«Какая, в сущности, у меня была счастливая жизнь!..»
1 ноября 2023-го – 100-летие со дня рождения талантливейшей актрисы, замечательного, интеллигентнейшего человека, заслуженной артистки РСФСР Людмилы Алексеевны Вельяминовой.
491431 октября 2023
«…Сегодня всё утро я думала – какая, в сущности, у меня была счастливая жизнь. Как много повидала. Сколько пережила прекрасных минут. Говорят, города – очаги культуры. Глупости! Очаги культуры совсем не в городах. Они в нас самих…».
(Из пьесы Геннадия Мамлина «Салют динозаврам!»)
В середине жаркого июля 2012-го, в день прощания с актрисой, ярко и остро вспомнился давний спектакль Омского ТЮЗа по пьесе, фрагмент из которой процитирован в эпиграфе. Эти слова произносила героиня пьесы. Я перепечатывал их из пьесы – и словно не только видел сцену из спектакля, но и слышал голос Людмилы Алексеевны Вельяминовой, актрисы, сыгравшей в 1984-м премьерные и гастрольные «Салюты динозаврам!»: «Самое страшное в смерти не умирание. Самое страшное – мысль, что близкие казнятся от бессилия облегчить твою участь. Печальный день. Очень. Уже ничего нельзя откладывать. Ничего…». В том же 1984-м она вышла на пенсию. Впереди была четверть века без театра…
Судьба счастливая и трудная… Сначала – очень счастливая, потом – очень трудная… Но всё равно – счастливая. С продолжением в детях и внуках. А значит и дальше – с продолжением… Неповторимая судьба… Своя…
«Малая родина» Вельяминовой – Новониколаевск, ставший в 1925-м году Новосибирском. И, кстати, вот сохранившаяся фотография Людмилы Алексеевны из 1925 года:
…А в 1937-м четырнадцатилетняя Люда Нюхалова (девичья фамилия будущей актрисы) вместе с мамой, бабушкой и братом покинут этот город и уедут в Тару, опасаясь преследований как «родственники врагов народа»: уже арестовали (и вскоре расстреляли) отца – за то, что служил у Колчака – и деда (за то, что некоторое время состоял в партии эсеров).
В Таре – истоки профессии. Как ни парадоксально, но драматической актрисой Люда твёрдо решила стать после того, как, будучи ещё маленькой девочкой, увидела «Коппелию» и «Синюю птицу» (спектакли гастролирующей в Новосибирске труппы «Московский художественный балет»). Первый и главный учитель – режиссёр и педагог, ученик Мейерхольда Евгений Павлович Просветов, эвакуированный в годы войны вместе с группой украинских артистов из Театра им. Зеньковецкой в Сибирь и организовавший в Таре студию-театр. Об учителе своём она всегда рассказывала только с восторгом и любовью. Так же как и про «мальчика», которого в 1944-м году Просветов отправил в Омск, в Студию при драмтеатре: «В этом театре недолго работал Миша Ульянов. Невысокого роста мальчик, с ясными голубыми глазами… Много позже мы не раз встречались. Он всегда интересовался моей судьбой…».
Судьба в те «тарские» годы такие роли дарила в спектаклях Просветова, о каких только мечтать можно: Аня в «Вишнёвом саде» и Агния в «Не всё коту масленица», Луиза в «Коварстве и любви» и Полина в «Доходном месте», Любовь Шевцова в «Молодой гвардии» и Лаура в «Каменном госте»!.. Кстати, посмотрите на снимок Вельяминовой в роли Лауры: чувствуете «казачью кровь» в этой испанке!?
…Прекрасная омская актриса Екатерина Вельяминова показала мне лет десять назад четыре тетрадки. В последние годы жизни её мама – Людмила Алексеевна – описывала в них «фрагменты судьбы». С позволения Кати, – процитирую сохранённый послевоенный листочек, упомянутый в одной из этих тетрадок. Листочек с «Посланием к Лауре», который подарил актрисе Людмиле Нюхаловой после «Каменного гостя» её поклонник – недавно освободившийся из лагеря бывший студент медицинского института (репрессированный по «делу врачей» и находящийся в ссылке в Таре) Юрий Лазарис:
«О, бесподобная Лаура!
Как ты прелестна и светла!
Дон-Карлос смотрит очень хмуро,
Но ты – как роза расцвела!
И все глаза раскрылись шире,
И каждый – замер не дыша,
Когда сверкнула нам в Сибири
Твоя испанская душа.
И нынче – новым ярким светом
Заúскрилась твоя звезда,
И в маленьком спектакле этом
Ты хороша как никогда.
Изящная миниатюра –
Больших возможностей залог.
Пусть трижды славятся Лаура
И режиссёр, что ей помог!..»
…Тарский театр расформировывался. Отправила документы, репертуарный лист, фотографии в маленький театр Татарска (Новосибирская область). В упомянутых тетрадках об этом – так: «…Видимо, они ждали героиню. А я приехала – невысокого роста, скромная, даже губы не красила… Несколько месяцев я ничего не делала…». Но зато потом – заглавная роль в афиногеновской «Машеньке»!..
А через полтора года, когда театрик в Татарске расформировали, – Абакан.
О «личной жизни» она к тому времени уже перестала думать, пройдя через потерпевшие крах две большие влюблённости. С двумя детьми «на руках»… И там, в Абакане, – одно из самых главных мгновений в судьбе: встреча с недавно освободившимся из лагеря и отбывающим ссылку будущим актёром театра и кино, народным артистом РСФСР Петром Вельяминовым (репрессированным из-за того, что был дружен с людьми, которые не сдали властям запрещённый в первые годы войны радиоприёмник). Они были вместе десять лет. В 1953-м в семье Вельяминовых родилась дочка Катя.
Они были счастливы десять лет. Они работали вместе в трёх театрах (после Абакана – драмтеатры Тюмени и Дзержинска)… А дальше – почти полвека саднящая «зарубка на сердце» после того, как Пётр оставил семью…
«Когда после тяжелой семейной драмы мне необходимо было уехать из города Дзержинска, где я работала в драматическом театре, мои добрые знакомые помогли мне обменять квартиру на Иркутск, но гарантировать работу не имели возможности… Мне 39 лет. За плечами рухнувшая семейная жизнь, невыносимая боль в сердце и две дочери на руках. Сын в армии...» – так спустя годы опишет своё тогдашнее состояние Людмила Алексеевна в письме, адресованном Иркутскому ТЮЗу и напечатанном в книге «Цветы и годы» (издана в 2003 году, к 75-летию ТЮЗа имени А. Вампилова). Она тогда даже предположить не могла, что впереди у неё – двенадцать лет счастья: её примут в труппу ТЮЗа и она вскоре станет одной из самых любимых актрис иркутских театралов всех возрастов, а в 1973-м её будут чествовать уже как заслуженную артистку РСФСР.
Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что в те годы Вельяминова была в СССР одной из лучших актрис «уходящего амплуа» травести. Ещё один парадокс её театральной судьбы: до сорокалетнего возраста она играла в основном только драматические роли (мальчишки – лишь изредка; ну, скажем, заглавная роль в «Сыне полка» в Таре). И вдруг – за десятилетие – целая «армия» потрясающих детей и подростков: Глазастик («Убить пересмешника»), Егорушка («Гуси-лебеди»), Принц Дэлихьяр («Будьте готовы, Ваше высочество!»), Первоклассник (пьесы А. Хмелика «Пузырьки» и «Жил-был тимуровец Лаптев»), заглавные роли в «Чинчраке» и «Сказке о маленьком Каплике»!.. Катя Вельяминова (в начале 1970-х она была студенткой Иркутской театрального училища) любит рассказывать про признание, сделанное однажды её подругой: «Я в театр попала из-за Людмилы Алексеевны. Долгое время была влюблена в одного мальчика, который играл в детских спектаклях ТЮЗа. А потом вдруг оказалось, что это твоя мама!..».
А одновременно с «мальчишками» – нежные и очаровательные девушки: Марчелла в «Легенде о Паганини», Нюра в розовском «В день свадьбы»…
И ещё одновременно – первые роли бабушек… Иркутск был кульминацией судьбы. Вельяминову даже депутатом горсовета избирали. Не за горами было и звание народной артистки.
…А дочка Катя успешно окончила училище, но с преподававшим там главным режиссёром ТЮЗа «альянса» не было. А об Омском театре юного зрителя мечталось с первого курса (и о спектаклях режиссёра Владимира Соколова легенды ходили, да и друзья говорили о новом «взлётном» периоде в театре)… Людмила Алексеевна после разговора с дочкой просто улыбнулась и сказала: «Хорошо!». Позвонила актёру Вадиму Лобанову, работавшему в Омском театре драмы, тот переговорил с главрежем ТЮЗа Геннадием Кирилловым – и Кириллов дал «добро»… Так в Омск втроём и приехали в марте 1976-го: Вельяминова-старшая и Вельяминова-младшая с полуторагодовалой дочкой на руках. Причём приехали весьма «знаково» – в Международный День театра, и вечером того же дня Людмила Алексеевна (Катя с маленькой Наташей осталась в гостиничном номере) уже сидела в зале Дома актёра, где был большой праздничный театральный «капустник» с участием многих «тюзян». А вскоре и первая яркая роль в Омске: Женщина в спектакле «С любимыми не расставайтесь», поставленном Кирилловым и Ларисой Меерсон.
…«Я поняла, что в прошлой жизни я была дельфином!» – почти горделиво сказала она через год после того, как в 1984-м вышла на пенсию. Придумала себе «замену театра»: начиная с весеннего потепления и до октябрьских холодов, каждое утро (независимо от погоды) она шла на берег Иртыша, делала там зарядку, а потом долго плавала. После чего (каждодневно и в течение почти двадцати лет!) совершала долгую 9-километровую прогулку по набережной: от Ленинградского моста до Речного порта и обратно. Шептала строчки из любимого рассказа Юрия Нагибина «Эхо» (мечтала наизусть его выучить) – про девочку, которая эхо собирала («У меня уже много собрано. Есть эхо звонкое, как стекло, есть как медная труба, есть трёхголосое, а есть – горохом сыплется…»). Но театр – не отпускал. Он как будто тоже стал эхом, которое озвучивало «зримую память». А в памяти – длинная-длинная вереница ролей сыгранных. Последние – на сцене Омского ТЮЗа, и лучшие из них – Бабушка (всегда разная!) в спектаклях «Репетитор», «Кто этот Диззи Гиллеспи?», «Анчутка»…
И, конечно же, «Салют динозаврам!» Этот актёрско-бенефисный спектакль, поставленный Сергеем Рудзинским и Татьяной Войцель, игрался и на юбилейном Вечере (26-го апреля 1984-го года), посвящённом 40-летию творческой деятельности Людмилы Алексеевны.
…Нет, не отпускал театр! Снился даже. Пошла в 64-ю школу и совершенно бескорыстно поставила там со школьниками несколько спектаклей. С родными детьми и внуками «актёрствовала-режиссёрствовала». Почти до самого ухода из жизни продолжала ходить в ТЮЗ на премьеры (потом в разговорах с дочкой подробно анализировала спектакль). А в серединке 1990-х – эмоционально-творческий всплеск: «Галёрка» пригласила сыграть Войницкую в «Дяде Ване»! Знаю, что говорил о Вельяминовой режиссёр спектакля Нальбий Тхакумашев: говорил о том, что она – одна из последних ярких представительниц классической русской психологической школы актёрского мастерства, говорил о её высокопрофессиональном умении органично и глубоко погрузиться в образ, говорил о доброте её, человечности и интеллигентности… Расставаться через два года было больно (как рассказывает Екатерина, «мама тяжело переживала, что с ней не продлили контракт»)…
Трудное счастье… Состоявшаяся судьба… И, быть может, о том, что ВСЁ состоялось, Людмила Алексеевна думала в 1979-м, когда в спектакле «Хрустальный башмачок» они впервые вышли на одну сцену вместе: она и дочь Екатерина – Фея Мелюзина и Золушка…
…………………………………………………………………
Фея Мелюзина. О чём ты плачешь, милая?
Золушка. Кто это? Бабушка Мелюзина! А я и не слышала, как Вы вошли… Ах, я так боялась, что Вы больше никогда не придёте!
Фея Мелюзина. Я и не пришла, я прилетела...».
(Из пьесы Тамары Габбе «Хрустальный башмачок»).
…………………………………………………………………
P.S. «…(прислушивается к боли, и когда она отступила,вздохнула с облегчением, закрыла глаза) Ну вот и прекрасно. Сегодня всё утро я думала – какая, в сущности, у меня была счастливая жизнь. Как много повидала. Сколько пережила прекрасных минут…».
(Из пьесы Геннадия Мамлина «Салют динозаврам!»)
Фото:из архивов Омского ТЮЗа, Музея театрального искусства г. Омска, домашнего архива «династии Вельяминовых»
Самое читаемое
Гороскоп на 27 ноября 2024 года
97426 ноября 2024
Гороскоп на 28 ноября 2024 года
85427 ноября 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями
761129 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— Врач-сексолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.
20181021 ноября 2024
Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго
После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.
4026114 октября 2024
Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.
5145310 октября 2024
Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».
6834106 сентября 2024
Яндекс.Директ ВОмске
181107 ноября 2024
Что нового на рынке седельных тягачей?
223202 ноября 2024
Brunello Cucinelli: искусство элегантности и гуманизма в моде
519908 сентября 2024
Тимур Турлов: казахстанский феномен в мире финансов
545004 сентября 2024
Комментарии