Валерий Каплунат: «Омск точно не заслуживает такой участи»

Хотелось бы избежать резких оценок, но приходится констатировать, что скандальный провал выборов мэра действительно превратил Омск в общероссийское посмешище. Увы, в очередной раз.

58121223 апреля 2017
Валерий Каплунат: «Омск точно не заслуживает такой участи»

Мне горько и больно об этом говорить, потому что наш город в принципе не заслуживает такой участи. Ни с точки зрения человеческого потенциала, ни с точки зрения потенциала промышленного, ни с точки зрения того исторического вклада, которой он внес в развитие страны.

Можно, конечно, сделать вид, что ничего особенного не произошло, что просто случился некий формальный процедурный сбой, но зачем себя обманывать? Ведь нет никаких сомнений в том, что жители мегаполиса абсолютно адекватно оценивают ситуацию. В ней, как в прозрачной капле воды, отразились все иерархические отношения в региональной системе власти, реальные цели и задачи, решаемые чиновниками, та унизительная роль, которая отведена городским депутатам и  прочим общественно-политическим институтам.

1

По клановым правилам

Ну, наивно же полагать, будто люди глухи и слепы и не видят, как доминирующий в регионе клан, наплевав на элементарные нормы приличия, откровенно продавливает на пост главы местного самоуправления своего человека. Причем речь идет о руководителе, за которым тянется такой шлейф негатива, что лично я бы, например, на пушечный выстрел не подпустил его к своему проекту. Ибо совершенно очевидно, что откатно-клептократическая модель, сложившаяся в  курируемых вице-губернатором Станиславом Гребенщиковым отраслях, просто не могла функционировать без его прямого участия.

Тем не менее, губернатор Виктор Назаров публично поддержал выдвижение своего заместителя на пост мэра. Но самое удивительное даже не это. Когда федеральный центр по очень даже понятным основаниям порекомендовал отказаться от сомнительной кандидатуры, глава региона ответил на  предостережения Москвы какими-то непонятными маневрами. То есть, фактически, их проигнорировал. На мой взгляд, для Виктора Ивановича это был момент истины. По сути, он дал Москве четкий сигнал: ребята, извините, но я играю не по вашим, а по клановым правилам. Клан дал команду поставить смотрящим за мегаполисом своего человека, и у меня нет возможности ее не выполнить.

В общем-то, перед нами классический сюжет, когда клановое сообщество, достигшее за счет извлечения криминальной ренты определенного могущества, бросает прямой вызов обществу, государству и демонстрирует решительную готовность до конца защищать свои интересы. Эти люди открытым текстом говорят: да, мы хотим везде расставить своих представителей. Плевать, что они ущербны с профессиональной и моральной точки зрения – главное любой ценой обеспечить монополию на власть в регионе, потому что клан может жить только на ренту с этой монополии. И пусть скандалы взрывают общественное мнение, нам лишь бы день простоять да ночь продержаться. Вот, собственно, и вся суть клановой философии.

Вызов принят

Нетрудно догадаться, что Москва была ошеломлена откровенно брошенным вызовом. И, как теперь уже понятно, четким и системным ответом на него стало возбуждение уголовного дела в отношении Станислава Гребенщикова. Конечно, этот резкий ход тоже связан с определенными издержками, потому что возникает вполне резонный вопрос, почему же раньше, до попытки занять кресло градоначальника, фигура вице-губернатора не привлекала внимания правоохранителей, но, очевидно, что, кроме насилия, репрессивного воздействия, других вариантов влияния на процесс просто уже не оставалось. Можно предположить, что федеральный центр реально оценил перспективы уголовного преследования заместителя главы региона, и не факт, что он не захочет их оценить в отношении самого губернатора.

Так или иначе, ситуация наглядно продемонстрировала, что могущество региональных кланов не безгранично. Поражает другое: степень самоуверенности и ограниченности их представителей. Ведь эти люди даже не способны адекватно воспринимать свое положение в обществе и системе государственного управления. Понятно, что опытные чиновники - не самоубийцы. Наверное, они по каким-то своим коррумпированным каналам, через каких-то столичных «решал» получили определенные гарантии, что чемоданы компромата останутся лежать без движения и рассчитывали на эти гарантии. Только на сей раз не сработало.

Проблема не в процедурах

Есть, конечно, соблазн объяснить громкий скандал отсутствием демократической процедуры всенародного избрания мэра, но это, по меньшей мере, наивно. Скажем, за арестованного на днях губернатора Марий Эл проголосовало чуть ли не 90 процентов избирателей. И что? Точно так же всенародную поддержку получили губернаторы Сахалинской области и республики Коми. Где они сейчас?

Возьмем наш родной Омск. Пять лет назад на выборы мэра у нас пришло 17 процентов от общего числа избирателей. Можно ли считать  данный процесс волеизъявлением омичей? Да нет, конечно. Потому что это был личный выбор бывшего губернатора Полежаева, которому просто был нужен бесконфликтный, карманный мэр. Тяжеловес-губернатор почти сразу ушел в отставку, а на его место пришел человек с другими силовыми и административными возможностями, и Вячеслав Двораковский, фактически, оказался в безвоздушном пространстве, без глобальной поддержки. К сожалению, как самостоятельный лидер он не сумел себя проявить и вынужден был искать другие варианты прикрытия. А другие варианты в просторечии чаще всего называются крышей. Но крыша и созидательная управленческая конструкция – принципиально разные вещи. Отсюда и результат. Точнее, его отсутствие.

Одним словом, выборы не панацея. Клановые сообщества, располагающие огромными финансовыми и административными ресурсами, с легкостью проходят через любые демократические процедуры, ну а как таковой управленческий результат им вообще не нужен – ориентация на него противоречит коренным интересам кланов, препятствует криминальному освоению денежных потоков. Отсюда и отрицательная кадровая селекция. Под решение специфических задач система целенаправленно рекрутирует в свои ряды людей со специфическим багажом – покладистых, циничных, беспринципных.

Система «свой-чужой»

В конечном счете, выросло уже целое поколение чиновников, для которых извлечение коррупционной ренты стало основным родом занятий и которые привыкли жить и работать в условиях жесткой клановой дисциплины. Других эта система просто отторгает. Почему, например, отвергли кандидатуру главы омского Сбербанка Меркулова? Да, энергичный современный руководитель, доказавший свою управленческую эффективность, но он – не человек клана. И, как минимум, точно не захочет участвовать ни в каких откатных схемах. Такие люди для системы опасны. Они не вписываются в примитивную схему «свой – чужой», и, что совсем плохо,– не замешаны ни в каких скандалах, а значит, на них нет страховочного компромата. Вот тут  уже шлагбаум опускается автоматически.

Примечательно, что клановые структуры не могут остановить свою криминальную деятельность даже в критических для себя ситуациях, когда подконтрольные сферы практически прекращают  функционирование. Давайте вспомним для иллюстрации прошлогодний коллапс в дорожном хозяйстве Омска. Случай беспрецедентный: в стране не было таких примеров, чтобы причиной серьезных социальных протестов становилось состояние городских дорог. Проблемой их ремонта вынужден был заниматься лично президент Путин, давая поручения в ходе прямой телевизионной линии. Ситуация вызвала даже международный резонанс – у меня иностранные партнеры интересовались, мол, что у вас там в Омске творится с дорогами.

Депрессивная среда

Сегодня мы видим, что бегство молодых, энергичных, талантливых людей из Омска приобрело едва ли не повальный характер. В качестве причины чаще всего называется депрессивная городская среда. Но ведь депрессивная среда – это не только и даже не столько плохие дороги, грязные улицы и обшарпанные дома. В первую очередь – это отсутствие перспектив развития территории, тоска и уныние, которые излучает местная власть, фальшь, демагогия, двойная мораль. Затхлая, упадническая атмосфера всегда является верным признаком зашкаливающей коррупции. Город по определению не может стать комфортнее для жизни, до тех пор, пока у нас доминирует откатно-клановая модель.

Причем, если на протяжении длительного времени общественное мнение пребывало в состоянии апатии и вяло реагировало на организационно-политические провалы региональной власти, то сейчас наблюдается серьезный рост протестных настроений. Фарс с выборами мэра, безусловно, привлек к себе общественное внимание. И люди прекрасно поняли, что это была откровенная, наглая демонстрация торжества выросшей на казнокрадной основе клановой психологии, которая по определению не принимает во внимание ни общественные, ни государственные интересы . Именно так создаются очаги социальной напряженности.

Союзники Навального

В принципе, тому же Навальному в подобных условиях ничего не нужно делать для формирования базы своей поддержки. Достаточно просто указать пальцем на Омск как на пример деградации и недееспособности существующей системы управления: смотрите, какая у нас власть, вы готовы ее дальше терпеть? Нет? Тогда выходите на улицу. Вот и вся агитация.

По сути, Навального можно рассматривать в качестве индикатора, измеряющего градус общественных противоречий. Ведь у него нет никакого плана. Для реализации любой позитивной повестки требуется кропотливое политическое строительство, концепция, наличие кадрового резерва. Ничего этого у Навального нет. Он же не критикует программы развития здравоохранения, образования, военно-промышленного комплекса, не говорит о том, каким образом нужно стимулировать экономический рост, решать проблему социальной поддержки населения и так далее. Он берет одну болевую точку – коррупцию – и целенаправленно в нее бьет.

Организовать протесты на этой волне не составляет большого труда. И та же омская власть, постоянно демонстрирующая своим примером, как нельзя управлять территорией, будет здесь для Навального лучшим союзником. Впрочем, практика показывает, что наши чиновники вполне могут генерировать социальную напряженность и самостоятельно. А люди, способные в какой-то момент организовать и возглавить зреющие протесты, обязательно найдутся. Всегда находятся.

Кто разрушил Советский Союз

В том-то и дело, что проблема не в Навальном. Ну, давайте вспомним, кто разрушил Советский Союз. Оппозиция? Так ее в стране не было. Внешние враги при всем своем желании тоже не могут поставить себе это в заслугу. Просто модель, построенная на принципиальном отрицании частной собственности, бюрократических методах управления, уравниловке в распределении материальных благ полностью себя исчерпала. Дисбалансы в экономике усиливались, огромных масштабов достиг теневой рынок, тотальный дефицит порождал взяточничество на всех уровнях и т. д.

В условиях нарастающего экономического и идеологического кризиса руководство СССР оказалось не способно сформировать команду, готовую взять на себя ответственность за осуществление плавной трансформации общественного строя, доказавшего свою нежизнеспособность. Вместо проведения реформ стране каждый день продолжали показывать с телеэкранов картинку об успехах развитого социализма, которая не имела ничего общего с реальной действительностью. Помнится, в один прекрасный момент все это кончилось одновременной демонстрацией по всем каналам балета «Лебединое озеро». Другими словами, система рухнула именно по причине вопиющего непрофессионализма управления экономикой и общественными процессами.

Кстати, если говорить о телевидении, то его сегодняшний уровень, по-моему, просто позорит страну. Непрерывные сериалы с кровавыми убийствами и нечеловеческими страстями, юморок ниже пояса в режиме нон-стоп, орущие ток-шоу и т. д. Парадоксально, но факт: концентрация пороков на телеканалах, в том числе и подконтрольных государству, гораздо выше, чем в настоящей жизни. И никого ни от чего такое телевидение не отвлечет. Сегодня достаточно других источников информации, в социальных сетях выстраивается альтернативная действительность. И низкопробное, непрофессиональное ТВ гарантированно не выдержит конкуренции с ней.

У кого контрольный пакет?

Но, конечно же, изменение телевизионной картинки не главное. Должна меняться сама управленческая модель и прежде всего на местах. Часто приходится слышать, что федеральному центру не особо интересны процессы, идущие в регионах. Уверен, что это не так. Ведь если в субъектах федерации ключевые места занимают представители коррумпированных кланов, государство попросту теряет контрольный пакет управления территорией. И последние события в Омске, жесткое пресечение попытки протащить  на пост мэра Станислава Гребенщикова показывают, что Москву не устраивает такой вариант развития событий. Тем более что на носу президентская кампания. Все говорит о том, что с приходом в администрацию президента новых людей в отношении регионов будет выстраиваться четкая и последовательная стратегия.

Другое дело, что сломать порочную управленческую модель чрезвычайно сложно. Если говорить о таком мегаполисе, как Омск, то, конечно же, миллионному городу в лице мэра нужен настоящий лидер, а не марионетка в руках сложившихся криминальных кланов. Человек, умеющий формировать команду, ориентированную на результат, и способный противостоять неизбежному давлению коррумпированной среды. Причем никакой даже суперэффективный управленец не решит эту задачу без реальной системной поддержки федерального центра, а также поддержки региональных правоохранительных органов.

Кстати, не сомневаюсь, что омские силовые структуры, на уровне первых лиц, могут ее оказать. Руководители наших силовых ведомств сегодня явно не участвуют в клановых играх и действительно занимаются выполнением своих служебных задач. Понятно, что на более низком уровне игры продолжаются, но с этим злом, безусловно, можно бороться.

Переформатирование модели

Неизбежно возникает вопрос и о необходимость переформатирования региональной управленческой модели. Ну, просто потому, что местное самоуправление не может существовать отдельно от областной администрации, в руках которой сосредоточена большая часть полномочий и финансовых ресурсов и которая непрерывной кадровой чехардой и своими непрофессиональными решениями попросту дискредитирует всю властную вертикаль. И наверняка варианты изменения этой модели в Москве сейчас просчитываются.

Понятно, что настоящие реформы не могут быть быстрыми, понятно, что они неизбежно будут вызывать сопротивление, но нельзя не видеть, что работа идет. К примеру, совершенно очевидно, что в последнее время произошли серьезные изменения в кадровой политике президента. Губернаторы как-то незаметно из региональных баронов превратились в менеджеров-технократов, столь же ответственных перед законом, как и простые граждане. А те, кто этого не осознал, неожиданно для себя оказываются в местах не столь отдаленных. Идет и очищение силовых структур, хотя, может быть, и не в тех масштабах, как хотелось бы. В любом случае, риски коррупционной деятельности резко возросли.

Собственно, других методов борьбы с коррупцией никто еще не придумал. Можно, конечно, вывести миллион человек на майдан, которые будут скакать и хором кричать «долой!»,но опыт наших соседей показывает, что результат получается плачевный. Да мы и сами это уже проходили, причем не один раз…

 

Автор:ВОмске

Фото:с сайта kvnews.ru

Теги:Валерий Каплунатвыборымэргород


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

27721 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

26022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

976104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3451114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4522210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6301106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1051112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх