МАСТЕРА креатива собрались в Омске на FORUM
Правительство РФ еще только приняло 20 сентября Концепцию развития креативных индустрий, а в нашем городе практики со всей страны уже обмениваются опытом, обсуждают проблемы и ближайшие планы.
2653304 октября 2021
Креативные индустрии (цитируем слова премьер-министра Михаила Мишустина на заседании кабмина, где была утверждена концепция развития творческих индустрий до 2030 года) — «это искусство, включая театр, музыку, кино, живопись, наше историко-культурное наследие, а также прикладные индустрии, такие как архитектура, дизайн, туризм. Это медиа и производство цифрового контента, от разработок программного обеспечения до блогов и видеоигр». О том, что можно относить к креативной экономике, а что не стоит, спорили и сами ее представители, и приглашенные эксперты — участники стартовавшего в Омске 1 октября масштабного четырехдневного слёта МАСТЕРА.FORUM.
ИЗ НЕФТЯНИКОВ — В «КРЕАТИВЩИКИ»
Представителей нефтяной отрасли, впрочем, никто никогда к креативной индустрии не относил, однако, вместе с фондом «Креативные практики» соорганизатором и самого форума, и давшей ему имя образовательной интернет-платформы «МАСТЕРА», стала программа социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
Неудивительно, что председателю правления компании Александру Дюкову, выступавшему на форуме, задали вопрос: «А для чего это нужно вам, представителям такой базовой, традиционной и консервативной отрасли?» Другой спикер Алексей Кудрин (он не только глава Счетной палаты РФ, но еще и декан Факультета свободных искусств и наук СПбГУ), агитировал всех присутствовавших переключаться на творческие профессии и даже полушутя предложил Дюкову сменить профиль компании: «Поскольку миру грозит углеродная нейтральность, я думаю, “Газпром нефти” нужно перепрофилироваться на другие области – как раз те, которые будут давать совершенно новую добавленную стоимость. Она будет чуть-чуть опережать обычные традиционные отрасли. Думаю, Александр Дюков очень правильную “золотую жилу” нашел...».
Глава «Газпром нефти», отвечая на вопрос, привел рационально-экономические доводы — о диверсификации рынка труда, стабилизации социальной среды и социально-экономическом развитии регионов присутствия в целом, закончив простой и понятной мыслью: «Для нас очень важно, чтобы там было не только комфортно работать, но и комфортно жить. И безусловно, креативные индустрии создают условия, чтобы жизнь в регионах была насыщеннее, разнообразнее, интереснее».
ЛЕКЦИИ В СТИЛЕ POP-UP
То, что российским властям и наиболее прогрессивным представителям крупного бизнеса креативная экономика стала интересна, из вышеизложенного уже, думаем, ясно. Но насколько она интересна простым молодым омичам, которые и должны — теперь уже, возможно, и с помощью государства — её создавать, и по замыслам правительства, довести её вес в ВВП с нынешних 2% до поставленных целью 6%, как на Западе?
На вечернем мероприятии в первый день форума — блоке из четырех Pop-Up лекций в баре «1984 Brewing Co.» — собралось много креативных предпринимателей, в том числе и будущих. Молодые люди два часа «от и до» слушали, как найти деньги на реализацию своей креативной идеи. Неудивительно, что руководителю «Школы краудфандинга» Planeta.ru Егору Ельчину в этот вечер задавали больше всего вопросов из зала. А также - Чему, где и как учиться — хотя, честно говоря, креативный директор «Дома Культуры» в омской «Меге» Алексей Ремыга ответ дать и не пытался, он, скорее, призывал всерьез задуматься над этим вопросом. Как предпринимателям взаимовыгодно дружить со СМИ: Татьяна Иванова из «Бумаги» знает в этом толк — это они, например, совместно с «Роснано», завлекли петербуржцев в бары на научные лекции! По теме — как возрождаться аки птица феникс, если «выгорел» на работе — десятилетним опытом делился директор омского рекламного агентства «Коперник» Антон Дымченко.
ОНЛАЙН-ЗАЛ НА 50 000 ЗРИТЕЛЕЙ
Основной блок встреч во второй и третий дни форума проходил в музее «Искусство Омска». Здесь кроме основного зала было организовано дополнительное пространство с экраном трансляции. Об интересе к событию красноречиво говорят 50 с лишним тысяч подключений к интернет-трансляции во время первой же дискуссии. На ней вице-губернатор Омской области Дмитрий Ушаков, член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль (в онлайн-режиме), куратор «Камергерского переулка» Мария Борцова, директор Международного Канского видеофестиваля (погуглите, если не верите) Павел Лабазов, глава НКО «Пикник ХМ» Илья Кириченко и директор по развитию красноярской медиагруппы «Прима» (первая в стране частная телекомпания) Илья Сураев с директором «Креативных практик» Денисом Щукиным в роли модератора обсуждали, как креативные проекты уже сейчас меняют среду здесь, в Сибири.
Дальше шел антикризисный блок «Как развивать креативный бизнес, когда "всё плохо"». Точки роста совместно искали основатель сети Skuratov Coffee Виктор Скуратов, сооснователь питерского бистро, бара и пекарни «Футура» Илья Литвяк, управляющий директор ГК «Рики» (мультики-бренды «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики») Марк Завадский, директор пермской частной филармонии «Триумф» Мария Зуева и главный герой первого дня форума Егор Ельчин, модерировала дискуссию куратор образовательного направления платформы «МАСТЕРА» Мария Буряк.
Участники блока «Приключения неуловимых: как оценить креативные индустрии» выясняли, кого можно относить к креативной экономике, как их посчитать, измерить и взвесить. Мнениями обменивались президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, доцент института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, социолог Александра Ненько, директор по данным и маркетингу Корпорации развития Республики Саха Афанасий Захаров, директор Центра креативных индустрий Алматы Менеджмент Университета Дана Шаяхмет и глава службы коммуникаций «Родных городов» Наталия Белякова
Закрывающая сессия 2 октября шла в трансляции из московской студии и была она посвящена глобальному — важности креативной экономики в «дивном новом мире». По масштабу темы и спикеры — вышеупомянутые Александр Дюков и Алексей Кудрин, создатель проекта «МАСТЕРА» и фонда «Креативные практики» Нонна Матеркова, управляющий партнёр компании PwC Игорь Лотаков (именно PricewaterhouseCoopers была разработчиком Индекса креативного капитала) и торговый представитель РФ в Республике Сингапур Александр Свинин.
БЛИЖЕ К ДЕЛУ!
Более практические вопросы — взаимодействия с медиа, работы в креативных пространствах и вне их, организации внутреннего туризма, обучения предпринимательским «скиллам» — были в программе третьего дня МАСТЕРА.FORUM. Понедельник 4 октября — завершающий день форума. Если в самом его начале рассказывали, как найти деньги на реализацию идей, то в конце — подскажут как искать сами идеи. В пространстве «Дом культуры» СТЦ «Мега Омск» организован интенсив для создателей креативных проектов «Исходный код: как найти идеи для развития проекта в личном опыте, комьюнити и локальной культуре».
В промежутках было немного важной лирики: открытие выставки финалистов конкурса Makers of Siberia Photo Prize 2021, премьера документального фильма «Мастера Сибири» и after-party в «1984 Brewing Co.».
ПОЧЕМУ ОМСК И ЧТО В НЕМ КРЕАТИВНОГО?
Член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль:
«Омск — один из ключевых для “Газпром нефти” регионов, один из центральных городов для наших инвестиций в высокотехнологичные проекты, это город-миллионник. С другой стороны, в Омске сложилось устойчивое сообщество креативных предпринимателей, которым есть что сказать, есть что показать, есть чем обменяться со своими коллегами. Поэтому совершенно логично, что в этом году в Омске проходит такой большой креативный форум и, как мне кажется, не раз еще здесь пройдет. В чем достоинство креативных индустрий — в отличие от многих других направлений, которые являются частью социальных инвестиций, креативные индустрии воспроизводят себя сами. Люди, которые работают в этих индустриях, являются предпринимателями. Они чаще всего после запуска проекта мультиплицируют себя, создают вокруг себя такую среду распространения своего бизнеса».
Зампред правительства Омской области Дмитрий Ушаков:
«Без креативного предпринимательства, собственно говоря, городская среда и экономика меняться вообще не будут. Поэтому очень важны как крупные наши партнеры, такие как “Газпром нефть” с программой “Родные города”, так и малый бизнес, формирующий уникальные места, которые трансформируют городскую среду. Например, “Камергерский переулок” — объединение предпринимателей, которые захотели создать что-то новое, что-то отличное от всех. И это место уже стало культовым: оказаться в Омске и не посетить “Камергерский переулок” – это значит не побывать в Омске фактически».
Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков:
«“Газпром нефть” поддерживает проекты в сфере креативной индустрии в рамках программы социальных инвестиций “Родные города”. Один из ключевых инструментов поддержки — грантовый конкурс. Мы проводим его с 2013 года, и за это время с нашим участием реализовано уже 775 социальных проектов — в образовательной, культурной, спортивной сферах. Значительная часть из них имеет отношение к креативной индустрии. Важно, что это проекты, которые предлагают сами жители регионов, — мы лишь помогаем реализовать их идею».
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
918921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
82018 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
71718 ноября 2024
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии