Интервью с настоящими. Андрей Третьяков

…Сначала я решил, что это будет просто «информационный повод» для небольшого материала – о недавно вышедшей в свет книге Андрея Третьякова «Записные книжки Анатолия Ширяева»: роскошно изданная книга-воспоминаие о культовом омском художнике последней трети прошлого века, коллекционере, поэте Анатолии Ширяеве (1952 - 2007). Но «волны моей памяти» повели себя странным образом: они неожиданно унесли меня в 1990-е, когда еженедельно я вёл авторские страницы в созданных Третьяковым газетах – «Времена года» и «День за днём».

5189130 июня 2022
Интервью с настоящими. Андрей Третьяков

И понял, что знакомы мы с Андреем уже 25 лет. И ещё понял, что «Третьяковская галерея» судьбы́ Андрея Третьякова невероятно многопланова и разножанрова. Ну а поскольку мне очень нравится на сайте «ВОмске» рубрика «Интервью с настоящими», – я окончательно решил, с кем будет моё интервью: с историком, журналистом, апологетом рок-музыки, эрудитом… Стоп! Пора уже начать интервьюировать Третьякова!..

1962 год. Первоклассник Андрей Третьяков

1

– Андрей, ты коренной омич?

– Если позволишь, я слегка по-другому отвечу Я – коренной сибиряк. Мой прапрапрапрапрапрадедушка (в девятом колене) Прокопей Михайлов Третьяков, родившийся (ориентировочно) в 1722 году, по указу Тарской воеводской канцелярии от 15 сентября 1764 года был приписан с семейством к деревне Таскатлинской Ложниковского погоста Тарского округа. Он был разночинцем, сыном стрельца или казака; таким служилым людям было разрешено переходить в сословие крестьян, что он и сделал.

Деревня Таскатлы (сегодня это село, Колосовский район) входила в состав Нижне-Колосовской волости Тарского округа. По моим данным, эта деревня упоминается в метрических книгах уже в 1770 году. А в 1787 году в ней было 16 дворов. Прокопей Михайлов Третьяков скончался в 1799-м, его жена Анна Осипова Третьякова мужа пережила и отдала Богу душу в 81 год. У них было не менее девяти детей.

– Ситуация «от чистого истока» – понятна. А если чуть поближе к твоим омским корням?

– Мой прапрадедушка Дмитрий Андреев Третьяков родился в 1845 году в деревне Таскатлы, но затем был переведён (видимо, по его желанию) в деревню Русинову Карасукской волости (сегодня это Большереченский район), где жила семья его невесты Матроны (Матрёны) Лукиной Перменевой. Матрона родила мужу четырёх сыновей; скончалась в 26 лет от осложнений после последних родов. Дмитрий Андреев  через месяц (что было естественно и, если хотите, нравственно – дети, хозяйство) женился во второй раз, на вдове Евгении Петровой Емельяновой. А вскоре его «забривают» в солдаты, и он оказывается с семьёй в Омске. Подозреваю, что у него была тяга к учению, поэтому неграмотный крестьянин дослужился по писаря конторы Омского военного госпиталя и в отставку вышел унтер-офицером. Дожил он до 1908 года.

Что примечательно: некоторых своих детей мой прапрадедушка крестил в Госпитальной церкви, где ранее бывал ссыльный каторжник Фёдор Михайлович Достоевский. А ещё во время службы Дмитрия Андреева там же, в госпитале, обитал солдат Михаил Дионисьев Студеникин. Знали ли они друг друга – то неведомо. Но эти два рода вскоре пересекутся.

В середине XIX века крестьяне Воронежской губернии по своей воле переселились в Тобольскую губернию и осели в районе деревни Воровской, рядом с Иртышом. Название населённого пункта явно слух не ласкало, и на общем сходе 18 февраля 1853 года было решено переименовать поселение в Любино. Позже возникла легенда, что назвали деревню в честь рано умершей молодой жены губернатора Гасфорта Любочки. Но на то они и легенды, чтобы будоражить наше воображение и оставлять многоточие там, где давно уже стоит точка. Вскоре воронежцы (а их называли «москалями») построили Софийскую церковь, а прибывшие сюда крестьяне из Малороссии (хохлы) – Митрофановскую. Уникальный случай – в селе было две церкви!.. Студеникины и были одними из воронежцев.

Прадедушка Студеникин Георгий Ильин (справа) с товарищем Виктором Барановым

2

Мой прадедушка по линии отца, Георгий Ильин Студеникин, уже перебравшись в Омск, во всех документах писал до 1918 года: «Крестьянин села Любина-Москальского». Одна из его дочерей, урождённая Татьяна Георгиева Студеникина – моя бабушка, мама моего отца.

А мой отец, омич, окончил в Ленинграде военное училище и выбрал (по предложению комиссии) Украину – там тепло и много фруктов (голодное военное детство). Попал под хрущёвское сокращение Вооружённых сил. Семья вернулась на родину, в город Омск…

14 марта 1954 года. Перед отъездом на Украину. Папа Георгий Михайлович (внизу в центре) с мамой Ириной Митрофановной (слева) и родственниками

– Андрей, я говорю тебе «Браво!» Я представляю (по себе знаю) – что это значит «сидеть в архивах»… Скажи, а знание своей родословной (да ещё начиная с 18-го века) помогает жить сегодня?

–  Да. Чтобы не «распалась связь времён». Тем более, в наше время – время клипового мышления, потребительского сознания, неимоверной гордыни, перевёртышей-прагматиков. Всё – на продажу. «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Жизнь превратилась в шоу. Фейк-шоу. И самое главное в ней – кешбэк…

А я – не супер, не «крутой». Я звено в цепи. Не я эту цепь создал и не я её закончу. Я молекула в спирали ДНК, спирали духовной эволюции моего рода по отцовской и материнской линиям. Когда я бываю, например, в Крестовоздвиженской церкви на Тарской, то знаю: здесь совершались их таинства крещения, бракосочетания, отпевания. Здесь они причащались и каялись в грехах своих. Потому что были прихожанами этой церкви. Я даже ощущаю их присутствие. Какая-то тонкая, еле уловимая, необъяснимая связь.

Как православный христианин, я молюсь за каждого из них. Я молюсь и за моего родного, и за двоюродного дедушку, пропавших без вести на войне. А кто ещё за них за всех помолится? Кто ещё их помнит? Мне выпала эта радость, выпал этот долг. И я уверен, что это одна из задач, с которой моя душа пришла в земную жизнь. И они слышат мои молитвы и помогают мне тоже, как могут. То же и с предками по линии мамы. Вот так и живём...

2022. С внучатами (слева направо: Василиса, Тимофей, Дарья)

– Мне нравится «горьковское» название-понятие: «Мои университеты». Перечисли главные «университеты» Андрея Третьякова.

– Места́ работы – это ведь тоже «университеты». Вот с них и начну. Итак, работал: на мебельной фабрике, в НИКТИ, на стройке, почтальоном, в постановочной части ТЮЗа. Мало того, – окончил, представь, курсы трактористов-комбайнеров (кстати, до сих пор помню, что такое «мотовило»). И ещё кулинарное училище окончил (профессия – повар).

3

Ну а что касается «высших образований»… Шесть раз сдавал экзамены в высшие учебные заведения РСФСР, включая МГУ, философский факультет (почти поступил, уже руки жали, но неожиданно в том году был увеличен проходной балл для стажёров). Учился в ветеринарном институте (2 года), Уральском государственном университете (факультет журналистики, 2 года), Омском университете им. Достоевского (6 лет, заочно, на историческом факультете).

1976 год. Почтальон Андрей Третьяков

– А теперь – про журналистские «университеты».

– Ремесло журналиста осваивал с нуля, в многотиражке. Затем – коммерческое издание «Любинский проспект». В начале 1990-х был исполнительным директором справочника «Омск научный». Удалось организовать первую в Омске офсетную телегазету «ТВ плюс». Затем – газеты «Времена года», «День за днём» и единственная в городе независимая молодёжная газета «Тибетский Ёж». Пришлось и «на государство» поработать – в газете «Омская медицина».

 

– И при этом, как я могу предположить, в твоей душе не смолкала рок-музыка?

– Точнее – музыка. В моей душевной иерархии увлечений-потребностей она занимает ведущее место. На втором – книга.

4

Когда мне было лет 5-6, на меня оказал сильнейшее впечатление романс «Гори, гори моя звезда». Позже – знаменитая «У моря, у синего моря» в оригинальном исполнении (песня «Love Vacation» японского дуэта сестёр-близнецов «The Peanuts»). Ну а в подростковом возрасте – романс «Выхожу один я на дорогу». У нас дома были пластинки Робертино Лоретти, советской эстрады, довоенные «хиты». Сначала всё это я слушал на патефоне. А дальше…

Отец купил в комиссионке на Казачке́ (Казачий рынок тогда именовался именно так) прекрасный немецкий трофейный перламутровый аккордеон фирмы «Weltmeister». Сам научился играть, освоил нотную грамоту, стал приобщать меня. Результат: 4 года музыкальной студии при школе, по классу аккордеон. Ну а к 10-му классу я с головой погрузился в западную рок-музыку, стал «битломаном». При этом слушал и «демократов» – поляков, и венгров, и наши коллективы.

Когда освоил ремесло журналиста, то почти удалось подготовить к печати первую в городе рок-газету «Strawberry Fields», приложение к еженедельнику «Ореол». Она была, к сожалению, напечатана с браком, поэтому в тираж не прошла. Позже – страничка «Rock & Pop Revue» в газете «Ореол». 1994 год – моя первая книжка «Rolling Stones. Мы будем играть, пока не упадём» с иллюстрациями Анатолия Ширяева. Ещё музыкальная страничка «Флип» в еженедельнике «Коммерческие вести».

В 2004 году выпустил «Энциклопедию омской рок-сцены». В 2010-х около трёх лет еженедельно публиковал музыкальные статьи в газете «Новое обозрение», где редактором был Владимир Кем.

– Блистательная подвижническая работа! И, похоже, мы вернулись к тому самому «информационному поводу», о котором я упомянул в начале. Итак, твоя первая книжка «Rolling Stones...» – с иллюстрациями Анатолия Ширяева. Кем для тебя был Толя? И как возник замысел книги «Записные книжки Анатолия Ширяева», недавно изданной тобой?

– Насчёт подвижничества – это, извини, чересчур. Не в ту степь. А что касается Толи Ширяева… Время от времени мы пересекались ещё в 1970-е – на благодатной почве рок-музыки. Позже я бывал у него дома, в Чкаловском посёлке, в двухкомнатной панельной хрущёвке. Его квартира была похожа на «мансарду» художника, где в кладовке, от пола до потолка, на самодельных полках размешалась грандиозная (!) коллекция «фирменных» зарубежных пластинок. Самая большая в городе! Заходишь в кладовку – и дар речи теряешь от увиденного!

В 1990-е эта виниловая коллекция переместилась в его мастерскую в Нефтяниках, рядом с гуманитарным корпусом университета. Я там тоже бывал и даже брал у Толи интервью для газеты «Любинский проспект». И вскоре, благодаря Александру Лейферу, стала готовиться к печати та самая книжка о Rolling Stones. Я и предложил тогда Лейферу в качестве художника-оформителя Толю Ширяева. Лучшую кандидатуру вряд ли можно было найти.

А когда Толя скончался, у меня практически сразу возникла мысль: надо сохранить о нём память, надо что-то написать, надо что-то сделать. Ширяев – это ведь «апокриф», исключение из правил, тот самый rolling stone (перекати-поле). Как-то Володя Кем сказал полушутя, полусерьезно: «Толя Ширяев спустился за хлебом в магазин, в тапочках, с авоськой – и исчез на несколько лет…». А я ответил: «И вот он вернулся!..»

– Однажды ты сказал, что прошёл путь «от богоборчества до воцерковления». Если можно, – чуть подробней: как атеист Третьяков стал верующим?

– И сразу Юрий Левитанский вспомнился: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя…»

Я родился в СССР, в государстве воинствующего атеизма (по крайней мере, в России). А вопросы – кто я? что я? зачем я? – возникали сами по себе. Ещё в школе – «огонёк коммунизма», который, однако, быстро потух. После школы – увлечение философией, «левым» западным движением, чтение Маркса, Энгельса. И Окуджава: «Я всё равно паду на той, на той единственной Гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной»... И где-то что-то не так пошло... Когда же? Сколько можно ждать? Где это светлое будущее? Что-то оно совсем не похоже на наше настоящее!...

И так хорошо лёг на душу Высоцкий! Бунт! «Рвусь из сил, из всех сухожилий!..» Где он, Бог? Почему всё это допускает? Русскому человеку свойственно разорвать рубаху на груди и предать анафеме всё святое. А потом начинает приходить жуткий ужас смерти. Жил, жил, что-то делал и умер. Канул в Ничто. Бесконечное Ничто. И как бы тебя и не было. И вся эта «объективная реальность» для тебя существует – пока ты жив…

Но однажды Ангел-Хранитель достучался до меня, до моей души, и привёл меня в Храм Божий. В ту самую Крестовоздвиженскую церковь… Не сразу, но всё стало – постепенно, понемногу – располагаться «по своим местам». Началась сложная, подобно синусоиде, ежедневная духовная работа…

– Андрей, я абсолютно уверен, что завтра ты снова пойдёшь «сидеть в архивах». Какие «архивные папки» будут завтра лежать перед тобой? Они будут связаны с тем, что имеет прямое отношение к городу Омску?

– И завтра, и послезавтра. Мне ещё нужно лет 5-7 (как минимум) для работы в архиве, для сбора нужной информации. Сначала я решил (хотя бы для себя) восстановить историю Комсомольского городка, где прожил 10 лет. Можно сказать, что материал собран, с фотографиями и большим списком жителей. Затем Автошинный посёлок, о котором уже скоро все забудут. Моя родная школа №39 (с 1939 по 1972 годы)… В идеале – 30-летняя летопись Октябрьского (Молотовского) района с его рабочими посёлками, где должна быть зафиксирована каждая кочка, каждый бугорочек, каждый проулочек. Этакая справочная энциклопедия. Пример возникновения, становления и развития молодого района.

Но сначала мне нужно «отдать долг» – подготовить книжку о гениальном омском музыканте Александре Холзинёве.

– И да пусть тебе во всех твоих делах сопутствуют энергетика и оптимизм! Спасибо, Андрей!

Автор:Сергей Денисенко

Фото:Из личного архива Андрея Третьякова

Теги:Интервью с настоящимиАндрей Третьяковлюдиглобус Омска


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

878104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3220114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4143210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6069106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1030712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх