Олег Даутов: «Мы делаем правильный бизнес — и к нам возвращаются»
Одни омские рестораторы с опаской открывают двери — есть ли за ними клиенты, кто-то сдался еще до конца карантина и уже ищет себе другое применение. А вот хозяин кофейни-обжарочной «Кофейнер» ищет место под новую точку.
570911 сентября 2020
Кофейню так называемой третьей волны, совмещенную с собственным обжарочным цехом, бизнесмен и медийщик Олег Даутов, напомним, открыл 1 июля 2019 года. Спустя 14 месяцев «Кофейнер» снова распахивает свои двери для омичей — после карантинного локдауна.
Семьдесят процентов постоянных клиентов
— Олег Равильевич, это всё тот же, кому-то уже привычный «Кофейнер», что вынужденно закрылся в марте, или не совсем тот? Как вы прошли через эту чересчур широкую для омского общепита карантинную черную полосу, есть ли потери или, может быть, наоборот, какие-то приобретения?
1— По большей части — тот же. Мы держимся своей линии, и в итоге уже 70% наших посетителей — постоянные. Есть, знаете, такой легендарный бизнес-гуру Адизес, он выступал и в России — я был на его лекции в Новосибирске. Так вот он говорил: «Вы делаете правильный бизнес — и к вам возвращаются». Изначально мы ориентировались на довольно узкий круг тех, кто любит особенный кофе, ценит вкус, а не просто кофеин, готов пробовать, подбирать вариант для себя, покупать в зернах этот особенный кофе. И эта аудитория вокруг нас понемногу растет. Эти люди даже в карантин приходили регулярно — покупали зерно, брали кофе навынос. То есть они возвращаются за тем, что им понравилось, — значит мы делаем правильный бизнес. Мы полностью сохранили коллектив — напомню, все четыре бариста «Кофейнера» обучены по программе «SCA: Coffee skills» (Specialty Coffee Association) — полагаю, мы до сих пор единственная такая кофейня в Омске. При этом они еще существенно выросли в профессиональном плане — могут уже не только качественно сварить кофе, но и посоветовать сорта, знают вкусовые нюансы, особенности по стране происхождения. Реплика клиента «Главное, чтоб кофе был не кислый!» уже не ставит их в тупик — могут и подискутировать о фруктово-ягодных ассоциациях, о том, что хорошие кислые ноты только обогащают вкус. И часто уговаривают попробовать.
Мои личные приобретения за период пандемии — опыт интернет-продвижения. Теперь уже ко мне друзья нередко приезжают консультироваться по настройкам Яндекс.директа, работе с Гугл.Эдс и т.п. Запущенная мною реклама принесла реальный прирост новых посетителей.
Из нового — обновился ассортимент. Как всегда, для любителей эспрессо/американо на выбор есть три-четыре разных по характеру сорта светлой обжарки наготове в кофемолках — такого, кажется, ни одна кофейня в Омске не предлагает. По желанию, естественно, бариста может сварить и любой другой из десятка имеющихся сортов. К нашим хитам — эксклюзивному мусонному малабару и нежданно полюбившейся клиентам робусте (угандийская Fine Robusta в наличии в Омске есть, кажется, только у нас) — добавились интересные новинки — новая дикорастущая арабика из Эфиопии, кофе с благородной кислинкой из Никарагуа, совсем недавно завезенный specialty coffee из Руанды... Его, кстати, сразу стали люди брать, хотя он у нас самый дорогой.
ОКВЭДом не вышли
— Вообще не совсем правильно говорить, что мы сейчас только открываемся после карантина. Фактически мы совсем не работали только в апреле — тогда да, ситуация была тяжелая, осталась только продажа зерна через наш интернет-магазин. С конца мая разрешили работать навынос — мы сразу же открылись навынос, но тут снизились интернет-продажи зерна, опять упала выручка. Сразу скажу — надо отдать должное, что у нас очень адекватными оказались партнеры, арендодатели — в апреле они не брали аренду совсем, и это мне здорово помогло. А когда мы открылись для работы навынос, они сказали «Ну, пока зал — то, что собственно сдается в аренду, — не работает, арендная плата уменьшается на 50%». Это было разумно и это было здорово, мы очень им благодарны!
— А от государства какую-то поддержку вам удалось получить?
— Отчасти. Прямые государственные субсидии — ни те, что давали на апрель-май наиболее пострадавшим отраслям, ни целевые на закупку санитайзеров и масок — нам не дали. Дело в том, что основной доход у меня был (и сплыл) по услуге «Общественное питание», а вот основной ОКВЭД по регистрации — производство кофе. Его в «списке пострадавших» нет. Я показал в налоговой — вот у меня есть и код по общепиту, и по факту эта услуга есть, более того — у меня и ЕНВД по общественному питанию, плачу от площади торгового зала (в апреле зал был закрыт, никакого дохода не давал — аренду за него с меня не брали, а вот «вмененку» за квадраты я все равно платил). Но ответ один — основной ОКВЭД не тот и всё. А вот со льготными кредитами, выдающимися с господдержкой, у нас получилось. Не сразу, не в первом же банке, но все же мы смогли их получить. И тот, что под 0%, но тратить можно только на зарплату, налоги и взносы с неё, затем тот, что под 2%, но который государство за тебя гасит, если сохранишь за год всех работников. Его можно тратить и на закупку сырья, на операционные расходы, на аренду и так далее. Получили в итоге приемлемые суммы. Благодаря этим кредитам высвободились оборотные средства, получили возможность закупать новые сорта…
Еще летом превзошли «докризисный» уровень
— Когда мы в апреле закрылись, заказы зерна через сайт поднялись в несколько раз. Тем более, что у нас доставка по городу бесплатная. Я и сам нередко как курьер развозил, с удовольствием — общался заодно с клиентами, обратная связь. В мае, когда зерно, наряду с готовым кофе навынос, стало можно покупать в кофейне, заказы через сайт снизились — все же люди, наверное, любят «живьем» понюхать, пощупать, попробовать — они стали приходить. Но в целом продажа зерна росла и растет, сейчас оно дает уже 51% выручки. Думаю, если бы не пандемия, мы бы, конечно, больше выросли. Но как только мы открылись после того полного закрытия — выручка у нас, количество гостей, количество чеков практически сразу вернулось к «довоенному» уровню. При этом, напомню, мы продавали только кофе в зернах и готовый кофе навынос, без десертов.
2Да, признаюсь, ради этого нам кое в чем пришлось переступить через себя. Мы любим вкус кофе из чашек Loveramics, но для торговли навынос нужны были нелюбимые картонные стаканы. Да, у нас в приоритете чистый вкус кофе, но мы все же расширили линейку сиропов, в «прочие» напитки добавили к шоколаду и каскаре латте батат. (Один раз даже раф делали — беременная женщина захотела, как ей откажешь!?) В общем, даже при закрытом зале количество наших гостей в итоге превысило уровень докоронавирусной поры.
Второй «Кофейнер» будет другим
— Сейчас я думаю о развитии, о новой точке, уже начинаем обсуждать конкретику, смотреть варианты с оптимальным соотношением проходимости и арендной платы.
— Раньше вы говорили о желании открывать новые заведения за пределами Омска…
— Эти планы никуда не делись, более того, в Санкт-Петербурге мои «агенты» — наши бывшие омичи — тоже уже ходят, узнают, уточняют... Но этот вопрос еще должен зреть, речь о планах на следующий год, может на весну. А вот в Омске новая точка может появиться и уже этой осенью. У нас есть хороший продукт, отработаны технологии, кофе-машины, есть профессиональные бариста, которые готовы работать более интенсивно, иметь больше смен. Да, это вряд ли будет копия первого «Кофейнера», скорее, более скромная по площади кофеточка на месте с большой проходимостью. Но с отличным кофе и первоклассным оборудованием.
Другой наш приоритет сейчас — работа в b2b, с нашими партнерами — другими кофейнями, кафе. Все же мы не совсем кофейня или не просто кофейня — мы шоу-рум особенного кофе. И наш ростер готов давать дополнительные объемы. Радует, что число наших партнеров растет, исключения — из ряда форс-мажорных (например, у одной работавшей с нами кофейни арендодатель оказался не столь адекватным, как наш — им пришлось съехать и закрыться). Потому что мы предлагаем хороший продукт по приемлемой цене, на котором можно делать бизнес. Пример навскидку: с год назад начали работать с мобильными кофейнями RODEF COFFEE – и последние полгода они закупаются уже только у нас. Наше преимущество, по сравнению с закупками из других городов (помимо самого факта свежей обжарки, когда зерно еще полно вкуса и аромата) — мы под рукой, у нас можно закупать сравнительно небольшими партиями, не замораживая в товарных запасах значительные денежные средства, не делая предоплату. Можем, грубо говоря, хоть каждый день по килограмму поставлять. Причем, напомню, можем подобрать индивидуально сорта с особой обжаркой, забрендировать их и продавать далее эксклюзивно только этому клиенту этот кофе его имени).
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
1312921 ноября 2024
Итоги недели с Антоном Николаевым
81219 ноября 2024
Гороскоп на 20 ноября 2024 года
80819 ноября 2024
Выбор редакции
— журналистка
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии