Валерий Кузьменко. Большой врач
Победителем праймериз «Единой России» на выборы в областное Заксобрание по одномандатному Октябрьско-Ленинскому округу №11 стал Валерий Кузьменко, врач-хирург высшей квалификационной категории, и заместитель главного врача по медицинской части КМСЧ №9. Кто он такой?
7599101 июня 2021
Врач с опытом в четверть века
У одного из омских предпринимателей в телефонной книге записано: «Валера. Большой врач».
Это про Кузьменко. И не потому (или не только потому), что тот под два метра ростом.
1Валерий Валерьевич Кузьменко работает в системе здравоохранения более 25 лет. Он хирург высшей категории, владеет практически всеми видами неотложных операций, самостоятельно выполняет наиболее сложные. Когда есть необходимость, участвует в плановых операциях, а в составе дежурной бригады работает по неотложной помощи.
Каждую операцию Кузьменко считает особенной, самую сложную не назовёт, а вот самую продолжительную — да: «пациента со множественными кишечными свищами мы оперировали 14 часов. Утром зашли в операционную — поздно вечером вышли. Наш пациент сейчас живет в Германии, при каждом удобном случае передает нам, омским хирургам, приветы…», — рассказывает он. Много лет назад «боевое крещение» прошел острым аппендицитом: как и любой хирург, отлично помнит свою первую самостоятельную операцию. Он тогда еще учился в ординатуре, и его отправили в ЦРБ Колосовского района на попутной «скорой». Кузьменко спросил, сколько хирургов там работает. Ему сказали: «Что за вопрос? Один — и это вы!» Пациентку ту помнит отлично — девушка 16 лет с острым аппендицитом… Все прошло хорошо.
Если вы спросите его про самый страшный для него — как для хирурга — случай, Кузьменко покачает головой: подобные воспоминания (а в жизни врача с большим стажем случалось разное) — не то что неприятные, а попросту необъяснимые. «Не спасли» — огромный стресс для хирурга: здесь голос рассказчика становится тише. «Чувство личной вины — а все ли ты сделал, а правильную ли тактику выбрал?.. Не во всех случаях происходит чудо, и сложно объяснить, что в такие моменты чувствует врач. Что он может сделать? Добавить в свою «копилку опыта» знания о том, что делать, если такое повторится. Уйти с головой в работу. И помнить, что время лечит».
— Если ты перестанешь переживать за пациента, то твоя работа закончится, — говорит Валерий Валерьевич. — Конечно, профессия обязывает быть спокойным: хирургия — это мгновенное принятие решений, ответственность, никакой паники и истерики. Когда зашел в операционную, нужно забыть, что перед тобой на хирургическом столе чей-то папа, брат или сын. Ты просто должен сделать то, что должен: помочь, спасти, вылечить. Холодное взвешенное решение и отточенная техника: все лишние эмоции убираются. А вот когда операция окончена — надо выхаживать уже Человека. Его ждут дома, он нужен, он любим, он чей-то отец, брат… Опытный врач — хороший психолог. Иногда нужно и поругать пациента — чтобы мобилизовался и быстрее восстанавливался. Порой беседую с пациентами или их родственниками, и вынужден говорить прямо и жестко — не то, что люди хотят слышать. Но в нашем деле без правды никак…
Мужская профессия
Маленький Валера не грезил медициной: он мечтал пойти по стопам отца. Он рос в семье, почти классической для советских времен: отец — военный, мама — учительница. Детство мальчика прошло в гарнизонах по всей стране и за её пределами — от Германии до Монголии. Ему перемена мест нравилась, и в будущем он видел себя военным, таким, как отец — кадровый офицер, выпускник Омского высшего общевойскового командного училища имени Фрунзе. Но в начале 90-х ситуация в стране поменялась, для армии наступили непростые времена, и профессию выпускник Называевской средней школы решил выбирать всё же из гражданских специальностей.
— То, что из всех гражданских профессий я выбрал именно медицину и хирургию, — заслуга давнего друга нашей семьи, Владимира Анатольевича Самойлова, — говорит Валерий Валерьевич Кузьменко. — До знакомства с ним я и не думал о медицине. А вот он показал, что это за профессия, и вдохновил своим примером. Тогда я осознал, что хирург — отличная профессия, не обыденная, не для каждого, мужская, требующая физических, умственных и моральных затрат. Оперировать и лечить людей — серьезная и востребованная работа с полной самоотдачей 24 часа в сутки.
Владимир Анатольевич Самойлов — первый в Омске профессор-кардиохирург, заслуженный врач РФ, доктор, первым в городе выполнивший операцию с использованием искусственного кровообращения. В начале 2000-х он руководил всей омской медициной: возглавлял Главное управление здравоохранения в обладминистрации, а до этого много лет проработал в Омской областной клинической больнице, где заведовал кардиохирургическим отделением. Именно туда, в ОКБ, Валерий Кузьменко пришел в ординатуру после окончания в 1998 году нашего омского медицинского — тогда еще института. Попал в отделение гастрохирургии, что и повлияло на выбор дальнейшей специализации. В 2000-м году окончил ординатуру, и ему предложили остаться. Проработал в итоге в ОКБ до 2016 года, вплоть до того момента, как главврач КМСЧ-9 Юрий Викторович Шаповалов предложил Кузьменко стать его заместителем.
2Еще в 1995-м Валерий Кузьменко начал свою трудовую деятельность простым санитаром в операционном блоке хирургического отделения медсанчасти №4. «Сейчас студенты отошли от подобной практики. А тогда это был стандарт, норма — и отличная школа для молодого врача, — вспоминает хирург. — Не учебник, а живые люди и настоящая работа. В составе операционной бригады было 2-3 хирурга, и санитар мог не только помыть инструменты и прибрать операционную: мы непосредственно участвовали в операции. Своими глазами видели, как работает операционная бригада — как швейцарский часовой механизм, быстро и точно. Учились, что можно делать, чего нельзя. Набирались опыта, в том числе и работы в команде: именно тогда впервые для меня стало очевидно, что успех любой операции всегда зависит от слаженности работы команды: хирургов, ассистентов, анестезиологов, медсестер… И здесь нет мелочей, важно всё: и правильно обработанные руки, и правильно поданный хирургу инструмент…»
Что общего у врача и депутата?
Пойти в политику для врача — казалось бы, решение не совсем обычное. Но присяга врача, которую давал на вручении диплома, равнозначно подходит и к депутатской деятельности, считает Валерий Кузьменко. «Главное для меня — помощь людям. И в больнице, и на улицах нашего города я вижу одну задачу: решение реальных житейских проблем нас, омичей. Это очень важная депутатская миссия — заботиться о том, чтобы жизнь людей была здоровой, уютной и комфортной. Горожан волнует их жизнь. Просто жизнь! Чтобы доступнее и качественнее стали медицина и образование. Комфортнее — среда обитания. Удобнее — транспорт. Шире, разнообразнее и ближе — услуги спортивных, культурных и иных учреждений. Надёжнее и лучше — коммунальные услуги». А еще Кузьменко мечтает о том, чтобы люди понимали: врач — тоже человек. Чтобы к профессии вновь сформировалось уважение. Чтобы доктора перестали воспринимать как ««бизнесмена от медицины». Это для него «больной вопрос», но для решения предстоит менять многое — и системно: в первую очередь, в системе подготовки современных специалистов — не менеджеров, а Врачей!
— Врач может многое уметь и знать, но он должен имеет возможность реализовать свои знания и навыки. Вот я знаю, умею, но мне нужен скальпель, потому что без него ничего не сделаю. Так и с депутатской деятельностью: она дает возможность не обсуждать задачи на уровне кухонных разговоров, а делать реальные дела, — говорит Кузьменко. — Потому что хороший депутат — тот депутат, который видит и решает вопросы, волнующие простых людей. Он, как и врач, должен быть неравнодушен, должен сопереживать… Ведь можно быть суперпрофи, но без человечности это пустое. Равнодушия быть никак не должно. Когда стоишь за операционным столом, отдаешь частицу себя, но когда в твоих руках продленная жизнь человека, это возмещает всё. Или другой пример: когда встречаешься с соседями, обсуждаешь, какой должна быть школа или как обустроить двор, включаешься, начинаешь помогать их инициативам, уходят и время, и силы, и нервы. Зато потом, когда люди говорят тебе: «Спасибо!», получаешь такой заряд бодрости, который словами не передать.
Сейчас Кузьменко активно встречается с горожанами на своем округе. Какие вопросы он слышит на встречах с неравнодушными гражданами? Самые разные: от тех, что связаны с его специальностью («Как попасть в медсанчасть на оперативное лечение?») до бытовых-насущных, порой риторических («А почему за предыдущие десять лет крышу нашего дома никто не отремонировал?»). На первые отвечать проще. На вторые — те, что касаются муниципального управления, ремонта домов, вывоза мусора, благоустройства территории и организации быта — сложнее. «Обещаю участвовать во всем этом в перспективе. И объясняю, что врачам, учителям, работникам культуры должно быть место в областном Заксобрании, потому что в своих сферах они отлично разбираются».
По мнению Кузьменко, город за последние годы изменился в лучшую сторону, центр и набережные его стали приятны для глаз (и для ног во время пеших прогулок), есть, что показать гостям. Проблемы, сложности — ну а куда без них? Но сразу все сделать невозможно, нужны постепенные шаги. Глобальные перемены складываются из частностей. «Слабое место? — переспрашивает Кузьменко. — Знаете, слабое место — это отношение к городу самих омичей. Перманентный негатив. Ничего не делается — «плохо». Начинает делаться — тоже «плохо», «неправильно», «не так», да еще и с переходом на личности. Как говорил замечательный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный нам как Архиепископ Лука, «Всегда твори добро! Не можешь сделать большое добро, сделай хотя бы малое». Но люди не видят малых шагов. Им нужны глобальные перемены — и сразу! А на деле нужно терпение и неравнодушие, при непременном участии каждого, а не только с критикой того, что делают другие».
— Когда говорят, что Омск бесперспективен, спрашиваю: «а что ты сам сделал для того, чтобы было иначе?» И что вложено в это понятие — «перспективность»? Надо все возможности испробовать, чтобы сказать, что перспективы нет — говорю как врач, как хирург. Врач — не индивидуалист. Да, многое зависит от личных качеств, но это всегда командная работа. Без доверия всем участникам процесса ничего не получится. Мне не раз предлагали уехать и строить карьеру в Санкт-Петербурге или в Москве — я отказывался. Почему? Потому что — а кто тогда будет лечить омичей? Если мы будем сбегать из города, лучше от этого не станет… Омск — мой город, я хочу быть здесь и хочу, чтобы моя работа приносила пользу городу. Если каждый будет работать искренне, полноценно, качественно, значит, все будет хорошо. И в городе тоже. Никакой особой сверхидеи для этого не нужно: город для людей — разве этого мало?..
Он действительно любит Омск. И сентиментальность ему не чужда. Когда за рулем проезжает мимо корпуса медицинской академии на улице Ленина, обязательно делает автомобильный гудок: этакий маленький знак признания и благодарности своей альма-матер. «О, тогда мы были суперврачами, — смеется Кузьменко. — Ничего не знали и потому ничего не боялись. Это лишь с возрастом ты понимаешь, что чем больше знаешь, тем больше тебе еще нужно узнать. А тогда —юношеский максимализм…» Но и сейчас, уже безо всякого юношеского максимализма, он уверен: надо, чтобы уважение и любовь к городу передавались из поколения в поколение, культивировались родителями, закреплялись в умах детей. «Не на соседей кивать, а себя любить»: сохранять, а не разрушать элитные учебные заведения, не гнаться за утопическими фантазиями, а помнить свою историю и гордиться ею, ведь если нет прошлого, и его никто не знает, то и будущего быть не может.
— Очень благодарен всем тем, кто уже оказал мне честь и выразил свое доверие, проголосовав за меня и дав возможность продолжить выборную кампанию. Уверен, вместе мы сможем сделать больше.
Вакцинация: да или нет?
Чему бы он еще хотел научиться в этой жизни? — услышав вопрос, Кузьменко задумывается: «Понимаете, человек всегда должен учиться, по работе — постоянно». Он приводит в пример одного из своих наставников, хирурга Юрия Алексеевича Худобина, который говорил, мол, «могу с закрытыми глазами сделать операцию, но перед ней все равно сажусь дома и читаю литературу, пусть в тысячный раз, но…» Учиться профессии нужно у энтузиастов и практиков, считает Кузьменко. Да, он член городского научного общества врачей-хирургов и общественной организации «Омская региональная ассоциация врачей», но всегда отрыт новым знаниям: научная медицинская литература, больничные и городские конференции, выездные семинары и прочее. Может долго и увлеченно рассказывать, как в Москве перенимал у профессора Эдуарда Израилевича Гальперина секреты гепатопанкреатобиллиарной хирургии — одного из наиболее сложных разделов абдоминальной хирургии и онкологии. Или про всероссийский Съезд хирургов: «полторы тысячи человек — и каждому есть что рассказать, чем поделиться, что-то приемлемо, что-то вызывает ожесточенные споры». Порой отличными учителями становятся даже студенты: «свежий взгляд, оригинальные вопросы, юные острые умы».
Сам он может учить не только профессиональным навыкам, но и выдержке, спокойствию, хладнокровию (но не безразличию!) и умению обоснованно и взвешенно подходить к каждой ситуации. Это помогло выстоять в тяжелом 2020-м. Впрочем, как говорит Кузьменко, «это для людей пандемия вроде как закончилась, а для врачей она не закончилась точно. А врачи, напомню, тоже люди».
— Надо понимать, что нынешняя вакцинация — не просто некая эфемерная идея, рожденная из воздуха: это проект, который реализуется на уровне государства, что над разработкой вакцины работали институты, что в нее вложено много средств. Кроме того, этим занимались не «люди с улицы», а энтузиасты своего дела, которые верят, что это правильно и это нужно. Да, есть трудности, вторичные страхи, риски, но когда ты идешь вакцинироваться — это обоснованный риск, в отличие от того, когда ты бежишь через дорогу на красный свет: вот это совершенно не обосновано… Оспа, чума, полиомиелит: многие глобальные проблемы человечества были решены при помощи вакцины. А сейчас совсем другие времена — люди умнее, опытнее, у них на вооружении гораздо больше технологий, знаний… Но психология огромной массы людей такова: сначала они ждали вакцину и говорили: «непременно буду прививаться!», а когда вакцина появилась — «ну я не знаю даже…». Это ведь та же история, что и с городом: не делают чего-то — ох, плохо, сделали — тоже плохо! Мне очень печально, что, к примеру, российские немцы готовы приехать за тысячи километров, чтобы поставить прививку от коронавируса, а наш человек не готов из соседнего подъезда прийти и бесплатно получить гарантированную защиту. Ведь сама процедура проводится элементарно и не требует ровным счетом никаких затрат, ни финансовых, ни временных: паспорт, полис, стандартная процедура осмотра… Можно даже не быть приписанным к обслуживающей территории.
Кузьменко говорит: возможно, что прозвучит жестко, но противники вакцинации и те, кто упирает на то, что «средний срок испытания вакцины – два-три года, а потому пока еще рано», могут попросту не увидеть, что будет происходить через эти два-три года… «Мы уже год живем в напряжении, а длительная жизнь в стрессе ослабляет страх — но неверно думать, что угроза миновала. В хирургии существует понятие: риск операции не должен превышать результат, на который мы рассчитываем. В случае с вакцинацией этот принцип соблюдается безукоризненно. Безусловно, это должно быть личным и осмысленным решением: человек должен понять, что это в его интересах, потому что нам, врачам, крайне сложно заботиться о людях, которые не заботятся о себе».
Счастье помогать
На столе в рабочем кабинете Кузьменко лежит томик Сергея Довлатова. «Подарили четырехтомник, и когда нервы трещат по швам, могу закрыться в кабинете и прочесть абзац… Это вместо медитации, замечательно успокаивает», — улыбается хирург.
Он из тех, для кого книга по-прежнему — лучший подарок. Среднюю образовательную школу Называевска, где учился последние два года, Валера Кузьменко окончил с серебряной медалью. Ему всегда больше нравились гуманитарные науки: литература, история… Уже тогда читал запоем. Вспоминает: даже мама ругала порой, мол, «иди же погуляй, оторвись от книги!» Гулять шел, как правило, с мячом: с детства — и по сей день — увлечен баскетболом. И читает по-прежнему много: ценит хорошие книги. «Кто бы и что не говорил, но книгу люблю не электронную, не аудио, а классическую, на бумаге, с обложкой: у такой книги будто есть душа». На его книжной полке — Достоевский и Ремарк, детективы для отдыха и русская классика, фантастика и профессиональная литература.
«Сапожник не без сапог»: врач Кузьменко следит за собственным здоровьем — и это не просто слова. В свободное время играет в баскетбол (с его ростом сам бог велел), плавает, любит пешие прогулки. Семьей практикует «вылазки» в бассейн и на пикники, с друзьями — в баню с правильными березовыми вениками («настоящий день здоровья!») или на рыбалку: отдышаться, сделать паузу, побыть наедине с природой, подпитаться её энергией... А еще вкусно готовит: его «фирменные» блюда, которые обожает вся семья, — солянка и борщ. Плюс старается высыпаться, хоть это и не всегда удается. Смеется: «на дверь вешается табличка — «Не будите спящего отца!».
4Жена нашего героя тоже врач: Елена Валентиновна Кузьменко — кандидат медицинских наук, врач-акушер-гинеколог. Она работает в МЦСМ «Евромед». Будущие супруги познакомились на первом курсе, будучи пятикурсниками, поженились, и с тех пор вместе: скоро будут отмечать серебряную свадьбу. «Доверие, взаимная ответственность, уважение к интересам других, умение ставить их порой выше своих собственных, а также умение находить здоровый компромисс», — задумавшись, Валерий Валерьевич, семьянин с опытом, перечисляет секреты успешного брака. Они с женой — родители двоих сыновей. Старший, Валентин — первокурсник механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Младший, Николай — семиклассник лицея №64. Он, как и брат, увлечен математикой и точными науками, но все же пока не исключает для себя варианта стать врачом. «Как воспитывали? Знаете, образ жизни в семье — и есть воспитание, — говорит Валерий Валерьевич. — У нас в доме никто не кричит друг на друга, мы ласковы к животным, никаких жестких ограничений, наказаний… Поскольку мы с женой оба врачи, то часто дежурили, дети росли в уважении к труду, к работе, к родительской занятости. Воспитать можно только собственным примером…»
— Как-то в детстве приснилось, что летаю во сне. Разбежался-разогнался — и полетел!.. Проснулся с ощущением счастья — чистого дистиллированного счастья, без примесей. Я его помню до сих пор, то ощущение. Сейчас, с годами, понимаю: мы можем мечтать о многом, но счастье — оно в простых вещах: когда тебя любят, когда ты любишь, когда получаешь удовольствие от работы… Счастье — жить. Счастье — лечить и вылечить. Счастье — проснуться утром и, потягиваясь, ощутить каждой клеточкой тела новый день. Приехать в ГУМ, купить там эскимо и есть его, смакуя. Впервые за год увидеть море, броситься в него с разбега, без раздумий, не ежась от волны, не трогая боязливо пальцем, и плыть под водой, а сверху — солнце…
А если хочешь и можешь приносить пользу людям — это двойное счастье.
Фото:Дмитрий Бабенко
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 148 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
97726 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
85627 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
771129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
—
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии