В трико и без купюр: как прошла открытая репетиция в Омском цирке

«Трюк в собственном соку»: Омский цирк предложил публике участие в эксперименте, в котором обнажил всё то, что обычно расцвечено яркими костюмами, громкой музыкой и современными спецэффектами.

275209 апреля 2021
В трико и без купюр: как прошла открытая репетиция в Омском цирке

«Репетиция как она есть»

Дети всех возрастов, их родители, ученики омских цирковых студий, журналисты и прочие неравнодушные: в цирке собралось три сотни зрителей, и все они желают увидеть, как репетируют артисты программы «Песчаная сказка», которая сейчас с успехом идет в Омском цирке. Полноценная репетиция в дни, когда нет выступлений, длится с утра и до вечера, сегодня же на зрительский суд же вынесли 10-минутные фрагменты — зато самые настоящие, самые сложные, самые показательные, в общем, самые-самые.

1

Ковёрный Константин Асташов, который взял на себя роль шпрехшталмейстера, признается: мероприятие, на котором будет представлено шесть цирковых жанров, для артистов новое и очень волнительное. Впрочем, как и для Омского цирка: в его стенах подобный формат общения со зрителем практикуют впервые. Зрителям обещают: они смогут не только посмотреть на артистов, но и поговорить с ними, задав любые вопросы. Забегая вперед: зрители этой возможностью воспользовались на все сто, вопросов было много, их задавали и взрослые, и дети.

Без блёсток, перьев и высоких каблуков: артисты выйдут в манеж в том, в чем работают на репетициях — трико, футболки, отсутствие яркого сценического макияжа. Будет казаться: обычные люди, но лишь до того момента, как один из них взмоет в воздух, другой начет жонглировать, а третий с легкостью свернётся в затейливый калач…

«Маша, пожа-а-алуйста…»

Первой на манеж выходит Екатерина Запашная со своими мохнатыми артистами: самоедами и далматинцами. Восторг и ликование: на тумбы запрыгивают девять белоснежных «пушинок» и две черно-белых «пятнашки» Джек и Шарлотта.

«Умничка, Соня! Молодец, Дик!»: звучат команды, которые не слышны во время спектакля, но произносятся точно так же. Собаки прыгают через обруч и через скакалку, получая «поощрительный приз» – постную говядину, которую дрессировщица прячет в сумке через плечо. «А эта девочка пока не умеет делать трюк, потому репетируется он в два этапа, и поощрений требуется больше»: омичи первыми видят дебют самоеда Помы, которая только учится, но пока не работает в манеже.

2

«У меня есть суперленивая собачка, которая работает единственный трюк с каруселью, и ее надо попросить: Маша, пожа-а-алуйста…», — Екатерина Запашная раскрывает секреты дрессуры и показывает, как научить собачку ходить на передних лапках. — «Этот трюк только для маленьких собак, потому что у больших длинный позвоночник. Обучение занимает три-четыре месяца. Терпение, поддержка под пузико и вкусное мясо! А самое важное — дисциплина, без нее не будет красивого номера».

Вопрос из зала: «Они же все одинаковые и белые! Как вы их различаете? А любимчики у вас есть?»
«О, это очень популярный вопрос! — улыбается Катя. — Все самоеды разные, не повторяется ни одна черта: от носа до кончика хвоста. А любимчик ждет дома, это Баста, он не работает в спектакле».

Любовь к двум апельсинам

Много веков назад в гробнице египетского фараона обнаружили изображение девушки, жонглирующей мячами. Жонглирование — цирковое искусство с богатой историей. На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок, а делать это, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума — булавы летают, когда артисты сидят на мотоциклах разной высоты, от полутора до трех метров.

В программе представители цирковой династии и одной большой семьи работают вшестером, на репетицию выходят вчетвером. Первым — младший: Леонид Чугунов начал работать лишь год назад, сейчас ему 12 лет. Следом появляется 23-летний Константин, за ним — его папа Александр и мама Инна. Старшему — самый высокий моноцикл: танец булав продолжается. Вот артисты движутся по кругу, вот Леня встает на плечи Косте — и они жонглируют вчетвером.

«Нам нужны восемь человек, которые тоже хотят попробовать!» — два раза повторять не приходится. Напортив, приходится останавливать лавину ребят, потому что желающих в два раза больше… Детям, спустившимся из зрительного зала, раздают апельсины – для начала по одному, а после по два. Мастер-класс по жонглированию — уже не апельсинами, а булавами показывают и девочки из цирковой студии.

Вопрос из зала: «А за какое время можно научиться ездить на моноцикле?»
«Леонид, например, научился за месяц», — отвечают жонглеры.

Гуттаперчевая девочка

Cложный и невероятной красоты номер: обладательница бронзовой награды Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ-2018» Татьяна Белова исполняет соло-эквилибр на одной трости. Уникальность номера в том, что гимнастка все это время – а номер длится около 10 минут — стоит на руках на высоте 3,5 метров. А все ее «каучуковое» тело напоминает пламя свечи, в обрамлении которых, к слову, она и выступает.

Татьяна начинает разминаться за три часа до выхода на манеж – за кулисами, чтобы уже в манеже продемонстрировать гибкость, растяжку, потрясающий баланс и невероятную технику в опоре на руки. Вот она касается пяткой собственного носа. А вот закручивается в сложносочиненную спираль. Чуть позже она рассказывает потрясенным зрителям, как прийти к тому, чтобы спина гнулась ровно пополам, причем назад: «С раннего детства по два часа в день тянулась, и сейчас после каждой тренировки постоянно закачиваю спину, чтобы был мышечный каркас, а спина не «гуляла» и не болела».

Серьезный мужчина из зала спрашивает 20-летнюю Таню, какие упражнения для мышц спины она посоветует, и артистка без лишних слов спрыгивает на ковер и делает «кошку», «лодку», обратный мостик: «никакого железа – только собственный вес». А на вопрос, страшно ли ей работать на такой верхотуре, улыбается и кивает: «Я огромная трусиха и страшно боюсь высоты, поэтому медленными шажками двигаюсь ввысь…»

3

Вопрос из зала: «Почему я не могу так, как ты, хотя занимаюсь гимнастикой?»
Татьяна уверяет: «Будешь заниматься каждый день, и все непременно получится! И прогибы, и шпагаты».

Лошадью ходи!

А по манежу уже бодро рысят два тяжеловоза: густые гривы, широкие спины. Жокеи-наездники на лошадях под руководством Олеси Макеевой демонстрируют, как репетируют редчайший для циркового манежа номер, в основе которого — акробатика на лошадях. Один из артистов стоит на крупе лошади, бегущей по кругу, и — ап! — на ходу делает сальто в манеж. Очевидно, что это вовсе не просто, долго учились и акробаты, и животные.

Травмоопасный номер не репетируется без лонжи, которую пристегивает у поясу наездник, но в программе страховку не используют. А вот сухари, которые обожают лошади, идут в ход и там, и там. Задача для лошадей на репетиции – не бояться света, звука, людей, ровно бежать по манежу, чтобы акробат не упал. Сами артисты плюс ко всему репетируют свои трюки и на ковре – прежде чем перенести их на спину лошади.

Вопрос из зала: «Сколько времени нужно, чтобы ввести лошадь в работу?»
«От полугода, если лошадь уже взрослая. С молодой придется работать дольше», — отвечает Олеся.

Воздушная тревога

Едва успели проводили лошадей, как в манеж выходит воздушная гимнастка Яна Лебедева, которая работает на кольце. Шпагат в обруче на высоте в несколько метров заставляет зрителей замереть, ведущий же в это время рассказывает про «серьезный и коварный аппарат, с которого легко соскользнуть». Яну сменяют Екатерина Запашная и ее муж Константин Растегаев. В программе они без страховки исполняют фантастически сложный номер: в 2020 году пара с триумфом выступила на фестивале в Испании, 9-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне принес им «золото».

Катя демонстрирует зрителям тюбик с магнезией: она нужна, чтобы во время сложных «сцепок» не скользили руки и ноги. И вот — время трюков. Пара показывает «фирменную» поддержку: Катя, повиснув вниз головой, держится за ступни партнера лишь носочком собственной ступни — и больше ничем. Вот она кружится в воздухе, а партнер держит ее лишь зубами. И еще один опасный трюк: Константин ловит летящую Катю ногами. Тот самый, во время исполнения которого гимнастка однажды упала и чудом осталась цела и почти невредима. Без ярких костюмов и громкой музыки трюк «обнажен до косточек»: зритель видит, сколько труда в него вложено, и на что способно человеческое тело.

Вопрос из зала: «Константин, а у вас зубы после такого не болят?»
«Да с нами стоматолог ездит, мы без него никуда!» — шутит Константин.

4

Три грации

Кто самый опасный зверь в Африке? Не лев, не носорог, а бегемот! — уверяет ведущий. Бегемоты охраняют свою территорию и свою еду, и если им покажется, что человек нарушает их границы, это чревато недюжинным выплеском агрессии. «Толстенький добродушный увалень» может бежать со скоростью 50 км в час, и не приведи господь быть тем, за кем он бежит... Народный артист России Тофик Ахундов – редкий человек, который смог понять психологию бегемотов, и относится к ним, как к собственным детям.

А вот и они: Злат, Яна и Аида чинно выходят в манеж. «Девчонки, морковочку!» — на призыв дрессировщика мгновенно открывают рты и лопают угощение. Пока зрители ахают и охают, рассматривая больших «девочек», их «папа» отвечает на вопросы, которых – множество.

Бегемотам по 12 лет, а на момент судьбоносного знакомства Тофиком Ахундовым исполнилось по году. Он ездил за ним в Израиль: бегемотики родились в одном озере. В основе дрессуры принцип один: терпение, четкий голос и никакого физического воздействия, иначе все вернется бумерангом.

«Начал с ними разговаривать на бегемочьем языке», — артист издает громкие звуки, которые сложно передать словами, и его питомцы тут же навостряют маленькие уши. Трюки, которые они выполняют, вписаны в историю мирового цирка как единственные и неповторимые. Бегемоты уже репетировали сегодня, ведь в цирке у них — свой четкий режим, и сейчас просто гуляют по манежу, даря публике возможность рассмотреть их вблизи со всех сторон.

Вопрос из зала: «А на что на ощупь похож бегемот?»
«У них очень необычная и чувствительная кожа: муха садится – сразу чувствуют» — отвечает дрессировщик.

День цирка: что нас ждет?

Открытая репетиция завершилась так же празднично, как и началась: на вырученные от продажи билетов деньги цирк помог бездомным животным, подарив домашнему приюту «У Виктории» корм для собак, а приюту «Добрые руки» — новенький холодильник. «Во время пандемии к нам приводили животных, которых сложно было кормить, — рассказала директор Омского цирка Елена Агафонова. – Нам очень обидно, когда говорят, что в цирке плохо относятся к животным — это неправда. В истории были дрессировщики, которые не очень хорошо вели себя по отношению к животным, и мы много лет за них отдуваемся и пытаемся на деле доказать, что мы не такие, как они. Открытая репетиция, в частности, призвана показать, что животным в цирке хорошо. Несравнимо лучше, чем тем бедолагам, которые живут на улице. Сегодня мы все вместе сделали доброе дело».

Открытая репетиция — лишь начало череды оригинальных мероприятий, приуроченных к Международному дню цирка, который отмечают во всем мире в третью субботу апреля (в этом году — 17 апреля). Родом праздник из Монако: идея чествовать цирк принадлежит принцессе Стефании, которая, как и жители княжества в целом, отличается любовью к этому искусству. В Монако проводят ежегодные фестивали и с особым пиететом относятся к цирковым артистам.

В этом году Омский цирк, как и все цирки России и мира, будет отмечать праздник. И весьма масштабно: можно сказать, что нас ждет не День, а целая Декада цирка. Так, к примеру, 14 апреля гостей приглашают на арт-эксперимент «Музыка в цирке». Омский цирк — один из немногих, где сохраняется собственный оркестр, и его музыканты продемонстрируют, чем живой звук в цирке отличается от фонограммы. В тот же день откроется первая экспозиция музея истории Омского цирка, для которого уже долгое время собирают архивные материалы, фотографии, снимают фильм о том, каким был цирк в Омске сто с лишним лет назад.

Также для гостей откроется выставка фотохудожника Сергея Барсукова, посвященная великим династиям российского и советского цирка. «Цирк — это территория семейных ценностей, артисты работают рука об руку со своими женами и мужьями, родителями и детьми, братьями и сестрами. И зрители приходят к нам семьями: порой четыре-пять поколений одновременно, потому что возраст никак не влияет на восприятие циркового искусства», — по словам Елены Агафоновой, и 17 апреля акцент в программе будет сделан на семейные ценности. Сюрпризов будет много, один из них уже известен: в этот день цирк приглашает в гости представителей омских династий в различных профессиях:

— Мы ждем сотню представителей омских профессиональных династий, от врачей до учителей. В каждой — не менее трех поколений. Мы покажем им все, что умеем и можем, а они, мы надеемся, поздравят наших замечательных артистов с этим замечательным и долгожданным праздником!

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Сергей Барсуков

Теги:Омский циркЕлена Агафонова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

11321 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

893104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3251114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4244210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6107106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1034012 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх