Главная Диалог Игорь Григурко: «На месте Нателы Полежаевой, честно говоря, я бы уже просто застрелился!»
Игорь Григурко: «На месте Нателы Полежаевой, честно говоря, я бы уже просто застрелился!»
Художественный руководитель «ТОП-театра» Игорь Григурко – о последней и грядущей премьерах, личных творческих планах и уроках театрального выживания. Бонусом – эксклюзивная театральная новость.
5826308 апреля 2017
- Игорь Леонидович, мы общались с вами четыре года назад – это было ваше первое интервью в новом статусе худрука. Тогда мы начали с небольшого блица – трех новостей. Сейчас предлагаю начать с того же…
- Давайте попробуем. Итак, новость первая и самая для меня значимая, пожалуй, в том, что с этого сезона в театре появился главный режиссер, Галина Пьянова. Мы с ней познакомились в 1996 году на фестивале в Иркутске, куда ее «ARTиШОК» привез свой первый спектакль. Сразу как-то стало понятно: родственные души, близкие по духу, видению театра и мира люди. Это бывает редко, но когда случается – это, пожалуй, навсегда. Сложилась дружба двух театров: их «ARTиШОКа» и нашего «ЧелоВЕКа». Следили друг за другом «краем глаза». А два года назад раздался звонок из новосибирского «Старого дома»: меня пригласили в качестве режиссера по пластике поработать над спектаклем «Загнанных лошадей пристреливаю, не правда ли?». Как только услышал, что режиссировать его будет Галина, тут же сказал «Да». Воочию посмотрел, как она работает, мои ожидания и догадки подтвердились. Галина - невероятный профессионал своего дела. Смотрел и удивлялся: откуда она черпает столько энергии, чтобы не только двигаться самой, но и увлекать и вести за собой?.. Как хватает сил заниматься двумя детьми, двумя театрами? Очень захотел, чтобы она поработала в нашем... Галина приехала в Омск, присмотрелась, познакомилась с труппой, провела тренажи... Абсолютно наш человек – ее приняла и команда. С идеей пригласить ее к нам главным режиссером пришел к Нателе Олеговне Полежаевой – а у нее, оказывается, зрела та же мысль. В итоге Галина дала нам согласие и уже в конце прошлого сезона мы объявили ребятам, что у них будет главный режиссер, у которой, между прочим, есть виды не только на «Госпиталь» Елизарова, но и на «Бесов» Достоевского.
1- Раз речь зашла о «Госпитале», сделаем небольшую паузу. Премьера состоялась месяц назад. Спектакль тяжелый, для многих спорный, с премьеры уходили люди. Как сегодня на него реагирует публика?
- Последний раз зал был заполнен на 70 процентов. Публика уже знает, куда и на что она идет. Да, поначалу кто-то из зрителей говорил: «Зачем вскрывать старые раны?» Но мы решили - надо делать «Госпиталь», и ни разу об этом не пожалели. Это страшная, жуткая вещь, но – надо! Это как терапия, я считаю: нужно прожить, проговорить, выплеснуть и выдохнуть. Когда есть рана, которая гноится, надо делать надрез… Я уже говорил, но повторю: мужской состав нашей труппы сделал новый шаг в своей карьере, перешел на кардинально новую грань. А паузы не нужно – это и есть для меня второе важное событие в театре. С «Госпиталя» начался третий этап жизни театра. Первый – когда формировалась команда и репертуар. Второй – когда привлекали зрителя и завоевывали репутацию. И вот, наконец, третий – когда мы имеем право говорить о важных для нас самих вещах и высказывать свою точку зрения. Каждый из актеров – личность. У этого состава есть своя гражданская позиция. Как сказал кто-то из зрителей после премьеры: «Вот на них можно положиться! Эти точно пойдут защищать Родину…» Мальчикам пришлось пережить операцию на собственном внутреннем мире, и я считаю, она прошла успешно. Сейчас продолжаю наблюдать, как идет процесс дальше. Юноши растут… Они, к слову, по собственной инициативе отреагировали на смерть Евтушенко: выбрали стихотворение, прочитали его по ролям, мгновенно сделали запись, выложили в сеть…
- Вернемся к нашему «новостному блицу».
- Третье. В прошлом году говорили: театр умрет, его не будет... Но мы подходим к концу одиннадцатого театрального сезона, и дела у нас идут в гору. Мы выделяемся на фоне наших омских театров как частный негосударственный театр, не имеющий спонсоров и вложений извне и существующий за счет того, что он производит. Никто в нашем городе этим похвастаться не может и вряд ли сможет в течение еще нескольких лет. В начале своей деятельности театр, безусловно, создавался на средства нашего единственного спонсора – Нателы Полежаевой, которая ко всем актерам относилась как к собственным детям: лечила, учила платно всю труппу, отправляла на гастроли, приглашала известных театральных педагогов. И сейчас эти вложения оправдывают себя: театр вышел на самоокупаемость. И это не говоря уже о культурной и общественной значимости этого театрального коллектива. В среднем мы выпускаем три премьеры в год, и это серьезная цифра. За счет того, что внутренне мы стали другими, сегодня постепенно меняем и внешнюю «упаковку»: логотип, информацию в соцсетях... Наша задача сегодня – потихоньку начинать гастрольную и фестивальную деятельность. Нам есть, что показать, и это серьезные вещи, которые могут заинтересовать жюри. 29 июня на международный театральный фестиваль «Коляда-Plays» в Екатеринбург мы повезем «Госпиталь». К слову, то, что у нас появился главный режиссер, не означает, что мы отказемся от практики работы с приглашенными режиссерами. Классных режиссеров, которые хотят работать с «ТОП-театром», и сейчас хватит на три сезона вперед…
- Игорь Леонидович, а сами сегодня что-то ставите или же больше сосредоточены на общем руководстве?
- Признаюсь: сейчас набираю группу по пластике. Частично из актерской труппы, двоих взяли по кастингу… Летом нам предстоит традиционная «Ночь в театре» - вечер для друзей, – и к середине июня планирую сделать презентацию пластического спектакля на основе известного омскому зрителю «Ловца грез». Хотя это, конечно, будет совсем новая версия. До мая будем набирать актеров.
- Это прекрасная новость, особенно для поклонников творчества вашего театра пластической драмы «ЧелоВЕК»!
- Да. Я счастлив, что все бывшие актеры «ЧелоВЕКа» при деле, работают или по своей специальности, или освоив новые – кто-то кинорежиссером, кто-то актером или режиссером по пластике, кто-то создал свои юношеские театры-студии… По всей стране. А меня сейчас вновь заняться любимым делом, признаться, уговорила Натела Олеговна. Она многое предвидит. Говорит иногда – и ты думаешь: «ну нет, не может быть». А потом это случается… Главное – не опускать руки. И тогда все получится.
- Игорь Леонидович, расскажите подробнее о новом спектакле, премьера которого приурочена к 9 мая.
- Давно хотел, чтобы в нашем репертуаре появился спектакль о войнах XX века. Афган, Чечня, Грузия – причем, показать весь их ужас через женские глаза и души, через их письма и чувства. И вдруг наш драматург Светлана Баженова и режиссер Галина Пьянова говорят мне: вот же пьеса «Саша, вынеси мусор» киевлянки Натальи Ворожбит, и это стопроцентное попадание. Пьеса эта о том, что любая женщина не хочет войны интуитивно. Режиссирует спектакль Света Баженова, знаю ее как очень одаренную актрису, очень рад, что она вернулась в наш театр. И как драматург она безумно талантлива – точно войдет в ряд с нашими великими драматургами Шварцем и Розовским. Из одной детали она умело «выкраивает» целую жизненную философию. У меня огромное желание увидеть ее режиссерскую работу. Специально не хожу на репетицию. Правда, расспрашиваю жену, Ольгу Фоменко, которая работает в труппе «ТОП-театра» - и вижу ее восторг, горящие глаза. Говорит, такого удовольствия давно не получала... Актрисы осваивают аккордеон, флейту, бас-гитару, ударные, учат украинский язык. Мужская роль досталась Володе Киму, актеру, который в «Госпитале» сыграл трагическую роль Шапчука. Планку он поднял прилично, держит ее – более того, повышает… Вообще, команда сегодня сложилась прекрасная. Жаль будет, если из нее кто-то выпадет. Нам нужны еще двое парней, чтобы сформировать полноценный второй состав, дать актерам возможность меняться и восстанавливаться.
- Тяжело ли работать в «боевых условиях», когда вокруг «Рассвета» постоянно сгущаются тучи? Это каким-то образом отражается на театре?
- Отражается, портит нервные клетки, ощущается в финансовых вопросах…Впрочем, это только закалило нас. Пришлось быстро учиться самим себя кормить. Нам, конечно же, не все равно, что творится в театральной жизни Омска, и всегда хотелось, чтобы нас признало театральное общество. Это произошло. И мы рады, что сегодня «ТОП-театр» впервые участвует в областном конкурсе на «Лучший спектакль»: «Эмиль большая голова» жюри уже посмотрело, ждем их на «Обыкновенное чудо». До этого нам говорили, что мы непрофессиональный театр, «самодеятельность» - и это несмотря на то, что у каждого здесь диплом профессионального актера и все учились у прекрасных педагогов.
Да, сейчас непростой период, порой есть недопонимание внутри труппы, но, думаю, время все расставит на свои места. Год назад, мне кажется, было еще хуже. А сейчас я вижу, что мы поднимаемся. Наступила стабильность, идет некоторый рост, и не только творческий, но рост успеха в целом. Я вижу спектакли, на которые кое-как собирали по 40-50 человек. Сейчас сами зрители покупают билеты, а в зале - 70-75 процентов заполняемости. Это очень хорошая цифра для частного театра. При этом мы играем каждый день, 32-34 спектакля к месяц, включая детские. Не думаю, что кто-то может этим похвастать. Надо отдать должное Нателе Олеговне. Бережет, защищает театр как собственного ребенка. Под таким куполом его держит… Ладно, одни мы – а «Рассвет», а поликлиника?.. Для меня загадка, как она справляется. Тут порой с коллективом из 40 человек не знаешь, как совладать… Удивляюсь, откуда у нее силы. Да я, честно говоря, уже бы просто застрелился!
Фото:Ангелина Яковлева; из архива героя
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии