«Для нас главное – это познакомить человека со своим телом…»
Заведующий Центром реабилитации Детского «Евромеда», врач-реабилитолог, спортивный врач Игорь Ляхов о букашках, европейской походке, модных кроссовках и стрельбе из японского лука.
6203613 октября 2020
Когда попадаешь в кабинет Игоря Михайловича, первое, что бросается в глаза, — это три ряда дипломов и сертификатов на одной стене и схемы строения человеческого тела на другой. Потом замечаешь вторую дверь — она ведет из кабинета заведующего сразу в спортзал, где проходят занятия с группами. Во время нашего разговора постоянно заходили коллеги или пациенты, Игорь Михайлович терпеливо объяснял, что сейчас у него корреспондент, а самое частое слово во время интервью, кажется, было «здравствуйте».
Когда 18-летний призывник Ляхов проходил медкомиссию, никому из врачей и в голову не пришло, что у такого здоровяка, кандидата в мастера спорта по боксу могли быть хоть какие-то проблемы с позвоночником. Это тот самый случай, когда спорт сделал то, с чем не смогла справиться академическая медицина. Так студент первого курса омского мединститута Игорь Ляхов (а тогда прямо из института забирали в армию) ушёл служить в ВДВ, и кто бы мог предположить, что увиденное во время службы предопределит его дальнейшую судьбу. Это как раз тот случай, когда увлечение переросло в профессию.
1— Игорь Михайлович, стать врачом — это был выбор с детства?
— У меня не было выбора, моя мама была медицинским работником, заведовала лабораторией. И когда другим детям ещё говорили «не грызи ногти», мне мама уже показывала букашек-таракашек в микроскопе. Кто-то с игрушками — а я с микроскопом. Поэтому у меня не было других «желаний и мечт» — я чётко знал, кем я буду, и сразу пошёл в медицинский институт. Базовая профессия — врач-педиатр, специализация — анестезиолог-реаниматолог.
— А как получилось, что вы стали реабилитологом?
— На втором курсе я увлёкся массажем. Массаж я увидел в армии, мне очень понравилось. После первого курса учился массажу в физкультурном институте — долго добивался, чтобы меня взяли: туда брали только после третьего курса. Нашёл профессиональную массажистку, которая помогла мне «наработать руки», дальше уже сам — постоянные семинары, курсы, конференции.
— У вас на стене в кабинете висит сертификат по прикладной кинезиологии, что это за направление?
— Кинезиология — это наука о движении человека. Я увлёкся ею лет 5–6 назад, и чем глубже в нее «заныриваю», тем, как в Красном море, становится всё интереснее и краше. Всё взаимосвязано. Например, у каждого внутреннего органа человека есть «своя» мышца, которая отражает его состояние: если орган болит — «его» мышца начинает слабеть. То есть по состоянию мышц мы можем определить, что у человека болит: всё, что нужно, наше тело показывает нам само. Или другой пример: когда человек подавлен или находится в депрессии — он сгорблен, зажат, напряжён. Пациент только ещё зашёл в кабинет и сел на стул, а я уже могу сказать, с какой проблемой он ко мне пришёл. В «Евромеде» мы предлагаем кинезиологическую коррекцию позвоночника.
— А с какими проблемами чаще всего обращаются в Центр реабилитации «Евромеда»?
2— Где-то 30% — сколиозы, около 60% — нейромоторная незрелость и плоскостопие. Нейромоторная незрелость — это неправильная последовательность включения мышц при движении, в итоге возникает перегрузка одних мышц и «недогрузка» других. Отсюда — травмы: растяжения, переломы и так далее. Большинство спортивных травм возникает именно из-за нейромоторной незрелости. Поэтому и основа для реабилитации после операций, травм — это в первую очередь правильные движения. Для быстрого снятия болей после травм в комплексе со специальными упражнениями, специфика которых заключается в определённых положениях тела, мы используем мануальную технику Маллиган, основанную на мобилизации суставов. Эффективность такого подхода была много раз доказана на практике.
Нам только кажется, что движение — это так просто! Вот ребёнок ходит, бегает — и прекрасно! Но чтобы сделать даже один-единственный шаг, нужно задействовать около 200 мышц.
— Поэтому вы уделяете большое внимание стопе?
— Стопа — это единственная часть человеческого организма, которая соприкасается с внешней средой, вы же зубами за воздух не цепляетесь, вы ходите. Стопа — это фундамент, а если фундамент хороший, то и здание стоит хорошо. Я много общаюсь с тренерами. Как-то приехал в футбольную команду, где играют мальчишки от 8 до 10 лет, начал проводить тесты. Сидят тренеры советской школы: «Да ладно, они же играют!» А я говорю: «Смотрите, сейчас мы обрисуем стопу, и я вам по стопе расскажу про ребенка — его недочёты как игрока, что он не может сделать...» После этого на меня стали смотреть совсем по-другому.
Правильная обувь — это вообще отдельная тема. Родители, помните, пожалуйста, что ребёнок — это не маленькая копия большого человека! Поэтому обувь, которая нравится вам, не всегда подходит детям. А если у ребёнка есть проблемы с ножками, вы обязательно должны получить консультацию по обуви у врача. Приводят ко мне на приём малыша полутора лет, обутого в модные кроссовки Nike… У ребёнка в полтора года должна быть совсем другая обувь, которая отличается от стереотипной взрослой обуви. Ему нужны здоровые ножки, а не супермодные кроссовки.
Некоторые родители мне говорят: нам ничего не сказали. Дорогие родители, вы вопросы доктору задавайте! Есть общепризнанные стандарты и требования к детской обуви. Здесь, в «Евромеде», в качестве главного метода лечения плоскостопия мы используем специальную рефлекторную гимнастику и подходим к этой проблеме с точки зрения правильной биомеханики движения, учитывая походку и постановку стопы. Кроме того, в нашем Центре можно получить консультацию по подбору и ношению стелек, а также изготовить их индивидуально, с последующим наблюдением и их коррекцией. Проще говоря, это специализированные «умные» стельки «с памятью» — они запоминают форму стопы, а я как врач могу эту стельку подкорректировать, чтобы она помогала ноге работать как у здорового человека. Правильные стельки в сочетании со специальными упражнениями — это доказанно эффективный способ лечения плоскостопия.
— Со стопой понятно. А если проблемы, допустим, в плечевом поясе?
— Нарушения осанки могут быть причиной смещения или неправильной работы внутренних органов, деформации грудной клетки, ослабления мышц. В «Евромеде» для коррекции позвоночника мы рекомендуем в том числе ортопедические корсеты Шено, которые создаются для каждого пациента индивидуально и имеют систему из 48 зон коррекции. Также мы разработали систему упражнений, которую я постоянно расширяю и углубляю, добавляя элементы из лечебных гимнастик и таких оздоравливающих восточных видов спорта, как, например, цигун.
3Мы, европейцы, к сожалению, «ходим вЕрхом», у нас перегружен верхний плечевой пояс, поэтому у нас у всех — шейные остеохондрозы, нестабильности, проблемы со сном, с памятью, с головными болями, мигренями и пр. Это в принципе проблема шейного отдела. А проблема шейного отдела заключена не в одной шее — это результат перегрузки верхнего плечевого пояса. Китайцы, или так скажем восточные люди, ходят тем, чем должны ходить — низом. И верхний плечевой пояс у них разгружен, поэтому у них нет таких проблем с поясницей и шеей, как у нас. У нас считается, что чем здоровее парень — тем круче. Если ты поднял что-то тяжёлое — это здорово! И никто не говорит о том, как ты должен это поднять. Мы нацелены на результат, а они нацелены на процесс. У нас разный подход.
— И поэтому сейчас вы пришли к восточным видам спорта?
— Я стараюсь постоянно открывать для себя новые виды спорта и всегда очень тщательно выбираю их для себя. С одной стороны, это, конечно удовольствие, а с другой — меня как врача интересуют лечебные возможности спорта, работа с равновесием и балансом, распределением центра тяжести, я изучаю, какие элементы могу взять для лечебной гимнастики и использовать в нашем Центре. Восточные практики, которыми я сейчас занимаюсь, направлены на поддержание здоровья позвоночника — цигун, тай чи, вин чун, кюдо. Кюдо — это стрельба из японского лука, золотая ниша, которую я искал: это, конечно, и «удовольствие пострелять», и просто красиво, но всё же основная цель — здоровье. Я уже включил движения лучника в гимнастику. Восточные направления дают именно то, что я ищу в спорте: баланс и распределение нагрузки на нижнюю часть тела. Восточными практиками занимаются в основном люди в возрасте, молодым это не надо: это монотонная тонкая работа, которая надоедает. Им проще прийти в спортзал «по мешку побить», чем постоять, подышать, послушать себя и т.д.
Как врач я беру много лечебных компонентов из цигуна: выбираю только необходимые упражнения, а не в общей массе: «Будешь делать всё, и тебе будет счастье!» Нет, упражнения должны вносить некое равновесие в наш организм. Я изучаю и восточные, и европейские дыхательные гимнастики, вывожу нечто среднее и разрабатываю специальный дыхательный комплекс для пациентов, основываясь на их сердечно-сосудистой системе.
— Все упражнения выполняются под руководством инструкторов?
— На занятиях у нас в «Евромеде» — конечно. Здесь занимаются небольшие группы до 6 человек, каждому уделяется внимание. Хотя мы даём также достаточно простые упражнения, которые легко можно делать дома самим. Например, сейчас у нас есть 40-минутный комплекс упражнений с обычным баскетбольным мячиком. Очень интересная штука, связана и с позвоночником, и с внутренними органами, и с мышцами, много упражнений для спины, ног, рук. И наши пациенты говорят: «Наша семья сейчас вся на мячике!» Сейчас, наверное, бум по городу — скупили все баскетбольные мячи.
Конечно, мы используем и тренажёры, и новейшую аппаратуру, например, нейромиограф, когда специальные датчики надеваются на пациента и контролируют работу мышц, но для нас главное — это познакомить человека со своим телом. В основе лежит так называемый палеофитнес — когда через естественные движения мы добиваемся лечебного эффекта. Мы всегда говорим: если вы хотите добиться результата, мы вам поможем, но основа — вы сами.
— Сколько инструкторов работает в Центре реабилитации?
4— Трое, все — кандидаты в мастера спорта, один из них сейчас пошёл в магистратуру по адаптивной физкультуре, другой — учится на психолога, потому что один из важнейших компонентов работы с тяжелыми больными — это психологический компонент. Наши инструкторы, помимо институтского, прошли обучение еще и здесь: у них очень большая база и с точки зрения начитанности (я сам заставляю их много читать), и с точки зрения наработанности.
— Какой из видов спорта вы могли бы посоветовать детям? Плавание?
— У всех почему-то всегда первым возникает плавание. Наоборот, вода — это агрессивная среда, и попадая в эту среду, вы будете с ней «бороться» и использовать при этом то, что у вас и так хорошо работает, а наша задача — проблемные зоны. Я считаю, что лучший «первый» спорт — это спортивная гимнастика, высококоординированный вид спорта, который нивелирует многие недочёты в работе мышечной системы. И если уж ребёнку через пару лет надоест, в любой другой секции он, поверьте мне, будет одним из лучших.
Моя дочь занимается конным спортом — благодаря ему у неё прекрасная осанка. А сына я отдал в лёгкую атлетику. После первого занятия спрашиваю: ну как? «Мы всю тренировку ходили», — пожал он плечами. Я удивляюсь, звоню тренеру, а он мне отвечает: «Какой бег, если они ходить не умеют! Пусть сначала ходить научатся». Вот если бы все тренеры были такими!
— В «Евромеде» можно оформить медсправку для занятий спортом?
— Конечно. Любая секция имеет бланк, где перечислены требования к состоянию здоровья и уровню подготовки, вы приходите, сдаёте необходимые анализы, проходите специалистов. Сроки зависят, как правило, от того, как быстро будут готовы результаты анализов.
— А какой у вас на примете следующий вид спорта?
— Недавно я ездил на конференцию по ДЦП в Крым и попробовал виндсёрфинг. Знакомый отдал мне старую, ещё советскую доску. Я всегда ищу в спорте работу с балансом, равновесием, и в этом плане виндсёрфинг очень бы мне подошел, если бы не одно «но»: доска на разворотах не выдерживает мой вес и «проваливается». Зато теперь у меня есть одна идея — не знаю, хорошая или плохая — походить по льду под парусом. Хочу зимой поймать ветер и научиться летать по снегу.
Лицензия ЛО-55–01–002699 от 20.04.2020 г.
℗
Фото:предоставлены героем
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
936129 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
90327 ноября 2024
Гороскоп на 29 ноября 2024 года
78028 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— Врач-сексолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии