Мёртвый дом и эра чародея

Пока я мучительно выбирала, какой же из поп-арт принтов авторства Дамира Муратова намарать себе на футболку, пока в городе бушевали страсти по «левой ноге» и погрузившаяся в них общественность судила, что можно считать искусством, а что должно уйти под побелку, омское отделение Союза художников России традиционно — уже в пятнадцатый раз предложило на суд зрительский и профессиональный лучшее, что было создано в художественных мастерских за прошедший год.

391112 февраля 2020
Мёртвый дом и эра чародея

Честно признаюсь — о выставке-конкурсе, ежегодно распределяющем «оскары» среди художников и скульпторов города, к своему стыду, я не знала. Подозревая, что обделённые информацией найдутся и среди читателей, которым предстоит познакомится уже с итогами события, напомню его предысторию.

Юбилей, однако!

1

Пятнадцать лет назад творческое объединение омских художников, именуемое Союзом, и отделённое от остального арт-комьюнити определением «профессиональное», приняло решение о проведении выставки-конкурса, на которой будут представлены лучшие работы в разных художественных жанрах.

Надо отметить, что, по условиям конкурса, работы должны отбираться исключительно на усмотрение автора. Художник как бы подводит личные итоги и позволяет внимательному и постоянному зрителю наблюдать, как со временем меняется его явленный через искусство внутренний мир, на чём в определённом временном промежутке был сосредоточен его взгляд, как он эволюционирует в сфере искусства, ведь переосмысление своего места в мире параллельно с творчеством — непрерывный для автора процесс.

По сложившейся традиции, выставка традиционно открывается в конце января в Доме художника и по истечении трёх недель зрители и сами же художники определяют лучших из лучших. От имени зрителей вручается приз симпатий, а от мнения коллег-художников зависит чьё имя будет золотыми буквами выведено на дипломе победителя, а кто удостоится звания призёров. Номинации из года в год практически не меняются, но в отдельные годы случалось, что какие-то из них оставались за рамками конкурса, так как ничего достойного внимания в этом жанре за истекший год не появилось.

Теперь — ко дню сегодняшнему!

Узнав, что в Омске мимо меня проходит такое замечательное культурное событие, а всем его участникам — даже тем, кто Моне и Мане воспринимает как пример разночтений иностранных фамилий, — дозволено регистрировать своё мнение и назначать лучшего омского художника, я на время отложила покупку беднотаунской футболки и поспешила разглядывать и выбирать «высокопрофессиональное».
Должна заметить, что моя неинформированность об отдельных событиях из жизни омских художников совсем не означает отсутствия интереса к их творчеству.

2

Мой отец окончил, появившуюся в Омске после войны городскую художественную студию, где преподавал Алексей Либеров и которая предшествовала созданию художественно-графического факультета в омском педагогическом. Всю свою жизнь отец работал художником-оформителем и рисовал «на заказ», поэтому моими первыми «книжками с картинками» были альбомы живописи. Моё истфаковское студенчество прошло во втором корпусе Педагогического университета на Партизанской, где наш факультет соседствовал с худграфом. С некоторыми из нынешних признанных родным городом и всей страной художников я в прямом смысле слова соседствовала в педовском общежитии «на Куйбышева». Все эти связи и обстоятельства определили мой неиссякаемый интерес к омскому художественному комьюнити — и к тем, кто остался зарисовывать навеянное родным городом, и к тем, кто ныне числится поуехавшими. Отправляясь на выставку за пару часов до церемонии награждения, я держала в голове имена любимых художников, надеясь увидеть их не только в списке номинантов, но и в числе победителей.

Картинки с выставки

Мне очень понравились те два часа, что я провела в зале экспозиции. Нет никакого сомнения — наш город богат талантами. На выставке разные виды художественного творчества соединились, чтобы представить омский культурный код в цвете, форме, эмоции и энергии. Деревенские пейзажи менялись городскими индустриальными, старые улицы города соседствовали с несуществующим омским метро. На одном стенде достоевщина — маслом, на смежном она же — пенопластом. Невозможно представить наш город без Любинского проспекта, и вот он — ночной на холсте. Ещё труднее поверить, что искусство, рождённое на берегах Иртыша, обойдётся без этого символа, и он есть — в свете луны на картоне. Алексей Либеров, без которого немыслима история омского искусства — здесь же — запечатлён Михаилом Мининым в гипсе. Ну и конечно — театр. Какой же омский культурный код без театра! Ироничные и яркие работы на тему театра представила публике Светлана Мухина.

Пока выставочный зал оставался полупустым, думалось о том, что вот сейчас здесь соберутся люди, создающие этот культурный код, и их встретят овациями и морем цветов благодарные поклонники. Придут чиновники всех мастей и расскажут как они гордятся возможностью обеспечить условия и обслужить интересы. Увы и Ах!

По будничному

Именно так прошла церемония награждения пятнадцатого почти юбилейного конкурса на лучшее художественное произведение Омска. Милая барышня с бумажки зачитала соответствующий случаю набор дежурных штампов и началась раздача слонов.

Председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов, представивший, кстати, свою работу «Притчи царя Соломона» в номинации «Графика», поздравил всех со случившимся в Омске ярким и богатым на художественные откровения годом и начал церемонию награждения с вручения наград за творческое долголетие. Их удостоились корифеи омского искусства: Галковский Александр Иванович, Десятов Виктор Александрович, Желиостов Иван Иванович и Катилло-Ратмиров Георгий Сергеевич.

3

Уже после церемонии награждения, отвечая на вопросы — Какой же он Омск художественный? Как меняется его лицо? Он стареет или успешно сохраняет молодость? Он чтит традиции или склонен к новаторству? — Андрей Николаевич отметил, что именно благодаря активной и деятельной позиции мэтров омскому творческому союзу удаётся сохранять традиции и обеспечивать их преемственность. Молодым художникам с избытком энергии, но пока ещё естественным дефицитом опыта есть у кого и чему учиться, а значит так необходимый искусству баланс формы и содержания будет обеспечен.

Объявление победителей и призёров началось с номинации «Искусствоведение, художественная критика и кураторский проект». Здесь лидерами были названы Евгений Дорохов и Александр Шафеев — авторы межрегионального художественного проекта «Энергия абстракции. Сибирь-Урал».

«Торс», отлитый в бронзе, был признан лучшей работой в номинации «Скульптура и монументальное искусство», а Михаил Минин и Евгений Дорохов, так удачно упаковавший Достоевского в пенопласт заняли второе и третье место.

Триумфатором номинации «Декоративно-прикладное и народное искусство» стала уже упомянутая мной Светлана Мухина с работой, посвящённой взаимоотношениям зрителя и театра.

Наиболее представленными ожидаемо стали номинации «Графика» и «Живопись», где за звание лучшего боролись по несколько десятков претендентов. Не скрою, на момент оглашения результатов коллегиального решения, моё сердце билось неровно, потому что как зритель я давно уже распределила все свои симпатии.

В номинации «Графика» лучшей была признана работа «Мост» Анастасии Гуровой. Второе место досталось Людмиле Белозеровой за серию под названием «Ветер Ольхона». Третью премию разделили Ольга Кошелева с изумительными пастелями «Темные аллеи», Игорь Санин с триптихом «Вечера в деревне» и Елена Боброва, чей «Зимний Петербург» притягивал меня магнитом, пока я бродила по выставке, и возвращал меня к себе снова и снова.

4

Ну и наконец, лучшим живописным произведением 2019 года стал триптих Георгия Кичигина «Мёртвый дом Ф.М. Достоевского». Георгия Петровича омским ценителям искусства особенно представлять не надо. На его счету столько титулов, премий и побед, что третья подряд победа в конкурсе на звание «лучший омский художник года» не слишком много прибавит его авторитету в сообществе и любви, которую ему дарят поклонники. Отмечу только, что, объявляя его победителем, Андрей Машанов сказал, что решение это было практически единогласным.

На третьем месте в номинации «Живопись» оказались работы Николая Молодцова и Татьяны Дашковой. Второе место разделили двое молодых художников — Елена Боброва, уже отмеченная жюри в графике, и Сергей Лисица. Елена номинировала свою работу «Драма поздней осени» и, как всегда, не осталась незамеченной. Редко кого оставляет равнодушным её особенный стиль — щедрость мазка, обилие ярких красок, темперамент, энергия, бьющая через край. Вступив в Союз художников в 27 лет, она до сих пор является одним из самых молодых участников выставки.

Сергей Лисица, представивший на суд профессионалов работу «Эра чародея», посвящённую известному омскому художнику Николаю Горбунову, в итоге покорил и сердца зрителей, отдавших ему свой специальный приз. По словам Сергея, «Эра чародея» — дань памяти близкому человеку, учителю, настоящему творцу и чародею искусства, рано ушедшему и неисчерпавшему свой творческий потенциал.

Чародеи искусства — хорошее определение для людей, которым, чтобы взять тебя в плен, нужны только холст, краски и мало кому отпущенная магнетическая энергия, передаваемая на кончик кисти. Слава богу, в нашем городе чародеев достаточно. Встретить их всех разом можно каждый год в конце января в Омском доме художника по адресу: Лермонтова, 8.

Главное, чтобы этот дом, неизбалованный поддержкой и вниманием со стороны выдающих и распределяющих, как можно дольше не становился мёртвым.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

20521 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

18522 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

939104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3355114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4406210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6215106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1042812 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх