
«Как уговорить дочь на помощь психолога?»
В формате открытых консультаций врачи отвечают на вопросы родителей, чьи дети прямо сейчас страдают пищевыми расстройствами. Вопросы и просьбы о помощи приходят на сайт авторского проекта «Голодные игры», который посвящён подростковой анорексии.
240601 августа 2023
«Здравствуйте! Я мама девочки 14-ти лет, у неё расстройство пищевого поведения. Ребенок страдает около года – компульсивное переедание, булимия, изнуряющие тренировки. В конце января отвезла её на прием к психиатру, она начала принимать препараты, которые он выписал: антидепрессанты и транквилизаторы. Уговаривала дочь начать когнитивно-поведенческую терапию, но ребенок отказывается, а психолог сказал, что смысла проводить терапию без её желания нет. Пытаюсь уговорить на групповую терапию, но пока безрезультатно. Дочь осознает что есть проблема, но хочет похудеть до 52 кг любыми способами. Год назад весила 72 кг при росте 168 см, сейчас 59 кг при росте 172 см. Я понимаю, что по сравнению с другими историями наша не столь ужасна, но для себя до сих пор не могу оценить ситуацию: правильно ли, что ребенок получает только фармлечение? Что я могу сделать, чтобы уговорить ее на помощь психолога? Заранее спасибо, Ольга».
Отвечает Сергей Гудков, врач-психотерапевт, сертифицированный специалист по работе с расстройствами пищевого поведения:
— Конечно, неправильно, но это лучше, чем ничего. Фарма — это костыль, он убирает эмоциональные проявления, но проблемный шаблон обычно не меняет. А если ребёнок начинает вести себя иначе, всегда возникает вопрос: это действительно его воля или это лекарства подействовали? Сам факт зацикленности, сверхценности указывает, что мы действительно имеем дело с расстройством пищевого поведения.
Ольге посоветую для начала пойти к психотерапевту или психологу самой или с отцом девочки, если он принимает участие в жизни дочери. Рекомендую найти специалиста, который работает с семьёй, в идеале — разбирающегося в проблемах РПП. Когда мама убедится, что специалист адекватный, когда поработает с ним какое-то время, тогда может предложить дочери пойти вместе. Не нужно тянуть ребёнка на групповую терапию — она может быть во вред. Это постоянное напоминание, что есть проблема, она не решена, то есть это ещё одна капля бессилия в море тревоги. Часто рекомендую родителям и дома запретить себе говорить с кем угодно о теле и исключить так называемые «жирные разговоры»: «Тренер рекомендовал тебе немного похудеть», «Этот певец сильно поправился», «У твоей подружки Кати такая фигура…».
«Жирные разговоры» в семье — это фактор, который увеличивает риск появления РПП у подростков почти в два раза. Все мои клиентки вспоминают подобные реплики. В их семье были чёткие критерии: вот такое тело «хорошее», а такое — «плохое». На этом делается акцент, вроде мимоходом, но с завидной регулярностью. Бабушка, тётя, дядя, соседка, подруга, друг оцениваются внешне: большой живот, длинные ноги, узкая талия… Это всё — послание: «Ты хорош(а) только тогда, когда твоё тело соответствует вот этим (обычно нереальным) критериям».
Ещё важно исключить разговоры про запрещённую или разрешённую еду. Как только какая-то еда запрещена, она получает дополнительную привлекательность. Раз нельзя — значит, именно этого и хочется. Потом дети покупают «запрещёнку» и едят её в огромных количествах, а родители не могут даже подойти: ребёнок готов наброситься с кулаками, защищая кусок торта.
Наоборот, когда ребёнок видит, что всё можно, в еде или действиях нет ничего страшного (в том числе — мама и/или папа не тащат к специалисту, потому что «тебе это надо»), он начинает спокойно относиться к происходящему.
Анорексия — самое летальное из психических расстройств. По количеству суицидов она обходит шизофрению и депрессию. В основном страдают подростки. Для общества анорексия — извращение, блажь, мода, но никак не тяжёлое расстройство психики. Каждый час минимум один человек в мире умирает от причин, связанных с расстройствами пищевого поведения, но информированность о них в России остаётся очень низкой. Открытые консультации позволят шаг за шагом компенсировать дефицит информации и менять отношение к этой проблеме.
Проект «Голодные игры», запущенный в январе 2023 года, получил широкий читательский отклик. С проблемой сталкиваются многие родители, но они не знают, к кому обратиться за помощью: в стране распознавать и лечить анорексию и булимию умеют единицы. Вопросы, которые приходят на сайт, автор проекта Елена Ярмизина адресует специалистам, которые знают, что делать, если ребёнок отказывается от еды, мечтает похудеть до 35 кг или втайне избавляется от обедов при помощи рвоты.
Вы можете задать свой вопрос здесь.
Сергей Владимирович Гудков, врач-психотерапевт, сертифицированный специалист по работе с расстройствами пищевого поведения. Автор курса по работе с РПП на факультете усовершенствования врачей по психотерапии (кафедра психиатрии, психотерапии и медицинской психологии) ОмГМУ. Ведёт частный приём. Член сообщества КПТ-ориентированных психотерапевтов и терапевтов, практикующих КСТ (краткосрочную стратегическую терапию).
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) базируется на предположении, что мысли человека сильно влияют на то, как он себя чувствует и как себя ведёт. Цель КПТ — выявить дисфункциональные мысли и поменять их на функциональные. В итоге получаем другое состояние и поведение.
Краткосрочная стратегическая терапия основывается на том, что у любой проблемы есть структура: «восприятие — мысли — чувства — поведение». Меняем проблемную структуру на полезную — решаем проблему.
Фото:Анна Мирошниченко
Самое читаемое
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
392319 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
212706 мая 2025
— психолог
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»
Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.
1440223 июня 2025

Правила воспитания от Натальи Нагайник
«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.
55518 июня 2025

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд
Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером.
87303 июня 2025
Яндекс.Директ ВОмске
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
583603 марта 2025
Работа из дома: плюсы и минусы
604624 февраля 2025
Комментарии