В последний путь проводили Ивана Викторова
Сегодня Омск попрощался с известным общественником, агрономом, экономистом, писателем и просто уникальным человеком Иваном Кирилловичем Викторовым.
4981207 февраля 2017
«Иван Кириллович Викторов». Запись в телефонной книжке, номер телефона.
По этому номеру можно было звонить едва ли не круглосуточно, по любому «человеческому» поводу. Какую бы подоплеку этот повод не имел – политическую, судебную, общественную.
1Иван Кириллович был слишком неравнодушен, чтобы молчать. Мы, журналисты, этим пользовались.
Он прожил в Омске всю жизнь. Имел широчайший круг общения. Обладал феноменальной памятью и энциклопедическими познаниями. Как говорят его товарищи, «разбуди его в три часа ночи, спроси цифру или дату – назовет». Цифры были его поэзией и страстью. Любил абсолютную точность.
Или вот что вспоминается. Был настоящим джентльменом, при женщинах расцветал... Всегда скажет комплимент, подаст верхнюю одежду…
Всегда был откровенен и прямодушен. Имел свое мнение о том, что правильно и порядочно, а что нет. Его не волновало, что это могло идти вразрез с системой или убеждениями нынешних властей.
Встретилась с ним на апелляции по уголовному делу Юрия Гамбурга. В перерыве опальный осужденный чиновник, глядя в зал заседаний с экрана, первым делом разглядел среди родственников и друзей Ивана Кирилловича. «Как здоровье?» – начал спрашивать обрадовано, тепло.
- Хорошо, Юра! Я тебе книжку новую привез, - отвечал Иван Кириллович. Лишь за два дня до этого он презентовал в библиотеке имени Пушкина книгу «Граждане Сибири» - составленный им сборник очерков об известных омичах.
Ему все равно было, кто и что подумает, напишет и скажет: он привез своему молодому товарищу книгу.
Пересекались мы и на всех мероприятиях, так или иначе связанных с Сергеем Иосифовичем Манякиным, будь то открытие памятного бюста или фонда имени первого секретаря Омского обкома КПСС. К Манякину, которому предоставлял хирургически точную информацию, Иван Кириллович относился с глубочайшим уважением. Он не имел права обмануть, «подчистить», приукрасить, потому что руководитель нуждался в «до грамма» выверенных данных. При этом, по рассказам Ивана Кирилловича, Манякин просил избавить его от объемных справок. Задача была - сделать четко, лаконично, на трех, максимум четырех листах. А знать, разумеется, в разы сверх того…
Ужасная ирония: последний раз мы общались с Иваном Кирилловичем на похоронах Юрия Глебова.
- Договорились встретиться, но не успели... – вспоминает последнюю встречу со своим близким другом, Иваном Викторовым, омский публицист Сергей Шкаев. - Был у него в гостях накануне Нового года. Иван Кириллович кормил меня бутербродами с красной икрой, подливал в чашку кофе, был как всегда гостеприимен, приветлив... Говорили о его последней книге. Познакомились мы в 90-м году. Пришел к нему в Облстат как собкор «Советской России» поговорить об экономике Омской области. Мы беседовали тогда о цифрах, а еще – неожиданно – о живописи, о поэзии, об искусстве... И потом, долгие годы, он относился ко мне как к сыну.
Пожалуй, так же Иван Кириллович относился и к Сергею Бабурину. Глава Омского землячества в Москве прилетел из столицы рано утром специально на похороны, чтобы улететь утренним следующего дня. Его, как всегда это бывает, были рады видеть – несмотря на скорбный повод. Подходили, обнимали, обменивались соболезнованиями… Известный политик встал в почетный караул на пару с Александром Антропенко.
- Бывает, когда действительно заслуженного человека провожают и говорят об утрате из вежливости, потому что человек уже много лет был не у дел. Это не может быть отнесено к Ивану Кирилловичу, - говорил московский гость. - Это действительно огромная утрата для всех нас. Несмотря на свои годы он продолжал активно заниматься сбережением культуры, омских традиций. Книги, которые писал Иван Кириллович, написаны его сердцем. Мне довелось познакомиться с ним в 90-е годы, в антисоветское время, но в нашей памяти он останется человеком советской эпохи. Он всегда был добросовестным, трудолюбивым человеком: и как партийный работник, и как госслужащий, и как депутат Госдумы. Когда, например, мне нужно было ехать на встречу с Виктором Ющенко, у меня не было вопросов, кого из депутатов взять с собой на эту непростую политическую беседу. Мы с Иваном Кирилловичем четыре часа добросовестно отработали с Ющенко, говоря о России, Украине, Сибири. А сколько планов Ивана Кирилловича не исполнено... Светлая ему память. Я горжусь нашими с ним отношениями. Пока мы живы, он будет жить в наших сердцах.
Попрощаться с Иваном Кирилловичем пришли многие. Текла темная людская река: черно-серое, февральское, с точечными яркими вкраплениями – гвоздики, хризантемы, розы…
Печальный повод привел в ДК «Сибиряк», где проходило прощание, представителей омской культуры всех поколений: Василия Евстратенко, Владимира Шалака, Виктора Лапухина, Сергея Сочивко, Юрия Трофимова. Шли отдать долг памяти люди от науки, образования, общественники, предприниматели: Михаил Машкарин, Лидия Герасимова, декан матфака ОмГУ Владимир Николаев, банкир Валерий Степанов. Шли чиновники минувших лет: Валерий Глыбочко, Геннадий Павлов, Евгений Белов, Константин Подосинников, Сергей Алексеев, генерал КГБ Александр Банников… И лет нынешних: два зама отсутствующих в Омске «главных» по области – Владимир Компанейщиков и Александр Артемов. Шли городские: мэр Вячеслав Двораковский, его зам Алексей Меньшов, Галина Горст…
Вячеслав Двораковский говорил от души. Говорил не как мэр, а как человек близкий, скорбящий.
- Омск сиротеет, один за одним нас покидают люди, которые своим примером показывали, как можно бескорыстно и искренне служить городу и людям. Иван Кириллович был человеком уникального масштаба. Одни его помнят как умнейшего руководителя статуправления, другие – как принципиального депутата Госдумы, третьи – как любителя поэзии, единомышленника, члена Пушкинского общества, публициста, автора книг и оригинальных журналистских статей. О нем скорбят сегодня не только в Омске, но и в тех районах, где он работал: Тюкалинске, Большеречье, Усть-Ишиме, Седельниково. Скорбят в Петербурге, потому что он был членом-корреспондентом Петровской академии художеств. Он был удивительно одаренным. Свой дар он щедро раздавал людям, всегда был в работе, в деле. Было ощущение, что он столько всего наметил, чтобы успеть. Я помню, когда мы готовились к 300-летию Омска, Иван Кирилович не пропустил ни одного штаба по подготовке. Такое неравнодушие, такая энергия… Искренне любил Омск и беспокоился, чтобы все было сделано достойно. Не укладывается в голове, что мы его потеряли…
Ивана Кирилловича похоронили на Северо-Восточном кладбище, рядом с его родителями. Как очень верно сказал один из друзей Викторова, «хорошие люди не исчезают, они просто перестают быть рядом с нами». Теперь будем навещать его там…
Светлая память вам, Иван Кириллович.
Фото:Ирина Губарева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии