Арын Орсариев: «Мы решаем «дилемму Билла Гейтса»

Ректор Павлодарского государственного университета, обладатель степени PhD по политологии и депутат Маслихата Павлодарской области Арын Орсариев, приглашенный на встречу со студентами ОмГУ, перед лекцией рассказал «ВОмске» об образовательных реформах и революции в отдельно взятом вузе.

409611 апреля 2017
Арын Орсариев: «Мы решаем «дилемму Билла Гейтса»

- Арын Амангельдиевич, что вы считаете основной проблемой системы высшего образования в Казахстане?

- Самая основная проблема, которая, на мой взгляд, сегодня стоит перед системой высшего образования Казахстана – перевод науки в инновационный бизнес. Практически все преподаватели и студенты формируют некие идеи, которые можно было бы претворять в бизнес, которые могли бы стать основой реальных конкурентоспособных технологий и инноваций. Да, мы можем ежегодно разрабатывать порядка 50-70 патентов, но вот вопрос - выливается ли это в конкурентоспособность какого-то определенного бизнеса? У нас этого очень мало, и я считаю, это самая серьезная проблема.

1

- У нас часто можно услышать, что высшее образование в городе деградирует, а преподаватели вынуждены больше заниматься бюрократическими вещами, чем реальным обучением. А как с этим дело обстоит у вас?

- Не думаю, что у нас очень сильная бюрократизация. Как руководитель университета, особого давления со стороны министерства не чувствую, скорее, наоборот, министр у нас даже чересчур либеральный. Очень смягчил нормы ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан). Для всех специальностей в вузе были обязательны 10-11 дисциплин, эта цифра стала меньше. Кроме того, понизили уровень остепененности, который должен иметь вуз, чтобы владеть правом на образовательную деятельность. В целом идут хорошие и добрые реформы, которые для нас очень выгодны.

- Все ли их воспринимают так однозначно?

- Конечно, нет. Кто-то принял это хорошо, кто-то нет, а я считаю, что это отлично. Например, в Казахстане реализуется так называемая программа «Балапан» (с казахского «цыпленок»): обеспечение детей от 3 до 6 лет местами в детских садах. Я работал в нашем Акимате, общался с людьми, и на всех территориях спрашивал, есть ли проблемы с детскими садами. Ни слышал, что они существуют ни от кого. Реализация идет. В нашей Павлодарской области все дети этого возраста местами обеспечены. Это реальность, можете поехать и проверить. В целом по Казахстану эта цифра приближается к 80 процентам.

- А что касается школ?

- Важная реформа – изменение длительности каникул. По мнению современных казахстанских чиновников от образования, необходимо сократить летние каникулы и ввести пятидневку. Исследования, на которые мы опираемся, показывают: шестидневка не до конца эффективна, дети не успевают восстанавливаться. Кроме того, летом каникулы длятся три месяца, отпуск родителей – один месяц, а смена в летнем лагере и того меньше. Полтора месяца дети свободны, отсюда рост подростковой преступности. Плюс дети многое забывают, и осенью много времени тратится на то, чтобы восстановить знания. Эффективнее сократить летние и увеличить за их счет другие каникулы.

Еще одна реформа – введение трехъязычия в школах. У нас есть школы, которые обучают на казахском, есть те, что на русском. Они формируют чуть разные ментальные пространства, и часто русскоязычные школы выпускают людей, которые могут не знать казахский, а на отдельных сельских территориях обратная ситуация – там выпускники плохо знают русский. Для Казахстана это важная проблема. Надо, во-первых, билингвизировать общество, а во-вторых, не забывать и про английский язык. Соответственно, мы увеличиваем языковые часы, ряд предметов будет идти на том, другом и третьем языках, невзирая на то, на каком языке в целом ведется обучение.

Стоит сказать и про изменение формата Единого Национального тестирования (это наш аналог ЕГЭ). Сейчас экзамен ориентирован на фактологическое запоминание, а необходимо переводить его в формат функциональной грамотности, когда в тесте, допустим, может быть правильным не один ответ. Исключается механика, включаются вопросы, которые требуют рассуждений.

- Арын Амангельдиевич, рассказывают, что вы руководитель очень креативный, «продвинутый» и «нестандартный», и когда вас назначили, местная профессура якобы года два не принимала. Действительно ли это так и почему?

- Ректором я стал в 2015 году, когда благодаря экономическому кризису российское образование стало на 40-50 процентов дешевле казахстанского. Это привело к тому, что очень многие начали уезжать учиться в Россию. В нашем регионе становится ежегодно на 400 человек меньше абитуриентов. Я столкнулся с необходимость сокращения персонала, а это всегда непопулярная мера.

И тут – случай. Нашу студентку пригласили на конференцию по переработке отходов. Я удивился, пригласил ее пообщаться. Оказалось, она попробовала делать сувениры из стекла, запустила довольно успешный бизнес. Мы увидели, что обучение через бизнес – очень интересная модель, через практику человек получает глубочайшие знания. Мы подумали, что это может стать новым путем для вуза, оказывали поддержку тем студентам, которые готовы были делать собственный бизнес. Правда, со временем этим студентам учеба начала попросту мешать. Возникла «дилемма Билла Гейтса»: когда он столкнулся с тем, что надо либо заканчивать Гарвард, либо заниматься «Майкрософтом» - и в итоге со временем стал одним из самых успешных недоучек в мире

Мы подумали, что идеально было бы дать студенту возможность делать бизнес во время учебы и приравнять некоторые практические вещи к программным предметам. Болонская система позволяет быть вариативными и выбирать необходимые для тебя самого предметы с разных кафедр. Правда, возникла конкуренция между преподавателями – и, соответственно, недовольство: мол, раньше приходили обязательно, а теперь выбирают... Преподаватели начали бурлить, кипеть, напрягаться и саботировать предлагаемые реформы. Увольнять не хотелось. И мы отправили наших учителей в Корею, Малайзию, Германию, Голландию, США, Италию, Израиль и другие страны, где можно поучиться тому, как живут предпринимательские университеты. Все вузы мира стремятся готовить будущих лидеров, которые будут менять мир. Но каждый по-своему понимает, кто такие будущие

лидеры. Большинство говорит, что готовит профессионалов. Кто-то говорит, что быть профессионалом недостаточно и нужно быть лидером, иметь дополнительные навыки, менеджерские и управленческие. Кто-то говорит, что лидер должен быть системным и комплексным в отношениях с деньгами. И тут мы сами начали думать…

- А как это понимаете вы?

- У нас возник вопрос: а какие специальности завтра будут не нужны? Помните, была профессия секретаря-машинистки? Где они сейчас? Нет профессии, умерла. Была телефонистка, провода вставляла. Были приемщики телетайпа. Всех их постигла та же участь. Курс черчения был самым главным для инженера, а сейчас в таком виде он не нужен, все на компьютере… Специалисты, которые учились черчению и которые учили черчению - что с ними сейчас? Компания «Тесла» объявила, что готова серийно выпускать автомобили с автопилотом. Что будет с водителями и таксистами? А кто-то этому еще и учит… А что будет дальше с бухгалтерами, нужно ли их будет столько? Много людей задается этими вопросами. Ответ простой – у любого сегодня должны быть предпринимательские навыки. Профессия «предприниматель» не умрет. Перевозчик-предприниматель не умрет, языковед-предприниматель не умрет. Отсюда необходимо, на наш взгляд, изменить систему подготовки. Выпускать предпринимателей, но при этом сохранить специальность.

- И что же вы сделали?

- Мы трансформировали общеобязательные предметы: философию, социологию, историю, экологию. Философия превратилась в Философию успеха, хотя Гегелю и Сократу там тоже нашлось место. В курс психологии добавили умение выходить из зоны комфорта и креативность и назвали ее Психологией лидерства. Вместо истории стали описывать историю успеха – с акцентом на опыт известных исторических личностей. Безликая политология превратилась в курс лидерства и управления, и в рамках курса человек обязан как минимум организовать какое-то практическое мероприятие. В рамках курса социологии сделали акцент на брендинг и маркетинг, а на информатике учим делать самопрезентации, размещать минивизитки в YouTube и приложениях для смартфона. Вместо «просто» экономики - бухучет и налоги. Вместо БЖД - ключевые проверки госорганов. И так далее.

Был случай. Парень запустил проект мороженого из кумыса – интересно, любопытно, новаторски. В частности, выиграл конкурс, на котором дал попробовать свое мороженое высокопоставленному чиновнику. Тот остался доволен. А через два месяца парня вызывают в санэпидемслужбу и говорят: мол, попытка отравить охраняемое лицо карается по закону, можете получить до пяти лет, документы нужные имеются?.. Таким образом уничтожили дух предпринимательства в одном из наших студентов. После этого мы ввели изучение СанПиНов, ГОСТов и прочего. Если человек этого не знает, его проверками загоняют…

Таким образом, мы поменяли весь курс общеобязательных дисциплин. Сейчас у нас еще много проблем, но, тем не менее, за прошлый год мы обучили около 2000 студентов, из них 200 захотели что-то делать, у 100 что-то начало получаться, у 30 получилось нанять дополнительных работников, а у 20 - заплатить налогов больше, чем государство потратило на их обучение. И мы посчитали, что нам надо двигаться дальше. Этот формат нужно распространять. Мы ушли еще не очень далеко. Практически у каждого профессора есть патенты и авторские свидетельства. А для чего они нужны, если они не используются? Зачем мы вкладываем деньги в профессоров, если это не имеет практического применения? Хорошо, что наука развивается, но зачем, если нет результата? Мы верим, что мы можем изменить систему образования через формат обучения предпринимательству.

- Арын Амангельдиевич, вы постоянно устраиваете мозговые штурмы и прочие «новаторства» и даже доплачиваете своим преподавателям за медийную активность и экспертные выступления в СМИ…

- Доказывать, что ты молодец, можно не только диссертацией, но и публикациями. Зачастую публикации в журналах бывают сильнее диссертаций. Нужно периодически показывать, что вы умеете заниматься наукой. Считается, что человек, который защитил докторскую 30 или 40 лет назад, герой раз и навсегда, но сейчас его тема вполне может быть совершенно не актуальной. Мир ежеминутно меняется, даже если у него были суперглубокие знания в узком вопросе, сегодня они, вероятно, уже никому не нужны. Яркий пример – та же журналистика. Кому нужны сегодня энциклопедические знания о том, как печатались дореволюционные газеты, когда мир поработил интернет?..

- Не кажется ли вам, что заменяя классические предметы на своего рода «суррогат», вы получите целеустремленных и полноценных представителей общества потребления, не знающих основ истории, философии и всего того, что должно характеризовать человека с высшим образованием?

- Вы должны понимать: мы оставляем две трети классической программы, просто чуть-чуть сжимаем ее. Содержательно она не страдает, лишь обогащается максимально полезными практическими знаниями: плюсом к теории мы даем и практическую «удочку» для достижения успеха в будущем.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:предоставлено вузом

Теги:вузыреформаКазахстанАрын Орсариев


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

12721 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

900104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3262114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4264210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6119106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх