Оксана Фадина: «Мешкать совсем нет времени»
Мэр Омска выступила сегодня в Горсовете с отчетом о результатах своей деятельности и деятельности горадминистрации за 2019 год. «ВОмске» публикует полный текст доклада.
274915 июля 2020
Уважаемый Владимир Валентинович, депутаты Омского городского Совета, почетные граждане нашего города, омичи!
Предлагаю вашему вниманию отчет о деятельности администрации города Омска за 2019 год.
Минувший год стал для нас годом плановой системной работы.
Иллюзий о том, что удастся разом решить все проблемы, накопившиеся в целом ряде отраслей и сферах городского хозяйства, у нас не было. Но и мешкать совсем нет времени. Гражданам важен результат, который видно сегодня.
В 2019 году драйвером изменений стала подготовка к российско-казахстанскому форуму. Предстояло подготовить город к проведению на достойном уровне события федерального масштаба.
Впервые за долгое время удалось начать системно заниматься наведением порядка, восстановлением исторического облика города и благоустройства городской среды. И каждый рубль выделенный для этого мы вложили с максимальной для омичей пользой.
Отремонтированные фасады домов на гостевых маршрутах, общественные пространства, объекты транспортной инфраструктуры и вопросы безопасности, упорядочение малоформатной торговли и знаково-информационных систем. Все эти преобразования Омска - это начало к ухоженному и комфортному пространству и важно продолжать начатое. Город должен для жителей должен постоянно развиваться в среде и окружающих сервисах.
Главная точка приложения наших усилий – национальные проекты. В 2019 году Омск участвовал в реализации семи из них. Мы поддерживаем набранные темпы ремонта и строительства дорог, сейчас наращиваем темпы возведения новых садиков и школ, активно занимаемся дальнейшим благоустройством общественных пространств.
Никто не отменял и текущие задачи по содержанию городских территорий, обеспечению работоспособности жизненно важных для города сфер. Это ежедневный тяжелый, кропотливый труд.
Вы, уважаемые депутаты, хорошо осведомлены о критических точках, накопившихся одни за длительный, другие за среднесрочный период в целом ряде отраслей и сферах городского хозяйства. Подробно по каждой из них и результатах изменений в городе за прошедший год.
2Прежде всего, нашу работу в 2019 году определяла Стратегия социально-экономического развития Омска до 2030 года, цель которой – стабильное улучшение комфортности жизни в городе.
Стратегию мы утвердили в декабре 2018 года. И уже в начале 2019 года приступили к реструктуризации муниципальных программ, провели инвентаризацию актуальности всех ранее предусмотренных мероприятий, критически оценили по каждому амбициозность ключевых показателей эффективности. Ряд программ был дополнен новыми значимыми подпрограммами и отдельными мероприятиями. Новый взгляд на механизмы повышения инвестиционной привлекательности был представлен во вновь принятой муниципальной программе «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска» (утверждена постановлением Администрации города Омска от 22 апреля 2019 г. № 327-п).
В итоге из 13 муниципальных программ сформировано 11, но с концентрацией подпрограмм в них по специализации вопросов, что позволяет повысить управление ими главными распорядителями и повышает оперативность администрирования.
Начну с приоритезации проблем городского развития.
Ряд проблем, получили статус хронических и имеют затяжной характер:
1. Объем муниципального долга. На протяжении нескольких лет это было тормозом для любых проектов развития.
С одной стороны, общий объем муниципального долга на 1 января 2020 года составил 6 млрд. 565 млн. руб., с ростом на 11% или 660 млн. рублей.
С другой стороны, за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета под ставку всего в 0,1% годовых и своевременного рефинансирования муниципальных долговых обязательств, экономия бюджетных средств на обслуживание муниципального долга составила 89 млн. руб.
По итогам 2019 года, муниципальный долг города Омска и расходы на его обслуживание не превышают предельные показатели и соответствуют требованиям и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просроченная кредиторская задолженность бюджета города Омска по состоянию на 1 января 2020 года отсутствует.
32. Рост количества домов, признанных аварийными, недостаточные темпы их расселения. С 2012 по 2017 год таких домов было 139, а за последние три года, с 2017 по 2019, добавилось еще 103.
В 2019 году в рамках нацпроекта "Жилье" и вошедшей в него федеральной программы "Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилого фонда" начала работа муниципалитета по соглашению, которым планируется в течение пяти лет с 2019 года улучшить условия проживания для 4-х тысяч омских семей.
В прошлом году приобретено 84 квартиры. В 2020 году предстоит купить 118 квартир. Всего до 2025 года планируется расселить 1.711 квартир в 139 многоквартирных домах, признанных аварийными.
3. Количество капитально отремонтированных многоквартирных домов.
У нас на руках с начала 2018 года был 621 исполнительный лист по итогам судебных решений в отношении работ капремонта МКД. Для их исполнения муниципалитету необходимы миллиарды, которыми городской бюджет не располагает. Это накопленное долговое обязательство по-прежнему – регрессивный фактор городского развития. Ежегодно муниципалитет своими средствами и силами делал по 20 домов в среднем.
Что удалось сделать за 2019 год?
В рамках подготовки и проведения 16-ого Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, за счет федеральных средств в размере 1,1 млрд. руб. отремонтированы 172 многоквартирных дома (152 фасада и 52 крыши).
И своими средствами сделали еще капремонт отдельных конструктивных элементов на 8 МКД.
Это грандиозный объем работы за всю историю вопроса. И конечно, работа проходила не гладко, были существенные вопросы к качеству и срокам ремонта по отдельным подрядчикам, нежелание отдельных управляющих компаний участвовать в оценке качества работ или вообще допускать подрядчиков к работе на дома. Нарекания жителей обоснованы. Мы их учитываем в нынешнем году. Все что не вошло в сметы подрядчиков прошлого года, но требует доработки будем доделывать, финансирование для этого выделено, подготовлены сметы.
Работа в данном направлении продолжается. В этому году еще 278 домов должны пройти через капремонт по адресам судебных решений.
4. Высокая степень изношенности подвижного состава муниципального транспорта, тяжелое финансовое положение.
Мы реализуем системную политику мер по снижению уровня кредиторской задолженности муниципальных пассажирских предприятий. Есть несомненные успехи. Так, по итогам 2017 года долг муниципального транспорта составлял 987 млн. руб., в конце 2018 года – уже 752 млн. руб., а итогом 2019 года стала кредиторка в 463 млн. рублей. За два года мы погасили более полумиллиарда рублей наколенных долгов.
4Параллельно с оптимизацией финансово-хозяйственной деятельности и повышением эффективности бизнес-процессов предприятий, начали обновление подвижного состава. В строй предприятия встало 220 новых автобусов разного класса – это более половины всего парка городских автобусов.
Следует заметить, что износ автобусного парка в 2018 году с 91 % снижен до 61 % – в 2019 году.
Безусловно, мы планируем и дальше обновлять подвижной состав. Лизинговые платежи составили 280 млн. рублей. Даже с этим учетом, мы планомерно гасим долги прошлых лет, и снижаем общий уровень расходов из городского бюджета.
Важным фактором является активная поддержка Губернатора Омской области Александра Леонидовича Буркова. Мы участвуем в федеральных программах, по которым предусмотрена возможность получения субсидий из федерального бюджета на приобретение подвижного состава.
Итогом работы, начатой в 2019 году, стала наша победа в отборе Минтранса РФ, и получение субсидии на погашение 60% платежей за 33 новых, современных троллейбуса. В сумме это более 700 млн. экономии. Первые машины приедут уже в августе.
По трамваям и троллейбусам износ превышает 95%. Именно при содействии губернатора, достигнуты договоренности о возможности поставки в этом году 24-х новых трамваев, на условиях беспроцентной рассрочки. Отмечу, что столь масштабного обновления омский муниципальный транспорт не видел, пожалуй, ни разу в современной истории Омска.
Далее отмечу наиболее серьезные среднесрочные проблемы:
1. Недостаточный уровень доступности дошкольного образования.
2. Неудовлетворительный финансовый результат от деятельности муниципальных предприятий.
По обеим этим проблемам ведется планомерная работа. Следует отметить, что имеется положительная динамика. Об этом более подробно далее в докладе.
Повышение благосостояния российских граждан – цель, поставленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным перед всеми уровнями власти.
Это основной критерий для оценки правильности выбранного нами решения в любой проблемной ситуации.
В 2019 году доля детей в возрасте до 6 лет, ожидающих очереди в детский сад, сократилась с 27% до 24%. По прежнему, остро стоит проблема с яслями.
За год создано 1056 дополнительных мест в детских садах, более половины из них (558 мест) – для детей раннего возраста.
По нацпроекту «Демография» построено 4 детских сада (всего на 538 мест), открытие которых в этом году (уже открыты по ул. Лисицкого на 101 место, ул. 22-я Рабочая на 101 место, ул. Краснознаменная на 140 мест и в 13-м микрорайоне на 196 мест).
Для нас стало принципом работы не только построить объект и ввести в эксплуатацию, а комплексно обеспечить атмосферу комфорта, поэтому уважаемые депутаты! и в этом году и на следующий год уже сейчас мы готовим вам предложения в Адресную инвестиционную программу 2021 года по строительству или реконструкции, ремонту дорог – подъездов к вновь построенным садикам с созданием линий наружного освещения и решением вопросов остановочных павильонов, изменений маршрутной сети в этих микро территориях и многие другие вопросы среды.
Примеры такого комплексного подхода: проезд на 21-й Рабочей и улице Краснознаменной, в 2021 году предложим аналогичный подход по новым адресам.
Со следующего года планируется новая среднесрочная подпрограмма на период 2021-2023г.г. в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" – основными мероприятиями которой станут текущий ремонт подъездных путей к школам и детсадам. Главам совместно с профильными департаментами уже поставлена задача начать инвентаризацию и оценку технического состояния соответствующей инфраструктуры. Впереди бюджетные проектировки.
Кроме этого, в прошлом году, благодаря федеральному проекту по содействию занятости женщин в рамках нацпроекта Демография, отремонтированы и переоборудованы резервные помещения в 24 действующих детских садах. Когда мы брались за эту работу, обещали ввести 477 мест. Мы перевыполнили план: создано 518 дополнительных мест.
В этом году строительство новых детских садов в рамках нацпроекта «Демография» продолжится. Запланировано строительство ещё семи учреждений на 1440 мест, которые откроются в 2021 году. Дополнительно в 13 действующих детских садах планируется открыть ясельные группы для 250 малышей. Запланировано окончание работ на долгострое с 2015 года в микрорайоне «Рябиновка» на 310 мест.
Хочу особо остановиться еще на одном микрорайоне, где вот уже долгие годы наиболее остро обстоит вопрос по строительству детского сада и школы – это мкр. Серебряный берег. История длится с 2004 года, земельные участки с того момента в частной собственности, при этом, часть земельных участков согласно проекту планировки предусматривают размещение детского сад и большой школы. Вопрос права собственности тормозит государственные стройки. Предложения Администрации города у собственника не нашли ответа.
Земельным законодательством установлена возможность принятия органами местного самоуправления решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. В связи с чем считаю давно пришла пора проработать такой вариант решения проблемы.
И ставлю задачу профильным департаментам обеспечить подготовку проектов правовых актов Администрации города Омска об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
В заключении отмечу, что в течение 2017, 2018 года не было построено или реконструировано ни одно д/с. Еще ранее такая практика устойчиво и периодически повторяется. Если хотим поступательно обеспечивать социально-экономическое развитие, то создание объектов социальной сферы в первую очередь садов и школ должно быть ежегодным стратегическим планом.
Нельзя допускать простоев строительства в развитии социальной инфраструктуры.
В учебном году 152 школы города Омска обеспечивали свой образовательный процесс, обучение прошло 123,9 тыс. чел., что на 4,6 тыс. чел. больше, чем в предшествующем учебном году. Это обусловлено ростом рождаемости в 2003 – 2008 годах, и, как следствие, увеличением числа обучающихся 1–9 классов.
В 2019 году, раньше, чем в целом по стране, все обучающиеся школ города Омска перешли на ФГОС. Это потребовало от педагогов соответствующей подготовки.
В образовательные учреждения города Омска трудоустроено 386 молодых педагогов (в 2018 году – 335 человек). Идет приток молодых специалистов. Особое внимание было уделено кадровому составу руководства образовательных организаций. В 2019 году прошли аттестацию 158 руководителей (в 2018 году – 97). Кроме того по руководителям внедряем проектное управление, 69 директоров прошли курсы "Эффективный руководитель" в ИРОО с публичной защитой управленческих проектов, которые сейчас реализуют в учреждениях.
Родителей учеников волнует не только качество образовательного процесса. В приоритете так же вопросы из разряда базовых потребностей – обеспечение безопасных и комфортных условий пребывания в школе.
Омские школы остро нуждаются в ремонте. Фактический износ большинства зданий превышает 60%.
С 2018 года совместно с Губернатором Омской области Александром Леонидовичем Бурковым мы целенаправленно работаем над обновлением омских школ и детских садов. В программе реновации учебных заведений – первоочередные потребности: ремонт крыш, систем отопления, санузлов, пожарной сигнализации.
В 2019 году из бюджетов всех уровней на это было выделено 202 млн руб. Это беспрецедентная помощь, которой ранее город не видел. Необходимые по плану ремонтные работы были проведены в 128 школах, 45 детских садах и 9 учреждениях дополнительного образования. Кроме того, для 170 муниципальных образовательных учреждений покупалась ученическая мебель, компьютерная техника, тренажеры, песочницы, холодильное оборудование.
В школах Омска растет количество обучающихся. По итогам приемной кампании этого года, первоклассников – на тысячу больше. Для обеспечения потребности крайне важно искать резервы для строительства новых школ. Сейчас около 30 тыс. омских школьников учатся во вторую смену. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, нам нужны новые современные школы.
Нацпроектом «Образование» предусмотрено в Омске в этом году мы завершение строительства общеобразовательной школы в микрорайоне «Амурский-2» на 1122 места. После строительно-монтажных работ займемся лицензированием новой школы и комплектованием кадрами. Уже сейчас работаем над закупкой современного оборудования в школу. Следующие на очереди – школы по улицам Завертяева и проспект Космический с общим количеством 1672 мест.
Помимо школьной программы важно дать детям возможность развивать свои способности – чтобы им было интересно пробовать себя в разных областях.
В нашей стране, по указу Президента Владимира Владимировича Путина, продолжается десятилетие под знаком детства.
Для вовлечения ребят во всевозможные кружки и секции, выявления своих талантов разработан проект «Успех каждого ребенка», охватывающий основные направления развития системы дополнительного образования. Благодаря ему в 2019 году более 70% детей (93,6 тыс. чел) в возрасте от 5 до 18 лет дообучались по дополнительным программам естественно-научной, технической и художественной направленностей.
Помимо основной художественную школу или школу искусств в 2019 году посещали 13,3 тысяч детей. Около половины из них принимали участие в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня. 1000 юных омичей стали лауреатами и дипломантами. Трое из ребят, признаны в 2019 году победителями общероссийского конкурса «Молодые дарования России».
В этом году наш регион определен для масштабных творческих состязаний молодых деятелей искусств Дельфийских игр России. Подготовка к ним началась в 2019 году.
Это стало мощным стимулом для развития школ искусств и детских художественных школ города Омска, выбранных площадками для проведения конкурсной и фестивальной программы мероприятия. Из бюджетов всех уровней профинансировано более 40 музыкальных инструментов и необходимое оборудование. Такого обновления в наших школах искусств не было давно.
На сегодня все готово к проведению состязаний. Ждем окончания ограничительных мер, связанных с коронавирусной инфекцией.
В 2019 году мы продолжили заниматься укреплением материально-технической базы наших школ искусств.
За счет федерального бюджета и средств, привлеченных от социальных партнеров, завершен ремонт зданий и помещений 11 школ искусств и художественных школ. На очереди – еще 9. Благодаря нашей настойчивости нам удалось с этой задачей попасть в национальный проект «Культура». Для нас это возможность привести в порядок и отремонтировать школы искусств.
Наиболее масштабные работы по обновлению были проведены в здании детской школы искусств №20 в Ленинском округе. В детской школе искусств №21 на Левобережье, открыты новые классы для юных музыкантов и художников. Дополнительно еще 130 ребят смогли приступить к занятиям. По той же схеме сейчас ведется подготовка ремонтных работ в переданном школе искусств №7 на ул. 21-я Амурская помещении на втором этаже здания, где разместится театральное отделение.
В 2019 году к 90-летнему юбилею поселка Большие Поля отремонтирован дворец культуры «Колос» и прилегающая территория.
В следующем году благоустроенное городское пространство – еще одна точка притяжения жителей, появится у дворца культуры «Звездный» с прилегающей территорией благоустройство которой выполним в следующем году по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды».
С 2019 года мы включились в реализацию национального проекта «Культура» и его регионального подпроекта, утвержденного Губернатором Омской области Александром Леонидовичем Бурковым с целью обеспечить качественно новый уровень развития инфраструктуры этой сферы.
В конце года на базе молодежной библиотеки «Квартал 5/1» открылась первая в регионе модельная библиотека. Более 3 млн рублей из областного бюджета направлены на комплектование книгофонда библиотеки, ее оснащение современным оборудованием и оргтехникой. Сделан косметический ремонт и созданы условия для маломобильных групп граждан. Это пример лучшей практики модернизации городских библиотек, которую нужно взять на вооружение.
Уважаемые депутаты, 2019-й, объявленный в России Годом театра, принес омичам 10 новых постановок от муниципальных театров. В поддержку своего статуса театрального города в Омске проведена выставка зеленого строительства «Флора», посвященная этому событию.
На создание и развитие доступной городской среды в 2019 году было направлено 18,5 млн руб. На эти средства для инвалидов и маломобильных граждан были оборудованы 23 остановки общественного транспорта. На 15 пешеходных переходах появились светофоры со звуковыми сигналами для слабовидящих омичей.
Особое наше внимание – работе по обеспечению образовательных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержке их родителей. 12 образовательных учреждений пополнили список тех, где предусмотрено все необходимое для их беспрепятственного посещения ребятишками, нуждающимися в особой заботе. Для пяти разработана проектная документация на выполнение этих работ.
Сегодня квалифицированную помощь специалистов по образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья родители могут получить в каждом административном округе города Омска. Дополнительно к действующим службам ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и группы риска открыты 6 консультативных пунктов.
Проект омского городского психологического центра по созданию единой службы поддержки семей, имеющих детей, признан лучшим и отмечен федеральным грантом национального проекта «Образование».
В последние годы мы отмечаем увеличение количества многодетных семей. В прошлом году впервые за период с 2017 года в омской семье родилась тройня. Родители получили единовременную денежную выплату в 300 тыс. рублей.
Режим самоизоляции, введенный с марта 2020 года с целью профилактики распространения новой короновирусной инфекции, стал непростым испытанием и вызовом для всех нас. Прежними мерами поддержки в такой ситуации было не обойтись. В первую очередь важно помочь тем, кому особенно трудно.
Труднее всего пришлось малообеспеченным семьям, где есть дети и в том числе школьного возраста, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. За счет средств городского бюджета продуктовыми наборами и денежной компенсацией обеспечены 15 993 ребенка.
Растет число омичей кто систематически занимается физической культурой и спортом. Это на 2% больше, по сравнению с 2018 годом. Важным считаю создать такие условия, при которых каждый омич сможет заниматься физкультурой, а при желании – профессиональным спортом.
В Омске ведется активная работа по реализации основных направлений Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.
Вместе со всеми по стране в 2019 году наши учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности переведены в организации нового типа – организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР). Это позволит более качественно выполнять требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Наш город известен именами многих спортсменов, представляющих Россию на международном уровне.
В 2019 году в муниципальных учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности занимались 16 621 человек по 51 виду спорта. Во всероссийских и международных спортивных соревнованиях приняли участие 3,5 тысячи воспитанников спортивных школ. Завоевано 986 медалей: 388 золотых, 239 серебряных, 359 бронзовых.
Немалая роль по пути к медалям - материально-техническая база спортшкол. В 2019 году мы запустили процесс реорганизации спортшкол Омска. Прежде всего, для оптимизации финансовых расходов и возможности более точечно распределять имеющиеся ресурсы. Сэкономленные бюджетные средства будут направлены на приобретение современного спортивного оборудования, финансирование поездок спортсменов для участия в различных соревнованиях, создание новых филиалов спортивных школ во всех районах города в шаговой доступности от жилой застройки. Пилотным стал проект по объединению специализированных спортшкол олимпийского резерва № 35 и 23. Полученный положительный опыт продолжен в этом году.
Отремонтировано 24 хоккейных площадки, построена одна новая. Приобретена необходимая экипировка для команд из клубов для детей и молодежи, хозяйственный инвентарь для содержания и обслуживания спортобъектов. Специалисты, которые организуют занятия, получают выплаты к заработной плате.
В 2019 году физкультурно-оздоровительными услугами воспользовались более 805 тысяч омичей, что на 2,9% больше по сравнению с 2018 годом. При этом потенциал роста в этом направлении есть.
И сегодня ни один проект благоустройства новых общественных пространств, дворовых территорий не обходится без спортивной составляющей. Это обязательное условие.
В 2019 году открыты 8 комплексных спортивных площадок, обновлено 41 плоскостное спортивное сооружение. За этот сезон планируем отремонтировать 45 спортобъектов на средства из городского бюджета, 10 – за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Благодаря программе «Родные города», которую реализует наш социальный партнер «Газпромнефть», совместно со школой единоборств Александра Шлеменко в 2019 году были обустроены 3 площадки с уличными силовыми тренажерами, 3 площадки для занятий воркаутом. За счет средств ООО «Институт непрерывного развития» в парке 300-летия Омска обустроена спортивная площадка для пляжных видов спорта. Совместные проекты будут осуществляться и далее.
В планах на этот год – проведение городского фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Проектом развития для привлечения омичей к спорту на ближайшие три года станет продвижение велосипедного досуга. План по открытию новых маршрутов для велопрогулок по городу готов. В работу по нему включились все структурные подразделения городской администрации. А первые результаты будут уже в этом году.
В плане мероприятий по развитию велодвижения на 2020-2021 гг. – проведение восстановительных работ велотранспортной инфраструктуры по ул. Масленникова и ул. Богдана Хмельницкого (от ул. Ленина до ул. 3-1 Военной). В 2021 – организация велотранспортной инфраструктуры на территории парка «Зеленый остров». От моста имени 60-летия Победы до ул. Перелета, по ул. Крупской (от ул. Перелета до ул. Лукашевича).
Вернемся к важнейшему в плане обеспечения качества жизни вопросу. Он связан с жилищными условиями, и особенно остро звучит для людей, проживающих в ветхом и аварийном жилье, семей с низким уровнем доходов, молодежи.
Средства на приобретение жилья получили 197 семей, что на 71,3% больше, чем в 2018 году (115 семей).
В этом году в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда» планируется переселить 296 человек из 118 аварийных жилых помещений общей площадью 4,5 тысячи квадратных метров.
Ввод в эксплуатацию жилых домов городе, по итогам прошлого года, составил 307,6 тыс. кв.м. Из них 220,4 тыс. кв. м – площадь в 26 многоквартирных домах.
Отмечу продолжающийся спад на строительном рынке. Уменьшение показателей ввода связано как с введением нового порядка долевого строительства, малым количеством качественного, привлекательного для граждан, в плане соотношения цена/качество жилья, так и финансовыми ограничениями.
Так же, строительство тормозит отсутствие актуального генплана. В 2019 мы заключили контракт на его актуализацию, а так же обновление документов территориального планирования. Более 10 лет прошло с момента последних правок.
По прежнему остро стоит вопрос с жильем для многодетных семей. За прошедший год очередь омичей, претендующих на получение в собственность земельного участка, увеличилась еще на 542 семьи.
Обеспечить выделенные многодетным семьям земельные участки необходимыми коммуникациями, решить проблему их транспортной доступности, чтобы такая мера поддержки стала ощутимым подспорьем для многодетных семей Омска – эти вопросы, которые ждут своего решения более пятилетки взяты под личный контроль.
В настоящее время утверждена «дорожная» карта мероприятий по обеспечению коммунальной инфраструктуры земельных участков на территории Ленинского округа. Как и было запланировано, установлены остановочные павильоны по улицам Светловской и Машиностроительной. По улице Машиностроительной вблизи остановки общественного транспорта «Янтарная» оборудован регулируемый пешеходный переход, подходы к остановке и проложена пешеходная дорожка от автомагистрали до жилого квартала, смонтировано освещение этого участка дороги.
Главная задача сейчас – закрыть вопрос с сетями водоснабжения. Программа рассчитана на среднесрочный период до 2023 года. В 2019 году мы приступили к первому этапу работы. Разработали проектную документацию для строительства объектов инженерной инфраструктуры. Сейчас идут работы по прокладке сетей.
В Кировском округе, где тоже находятся участки для многодетных семей, на сегодня разрабатывается «дорожная» карта развития инфраструктуры. В 2019 году привели в порядок дорогу по ул. Кондратюка, в районе станции «Карбышево-2» установили санитарную площадку.
Несмотря на ограниченность городского бюджета, мы будем изыскивать средства и возможности и дальше для решения этого вопроса.
Продолжается работа по снижению числа многоквартирных домов, не выбравших способ управления. С каждым годом их становится меньше. На конец 2019-го, их было 100. Чаще всего это дома на 10-12 квартир, ожидающие расселения.
Проводится работа с собственниками и предпринимаются необходимые меры по обеспечению обслуживания проблемных помещений.
Стоит отметить, управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд города, несмотря на отсутствие такой обязанности, оказывают своевременную оперативную помощь жителям этих домов в случае возникновения аварийных ситуаций. Договоренность об этом достигнута во всех административных округах Омска. И в этом вопросе хочу поблагодарить такие управляющие компании за содействие в аварийном прикрытии этих домов.
Мы видим, какая работа ведется по реализации двух серьезных национальных проектов — «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Из субсидий вышестоящих бюджетов, привлеченных в прошлом году в бюджет города, а это 3,4 млрд. руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2018 году, наибольший объем средств направлен на обеспечение дорожной деятельности – 1,8 млрд. руб. и мероприятия по благоустройству в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» – 355,0 млн. руб.
В 2019 году в Омске продолжился масштабный ремонт городских дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели из бюджетов всех уровней было выделено 987 млн рублей.
Комплексно отремонтировано 18 автодорог общей протяженностью 42,5 км и 6 перекрестков. В числе обновленных – улицы Гагарина, Герцена, Пушкинский тракт от ул. Герцена до границы городской черты, дорога через поля СибНИИСХоза, 10 лет Октября, Лермонтова, 3-й Разъезд, дорога до Учхоза, въезд в город по Черлакскому тракту, Ленинградская площадь, улица Масленникова, улицы Конева, Кондратюка, Енисейская, 70 лет Октября и объездная дорога около микрорайона Чукреевка.
На отремонтированных дорогах установлены светофоры, нанесена разметка термопластиком и холодным пластиком (6 светофорных объектов; на 24 участках улично-дорожной сети нанесено 36,8 тыс. кв. м дорожной разметки термопластиком и холодным пластиком).
Доля дорог в Омске, соответствующих нормативам, составила 60,7%. Для сравнения в 2018 году таких было 53,9%. С учетом объема работ текущего года, а это комплексный ремонт 17 дорог она еще увеличится - до 69,9%.
В 2019 году по муниципальному заданию выполнялись работы по текущему ремонту и содержанию дорог, включая аварийно-восстановительный ремонт дорожного покрытия; межквартальных и внутриквартальных проездов; тротуаров, пешеходных дорожек и подходов к пешеходным переходам.
Проведено обследование и диагностика технического состояния Октябрьского и Фрунзенского мостов. Разработана проектно-сметная документация для первого этапа капитального ремонта Ленинградского моста, предусматривающая замену двух морально и физически устаревших деформационных швов.
Сейчас в Омске полным ходом продолжается ремонт тротуаров. Объем определен по каждому округу. Это 234 тротуара, из которых 60 находятся в частном секторе, и 124 межквартальных и внутриквартальных проездов, в том числе 14 из них в зоне ИЖС. Отмечу, что с этого года принято решение о работе в частном секторе – это тротуары, укрепление полотна проездов,, свет и водоотведение. И Дальше эту работу мы будем продолжать, ИЖС не должен в финансовых вопросах рассматриваться по остаточному принципу поэтому финансирование которое ежегодно направлялось только в территории МКД разделили и часть будет идти на благоустройство инфраструктуры ИЖС. Конечно бюджет ограничен, однако работу эту давно надо было начинать, например, не бороться с местами подтопления в весенний паводок, а проводить мероприятия по отводу воды чтобы впоследствии таких мест подтопления было гораздо меньше. При системной работе можно добиться улучшения условий и в ИЖС, работу начали и полагаюсь уважаемые депутаты, что при обсуждении проекта бюджета на очередной год эти начинания вы поддержите.
Закрывая тему дорог, следует упомянуть о стартовавших в 2019 году в рамках исполнения нацпроекта «Жилье и городская среда» работах по строительству новой общегородской магистрали на Левом берегу протяженностью 4,3 км – от моста имени 60-летия Победы по улице 3-й Островской, улице Крупской от бульвара Архитекторов до улицы Перелета. Она станет дублером улиц 70 лет Октября и Красного Пути, значительно разгрузит действующие городские дороги. Долгожданный для омичей объект, по плану строительства, будет готов к концу этого года.
Кроме этой задачи – есть еще одна: новая магистраль даст толчок развитию микрорайона Прибрежный, где может быть возведено 1,6 млн кв. м жилья. Там же сейчас мы завершили проектирование детского сада. Впереди запуск нового спорткомплекса Арена и сейчас на голосовании жителей Кировского округа в рамках комфортной городской среды предложен к выбору Микрорайон «Прибрежный» — территория в границах улицы Крупской — улицы Лукашевича — улицы Шаронова — улицы Перелета, и прилегающая набережная реки Иртыш. Результаты голосования будут известны по итогам 17 июля.
Новые стройки в рамках нацпроектов мы запускаем комплексно, чтобы давать импульс для социально-экономического развития территорий и максимально создавать условия для жизни.
Благодаря новой технике, которую мы получили в 2018 году – а это 81 единица технического оборудования и спецтехники на 248 млн рублей, особое внимание уделяется уборке на дорогах. С тем, чтобы совсем отказаться от использования песка на дорогах, в 2019 году мы начали реализовывать пилотный проект - поэтапный переход на современные противогололедные реагенты. Комплексный ремонт дорог в рамках нацпроекта БКАД осуществляется с обязательным применением бортовых камней, установки светофоров и дорожных знаков. С этого года без тротуарных бордюров (поребриков) не обходится ни один проект по обустройству тротуаров и пешеходных дорожек.
Два года назад в Омске стоял вопрос о дальнейшем существовании общественного транспорта, который в буквальном смысле пришлось спасать. Содержать из бюджета муниципальные предприятия, ни одно из которых не работает в полную силу и генерирует только убытки и соответственно долги, было не разумно.
Как я уже отмечала ранее, муниципальные предприятия за предшествующие годы накопили огромные долги и оказались вообще на грани закрытия. Это уже становилось не проблемой существования отдельных предприятий а неспособностью обеспечивать муниципальные полномочия по обеспечению жителей услугами общественного транспорта. И хотя этап антикризисного управления в отрасли продолжается, не все еще сделано - в настоящий момент ситуация нормализована.
По состоянию на начало этого года, кредиторская задолженность муниципальных предприятий была зафиксирована на уровне 463 млн. Это не наращённая кредиторка, а остаток накопленной с начала 2018 года. И это на 289,0 млн. рублей меньше, по сравнению с 2018 годом. Пассажирские предприятия выплатили 803,3 млн. рублей налогов и страховых взносов, что на 57,5 млн. рублей больше, чем в 2018 году.
Удалось не только приостановить тенденцию снижения пассажиропотока, которая наблюдалась в течение последних 5 лет, но и увеличить количество перевезенных пассажиров к 2018 году на 2,2 млн. пассажиров или на 3%.
Большую роль в этом сыграл новый, комфортный транспорт, который получили горожане. Новый транспорт – это не только комфорт пассажиров, но и снижение расходов из бюджета: приобретение ГСМ, шин и запасных частей. В 2019 году мы снизили фактические затраты по этой статье на 310,4 млн. рублей.
С целью дальнейшего обновления подвижного состава в начале этого года нами была подготовлена и направлена в Министерство транспорта Российской Федерации заявка, предусматривающая до 2022 года приобретение 105 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе, и 76 троллейбусов в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Результаты уже известны. Благодаря достигнутым Губернатором Омской области Александром Леонидовичем Бурковым договоренностям в этом году мы получим возможность впервые за последние семь лет обновить парк троллейбусов.
С начала прошлого года в Омске начала работать крупнейшая после Москвы и Санкт-Петербурга автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте. Пассажиры получили возможность платить за проезд не только наличными, но и транспортной и банковской картами, а также при помощи смартфона. В 2019 году Омск занял третье место среди российских городов по объему оплаты в транспорте с помощью банковских карт.
Всего за прошедший год посредством автоматизированной системы оплаты проезда оплачено 108,4 млн. поездок или 69,6% от общего количества платных поездок на общественном транспорте города Омска. Введение мер, стимулирующих безналичную оплату, сделало перевозки «прозрачными». Результат – плюс 67 млн. рублей налогов!
О деятельности муниципальных компаний жилищно-коммунального комплекса.
«Омскэлектро» - один из стратегических ресурсов, находящихся в муниципальной собственности. Итоги прошлого года подтверждают его статус развивающегося предприятия и эффективность наших действий, направленных на упрочение позиций.
На ближайшие три года запланирован перевод всей электроэнергетики города на цифровые рельсы. Для этого АО «Омскэлектро» разработана концепция по модернизации и новому строительству линий наружного освещения с разбивкой на 3 этапа.
В 2019 году реконструировано 18 км кабельных линий 10 кВ и 12,6 км кабельных линий 0,4 кВ. Объем собственных средств предприятия на реконструкцию муниципальных электрических сетей и на сбережение электроэнергии на муниципальных электрических сетях составил около 170 млн. руб.
На линиях наружного освещения города были заменены на «умные» светодиодные 2905 натриевых электроламп: по улицам Красный Путь, Конева, Волгоградская, на набережной и бульваре Архитекторов. Такое оборудование расходует меньше энергии, а управлять его работой можно дистанционно.
Наша главная задача на следующий год — продолжение модернизации наружного освещения города. Мы уже заменили 90 км линий, это около 10% от общего объема. Необходимо так же строить новые линии наружного освещения, особое внимание уделив внутриквартальному освещению.
В 2020 году продолжится капитальный и текущий ремонты электросетей, работа по консолидации сетей и присоединение бесхозяйных объектов. Продолжатся работы и по оборудованию подсветки административных зданий по примеру других регионов, что изменит внешний облик города.
Не менее важна работа «Тепловой компании». Она обеспечивает тепловой энергией порядка 80% потребителей жилищно-коммунального сектора. Компания долгие годы находится в сложном финансовом положении. Наша задача – не допустить остановку работы предприятия. На это направлены все усилия: создана рабочая группа по оперативному оздоровлению компании, принята «дорожная» карта первоочередных мероприятий по оптимизации расходов, сдерживанию роста дебиторской и кредиторской задолженности.
Теплоснабжающими и теплосетевыми предприятиями города Омска к прохождению отопительного периода 2019 – 2020 годов подготовлено 64 теплоисточника, 1 450 км тепловых сетей, заменено в рамках подготовки к отопительному периоду 12,1 км тепловых сетей.
Получен паспорт готовности города Омска к отопительному периоду 2019 – 2020 годов. Хочу выразить благодарность всем предприятиям жилищно-коммунального комплекса города Омска, которые обеспечили стабильную работу объектов жизнеобеспечения населения.
Далее я хотела бы перейти к не менее важным для жизнедеятельности города аспектам, тому, что формирует лицо нашего города.
Существенная часть такой работы по созданию комфортной городской жизни – планомерная ежегодная реализация зеленых проектов.
Комплексная программа зеленого строительства и проект «Город-сад» включены у нас в Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года.
Годовой план по озеленению на 2019 год выполнен в полном объеме. В городском озеленении активно стала применяться технология посадки крупномерных зеленых насаждений с закрытой корневой системой. Это позволяет по графику осенние посадки завершать в декабре.
Лидерами прошлого года по количеству высаженных деревьев стали Иртышская Набережная и улица Заозерная.
Обновлением и содержанием зеленых насаждений в Омске мы занимаемся не одни. Выражаю благодарность всем предприятиям, учреждениям, организациям, активистам общественных объединений, и просто неравнодушным жителям, участвующим в этом вопросе. Силами учреждений социальной сферы и предприятиями на обслуживаемых территориях за прошлой год высажено 2,1 тыс. деревьев и 3,7 тыс. кустарников.
Любимая омичами выставка зеленого строительства, цветоводства и садоводства «Флора» сменила свой статус городской цветочной выставки и стала международной. Расширились ее границы: теперь это 5 га в центре города, на которых разместились 52 цветочные композиции. Над созданием цветочной феерии в 2019 году трудились сотни озеленителей, агрономов, цветоводов, ландшафтных дизайнеров.
Мы задали для себя достаточно высокую планку: с каждым годом совершенствовать эту работу и удивлять омичей развитием «Флоры», ее продолжением. К сожалению, в этом году обстоятельства не позволили нам реализовать этот прекрасный проект. В 2021 году планируется 69-я выставка, а в 2022 году нас ждет 70-летний юбилей. И с следующего года у нас двойная подготовка, начнем параллельно задел к юбилею «Флоры». Постараемся сделать что-то особенное.
С каждым годом растет запрос от жителей на качественную городскую среду. Добиться этого можно, создавая комфортные, безопасные, а главное – интересные городские пространства.
Наш опыт работы по данному направлению показал, насколько важно учесть мнение каждого. Считаю вовлечение общественности в обсуждение и оценку проектов создания комфортной городской среды очень важной работой. Безусловный приоритет для нас – максимально комфортные условия на объектах, востребованных горожанами, с сохранением всего хорошего, что уже было создано до нашей работы.
Это непростая задача, и реализуем мы ее в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». В 2019 году на благоустройство общественных территорий в Омске по федеральному проекту направлено 403,4 млн. руб. Работы велись на 13 общественных территориях и во дворах жителей (30 дворов).
Часть из перечисленного на слайде – объекты, перешедшие на этот год. Поскольку объемы велики, а финансирование лимитировано принято решение об их благоустройстве в несколько этапов но в финале преложению современных общественных пространств. Вторая очередь работ по ним – 2020 год.
По итогам прошлого года:
- Завершена реконструкция бульвара Мартынова в Центральном округе.
- На бульваре Победы работы в 2019 году коснулись той части, что ближе к Иртышу: появились плиточное и гранитное покрытие, освещение, малые архитектурные формы. Завершена реконструкция мемориальной стелы, а уже в нынешнем году, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне – открыта созданная по инициативе Омской городской общественной организации «Совет ветеранов и пенсионеров» аллея Славы омичей, участников Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города.
- Обновилась площадь Бухгольца перед Речным вокзалом.
- Окончена первая часть реконструкции ул. Бударина
- В рамках первого этапа реконструкции площади перед Музыкальным театром были заменены плитка и ступени, отремонтированы подпорные стенки, заменена облицовка фонтана.
- В парке семейного отдыха Ленинского округа для жителей строящегося микрорайона на ул. Архиепископа Сильвестра завершился второй этап благоустройства. Здесь проложены пешеходные дорожки, построена детская площадка, установлено освещение.
- В поселке Степном в Центральном округе появилась аллея Ветеранов.
- В микрорайоне 40 лет Октября в Октябрьском округе в 2019 году прошел первый этап благоустройства Восточной рощи, которая имеет статус особо охраняемой природно-рекреационной зоны.
- В Кировском округе в Авиагородке работы вели на территории вокруг озера Кирпичка. Благоустройство выполнено и в парке им. 30-летия Победы, на территории рядом с рынком «Торговый город» у перекрестка улиц 3-я Енисейская и 70 лет Октября.
- В Советском округе проведено благоустройство в сквере Молодоженов и в Советском парке. В парке работу продолжаем и в этом году.
- К лучшему изменились и ворота Омска – площади у железнодорожного вокзала и аэропорта. На территории по улице Марченко рядом с Привокзальной площадью создан небольшой сквер.
- Дополнительно благоустроены еще две общественные территории: по ул. Музейной и территория, прилегающая к зданию омского аэропорта по ул. Транссибирской.
На этот год в наших планах охватить работами по благоустройству 8 общественных пространств и 24 двора.
Ключевым, считаю, начавшуюся подготовку масштабных работ по преображению парка Зеленый остров. Этот объект определили омичи в ходе голосования. На сегодня подготовлена и рассмотрена на заседании Архитектурно-градостроительного совета города Омска концепция развития территории парка. В соответствии с ней разрабатывается проектно-сметная документация. В планах на этот год – подготовить территорию и показать ее инвестиционную привлекательность для инвесторов. Финансовую модель структурируем не только за счет бюджетных но и внебюджетных средств на этой территории. Такое красивое пространство должно стать доминантой облика Омска и комфортным местом отдыха.
Предстоит очень серьезная всесторонняя работа. Считаю ее вызовом как для всех, чья работа связана с реализацией федерального проекта «Формирование городской среды», так и для себя лично.
С появлением в городе новых современных общественных пространств возрастают и требования к качеству городской среды. В разы быстрее этот процесс идет в преддверии масштабных мероприятий.
Начали с главного – утверждены схемы гостевых маршрутов, улиц предназначенных для туристического осмотра города, приёма делегаций, которые приезжают в Омск с официальным визитом, была разработана программа благоустройства пространств. От их состояния зависит, каким запомнится наш город гостям.
К Форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана Омск получил межбюджетный трансферт в размере 1 млрд руб. Обновлены фасады и крыши 172 многоквартирных домов.
Отремонтированы дороги на ул. Енисейской, 70 лет Октября, Транссибирской, Конева, Кондратюка, Гагарина, Ленинградская площадь, Черлакский тракт.
На остановках общественного транспорта в 2019 году установили 50 современных торгово-остановочных комплексов. Внешний облик павильонов разработали с учётом единого архитектурно-художественного облика. «Тёплые» остановки оснастили всем необходимым для комфортного ожидания транспорта.
Упорядочили размещенные на центральных улицах города вывески, разработав понятные всем требования к их размещению. Демонтировали 336 рекламных конструкций, засоряющих город.
Поработали с освещением: в преддверии форума на улицах города установили порядка 2900 современных светодиодных приборов на общую сумму 80 млн руб.
Рядом с омским аэропортом появились бесплатная парковка на 150 мест, оборудованная системой видеонаблюдения, и сквер. Востребованное жителями благоустройство стало возможным благодаря в том числе участию бизнес-сообщества.
К началу форума завершили первую очередь работ по благоустройству Театральной площади. Провели масштабные озеленительные работы. Подготовили к встрече гостей омский транспорт и улицы города.
За период подготовки к форуму избавили Омск от засилья незаконно установленных НТО. Занялись решением очевидной для Омска проблемы – перенасыщенность разнородными, хаотично размещенными нестационарными торговыми объектами: киосками, павильонами, остановочными навесами. Одна из наших задач – привести внешний вид этих объектов в порядок с учётом запроса на создание гармоничной и стилистически единой городской среды. Вывезли более 430 павильонов, установленных незаконно.
Такая комплексная работа над проектом, качественно меняющим городскую среду, стала для нас уникальным опытом, который мы сможем дальше тиражировать, работать над его усовершенствованием. Оцениваю это как задел на будущее и, если хотите, сформированный запрос на проведение новых масштабных мероприятий.
Экономические показатели - это барометр инвестиционного климата. От них зависит улучшение инвестиционной деятельности в регионе. Вместе с реализацией инвестиционного потенциала решаются задачи управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Особое внимание в 2019 году было уделено рассмотрению плана по улучшению показателей национального рейтинга состояния инвестиционного климата.
Администрация города Омска сопровождает реализацию инвестиционных проектов на территории города Омска: ведется реестр, проводятся регулярные встречи с инвесторами.
За каждым инвестиционным проектом закреплены ответственные лица от Администрации города Омска. Реализация инвестиционных проектов находится на постоянном контроле руководителей профильных департаментов и моем личном контроле (на конец 2019 года в реестр инвестиционных проектов, планируемых к реализации, насчитывал 19 проектов на общую сумму 8 млрд. рублей со сроками реализации до 2030 года) Сфера их реализации: расширение и модернизация производства, жилищное строительство, строительство объектов инженерной, социальной инфраструктуры.
Для сокращения сроков рассмотрения вопросов по подготовке необходимой документации для строительства и реконструкции объектов при реализации инвестиционных проектов налажено конструктивное взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями.
В целях улучшения инвестиционного климата на территории города Омска на постоянной основе проводится работа по развитию инвестиционных площадок (на сегодня сформированы 66 площадок), продолжена работа по реализации Плана мероприятий («дорожная карта») по улучшению показателей национального рейтинга.
Национальный рейтинг улучшения инвестиционного климата Омской области по итогам 2019 года в рейтинге регионов РФ повысился сразу на 7 пунктов. По 26 показателям рейтинга наблюдается улучшение значений в сравнении с 2018 годом, в том числе по 16 из них улучшилась позиция Омской области относительно других регионов.
Открыть Омск для реализации масштабных и значимых для развития всего региона проектов – общая задача всех уровней власти. С нашей стороны, в 2019 году разработана новая муниципальная программа, специальным назначением которой является содействие развитию экономики и повышению инвестиционной привлекательности города.
В сотрудничестве с партнерами продолжалась реализация проекта «Развитие промышленного туризма на территории города Омска». В проекте уже принимают участие 22 организации, среди них 16 промышленных предприятий. В 2019 году Омску вручен диплом Международной ассамблеи городов за развитие промышленного туризма.
Омск сейчас связывают партнерские отношения с 32 городами: 14 российскими и 18 зарубежными, из 10 стран. Подписано соглашение о сотрудничестве города Омска с городом Кайфыном (КНР).
На российских и международных выставках сформированы коллективные экспозиции Администрации города Омска и омских предприятий, проведено 6 торгово-экономических миссий с участием 630 субъектов омского предпринимательства.
В самом Омске прошли бизнес-миссии из зарубежья и российских регионов. Омские предприятия достигли договоренности о кооперации в области машиностроения, металлургии, энергосбережения, о поставках омской обувной продукции, хлебобулочных изделий, различного оборудования, посадочных материалов и декоративных культур.
В рамках программно-целевого метода деятельности Администрации города Омска в 2019 году осуществлялась реализация 13 муниципальных программ.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета города Омска на финансирование муниципальных программ, как и раньше, приходился на сферу образования – это 46,3% от общей суммы финансирования муниципальных программ.
В отчетном году внесены изменения в действующий Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ: принята новая методика оценки эффективности, которая дает не только достоверную оценку хода реализации программы, но и показывает соответствие их стратегическим целям развития города.
Методика основывается на принципе эффективности использования бюджетных средств, установленном статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ реализации муниципальных программ в 2019 году проведен в соответствии с новой методикой, с применением двухуровневой шкалы оценки – по целевым индикаторам и по ожидаемым результатам.
По итогам оценки признано, что 3 муниципальные программы реализованы с высокой степенью эффективности, 9 – с удовлетворительной, 1 – с низкой. И в этом направлении уже намечены пути повышения эффективности мероприятий.
С 2018 года бюджет города существенно вырос, а в 2019 году он и вовсе побил рекорд, превысив 20 млрд рублей. Доходы бюджета города Омска за 2019 год поступили в объеме 23 млрд. руб., или 98,7% от прогноза годовых поступлений. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 10,1 млрд руб. (или 44% от общей суммы поступлений).
По сравнению с 2018 годом поступления в бюджет города Омска в отчетном году увеличились на 24,6% (на 4,5 млрд руб.) в том числе: налоговые и неналоговые доходы увеличились на 15,0% (на 1,3 млрд. руб.); безвозмездные поступления увеличились на 33,3% (на 3,2 млрд. руб.).
За счет консолидации усилий областного правительства и мэрии, активного участия в федеральных программах развития, инициированного Губернатором Омской области, в 2019 году городу была оказана существенная финансовая помощь из вышестоящих бюджетов. Еще раз повторю - мы получили субсидии на сумму 3 млрд. 405 млн. руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2018 году.
Общая сумма расходов бюджета за отчетный год составила 23,7 млрд руб., из них больше половины – 12,6 млрд руб. за счет межбюджетных трансфертов.
Наибольший объем средств направлен на обеспечение дорожной деятельности – 1,8 млрд. руб., реализацию мероприятий по благоустройству территории города в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» – 355,0 млн. руб., выплату заработной платы, обеспечение МРОТ работников муниципальных учреждений образования и культуры – 334 млн. руб., ремонт и материально-техническое обеспечение учреждений социальной сферы – 109 млн. руб. Также в 2019 году в бюджет города Омска поступили иные межбюджетные трансферты в сумме 2 090 млн. руб., что в 3,8 раза больше, чем в 2018 году. На капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 2 млрд. руб., из них в рамках подготовки к проведению в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации – 1 млрд. руб.
В 2019 году в структуре расходов бюджета города Омска наибольшую долю имели расходы на образование – 48% (11,3 млрд. руб.), расходы на национальную экономику – 22,5,0% (5,3 млрд. руб.), общегосударственные вопросы – 6,5% (1,5 млрд. руб.), расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 15,3% (3,6 млрд. руб.).
Порядка 54% расходов (12,7 млрд. руб.) предусмотрены бюджетом на реализацию муниципальных программ в социальной сфере и в области развития общественных отношений, 38% расходов (8,9 млрд. руб.) (в 2018 году – 17% расходов (4,7 млрд. руб.) – на реализацию муниципальных программ развития городской среды, 8,6% расходы (2 млрд. руб.) – прочие.
Как я уже говорила ранее, общий объем муниципального долга на 1 января 2020 года составил 6 млрд. 565 млн. руб., увеличившись на 11,1% или 660 млн. рублей по сравнению с началом года. Однако, за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета под ставку 0,1% годовых, экономия бюджетных средств на обслуживание муниципального долга города в 2019 году составила 89,2 млн. руб.
Просроченная кредиторская задолженность бюджета города Омска по состоянию на 1 января 2020 года отсутствует.
Наши налоговые доходы увеличились на 5,8% по сравнению с 2018 годом или на 392,9 млн. руб. Неналоговые доходы бюджета города Омска увеличились по сравнению с 2018 годом на 46,3% или на 928,8 млн. руб.
в результате поступления в бюджет города Омска доходов от компенсации затрат бюджета города Омска по муниципальным контрактам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, в объеме 1,4 млрд. руб.,
а также за счет роста: - на 74,0% поступлений от денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства (использование земельных участков без правовых оснований); - на 14,9% поступлений от размещения нестационарных торговых объектов.
В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, сократились на 3,5% поступления по земельному налогу из-за снижения налогооблагаемой базы в результате оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в судебном и досудебном порядке.
На 32,0%, снизились, так же, доходы от использования муниципального имущества. Это обусловлено снижением размера арендных платежей за земельные участки в связи с принятием нормативных правовых актов Правительством Омской области и Омским городским Советом в целях стимулирования экономической деятельности.
Упали на 45,0% доходы от продажи материальных и нематериальных активов, произошло это в связи с низким спросом на предлагаемое к продаже муниципальное имущество.
Говоря о финансово-экономической деятельности муниципалитета, необходимо отметить работу по постановке на учет в Управление Росреестра по Омской области бесхозяйных объектов недвижимости.
Проведена инвентаризация муниципального недвижимого имущества. Среди объектов жилого и нежилого фондов выявлено 883 бесхозяйных. Этот показатель, по сравнению с 2018 годом, увеличился в 1,4 раза.
Обеспечена регистрация права муниципальной собственности города Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества на 109 единиц по различным видам объектов. Это более чем в 2 раза в сравнении с 2018 годом.
Управление имуществом с целью обеспечения поступлений доходов в бюджет города в 2019 году поставило перед нами целый ряд задач, которые нам еще предстоит решать.
В частности, в 2019 году Администрацией города Омска была продолжена работа
по стандартизации и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Омска, а также усилен контроль за результатами деятельности муниципальных предприятий со стороны собственника муниципального имущества.
Проведено 15 заседаний балансовой комиссии при Администрации города Омска, на которых согласованы планы финансово-хозяйственной деятельности действующих муниципальных предприятий; рассмотрены ежеквартальные результаты финансово-хозяйственной деятельности действующих муниципальных предприятий и даны рекомендации по повышению эффективности их деятельности.
В целях усиления мотивации руководителей постановлением Администрации города Омска внесены изменения в Порядок расчета и выплаты вознаграждения руководителям муниципальных предприятий города Омска.
Реализация указанных мероприятий в отчетном году позволила повысить финансовую дисциплину, качество планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий города Омска, а также предупредить возможные негативные последствия неэффективного использования муниципального имущества.
По итогам деятельности 2019 года муниципальными предприятиями получен сальдированный финансовый результат в сумме убытка 27,5 млн. руб. При этом доля прибыльных муниципальных предприятий сохранена на уровне 2018 года – 47% от общего количества действующих муниципальных предприятий (7 из 15), что выше аналогичного показателя 2017 года, который составил 33% (5 из 15). Сумма чистой прибыли прибыльных муниципальных предприятий по итогам отчетного года составила 64,4 млн. руб., что на 14,4% больше, чем за 2018 год (56,3 млн. руб.).
Отдельно следует отметить положительную динамику результата финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ». В результате реализации мероприятий, направленных на повышение клиентоориентированности предприятия, а также эффективности использования муниципального имущества, указанным предприятием по итогам 2019 года получена чистая прибыль в размере 17,5 млн. руб., что в 3,3 раза больше, чем по итогам 2018 года (5,3 млн. руб.).
МП г. Омска «Тепловая компания» за 2019 год получен убыток в сумме 91,9 млн. руб. В отношении данного предприятия Администрация города Омска ведет работу по выводу из тяжелого финансового состояния.
Администрацией города Омска в 2020 году планируется продолжение работы
по стандартизации и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Омска, а также оптимизация портфеля муниципальных унитарных предприятий города Омска.
Повышение эффективности системы муниципального и общественного управления связано с мероприятиями по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг населению, по обеспечению открытости власти для населения, привлечению общественности к практическому участию в социально-экономическом развитии города.
В рамках существующего законодательства муниципалитет и бюджетные учреждения наделены полномочиями по оказанию ряда услуг населению и юридическим лицам. В списке – 93 позиции.
На сегодня получение 86 из них доступно в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг или «Портал государственных и муниципальных услуг Омской области».
В 2019 году муниципальные услуги были оказаны 323 тыс. граждан, что по сравнению с 2018 годом на 24,5% больше. При этом доля граждан, получивших муниципальные услуги в электронной форме, составила 86,9%.
Подчеркну, право горожан влиять на подготовку и принятие решений городской властью, а также обязанность главы быть открытым и доступным для обратной связи со всеми социальными группами считаю самым важным в своей работе.
В 2019 году в адрес администрации города от жителей поступило почти 53 тыс. письменных и устных обращений граждан, в которых содержались 75 тыс. вопросов. Значительно увеличилось количество обратившихся через Интернет. Специально для этого на официальном сайте городской администрации открыт подраздел «Обращения граждан». Омичи активно пользуются им. За 2019 год раздел набрал больше 130 тыс. просмотров.
Одним из самых действенных способов обратной связи с населением остаются социальные сети. Наше внимание к ним как к первоисточнику, оперативно оценивающему любые изменения в городе, растет. Я лично уделяю общению с горожанами посредством соцсетей отдельное внимание.
За прошлый год специалистами обработано более 8 тыс. публикаций с жалобами, вопросами, отзывами опубликованными жителями в социальных сетях. Оперативно реагируем по каждому из них.
Существенную помощь в этом нам оказывают и средства массовой информации. Получили развитие публичные страницы Администрации города Омска в Одноклассниках, ВКонтакте, Facebook и Instagram, откуда жители могут не только узнавать о происходящем, но и участвовать в решении вопросов городского развития. Пример тому – онлайн голосование за объекты благоустройства на 2020-2021 годы, в результате которого жители определили приоритеты работы по обновлению городской среды.
Достижение заявленных нами целей напрямую зависит от того, насколько активно Омск будет включен в реализацию принятых национальных проектов. С каждым годом, мы наращиваем объем их присутствия в решении задач, стоящих перед муниципалитетом.
Ориентир один – реальные позитивные изменения в жизни каждого омича и каждой семьи.
В 2019 году мы участвовали в реализации 7 национальных проектов. Благодаря им в Омске появились четыре детских сада, завершается строительство школы в Амурском-2 и дороги по ул. 3-й Островской, благоустроены 13 общественных территорий и 30 дворов, проведен комплексный ремонт 17 дорог, в городе открылась первая модельная библиотека.
Общая сумма расходов, предусмотренная в бюджете города Омска на реализацию национальных проектов, составила в 2019 году 2 577,1 млн. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета – 1 048,0 млн. руб.; областного бюджета – 1 144,3 млн. руб.; бюджета города Омска – 384,8 млн. руб.
В 2020 году на реализацию национальных проектов в бюджете города Омска предусмотрено 2 842,7 млн. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета – 1312,9 млн. руб.; областного бюджета – 937,2 млн. руб.; бюджета города Омска – 592,6 млн. руб.
Такое серьезное наращивание участия в нацпроектах требует роста муниципального софинансрования, сохраняя консервативную политику не наращивания галопирующими темпами муниципального долга возникает вопрос поиска источника. На 2020 год число нац проектов увеличено и масштаб участия в них. Это стало возможным за счет передачи в конце 2019 года 50% поступлений от транспортного налога в бюджет города напрямую, в 2020 году нам за счет перераспределения источников и формирования дорожного городского фонда из транспортного налога удалось сформировать серьезный источник для масштабной работы в рамках нацпроектов.
Это беспрецедентное решение, за которое благодарю Губернатора Омской области Александра Леонидовича Буркова и депутатов ЗС ОО. Благодаря этому Омску получил дополнительные 500 млн рублей. Эти деньги целенаправленно сейчас вложены в Адресную инвестиционную программу города на строительство дорог, инженерной инфраструктуры, линий наружного освещения, школ и детских садов.
В ближайших планах – обновление электротранспорта, решение жилищного вопроса омичей. Продолжим работать над визуальным обликом города, увеличивая число дворов, парков и скверов, которые полностью соответствуют современным требованиям к комфортной среде. В приоритете – и дорожная деятельность: ремонт и строительство.
Работа с нацпроектами это тщательная и скрупулезная работа по каждому направлению. Есть прямая зависимость между тем, каким образом подготавливаются документы, проектно-сметная документация по нацпроектам и суммами, которые мы впоследствии получаем. Чем лучше сможем готовиться, тем больше получим денег.
Именно этим было обусловлено создание Городского центра компетенции по вопросам городской среды, поддержанное Вами, уважаемые депутаты. В задачи новой структуры входит – координировать все инициативы омичей и идеи по развитию городской среды, привлекать инвестиции, работать над новыми формами вовлечения горожан в обсуждение этих вопросов. В результате, индекс городской среды в Омске по нацпроекту к 2024 году должен повыситься на 30%. Это в том числе улучшить привлекательность города и в целом имиджевый статус Омска.
Статус Омска серьезным образом укрепился 2 июля текущего года, когда состоялось заседании оргкомитета «Победа» в Москве и президент Владимир Владимирович Путин присвоил почетное звание «Город трудовой доблести» двадцати городам России. В их число вошел Омск.
Работа по подготовке пакета документов на оргкомитет была начала еще в 4-м квартале 2019 года. Это совместная работа Администрации города, Омского городского совета, Законодательного собрания Омской области, Правительства Омской области, ряда промышленных предприятий и музеев, общественных ветеранских организаций. Активная роль в этом вопросе принадлежит Губернатору Омской области. Позвольте поблагодарить всех за этот совместный и важный труд.
Город Омск по праву получил это звание. В годы войны он был, по сути, одним огромным мультизаводом. В этом году мы приступим к работе по определению места и установке памятной стелы со знаком «Город трудовой доблести».
Подводя итог своему выступлению, скажу: вся наша с вами деятельность направлена на созидание, на улучшение качества жизни омичей. Позволю себе процитировать президента страны Владимира Владимировича Путина:
«Мы должны преобразовать наши города, сделать их современными. Внедрить передовые материалы и архитектурные решения. Использовать цифровые технологии в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства»
Поэтому наша общая задача быть открытыми передовому опыту, откликаться на запросы жителей и обязательно прислушиваться к их мнению. Нужно стремиться к формированию комфортного пространства города - удобному для жизни, выгодному для инвестиций.
Спасибо за внимание!
Фото:Владимир Казионов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии