая система отношений.

– Трудно руководить коллективом, который состоит из таких личностей?

– Все таланты, чаще всего, и родители тоже. Но взрослые, как дети, открытые. Дети открыты, чтобы воспринимать, преподаватели – чтобы отдавать. Если они пришли за другим – им тут делать нечего. Инструментом приказывания нужно пользоваться только в крайних случаях. Любое действие, направленное на заставление без созидания людей закрывает, что категорически противопоказано исследователям. Нужно искать другие инструменты. На сам деле, выполнение приказа в любом случае внутренне соглашение по каким-то причинам. Если его нет, управлять невозможно, потому что руководитель один, а подчиненных много. Люди должны признавать авторитет. Если нет, все бесполезно.

– Ваши ребята ведь не только умные, они хотят жить и работать на благо общества…

– Современная проблема как раз в том, что дети не подготовлены к жизни, живут в достаточно тепличных условиях, когда за них принимают решения старшие, поэтому встречаясь с жизненными проблемами, часто не справляются. А в интернате хочешь-не хочешь, но с 9 класса человек эту школу проходит. Это серьезно отражается на их будущем. Среди наших выпускников успешных людей – большинство. Каждый четвертый – кандидат наук, причем не только естественных. Это больше, чем в нашем университете. Но наши выпускники составляют костяк не только НГУ. Больше 500 докторов наук, членов РАН – около 10, военные, политики, бизнесмены, занимающиеся сложнейшим бизнесом. Михаил Иванович Эпов, академик, ученый-геофизик, заместитель председателя Сибирского отделения РАН – наш выпускник Сергей Валерьевич Головин, директор Института гидродинамики, Павел Логачев, директор Института ядерной физики. Направления разные. Команду КВН помните, где играли Татьяна Лазарева и Михаил Шац? Гремела по стране, половина – наши выпускники. Они и в ФМШ играют в КВН, брейн-ринг, в университет приходят уже заведенные. У нас приобрели навыки, в вузе развили.

– Ваш опыт можно перенести на общеобразовательные школы?

– Мы это делаем. Мы предложили несколько лет назад губернатору Новосибирской области создать спецклассы в школах. Одним из первых он был создан в Первой гимназии Новосибирска. Стали учить физике, математике, биологии, химии по нашим программам. Первая стала в полном смысле первой – такой класс, как локомотив, вытягивает всю школу. Другие школы посмотрели – тоже захотелось. Есть проблемы, конечно. Надо классы делить на два, значит увеличивать количество учителей в два раза, в первой половине дня – уроки, потом – кружки, секции, спецкурсы, значит, надо увеличивать финансирование. Кадровый потенциал школ не всегда готов. Но есть замечательные талантливые учителя, которых тоже надо собирать вместе, как и детей, чтобы «заражались» и «заражали» других. Мы проводим курсы повышения квалификации для тех, кто хочет работать с такими детьми, как наши.

– А зачем ученым вообще нужно возиться с детьми?

– Есть такое слово – служение, и служить можно только от сути. Михаил Алексеевич Лаврентьев, один из наших отцов-основателей, боролся за создание Института цитологии и генетики в то время, когда генетика была запрещена. Спорил с Хрущевым. Однажды его спросили, зачем он рисковал, и не только карьерой. Он ответил: «Ребята, это надо было делать!» Вот и все. Это надо делать!


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Ольга Савельева

— попутчица


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1489223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

58518 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

90103 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

219427 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх