Мёртвый дом и эра чародея
Пока я мучительно выбирала, какой же из поп-арт принтов авторства Дамира Муратова намарать себе на футболку, пока в городе бушевали страсти по «левой ноге» и погрузившаяся в них общественность судила, что можно считать искусством, а что должно уйти под побелку, омское отделение Союза художников России традиционно — уже в пятнадцатый раз предложило на суд зрительский и профессиональный лучшее, что было создано в художественных мастерских за прошедший год.
391112 февраля 2020
Честно признаюсь — о выставке-конкурсе, ежегодно распределяющем «оскары» среди художников и скульпторов города, к своему стыду, я не знала. Подозревая, что обделённые информацией найдутся и среди читателей, которым предстоит познакомится уже с итогами события, напомню его предысторию.
Юбилей, однако!
1Пятнадцать лет назад творческое объединение омских художников, именуемое Союзом, и отделённое от остального арт-комьюнити определением «профессиональное», приняло решение о проведении выставки-конкурса, на которой будут представлены лучшие работы в разных художественных жанрах.
Надо отметить, что, по условиям конкурса, работы должны отбираться исключительно на усмотрение автора. Художник как бы подводит личные итоги и позволяет внимательному и постоянному зрителю наблюдать, как со временем меняется его явленный через искусство внутренний мир, на чём в определённом временном промежутке был сосредоточен его взгляд, как он эволюционирует в сфере искусства, ведь переосмысление своего места в мире параллельно с творчеством — непрерывный для автора процесс.
По сложившейся традиции, выставка традиционно открывается в конце января в Доме художника и по истечении трёх недель зрители и сами же художники определяют лучших из лучших. От имени зрителей вручается приз симпатий, а от мнения коллег-художников зависит чьё имя будет золотыми буквами выведено на дипломе победителя, а кто удостоится звания призёров. Номинации из года в год практически не меняются, но в отдельные годы случалось, что какие-то из них оставались за рамками конкурса, так как ничего достойного внимания в этом жанре за истекший год не появилось.
Теперь — ко дню сегодняшнему!
Узнав, что в Омске мимо меня проходит такое замечательное культурное событие, а всем его участникам — даже тем, кто Моне и Мане воспринимает как пример разночтений иностранных фамилий, — дозволено регистрировать своё мнение и назначать лучшего омского художника, я на время отложила покупку беднотаунской футболки и поспешила разглядывать и выбирать «высокопрофессиональное».
Должна заметить, что моя неинформированность об отдельных событиях из жизни омских художников совсем не означает отсутствия интереса к их творчеству.
Мой отец окончил, появившуюся в Омске после войны городскую художественную студию, где преподавал Алексей Либеров и которая предшествовала созданию художественно-графического факультета в омском педагогическом. Всю свою жизнь отец работал художником-оформителем и рисовал «на заказ», поэтому моими первыми «книжками с картинками» были альбомы живописи. Моё истфаковское студенчество прошло во втором корпусе Педагогического университета на Партизанской, где наш факультет соседствовал с худграфом. С некоторыми из нынешних признанных родным городом и всей страной художников я в прямом смысле слова соседствовала в педовском общежитии «на Куйбышева». Все эти связи и обстоятельства определили мой неиссякаемый интерес к омскому художественному комьюнити — и к тем, кто остался зарисовывать навеянное родным городом, и к тем, кто ныне числится поуехавшими. Отправляясь на выставку за пару часов до церемонии награждения, я держала в голове имена любимых художников, надеясь увидеть их не только в списке номинантов, но и в числе победителей.
Картинки с выставки
Мне очень понравились те два часа, что я провела в зале экспозиции. Нет никакого сомнения — наш город богат талантами. На выставке разные виды художественного творчества соединились, чтобы представить омский культурный код в цвете, форме, эмоции и энергии. Деревенские пейзажи менялись городскими индустриальными, старые улицы города соседствовали с несуществующим омским метро. На одном стенде достоевщина — маслом, на смежном она же — пенопластом. Невозможно представить наш город без Любинского проспекта, и вот он — ночной на холсте. Ещё труднее поверить, что искусство, рождённое на берегах Иртыша, обойдётся без этого символа, и он есть — в свете луны на картоне. Алексей Либеров, без которого немыслима история омского искусства — здесь же — запечатлён Михаилом Мининым в гипсе. Ну и конечно — театр. Какой же омский культурный код без театра! Ироничные и яркие работы на тему театра представила публике Светлана Мухина.
Пока выставочный зал оставался полупустым, думалось о том, что вот сейчас здесь соберутся люди, создающие этот культурный код, и их встретят овациями и морем цветов благодарные поклонники. Придут чиновники всех мастей и расскажут как они гордятся возможностью обеспечить условия и обслужить интересы. Увы и Ах!
По будничному
Именно так прошла церемония награждения пятнадцатого почти юбилейного конкурса на лучшее художественное произведение Омска. Милая барышня с бумажки зачитала соответствующий случаю набор дежурных штампов и началась раздача слонов.
Председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов, представивший, кстати, свою работу «Притчи царя Соломона» в номинации «Графика», поздравил всех со случившимся в Омске ярким и богатым на художественные откровения годом и начал церемонию награждения с вручения наград за творческое долголетие. Их удостоились корифеи омского искусства: Галковский Александр Иванович, Десятов Виктор Александрович, Желиостов Иван Иванович и Катилло-Ратмиров Георгий Сергеевич.
3Уже после церемонии награждения, отвечая на вопросы — Какой же он Омск художественный? Как меняется его лицо? Он стареет или успешно сохраняет молодость? Он чтит традиции или склонен к новаторству? — Андрей Николаевич отметил, что именно благодаря активной и деятельной позиции мэтров омскому творческому союзу удаётся сохранять традиции и обеспечивать их преемственность. Молодым художникам с избытком энергии, но пока ещё естественным дефицитом опыта есть у кого и чему учиться, а значит так необходимый искусству баланс формы и содержания будет обеспечен.
Объявление победителей и призёров началось с номинации «Искусствоведение, художественная критика и кураторский проект». Здесь лидерами были названы Евгений Дорохов и Александр Шафеев — авторы межрегионального художественного проекта «Энергия абстракции. Сибирь-Урал».
«Торс», отлитый в бронзе, был признан лучшей работой в номинации «Скульптура и монументальное искусство», а Михаил Минин и Евгений Дорохов, так удачно упаковавший Достоевского в пенопласт заняли второе и третье место.
Триумфатором номинации «Декоративно-прикладное и народное искусство» стала уже упомянутая мной Светлана Мухина с работой, посвящённой взаимоотношениям зрителя и театра.
Наиболее представленными ожидаемо стали номинации «Графика» и «Живопись», где за звание лучшего боролись по несколько десятков претендентов. Не скрою, на момент оглашения результатов коллегиального решения, моё сердце билось неровно, потому что как зритель я давно уже распределила все свои симпатии.
В номинации «Графика» лучшей была признана работа «Мост» Анастасии Гуровой. Второе место досталось Людмиле Белозеровой за серию под названием «Ветер Ольхона». Третью премию разделили Ольга Кошелева с изумительными пастелями «Темные аллеи», Игорь Санин с триптихом «Вечера в деревне» и Елена Боброва, чей «Зимний Петербург» притягивал меня магнитом, пока я бродила по выставке, и возвращал меня к себе снова и снова.
4Ну и наконец, лучшим живописным произведением 2019 года стал триптих Георгия Кичигина «Мёртвый дом Ф.М. Достоевского». Георгия Петровича омским ценителям искусства особенно представлять не надо. На его счету столько титулов, премий и побед, что третья подряд победа в конкурсе на звание «лучший омский художник года» не слишком много прибавит его авторитету в сообществе и любви, которую ему дарят поклонники. Отмечу только, что, объявляя его победителем, Андрей Машанов сказал, что решение это было практически единогласным.
На третьем месте в номинации «Живопись» оказались работы Николая Молодцова и Татьяны Дашковой. Второе место разделили двое молодых художников — Елена Боброва, уже отмеченная жюри в графике, и Сергей Лисица. Елена номинировала свою работу «Драма поздней осени» и, как всегда, не осталась незамеченной. Редко кого оставляет равнодушным её особенный стиль — щедрость мазка, обилие ярких красок, темперамент, энергия, бьющая через край. Вступив в Союз художников в 27 лет, она до сих пор является одним из самых молодых участников выставки.
Сергей Лисица, представивший на суд профессионалов работу «Эра чародея», посвящённую известному омскому художнику Николаю Горбунову, в итоге покорил и сердца зрителей, отдавших ему свой специальный приз. По словам Сергея, «Эра чародея» — дань памяти близкому человеку, учителю, настоящему творцу и чародею искусства, рано ушедшему и неисчерпавшему свой творческий потенциал.
Чародеи искусства — хорошее определение для людей, которым, чтобы взять тебя в плен, нужны только холст, краски и мало кому отпущенная магнетическая энергия, передаваемая на кончик кисти. Слава богу, в нашем городе чародеев достаточно. Встретить их всех разом можно каждый год в конце января в Омском доме художника по адресу: Лермонтова, 8.
Главное, чтобы этот дом, неизбалованный поддержкой и вниманием со стороны выдающих и распределяющих, как можно дольше не становился мёртвым.
Фото:Алексей Озеров
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
84616 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
839921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
77018 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии