Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов
На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…
7189130 марта 2021
...они жонглируют на моноциклах разной высоты, от 1,5 до 3 метров. Их шестеро: два брата, их жены и сыновья. Основатель этой ловкой и талантливой династии цирковых артистов – Виктор Чугунов, который много лет назад ввел в номер сначала старшего сына, а затем младшего – тому было всего десять лет. Традиции живы: младший из нынешних артистов, внук Виктора Николаевича, тоже начал работать на манеже в совсем юном возрасте…
Впрочем, обо всем по порядку.
1
Шестеро смелых
– Для меня большой комплимент, когда зритель говорит: «они здорово играют», – для Александра Чугунова артистическая составляющая номера важна не меньше, чем трюковая. Должен быть некий синтез – лишь тогда номер заиграет нужными красками. Нынешней постановке – три года. До этого Чугуновы работали в классических образах: брюки, рубашки, жилетки… Новые придумал цирковой продюсер Гия Эрадзе вместе с режиссером Евгением Шевцовым: артисты появляются в ярких костюмах – карточные «джокеры», пики, бубны и червы, черно-белые полоски и ромбы, оригинальные головные уборы… «Это настолько точное попадание, отражающее наш внутренний настрой… И похожие, и разные», – у каждого артиста свой характер, но в первую очередь они – семья.
«Ожившие карты» на манеже синхронно двигаются под музыку и жонглируют булавами без пауз, без сбоев, ритмично, будто кто-то завел для них невидимый метроном. Какой бы высоты не был моноцикл – метр ли, три ли (а в будущем, возможно, будет и семиметровый) – это не останавливает ритмичный полет булав. А они все усложняют себе задачу: во время кульминационного момента один из участников команды едет по барьеру на моноцикле и жонглирует с двумя другими артистами, один из которых управляет моноциклом спиной. Такого на манеже больше не делает никто в мире: артистов «Росгосцирка» Чугуновых, неоднократных участников престижных международных цирковых фестивалей, не зря называют выдающимися эквилибристами-жонглерами.
Номер уникален и тем, что на манеже в свое время одновременно выступали три поколения. Возможно, в этом и кроется секрет успеха такой слаженной работы, ведь в команде нет чужаков, один другому – надежная опора и крепкое плечо.
– Я маленький, но классный и веселый, – смеется Александр. – Константин высокий и серьезный. Константин-младший – упертый и целеустремленный, Леонид – бойкий и озорной, Инна и Люда… Напишите: умные и красивые! Нет, правда, они у нас умницы и красавицы!
На манеж в десять лет
История номера – и династии – начинается с Чугунова-старшего, который работал на манеже с 1969 года. Из детской цирковой самодеятельности Виктор Николаевич пришел в настоящий цирк. Сначала выступал в составе жонглерского трио со своими партнерами. В 90-е, спустя четверть с лишним века, этот творческий союз распался, а опытный жонглер решил: почему бы ему не создать номер со старшим сыном, 17-летним Александром?
Репетировали упорно. Номер уже был готов к выпуску, но московский режиссер, который должен был дать аттракциону «зеленый свет», увидел младшего сына Виктора Николаевича, Константина и спросил: а парнишка ваш что-нибудь умеет? 10-летний парнишка «что-нибудь» умел. Режиссер дал совет работать не вдвоем, а втроем. Так в 1993 году увидел свет номер «Жонглерская семья»: отец и сыновья Чугуновы будут работать вместе четверть века, пока накануне своего 70-летия основатель династии не отойдет от цирковых дел.
2– Папа всё собирался уходить, но знаете, как это бывает… «Ухожу, ухожу… вот Питер отработаем, и все. И вот Сочи еще отработаем – и точно все… Так тянулось несколько лет, пока однажды на пути из испанской Жироны в Волгоград в самолете ему не стало по-настоящему плохо. Мама говорит, то был знак свыше – пора уже и отдохнуть. Сейчас папе 70.
…В какой-то момент Чугуновы понимают: чем больше артистов в номере, тем эффектнее – и вводят в номер Константина-младшего, десятилетнего сына Александра Чугунова. Что поделать – традиции! Да и сама судьба будто подсказывает: вам нужны преемники…
После аварии
В 2006 году случилось то, чего не ждали (чего никто и никогда не ждет, если быть точным): по дороге на гастроли в Брянск на трассе случается внезапная авария. Микроавтобус артистов летит в кювет… Константин вылетел из машины, ударился о землю, а когда пришел в сознание, обнаружил, что левая рука повисла плетью: перелом в двух местах!
Работу номера пришлось остановить – заменить Константина было некем. В руку вставили металл, восстановление шло медленно, кости никак не срастались, а рентген не радовал. «Я не мог допустить, чтобы замену мне искали на стороне, и даже готов был придумать что-то, чтобы работать одной рукой», – Константин видел себя только в цирке и нигде больше… Спустя долгие месяцы после того, как гипс сняли, он уже через три недели вновь вышел на манеж с булавами.
Травма до сих пор напоминает о себе. Впрочем, в этом Константин не одинок. Практически у всех взрослых жонглеров семьи Чугуновых случались травмы – у кого-то порваны связки плеча, у кого-то «выбиты» суставы пальцев. Как работают? Спортивные тейпы, пластыри, особые фиксаторы, повязки – и вперед, на манеж!
Шагнула с проволоки
Жонглирование – один из самых сложных жанров циркового искусства, который требует больших усилий, собранности, концентрации, усердия, силы воли и прочности нервов. А также, несомненно, развитой мускулатуры и физической выносливости. Сколько раз жонглерам приходится «бить поклоны» упавшим предметам, не счесть.
Помимо ежедневных репетиций, которые длятся по три часа, Чугуновы держат себя в форме и другими способами: Инна занимается фитнесом, Константин играет в теннис и футбол, Александр бегает…
После того, как Чугуновы ввели в номер Константина-младшего, 10-летнего сына Александра, до 2014 года они работали вчетвером, а после в номер пришла и Людмила, супруга Константина, опытная цирковая артистка, хоть и не «рожденная в опилках».
3Люду, девочку из обычной семьи, с детства привлекал цирк. Она окончила московское цирковое училище: её «фирменным трюком» были танцы на проволоке. Будущие супруги познакомились на гастролях в Уфе, где Людмила работала в легендарном аттракционе канатоходцев «Прометей». Через пару лет поженились, а вскоре родился старший сын Леонид. В 2019 году на свет появился и второй мальчик – Георгий. Людмила – тогда уже неотъемлемая часть цирковой семьи Чугуновых – выходила на манеж и на седьмом месяце беременности.
Леонид в декабре 2013 года на елочных представлениях впервые вышел в манеж: пятилетний малыш крутил диаболо. Сейчас же он – самый младший, но абсолютно полноправный участник номера «Жонглерская семья».
Леонид поехал на моноцикле за месяц, он вовсю совершенствует на нем свои навыки. «Конечно, совсем маленьким он хотел быть президентом нефтяной компании… ну а мы в его возрасте хотели стать космонавтами, – смеются родные. – Но это длилось совсем недолго. Человека, рожденного в цирке, всегда будет тянуть в цирк. Все шло постепенно: «давай один мячик попробуем кидать, а теперь – два, а теперь – три, а давай попробуем булавы…» Все постепенно… Сейчас ему нравится, особенно на программе, когда он, как и все мы, получает отдачу от зрителей. Когда на репетициях что-то не получается, порой видно слезы, иногда сквозит обида, но мы все через это проходили».
Разделяй и властвуй
– В манеж мы приходим к партнерам, – объясняет Александр Чугунов. – Здесь нет племянника, сына, жены или брата: есть партнеры, каждый из которых должен выполнять необходимые действия на высочайшем уровне. Здесь нет места родственным обидам, нахмуренным бровям и надутым щекам. А вот когда закончилась репетиция или программа, начинается семья. Семья – это забота и внимание, понимание и любовь. Партнеры – это командный дух и поддержка, «один за всех и все за одного». Конечно, и общего много, но… Нужно обязательно разделять работу и остальное, иначе будет очень сложно и там, и там.
Жена Александра рядом с ним и на манеже, и дома. Инна Липкан стала жонглером-профессионалом в 45 лет. Она потомственная артистка, дочь Константина Липкана, который в составе номера «Эквилибиристы с першами» под руководством Леонида Костюка в 1979 году стал обладателем гран-при Золотой клоун в Монте-Карло. Инна же работала в конно-акробатическом ансамбле «Амазонки» заслуженной артистки России Валентины Кульковой – и на гастролях в Астрахани познакомилась с Александром Чугуновым. Вместе они работали номер редкого оригинального жанра «Веселые тарелки», а потом Инна вошла в «Жонглерскую семью». Чтобы овладеть искусством жонглирования, ей понадобилось все ее упорство, трудолюбие и сила воли.
Сын Инны и Александра Константин (сейчас некогда десятилетнему парнишке-дебютанту манежа уже 23 года) взял в жены подругу детства. Елена – не цирковой ребенок, её отец – военный. Лена приезжала к Константину на гастроли в разные города и в какой-то момент осталась… Поженились в Москве: сели в шортах в метро и поехали расписываться в ЗАГС… В 2019 году в перерыве между гастролями, уже в родном Нижнем Новгороде, устроили свадьбу. Лена – педагог по образованию, но уже научилась ездить на моноцикле и сейчас репетирует вместе со всеми по собственному желанию. Пока – для себя. По секретному признанию братьев-Чугуновых, она уже способна полноценно работать в номере.
Ведь неизвестно, какие сюрпризы готовит жизнь.
℗
4Фото:из архива семьи Чугуновых
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
97726 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
85627 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
771129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
—
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии