«Привыкай, Сынок, к пустыне как к судьбе»

Мертвый полковник, жареная цибулька, украинский рэп и жестяной Бродский: премьера спектакля «Саша, вынеси мусор!» в «ТОП-театре».

3627109 мая 2017
«Привыкай, Сынок, к пустыне как к судьбе»

Спектакля «Саша, вынеси мусор» ждала с тех пор, как впервые услышала о готовящейся премьере по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит. О будущей постановке говорила и режиссер Светлана Баженова, и художественный руководитель театра Игорь Григурко, и исполнитель роли Саши Владимир Кин.

Григурко в интервью признался, что давно хотел, чтобы в репертуаре театра появился спектакль о войнах XX века. Афган, Чечня, Грузия – причем весь их ужас хотелось показать через женские глаза и души, через их письма и чувства. И тут – вот вам, пожалуйста: пьеса «Саша, вынеси мусор», «стопроцентное попадание».

1

«Всю дорогу смешно, а в конце за сердце щиплет», - так говорила о пьесе Светлана Баженова.

Сама пьеса – короткая, читается за десять минут, три героя, три действия, три больших диалога и авторские ремарки. Кто это трио? Катя, ее взрослая дочь Оксана и катин муж Саша, офицер украинской армии, умерший от сердечной недостаточности в мирное время. А тут – пришло время новое, принесло войну… Саша, как и другие его мертвые товарищи (кто сгорел от болезни, кто банально – от алкоголя) рвется с того света обратно – служить и защищать. Но на это требуется согласие живых родных – а те, несмотря на всю боль утраты, согласия дать не могут: второй раз Сашу хоронить не собираются.

Слезы здесь прячут за повседневными делами, а иногда за откровенной бравадой. Рука об руку с войной шествует обычная жизнь – с жареной на сале картошкой и цибулей, вкусной селедочкой и младенческими коликами.  Черный юмор, вписанный в картинки ежедневного быта, лишь подчеркивает главную цель – справиться с горем, жить дальше, чтить память ушедших, давать новую жизнь. Все узнаваемо, и потому трогательно. Очень правдивый женский взгляд на события нашей «новейшей истории», на войну. Взгляд на нее киевлянки Натальи Ворожбит, которая похоронила отчима – и написала пьесу о Саше. Взгляд Светланы Баженовой, которая признается: «генетически внутри заложен душащий страх… Вот я, Света Баженова, живу, мне 26 лет – и мне все равно, хоть что, только не война».

Что ждет зрителя «ТОП-театра»? Та же искренность и честность, но воплощенная в сценических образах. Зашкаливающая эмоциональность Марины Салиной в роли Оксаны. Сдержанная откровенность Полины Кремлевой, исполнившей роль Кати (на предпоказе зрители увидели именно этих актрис, дублирующий актерский состав - Дарья Березовская и Ольга Фоменко). Владимир Кин в роли Саши – человек-воспоминание, призрак в форме, сумевший быть невидимым и видным одновременно. Режиссерское «ноу-хау» - фрик-бэнд «Дама Адама», чье не самое профессиональное музыкальное исполнение идеально вписалось в общий контекст спектакля. Скорее всего, если бы девочки в совершенстве владели аккордеоном, флейтой, бас-гитарой и прочими инструментами – было бы не то. А так – два месяца уроков музыки, и в итоге – та самая степень музыкального дилетантизма, которая превращается в изюминку, и не нарочито, а очень естественно подчеркивает картинку быта – такую же живую, искреннюю, естественную. Это не эстрадная площадка с «юпитерами» и колонками – это эмоциональное, от сердца, но не робкое, а очень искреннее, рваное и одновременно рвущее душу исполнение. Ведь в жизни не всегда выходит «как по нотам»… Талантливы все «рок-бандерши», но невозможно не отметить Марию Кобелеву – ее «украиньска мова» и полная самоотдача поставили «фоновую» музыкальную группу в один ряд с  остальными главными героями.

Яркие женские образы, нетривиальные декорации, действительно интересные режиссерские находки, каждая из которых дополняет и подчеркивает основную мысль спектакля. Сложный финал – и даже, пожалуй, два финала. Первый – тот, что прописан у Ворожбит: с командами «Смирно!» и «Огонь!», звучащими с того света, и заглушающим их надрывным женским криком. Бытовое и привычное «Саша, вынеси мусор!» наталкивается на понимание того, что Саши уже год как нет, и перерастает в зов, почти вой Кати, долгий и безнадежный, от которого сжимается нутро.

Второй и окончательный финал – режиссерский. Выстучанная на жестяных бочках женскими руками «Колыбельная» Бродского – «Привыкай, Сынок, к пустыне как к судьбе». Ее не поют – ее плачут, со злостью на несправедливое устройство мира, с ненавистью к войне, с болью прошлых и неминуемых в будущем потерь, которые невозможно предотвратить, с которыми невозможно смириться.

…Обсуждение спектакля после предпоказа было жарким и долгим. Говорили много – и самое разное, делились мыслями, эмоциями, слезами. Сравнивали Ворожбит с Гоголем и Ремарком, спорили, можно ли присягать Родине с табуретки, можно ли петь частушки на кладбище, можно ли вообще подобным образом говорить о войне. Светлана Баженова поделилась историей: была на первой российской читке «Саши» в Петербурге, запомнила слова режиссера – «пьеса настолько честная, что, вероятно, не будет пользоваться большим спросом ни на российской, ни на украинской сцене» (а на самом деле идет – и много где). Станислав Дубков, директор театра «Арлекин», ответил на одну из реплик в зале – «да и прекрасно, что у вас не было цели – поднять армейский дух» - и подвел своего рода профессиональную черту под обсуждением: «Поздравляю театр, который говорит со своим зрителем умным, доступным, понятным и таким разным языком».

Пусть это штамп, но спектакль действительно не оставил равнодушных. Многие женщины плакали и во время спектакля, и во время обсуждения. Одна призналась: сына провожает в армию, другая, сама при погонах, пусть и полицейских, поделилась историями друзей, которым повезло вернуться из Чечни. «Привыкай, Сынок, к пустыне» - для них не просто слова, а проза жизни. Та, к которой никак не привыкнешь.

Смотреть «Саша, вынеси мусор!» рекомендую тем, кто неравнодушен – здесь ставлю точку. Неравнодушен к тому, что происходит сегодня в мире, а также к достойной молодой актерской игре, современным режиссерским приемам, хорошему темпоритму и живому театру.

Тем, кто любит Бродского - его «Колыбельная» полностью.

Родила Тебя в пустыне
Я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя.

В ней искать Тебя напрасно.
В ней зимой
стужи больше, чем пространства
в ней самой.

У одних – игрушки, мячик,
дом высок.
У Тебя для игр ребячьих –
весь песок.

Привыкай, Сынок, к пустыне
как к судьбе.
Где б Ты ни был, жить отныне
в ней Тебе.

Я Тебя кормила грудью.
А она
приучила взгляд к безлюдью,
им полна.

Той звезде, на расстояньи
страшном, в ней
Твоего чела сиянье,
знать, видней.

Привыкай, Сынок, к пустыне.
Под ногой,
окромя нее, твердыни
нет другой.

В ней судьба открыта взору
за версту.
В ней легко узнаешь Гору
по Кресту.

Не людские, знать, в ней тропы!
Велика
и безлюдна она, чтобы
шли века.

Привыкай, Сынок, к пустыне,
как щепоть
к ветру, чувствуя, что Ты не
только плоть.

Привыкай жить с этой тайной:
чувства те
пригодятся, знать, в бескрайней
пустоте.

Не хужей она, чем эта:
лишь длинней,
и любовь к Тебе – примета
места в ней.

Привыкай к пустыне, милый,
и к звезде,
льющей свет с такою силой
в ней везде,

точно лампу жжет, о Сыне
в поздний час
вспомнив, Тот, Кто Сам в пустыне
дольше нас.

 

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ангелина Яковлева

Теги:театрТОП-театрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

12721 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

899104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3262114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4262210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6119106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх