ТЮЗ, Вампилов и «пять пудов любви»

22 и 23 сентября на сцене Дома актёра с аншлагом прошёл премьерный показ спектакля «Ревность, любовь и всякие глупости» по мотивам рассказов Александра Вампилова.

6738126 сентября 2022
ТЮЗ, Вампилов и «пять пудов любви»

Ему никогда не будет восемьдесят пять. Ему даже тридцати пяти не было. Он погиб 17 августа 1972 года. За два дня до своего дня рождения… Не доплыв, не дожив, не дописав, Александр Вампилов так и остался для нас загадкой.

Как из затерянного в Иркутской тайге посёлка со смешным названием Кутулик появился большой художник и философ, с невероятной точностью отразивший мир 1960-х, и чудаков, без которых «не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша»?

Как он сделал героями людей абсолютно не героических, жизнь которых переполняют шекспировские страсти?

Как просто и буднично сумел рассказать драму обыкновенного человека, которой нет разрешения?

Драма безысходнее трагедии, сказал поэт. Занавес упал, а катарсиса не случилось. А ты, зритель, иди и думай, шагнёт ли человек в окно, женится или проспится и пойдёт на работу в бюро технической информации…

22 и 23 сентября на сцене Дома актёра с аншлагом прошёл премьерный показ спектакля «Ревность, любовь и всякие глупости» по мотивам рассказов Александра Вампилова.

Главный режиссёр Омского ТЮЗа Анастасия Старцева, главный балетмейстер театра, заслуженный артист РСФСР Виктор Тзапташвили, художник-постановщик Лилия Жамалетдинова, художник по свету Павел Бабин сочинили историю, в которой «пять пудов любви».

Где герои не могут жить друг без друга: то куда-то рвутся, то отчего-то бегут.

Где на самом краю трагедии разыгрывают анекдот, а комедия перетекает в трагедию, граничащую с отчаянием.

Где любовная лодка разбивается, но кто пробил днище, так до конца и не ясно.

Где ситуация из жизни обыденной доводится до пика и…резко спускается на тормозах. Будто кто-то невидимый сверху говорит: «Отложим, дружок, может быть, всё ещё обойдётся…» И главный герой вернётся к своей Вере, Маше, Кате, Наташе…

Спектакль Омского ТЮЗа — дань памяти драматургу, которому нынче исполнилось бы 85 лет…

Анастасия Старцева: «Наш проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках реализации национального проекта «Культура». Когда «Российский фонд культуры» объявил конкурс на спектакль по современной драматургии или современной инсценировке по творчеству отечественного писателя, я поняла, что для нас это шанс найти дополнительные средства, чтобы пригласить художников из других регионов. Павел Бабин, художник по свету из «Школы современной пьесы» великолепно почувствовал и высветил все значимые моменты постановки. Главный художник Ханты-Мансийского театра кукол Лиля Жамалетдинова, человек позитивный, тонко чувствующий настроение рассказов Вампилова, привнесла сценографическую идею этого парка, где есть одиночество, следы любви от его обитателей на лавках.

О работе с актерами можно сказать так: медовый месяц, в любви, в азарте, непрекращающаяся фантазия, этюды, ассоциации. Рассказы Вампилова не оставили равнодушным никого: они вызывают добрую улыбку, и Вампилов там — молодой, влюблённый, бесшабашный. Но Вампилов – это смех и слёзы одновременно, наверно, потому возникло желание привнести цитаты из «Утиной охоты». Должны быть «качели»: смешно — грустно, легко — тяжело, сладко — больно. Должны быть перепады, надрыв, такие же, как судьба автора, сгоревшего как спичка.

Сначала в спектакле было два акта, но по ходу репетиций один сократили. Потому что вовремя поняли: спектакль тоже должен сгореть как спичка, а вместе с ним и зритель. Лучше недодать, чем передать».

Искусство – это стрельба по живым мишеням, заметил как-то журналист Андрей Максимов. Ты - зритель, в тебя стреляют спектаклем. Мы удивительные мишени: жаждем, чтобы нас задело, а ещё лучше – убило. Сразило наповал. Когда наблюдаешь за молодыми актёрами, которые кричат, бегают, страстно танцуют, ловишь себя на мысли, а не многовато ли страстей? С другой стороны, когда на сцене всё дистиллировано и бесстрастно, разве это может трогать? Актёры должны стимулировать зрителя. Он живой. Он дышит. Он откликается. Он смеётся вместе с героями спектакля. И мысленно кричит. И так же задыхается, как главный герой, не нашедший нужных слов в самый важный момент…

Самый живой отклик у зрительного зала вызвал персонаж «Старая балерина», которая принесла в жертву профессии любовь, счастье, детей, но которая и «у бездны мрачной на краю» верит в своё высшее предназначение и не отходит от балетного станка.

Анастасия Старцева: «Балерину сыграл Владимир Иванович Крутов. У него очень интересная актерская судьба. Последние годы режиссеры редко брали его в постановки, при нашей первой встрече он изъявил огромное желание быть занятым. Встреча режиссёра и актёра — это биохимия, вдруг что-то щёлкает, и ты понимаешь: мой человек. Это артист, который меня вдохновляет. Мы поработали совместно с ним над спектаклем «Щелкунчик», а здесь захотелось пойти в другом направлении. Так появился образ старой балерины. У Вампилова его нет, но по духу это, на наш взгляд, абсолютно вампиловский персонаж. Владимир Иванович работал с азартом. Он проделал титаническую работу. Его Старая балерина - это не герой конкретного рассказа, а ассоциация, возникшая по прочтении драматурга. Балерина в какой-то мере и Зилов из «Утиной охоты». Без него никуда. Зилов — основа основ, альфа и омега, наше всё, лишний русский человек, национальный тип».

Двигатели этого спектакля - азарт, бешеная энергия, вдохновение, влюблённость в вампиловское творчество – «упоительное и таинственное» и свет, излучаемый каждым героем. Потому что каждого своего персонажа Вампилов пропустил через собственное сердце.

Анастасия Старцева: «Ревность, любовь и всякие глупости» - это совместное творчество. Над постановкой трудились артисты, художники, хореограф, осветители. Себя отношу к командным игрокам, люблю, когда спектакль сочиняют все вплоть до монтировщика сцены, и здесь это случилось. У нас не было равнодушных. Это здорово. Это и есть творчество, когда все болеют за общее дело.

Когда заходишь за кулисы и видишь, как рабочие сцены обнимаются с заслуженным артистом, это дорогого стоит. Они вместе создали спектакль и причастны к тому, что затронуло человеческие души».

Один из самых сильных моментов спектакля, безусловно, финал, где на героев с неба сыплются разноцветные утки, а они стараются перекричать друг друга и музыку, бьющую наотмашь из динамиков.

Анастасия Старцева: «Финал родился в самый последний момент. Мы никак не могли вернуться к Зилову, и буквально за два дня до премьеры, перечитывая «Утиную охоту», послышались фразы главных героев. Слова в общем-то простые, но такие болезненные: «Я не опоздал? Опоздал!» «Ты меня больше не любишь!» «Я не хочу тебя видеть!» Но в них столько боли и правды».

…При жизни Александр Вампилов не увидел на сцене ни одной своей пьесы. Зато после смерти… В России всегда так. Нужно всего лишь умереть, чтобы тебя оценили. И желательно умереть молодым…

Сын и внук расстрелянных врагов народа никогда не питал иллюзий насчёт советской цензуры, но, господи, как же ему хотелось, хоть одним глазком…

Вампилова будут ставить всегда, потому что он перерос своё время.

Потому что у него, как у Чехова: сначала смешно, а потом невыносимо грустно.

Потому что у него жизнь, как она есть: с похмельем, скандалами, комарами, ревностью и глупостью. И герои — потерянные, мятущиеся, сами не знающие, чего хотят. Прямо, как мы с вами… Но при всех их тараканах в голове люди они — светлые. Им отчего-то веришь. Веришь из последних сил. Что и они найдут дорогу к счастью. Пусть не в этой жизни. Но где-то же она существует…

 

16+

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Фото из группы ВК Омского ТЮЗа

Теги:ТЮЗпремьератеатр

Комментарии



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3232114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4186210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6085106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1031912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх