На сцене Спиваков и его Оркестр – и пусть весь мир подождет...
Два вечера подряд Омск наслаждался выступлением Национального филармонического оркестра России под управлением великого Владимира Спивакова.
5002112 мая 2017
Для тех, кому интересны…
...факты
Шестой раз легендарный дирижер проводит в Омске свой фестиваль. Здесь один из лучших симфонических коллективов нашей страны, Национальный филармонический оркестр России, представляет публике молодых звезд академической сцены, отдавая им сольные партии в концертах. За дирижерским пультом, конечно же, великолепный Маэстро. В этом году два вечера подряд звучал Сергей Рахманинов, солировали пианисты-виртуозы Александр Малофеев и Андрей Коробейников.
1Нам довелось побывать на втором вечере фестиваля и слушать Андрея Коробейникова, который исполнил Третий фортепианный концерт Рахманинова. Тридцать лет от роду, выступления более чем в 40 странах мира, множество престижных наград... В 19 лет Коробейников с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, повторив достижение Рахманинова. Его концерты проходили на престижных сценах планеты – от Театра Елисейских полей Парижа и «Сантори-холла» Токио до лондонского «Вигмор-холл» и Большого театра Варшавы, а нынче он оказал честь омичам, выступив в нашем Концертном зале.
…люди
Два вечера подряд Спиваков собирал полный зал. Ниже – пара слов и ряд фотографий для тех читателей, кто зашел по этой ссылке ради светской хроники.
Пришли с супругами Владимир Варнавский, Александр Беляев, Юрий Моренис, Борис Наумов, Василий Пронников, Геннадий Павлов...
Чета Калининых позировала фотографу «в расширенном составе» - известный депутат и его супруга ожидают пополнения в семействе.
На крыльце второй вечер подряд встречались директор клиники «Евромед» Слава Шуголь, хормейстер Раиса Кострикова и вдова знаменитого архитектора Ляля Каримова. Перемолвились парой слов с Лялей Асмановной и мы. Она рассказала – в один из приездов Владимир Спиваков попросил представителей администрации познакомить его с архитектором, автором проекта Концертного зала. Ему, конечно, не отказали: «Мы встретились втроем, и Владимир Теодорович пошел с нами обедать в «Сенкевич», сидели и говорили часа три. У меня была его книга, и он написал – «Дорогой Лялечке на память. Спиваков». Я вчера взяла эту книгу с собой, показывала подругам. А Спиваков после вчерашнего концерта, знаете, мне рассказали, просто пошел гулять по Ленина, дышать… Я бы хотела встретиться с ним еще раз, погулять, пообщаться. Это необыкновенной души человек. Казалось бы – такая величина, но в нем – простота, естественность… Альберт Михайлович так волновался, переживал тогда. А с ним так просто оказалось, легко…»
Чиновники, бизнесмены, люди искусства, да просто люди без чинов и статусов в этот вечер ради Спивакова отложили свои дела. Здесь были Владимир Телевной, Михаил Курцаев, Сергей Толкачев, Светлана Бородина, вокалистки-близнецы Анна и Инна Бобровы и многие другие.
Центральный ряд на этот раз заняли господа от областной культуры: сдержанный Иван Шеин, Виктор Лапухин с торжествующим выражением лица «бывших не бывает», директор филармонии Ирина Лапшина. Компанию им составил зампред облправительства Владимир Компанейщиков, господа Варнавские, Калинины и другие. После антракта на тот же ряд рядом с Сергеем Калининым сел великолепно отыгравший первое отделение Андрей Коробейников и тут же принялся оживленно беседовать с омским депутатом о музыке.
…исторические анекдоты
Немного о Сергее Рахманинове, великом композиторе, пианисте и новаторе – для тех, кого так же, как и автора этих строк, завораживает его музыка, звучавшая в этот вечер со сцены Концертного зала.
Рассказывают, что в конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а он любил именно ботинки на кнопках) застегивала только жена, чтобы перед концертом, не дай бог, он не повредил ноготь на пальце.
***
- Маэстро, - спросила как-то начинающая пианистка у Рахманинова, - правда ли, что пианистом нужно родиться?
- Сущая правда, сударыня, - улыбнулся Рахманинов. – Не родившись, невозможно играть на рояле.
***
Однажды в «Карнеги-холл» Рахманинов исполнял сонату Франка вместе с выдающимся скрипачом Крейслером. Тот по своему обыкновению играл без нот и вдруг память подвела его. Крейслер подвинулся к пианисту, заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнера, и отчаянно зашептал:
- Где мы находимся?! Где мы находимся?!
- В «Карнеги-холл», — невозмутимо отозвался Рахманинов.
***
Рахманинов всегда прислушивался к аудитории в зале, и больше всего не любил, когда в зале кашляли. Известны случаи, когда во время исполнения своих новых Вариаций на тему Корелли Рахманинов зорко следил за тем, как часто в зале кашляли. Если кашель усиливался, то следующую вариацию он просто пропускал, если же было тихо, то играл по порядку.
***
На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к юному, еще никому не известному автору подошел Чайковский:
- Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните!
Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.
...на самом деле Чайковский всю жизнь был кумиром Рахманинова. Петр Ильич Чайковский оказывал молодому композитору поддержку и даже предсказал ему великое будущее.
***
Рахманинов часто повторял, что в нем восемьдесят пять процентов музыканта.
- А на что приходятся остальные пятнадцать? - спрашивали его.
- Ну, видите ли, я еще немножко и человек...
…эмоции автора и слушателя
…каждый раз концерт классической музыки – это вызов самой себе как журналистке: ну что писать, как писать? Как написать так, чтобы не было стыдно за слова, которые по сравнению с самой музыкой и ее исполнением ничего не стоят? Все равно, что пытаться описывать запахи живых цветов – бессмысленно, неточно, ничего не передает.
В первом отделении был Рахманинов, третий концерт для фортепиано с оркестром, бесконечно богатый, масштабный и великолепный ре минор, 1909 год, вершина творчества, который слушается на одном дыхании. Во втором – его «Симфонические танцы», «лебединая песня» композитора, последнее из написанного, а потом – Чайковский, Сибелиус и Хачатурян, конечно же, тот самый знаменитый вальс из «Маскарада». И Маэстро, прекрасный в каждом своем движении, и послушный ему оркестр. Движения дирижера – выверенные, плавные, мягкие, четкие, строгие. Танец рук, понятный всему оркестру: ладонь, то взмывающая над головой, то прячущаяся за спину, заставляющая повиноваться и первую скрипку, и остальных, «вынимающая» из оркестра то опасливое пиццикато, то проникновенное легато – широкую многогранную реку звука. Живая спина Мастера – то натянутая струна, то сама пластичность и грациозность.
И уже не остается места для распрей, скандалов, пошлости и бытовых забот, все кажется пустым, мелким, сиюминутным и ненужным. Время сжимается в комок, останавливается, а ты остаешься наедине с собой и музыкой. Когда на сцене Спиваков и его Оркестр – пусть весь мир подождет…
Фото:Ирина Губарева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
80316 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
749921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
70618 ноября 2024
Выбор редакции
— попутчица
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии