Главная Взгляд Сергей Старовойтов: «Власть в Омске ведет себя как безразличный муж и невнимательный отец»
Сергей Старовойтов: «Власть в Омске ведет себя как безразличный муж и невнимательный отец»
Политтехнолог Сергей Старовойтов поделился со СМИ видением того, что будет происходить в региональной политике в ближайшие месяцы, как «Единой России» подняться «с самого дна», а заодно объяснил, почему не видит в кресле мэра Омска женщину.
364214 февраля 2017
Впервые
Подобную презентацию политического доклада делаю впервые. Обычно подобные вещи ложатся на столы «высоких» чиновников. И все же, исходя из того, что знания должны принадлежать народу, решил предложить журналистам анализ тенденций политического сезона.
«Сообщающиеся сосуды»
Свежая социология говорит о том, что нисходящее движение рейтингов «ЕР», тот тренд, который был обозначен на выборах в региональный парламент и Госдуму в прошлом году, продолжается. Мы понимаем, что в среднем партия власти набрала больше голосов, но если проанализируем ситуацию в городских округах, увидим, что по городу «ЕР» взяла 28 процентов, а КПРФ – 32%. Иными словами, в городе на выборах победили коммунисты. Эта тенденция сохраняется. «ЕР» и КПРФ – «сообщающиеся сосуды», которые делят 70 процентов голосов. Это может выглядеть так: 35/35, 30/40 и так далее. Сейчас потенциал каждой из этих партий – до 40 процентов. Рейтинг «Справедливой России» - 10 процентов (в потенциале может вырасти до 16%), у ЛДПР - 13 процентов, но существует риск, что рейтинг снизится до 10 процентов. Почему? Потому что в отсутствии риторики Жириновского, который «подкачивал» рейтинги партии, у либерал-демократов нет своей идеологии, нет своих инфоповодов, кроме харизмы лидера. Естественно, процент может упасть. В данном случае все партии «на старте» могут руководствоваться тезисом «Как потопаешь, так и полопаешь».
1Хорошая плохая новость
Для «Единой России» сегодня ситуация критична. Хорошая новость - похоже, это «дно» и ниже падать некуда. Можно только нарастить потенциал. Сегодня в Омске количество протестно настроенных избирателей практически в два раза превышает количество сторонников власти. На повышение процента «за «ЕР» при этом работает количество так называемых «социально одобряемых» ответов. Участники опроса считают, что вариант «Единая Россия» – «правильный», и поэтому некоторые дают этот ответ, хотя планируют голосовать за другую партию. К тому же сторонники власти всегда менее мотивированы идти на избирательный участок, чем «протестный электорат», так что реальный результат «ЕР» может оказаться ещё хуже.
Минус один Артемов
Как строить кампании, чтобы выйти победителями на выборах в Горсовет? Победят ли коммунисты? Это основные вопросы, который волнуют сегодня и партии, и власть. Для федерального руководства страны не важен состав одномандатников. Да, в Заксобрании нынче сидит большинство «единороссов», да, «бюджет можем принимать, как хотим», но рейтинги партии падают, это очевидно всем – и что происходит в ответ? Александра Артемова снимают с руководства партией. Почему? Потому что по процентам партия проиграла, а для Москвы важен процент. Все, что будет происходить в регионах, рассматривается в контексте президентской избирательной кампании, которая пройдет в 2018 году. Важен процент поддержки, который отдает население региона действующей власти – и, разумеется, президенту.
Электоральная стратегия
Руководители местных партийных отделений решают сегодня следующие задачи. КПРФ - как удержать процент и победить на большем количестве одномандатных округов. Традиционно, получая хороший результат по спискам, по одномандатным округам коммунисты имеют крайне мало. Задача «Единой России» - подключиться к федеральной «президентской» повестке и обеспечить голосование бюджетников, не «разгоняя» при этом протест. «СР» в свою очередь нужна некая «фоновая» кампания с новорожденными свежими смыслами и «великолепная двадцатка» самовыдвиженцев, которые закроют все округа, поскольку на сегодня это партия, не имеющая ни четкой цели, ни задач. Наконец, задача ЛДПР – «закрыть округа», придумать идеи в отсутствие персональной риторики Жириновского, который вряд ли будет на федеральных каналах с пеной у рта рассказывать, как же нам благоустроить Омск.
Победит партия,
которая найдет «точки электорального роста», расширит свою электоральную базу, в том числе за счет двух категорий избирателей: «сердитых горожан» 25-40 лет, которые не голосуют, но недовольны происходящим, а также молодежи 18-25 лет. Их нужно либо заставить сидеть дома – в стратегии «ЕР», чтобы они не «раздули протест», либо – в стратегии коммунистов – послать им некую социальную провокацию. Что касается молодежи, в Омске был неудачный пример, когда голосовать за партию власти согнали студентов. В итоге резко «вспухли» рейтинги ЛДПР… Нужно быть аккуратными, общаться, выяснять потребности избирателей.
Не бывает «в целом недовольных»
Надо понимать, что именно не устраивает ту или иную часть электората, и отрабатывать конкретные потребности. Вспомните о победе Трампа и о роли, которую в ней сыграли социальные сети. С их помощью проанализировали портрет избирателя, причем сделали его очень дробным, до микрогрупп. Как говорится, «по трем «лайкам» мы узнаем ваши политические предпочтения, по пяти – сексуальную ориентацию, по семидесяти – то, что не знают даже близкие друзья, а по сотне – то, в чем вы сами боитесь себе признаться». С помощью ботов они начали отправлять огромное количество «прицельных» сообщений. Хочешь дороги – тебе будут говорить про дороги. Хочешь качели – про качели. Нужно понимать, что хочет услышать собеседник. Когда приглашаешь девушку на свидание, ей же не рассказываешь о мировой революции… А наша власть лишена эмпатии, она не чувствует эмоций избирателя.
Конфликт группы влияний
Недавно кто-то сказал: за экономику губернаторов в отставку не отправляют. Это делается за политические просчеты. Война элит – один из наиболее острых моментов, из-за которых губернатор может пострадать, потому что это всерьез влияет на политическую стабильность региона. Что мы видели на выборах в ЗС и что увидим на выборах в Горсовет? Ситуация с конфликтом групп влияния за распределение «квот» на округа на выборах в ЗС в 2016 году повторится и на выборах в ОГС в 2017-м. К чему это приведет? К углублению межэлитных противоречий на фоне «нового передела», связанного с приходом в мэрию ставленника одной из групп. Каждая группа влияния постарается получить определенное количество мандатов. Если группа влияния получает «квоту» за определенное число депутатов, они получают и преимущество.
Риски для губернатора
напрямую связаны с результатом партии власти на выборах. Существенный провал по явке, процентный проигрыш коммунистам, снижение рейтинга ЕР по сравнению с результатом 2016 года, внутриэлитные конфликты, вышедшие в публичную сферу, а также скандалы при голосовании за нового мэра – все это может ослабить позиции первого лица области.
Вглядитесь в знакомые лица!
Алехин, Тетянников, Трубин, Гуселетов – реальные руководители парламентских партий в регионе, от которых зависит очень многое, в том числе то, будут ли проблемы у омского губернатора... Руководители всех омских партийных отделений, кроме КПРФ, неопытны: они не обладают опытом организации крупных избирательных кампаний, не имеют персонального рейтинга, а также личного авторитета в политической и бизнес-среде в качестве политических организаторов. Кроме того, местные партбоссы не имеют достаточных средств для организации избирательных кампаний и личных долговременных политических стратегий. Самое устойчивое положение - у господина Алехина (именно он, а не Александр Кравец, занимается в регионе электоральными процессами), а рискует сильнее всех г-н Тетянников.
«Перенарезанные» округа
Анализ «перенарезки» округов позволяет предположить, что они были сформированы в интересах определенной группы действующих депутатов ОГС и явились способом заручиться их лояльностью при голосовании за будущего мэра города. Налицо сговор – или же очень подозрительное совпадение. Город разделен на двадцать избирательных округов по 45-46 тысяч избирателей. Посмотрим на то, как произошла «перенарезка», - увидим одну интересную тенденцию. Существенные, даже кардинальные изменения произошли с 1 по 11 округ. А с 12 по 20 либо незначительные, либо вообще без изменений. А что для одномандатного кандидата в Городской совет является главным активом? Его городской избирательный округ. Там бабушки, активисты, КТОСы, он «кормил» их все эти годы, красил качели и иными способами формировал свой актив. А теперь говорят: мы вам нарежем во-о-он тех... Для депутата это стресс. Кому-то сделали подарок и не тронули его округ, а кому-то не сделали. То есть, чисто гипотетически, с помощью «перенарезки» округов можно было сформировать пул кандидатов, лояльных тем, кто это делал. И отвечая на вопрос, кому это выгодно, мы в первую очередь видим действующего мэра города Омска. Он мог влиять на ситуацию. Особенно после заявлений, что он собирается баллотироваться на следующий срок. Вот вам еще одна сенсация…
«Коммунальная ошибка»
Главной темой избирательной кампании лета-осени 2017 года станет «коммунальная повестка». И это ошибка. Кандидаты будут «отзеркаливать» вопросы и жалобы населения и рассказывать, как они заставят чиновников выполнять свои обязанности. В результате огромная толпа людей будут ходить и критиковать власть. Возникнет диссонанс, который лишит кандидатов позиционирования, потому что все будут говорить одно и то же, и в итоге будут понижать процент голосов за «ЕР».
Кто ты для президента?
Все пытаются разгадать стратегию и ход мысли президента и федеральной власти. Но власть вариативна. Во власти почитали «Антихрупкость» Талеба и поняли, что надо ставить на антихрупкие, устойчивые конструкции. Назначили четырех губернаторов-силовиков, но это не значит, что это «новый тренд» и все 80 будут силовики. Или 40-летние технократы. Уверяю, будет 4-5 новых технократа. Это не безумие власти: вариативность и есть главный тренд. Устойчив тот губернатор, который четко понимает сам и дает понять другим, какую задачу он выполняет лично для президента страны. Отсюда знаменитое кадыровское «Я пехотинец Путина», отсюда феноменальная политическая устойчивость Савченко, который отвечает за развитие православия в регионе, устойчивость калужского Артамонова, который отвечает за кластеры, Карлина – он за житницу сибирскую... Не очень устойчиво чувствуют себя те, кто не может ответить на вопрос, что конкретно он делает для президента.
Кто на новенького?
Мы видим «на арене» директора «ОмскВодоканала» Шелеста, есть действующий мэр Двораковский, есть Антропенко, Жарков, Меркулов другие... Крепкий хозяйственник или молодой технократ – сейчас неважно. Так же не важны персоны: важно, у какой группы больше влияния. Идет игра, в которой будут пытаться соблюсти баланс. Надо договариваться. Что касается «усталости от мэра-хозяйственника»… Усталость, на мой взгляд, не от хозяйственника, а от бесхозяйственника. У нас забыли, что надо работать с конечным потребителем – с избирателем. А у избирателя есть постоянное желание диалога. Психологи говорят, что над отношениями надо работать – в семье, в паре, с друзьями… Власть в городе и области не работает над отношениями с избирателями. Они почему-то решили, что можно жить как в той семье, где муж приходит с работы, кладет деньги на тумбочку – и считает, что на этом все. Власть ведет себя как безразличный муж и невнимательный отец, выполняя формальные процедуры, а «поговорить» - уже нет. Успех будет сопутствовать тому, кто умеет разговаривать, причем с разными аудиториями.
Корпоративный мэр
Кто займет в итоге кресло мэра, мне на данный момент все равно. У меня нет здесь личных интересов. Лишь бы человек занимался делом. То, что говорят кандидаты, их политическая программа, их повестка совершенно не влияют на исход дела. Об этом и говорят сторонники прямых выборов: «мы, горожане, не получаем возможности проголосовать за того человека, который выражает наши интересы». Мэр выражает интересы узкой группы людей во власти. Это корпоративный мэр, и в этом большая ошибка управления.
Война за кандидата
Судя по заявлениям действующего мэра, у него есть некоторые козыри. Сомневаюсь, что Вячеслав Викторович собирается всерьез бороться за пост мэра города, очевидно, он нацелился на некий иной пост. Что произойдет, если группы, за которыми стоят действительно серьезные люди, имеющие авторитет в городе, не договорятся? Возможно, появится некая компромиссная фигура. Внезапно – как это было в случае с Тетянниковым. Не исключаю, что будет реализован именно такой сценарий: когда все закидают друг друга камнями и словами, возникнет «из ниоткуда» человек с опытом, и все вынуждены будут признать: ну нормальный вариант, да. Могу сказать, что выборы мэра не пройдут без скандалов: контуры распрей вырисовываются уже сейчас.
Политические «статисты»
Судьба «РОСТа», «Яблока» и других непарламентских партий – роль бессмысленных статистов. Непрекращающийся конфликт внутри партий, нет идеологической платформы: они сами не понимают, кто они и зачем нужны. Поэтому и избирателям объяснить, «про что они», сложно.
Явка
Мы знаем из федеральных структур, что на президентских выборах потребуют явку 70 процентов. Это выглядит в настоящий момент как крайне нереализуемая задача.
Палка о двух концах
Партии власти необходимо набрать весомый процент, с другой стороны она не может позволить, чтобы явка повысилась – сразу пойдут «протестники». Высокая явка – большое количество сторонников КПРФ, ЛДПР и даже «СР». Это дилемма, которую предстоит решить партии власти. Кстати, падение рейтингов «ЕР» на сегодня – заслуга и «Справедливой России». Задумывалась она как партия, способная отобрать голоса у коммунистов, но на деле получился обратный эффект. «Сушить» или «не сушить» явку - пока что гадание на кофейной гуще. Федеральная власть просит явку, но в регионах чешут в затылке…
Новое лицо Горсовета
Судя по всему, новых лиц в городской Думе в больших количествах не будет. Активность на выборах будет высокой, на две трети депутатский корпус, скорее всего, сохранится. Половина пойдет по партийным спискам, представители партий будут в прежнем составе. Одномандатники по большей части, скорее всего, тоже будут известны, хотя какое-то количество свежих лиц тоже появится.
Женщина-мэр
Предлагаете пофантазировать? Все зависит от личности. Нормальная история, но не знаю, как отнеслись бы к этой идее избиратели. Это женская повестка, здесь надо говорить о семье, о доме, о заботе, о детях. Это полностью переформатированный внутриполитический диалог. Я считаю, что городом все же должен управлять мужчина. В нашем случае ему надо быть Гераклом, чтобы расчистить Авгиевы конюшни.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии