Человек-легенда по имени Владимир Бусоргин
18-го мая 2023-го – 90-летие со дня его рождения… Этот материал я посвящаю «Легенде Омского телевидения», члену Союза кинематографистов РФ, заслуженному работнику культуры России Владимиру Ивановичу Бусоргину /1933 - 2005/…
16024617 мая 2023
Он всегда считал себя коренным омичом, хотя и родился в Новосибирске (семья Бусоргиных переехала в Омск, когда малышу Вове было всего полгодика).
Он окончил в своё время истфак Омского педагогического института, пару лет проработал учителем в школе, затем – высшие сценарно-режиссёрские курсы при «Мосфильме» (теоретический курс проходил вместе с Микаэляном и Данелией), и далее – самое главное, начиная с 1956 года (в принципе, с истоков Омского телевидения).
Завидная и прекрасная судьба – сразу и навсегда найти своё призвание. И ещё – стать, по сути, для города Омска человеком-символом. Стать человеком-легендой (кстати, в 2005-м ГТРК «Иртыш», в год своего 50-летия, официально присвоила Владимиру Ивановичу этот титул – «Легенда Омского телевидения», тем самым словно «смягчив» бездарный и жестокий удар, нанесённый Бусоргину и многим его талантливым коллегам в конце минувшего века: их буквально выбросили за борт из ТВ, в период очередной «реорганизации» на студии, когда было, по сути, уничтожено ХУДОЖЕСТВЕННОЕ вещание). Миссия у него была высочайшая: почти полвека быть другом-посредником между нами, зрителями, и кинематографом. Сколько поколений телезрителей прошло «школу Бусоргина» через «Кинопанораму», «Голубой экран», «Экран в лицах», «Вечер с кинолентами», «Сеанс по понедельникам», «Воскресный сеанс», «Документальный экран»!..
…Замечательно сказала о Владимире Ивановиче омская журналистка и театральный критик Людмила Першина в одном из своих эссе (название рубрики было пронзительно точным: «Незаменимые»; и слова Людмилы тоже были – незаменимы): «Он был настоящим романтиком искусства кинематографа, тем самым человеком с бульвара Капуцинов, который нёс с собой свет, тепло, сердечность, доброту… В своих передачах он делился со зрителями не только своими глубокими знаниями и тонкими наблюдениями. Стилем своего поведения в кадре, манерой общаться с собеседником он преподавал всем нам уроки истинной интеллигентности, хорошего вкуса, доброжелательности, душевного богатства. Когда его программа ушла из эфира, остался ощутимый дефицит всех этих качеств. И на экране, и в жизни».
…Мне его не хватает. Не хватает его иронии, его глаз мудрых и порой лукавых, не хватает его возмущённого возгласа «Грабёж!» (это когда я иногда жаловался Бусоргину на размер гонораров за свои публикации). Не хватает прекраснейшего ощущения, что он – рядом, и в любой момент можно ему позвонить, встретиться можно…
…Ах, сколько наших бесед, дорогой Владимир Иванович, «зафиксированы» в разных изданиях! Хранятся даже видеокассеты с разговорами нашими. И даже, наверное, есть в архивах и фильмы «импортные», которые мне, благодаря Вам, озвучивать доводилось... Я вот сейчас все-все свои блокноты достану, все вырезки газетные да журнальные – и мы как будто снова поговорим, да?..
В начале 1990-х, когда 60-летие у Бусоргина было, – измучили его бесконечные интервьюеры. И когда я в гости к нему заглянул в редакцию киновидеопрограмм и сказал, что вот, мол, тоже грешен – «Вечёрка» попросила «юбилейное интервью» сделать, Владимир Иванович тяжко вздохнул:
– Ну ты же знаешь, Серёжа, что не люблю я всего этого – статьи, фотографии… Ну ладно, раз уж пришёл… Кофе будем пить? Вот и прекрасно. Будем пить кофе и про нашу несчастную телестудию разговаривать…
– А почему несчастную-то?
– Да студия наша, мне кажется, изначально несчастна. Ей всегда не хватало настоящих лидеров. Замечательно начинал когда-то Владимир Евгеньевич Колущинский, но он стал неудобен для тех, кто в своё время подобострастно гнул шею перед его отцом. И сейчас лидера нет, особенно после так называемой «структурной реорганизации» на телевидении (напомню: это – из диалога с Бусоргиным в 1993-м году. – С.Д.).
– Интересно: а часто ли политика вмешивается в Вашу судьбу? И не только на уровне того, что после «реорганизации» Вы стали вдруг по должности не «редактором», а «комментатором».
– Не скажу, чтобы уж очень часто политика вмешивалась. Но если уж вмешивалась, то – своеобразно. 1956-й год мне, например, частенько аукался. Представь: по радио вдруг передают информацию о докладе Хрущёва, о культе личности, а у нас по телевидению в этот же день – музыкальный фильм «Сказание о земле сибирской». Сижу перед экраном, смотрю фильм, и вот звучит «Кантата о Сибири». А в кантате этой – апофеозом! – целый куплет, посвящённый Сталину. Хорошо помню, что по спине потёк холодный пот. На следующий день на студии – гробовая тишина. От меня все шарахаются. Зовут к директору. Вхожу. Мне, прямо с порога, трагическим шёпотом: «Как ты мог!? Как ты мог поставить в программу этот фильм!?» (Я уже потом узнал – им из обкома позвонили). Отвечаю спокойно: «А я что – царь и бог? И вообще! Гитлера в кино показываем, а бывшего вождя, выходит, уже нельзя?..». В общем, защитили меня. Как и в 1964-м, когда Хрущёва сняли. Сняли его – а у меня фильм какой-то идёт как раз, про северный флот. И там в одном из эпизодов – сам Никита Сергеевич. Ну, тут уже в обкоме посчитали, что я – «подрывной элемент». Но руководство снова меня отстояло. С очередным выговором… А ещё один раз «тучи сгустились» в 1980-м, когда я сделал небольшой сюжет памяти Владимира Высоцкого. И Сталина мне вспомнили, и Хрущёва… Но – удержался опять: «строгим выговором» отделался…
– …А самые счастливые мгновения Вашей творческой судьбы?
– О, их было, к счастью, великое множество: сотни встреч, бесед с выдающимися, талантливейшими людьми: Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Довженко Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик, Надежда Румянцева, Владимир Ивашов, Евгений Матвеев, Алексей Петренко, Руфина Нифонтова, Михаил Волков, Армен Джигарханян, Ирина Купченко… В общем, «энциклопедия» кинозвёзд.
– А как Вы думаете, Владимир Иванович, возродятся ли в Доме актёра Ваши знаменитые кинолектории?
– Не знаю, Серёжа… Но, кстати, не с Дома актёра всё начиналось, а с кинотеатра «Спутник»: в 1967-м году там организовался городской Киноклуб, и дирекция кинотеатра пригласила меня быть ведущим. И вскоре Киноклуб стал столь популярным в городе, что попасть на его сеансы становилось всё труднее и труднее. Начинал работу Киноклуб обычно в семь-восемь вечера, а заканчивалось всё – уже за полночь. Особенно горевали об этом актёры омских театров, так как в это время они были заняты на спектаклях. А своего Дома, своего зала у них тогда ещё не было, Дом актёра был тогда только в проектах. И дирекция «Спутника» решила проводить занятия киноклуба специально для актёров. Они начинались, представь, около полуночи.
– А что показывали?
– За время работы на Омской студии телевидения мне удалось собрать неплохую коллекцию фильмов, где были и отечественная киноклассика, и лучшие фильмы итальянского неореализма, и прекрасные французские ленты 50-х годов, и американские, мексиканские, польские фильмы 30-40-50-х. Шутя эту коллекцию называли «Бýсиной». Я помню, с каким воодушевлением смотрели и спорили об этих лентах корифеи нашего драмтеатра Теплов, Каширин, Аросева, молодые тогда Ожигова, Чиндяйкин, Влад Дворжецкий!.. Ну а когда был выстроен Дом актёра, я был приглашён туда вести уже специальный дневной «Кинолекторий для творческих работников». «Кинолекторий» просуществовал около 10 лет. И это время осталось в памяти самым добрым воспоминанием...
– Наверное, невозможно подсчитать, сколько времени Вы провели в кадре за десятилетия работы на телевидении, ведь один только «Голубой экран» выходил, насколько я знаю, 250 раз. А представьте, Владимир Иванович, что Вы – зритель и смотрите передачу, которую ведёт Бусоргин…
– Это ужасно! Смотреть на себя – это всегда страшно. Совершенно чёткое ощущение, что на экране я вижу другого человека. Я даже говорю при этом про самого себя в третьем лице: «Чего это он так нос задрал?» И, конечно же, всегда хочется всё сделать по-другому.
– А если вдруг казус какой в эфире?
– С этим, как говорится, проблем нет. В том смысле, что о казусах на ТВ можно монографии выпускать. Самый забавный был со мной в «живом эфире». Ведём мы с режиссёром Юрием Семёновичем Шушковским «Кинопанораму».
А я – как на иголках: он мне перед началом передачи шепнул: «Жди! Я тебе задам весьма каверзный вопрос». Ждал я, ждал – и под конец передачи расслабился. И вдруг Юра говорит: «Кстати, объясните телезрителям, почему наша передача не выходила в эфир в прошлом месяце?». Ну, вроде бы нормальный вопрос: в студии у нас в прошлом месяце был ремонт, заливали полы специальным раствором. И тут я ляпнул в ответ: «Мы не выходили в эфир из-за полового вопроса». Ляпнул – и онемел. А Шушковский – этак серьёзно и вдумчиво: «А конкретней?..». В общем, на следующий день дежурный критик сказал на планёрке, что мы резвились в кадре и философствовали о половых вопросах…
– И всё-таки: о планах на телевидении – ни слова?
– Я главное знаю: нельзя останавливаться, надо всегда что-то делать, рабочего ритма терять нельзя. Труд должен быть каждодневным, надо всегда быть в форме, тем более, мы ведь на ТВ живём постоянно на неделю-две вперёд. Вот и сегодня приступаем к одной передаче… Но – стоп! Я ведь действительно суеверный, когда говорю о планах…
…Из 1996-го: «Главное ощущение от его передач – домашний уют. И нечто ностальгически «вкусное» на телеэкране «сопровождается» им, легендарным Ведущим, который для нас, телезрителей, давно уже такой же родной, «домашний», как и воспоминания, связанные со старыми, добрыми друзьями...» – так начиналась публикация в журнале «Омская муза» о Бусоргине. И хоть не любил Владимир Иванович «высоких слов», но ведь действительно для нескольких поколений (!) омичей он был «своим, родным», более сорока лет появляясь на экране, – неутомимый и обаятельный подвижник, профессионал, замечательный пропагандист (проповедник!) высокого киноискусства.
В буквальном смысле слова «спасительным» стал для Бусоргина на исходе прошлого века телефонный звонок Александра Веретено (предприниматель был в недоумении, узнав, что его любимый телеведущий остался без работы): «Немедленно приходите, мы и работу Вам найдём, и ещё сделаем так, что Вы будете продолжать заниматься любимым делом».
И Владимир Иванович стал директором Музея корпорации «Оша». И вернулся на экран: специально для него «Оша» организовала-спонсировала на телеканале «Агава» передачу «Воскресный сеанс». Молодая постановочная группа этой передачи рассказывала потом: «Когда он открыл дверь в нашу студию, мы испытали шок: живая легенда!..».
Зато как несуетно и замечательно было встречаться с ним в уютной Музейной комнате «Оши», где вдохновенно, творчески директорствовал Бусоргин!
– Ты знаешь, Серёжа, мой «уход» из ГТРК «Иртыш», где я проработал 42 года, обстоятельства, в которых я тогда оказался, заставили мобилизоваться. И ещё я понял очень простую вещь: нельзя складывать крылья, надо «сгруппироваться» и работать.
– Владимир Иванович, если честно, – что Вас сегодня раздражает на телевидении?
– Клиповое мироощущение; почему-то многие считают, что постоянная мельтешня, дрыганье на экране – и есть чувство времени. Ну а что я абсолютно не приемлю на ТВ, так это уравниловку. Ставшую нормой. Это действительно страшно.
…Удалось уговорить Бусоргина в 2003-м году стать «героем передачи», посидеть «рядком да ладком» перед телекамерами на уютной скамеечке в павильоне «12-го канала» (я был тогда ведущим телепередачи «Объект внимания» ГТРК «Омск»).
К передаче готовился долго (точнее, к вопросам для Владимира Ивановича). И не удержался от «каверзы» небольшой. И начал я так: «А ведь Вы, Владимир Иванович, в принципе, являетесь апологетом вождя мирового пролетариата». В глазах Бусоргина – лёгкое недоумение, на губах – напряжённо-ироническая улыбка. Я тут же продолжаю: «Я имею в виду знаменитый тезис: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Бусоргин широко улыбается: «Естественно! А то ты меня чуть не испугал этим «апологетством»!..».
…И ещё один раз мы встретились перед телекамерой. В последний раз встретились. 2-го июля 2005-го, в передаче «Первого Сибирского культурного канала» «Под занавес недели» (поводом для приглашения стало 50-летие Омского телевидения). Владимир Иванович, хоть и неважно чувствовал себя после тяжёлой болезни, смог приехать. Мудро, достойно, с болью говорил о том, что сегодня волнует его на ТВ… Вечером, посмотрев дома передачу, я тут же, с горящим от стыда лицом, позвонил Бусоргину. Не знаю уж по каким «цензурным» соображениям, но от нашего десятиминутного диалога руководство «12-го канала» (видимо, приняло на свой счёт все «болевые точки телевидения», озвученные Владимиром Ивановичем) оставило около двух минут некой невнятицы: моё приветствие в адрес Бусоргина и его слова, вообще не связанные с телевидением... Мне и по сей день мучительно стыдно (пусть даже Владимир Иванович и сказал мне тогда по телефону: «Да успокойся, Серёжа. Всё это я знаю, всё это мне знакомо. Меня и не так «резали»…»). А стыд усугубляется ещё и непоправимым: то «урезанное» до неузнаваемости интервью (лучше бы его вообще не было!) оказалось последним в жизни Бусоргина. В августе 2005-го Владимира Ивановича не стало… Строчки Леонида Филатова в висках стучали:
«И некая верховная рука,
В чьей воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выкрадывает нас поодиночке…»
P.S.
Почти все фотографии, которые вы увидели, – из огромнейшего архива Владимира Николаевича Печурина, телеоператора ГТРК «Иртыш», так же как и Бусоргин удостоенного в 2005-м звания «Легенда Омского телевидения» (его не стало в августе 2019-го)… Лет десять назад он принёс-подарил мне эти фотографии… Среди них и вот эта (Печурин на ней – рядом с Бусоргиным):
Ах, как замечательно рассказывал-вспоминал Печурин! О том, как в 1960-м пришёл на телевидение; о том, как познакомился с Бусоргиным, «итогом» чего стало тридцатилетнее творческое содружество (и вообще в киноредакции образовалась творческая группа, «тройка»: режиссёр Людмила Голошубина, оператор Владимир Печурин, автор-редактор Бусоргин; сотни передач, около ста пятидесяти интервью с известнейшими киноактёрами – в «копилке» этого прекрасного «трио»); о высочайшем профессионализме, доброте и любви к профессии Бусоргина; о своих «гастрольных выездах» с ним на московские сьёмки-встречи со «звёздами»!..
И вот мне о чём тогда подумалось: как прекрасно было бы «расшифровать» все сохранившиеся кино- и видеоплёнки этих интервью и сделать на их основе книгу!..
И ещё: была когда-то такая книжная серия «Сибирью связанные судьбы» (как помнится, в Новосибирске издавалась). А может, есть смысл подумать и об издании книжной серии под условным названием «Судьбы, связанные с Омском»? Их очень много – судеб легендарных омичей. И один из них – «Легенда Омского телевидения», член Союза кинематографистов РФ, заслуженный работник культуры России Владимир Иванович Бусоргин…
Самое читаемое
Гороскоп на 13 сентября 2024 года
93912 сентября 2024
Гороскоп на 14 сентября 2024 года
76213 сентября 2024
На «Омсктрансмаше» загорелась крыша одного из цехов
75412 сентября 2024
Выбор редакции
Итоги недели с Ефимом Фрейдиным
1998127 августа 2024
Призванный в небесный оркестр…
988227 августа 2024
— Психолог
— депутат Государственной Думы
—
Яндекс.Директ ВОмске
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой
История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.
700112 сентября 2024
Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».
1653106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»
Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.
783712 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»
Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.
781111 июня 2024
Яндекс.Директ ВОмске
Brunello Cucinelli: искусство элегантности и гуманизма в моде
94408 сентября 2024
Тимур Турлов: казахстанский феномен в мире финансов
123604 сентября 2024
Рефинансирование кредита: что это и когда есть смысл к нему обращаться
150430 августа 2024
Как работает кодирование от алкоголизма
290914 августа 2024
Комментарии