Вечер Страстной пятницы Валерий Гергиев провёл с омичами
Самое праздничное событие музыкального сезона-2024 — XXIII Московский Пасхальный фестиваль — из тех мероприятий, что может козырнуть безумным числом слушателей.
424305 мая 2024
— Это ж сколько в Омске культурного народа! — не скрывал восхищения меломан в пижонском кашне, глядя, как из служебного входа неиссякаемым источником струились слуги народа.
Неразрывно связанные с Концертным залом какой-то вечной пуповиной, с неизгладимой печатью государственной нужности на лице, они получали конверты с пригласительными и моментально сливались с теми, кто пришёл насладиться классическим меню за деньги. Ну да если разобраться, стали б «государевы люди» по своей воле покупать билет за шесть тысяч, чтобы послушать Пятую симфонию Прокофьева стань за дирижёрский пульт хоть сам сэр Саймон Рэттл?! А так положение обязывает. Надо, Федя, надо…
1В буфете отчаянно звенели блюдца. Предвкушая пир духа, публика разговлялась коньячком и другим хлебом насущным. Сотрудники телевизионных кампаний и представители СМИ показательно тревожно вглядывались в служебный вход, боясь пропустить того, кто намерен придать немного блеска нашим холмам. По мере приближения восемнадцати ноль-ноль – времени начала концерта – кольцо у входа сжималось плотнее, а камеры не выключались. Уже вошла вся общественно-политическая элита и номенклатурная знать. Уже трижды туда-сюда, не снимая куртки, промелькнул обеспокоенный министр культуры Юрий Викторович Трофимов. А Германа всё нет…
Духовной жаждою томим, народ толпился у дверей в зрительный зал и алкал зрелищ, но отворять было не велено. И когда кислород был почти на исходе (почти тысяча человек в фойе!), за стеклянными дверями на крыльце появилась пресс-секретарь губернатора Омской области Мина Ахвердиева. Глава региона с супругой переступили порог Концертного зала без пяти шесть. И в тот же миг распахнулись двери в зрительный зал. Министры, которые в этот вечер представляли собой не ту часть себя, которая была министром, а ту, которая была тонким ценителем классической музыки, которая, как известно, сублимирует агрессию в любовь к людям и повышает самооценку, уверенно двигались к ряду для приглашённых. Заслуженные врачи, профессора, художники, педагоги и прочая челядь рассаживались согласно купленным билетам.
За два дня до пасхального концерта маэстро Гергиева на сайте Омской филармонии висело объявление: «Все билеты проданы!» Оркестры двух лучших оперных театров России с одним из самых харизматичных дирижёров в мире – ну какая тут ещё нужна реклама. Телевизионные деятели искусств, не покладая камер и микрофонов, вновь несли трудовую вахту. Но теперь уже в зрительный зал. И в восемнадцать ноль семь их ожидания были вознаграждены. Самых долгожданных гостей этого вечера — чету Хоценко и супругов Артёмовых – сопровождала директор филармонии Ирина Борисовна Лапшина. Министр Колесник с женой, следовавшие за первыми лицами губернии, чтоб не стоять в «пробке», прошли на статусные места с другого конца ряда…
Пасхальный фестиваль, родившийся на свет в мае 2002 года стараниями Валерия Абисаловича Гергиева и всячески поддержанный Юрием Михайловичем Лужковым, быстро перестал был московским – он двинулся из столицы в провинцию, «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». А также в Сургут, Тюмень, Омск, который входит в маршрут следования культурного бронепоезда поезда с 2011 года. Маэстро и музыканты с артиллерийской мощью атакуют большие и малые города Родины, которые под напором Шостаковича, Прокофьева и Римского-Корсакова сдаются на милость победителей.
Нынче одно из самых эпохальных событий в культурной жизни страны стартовало 25 апреля и продлится до 16 мая. За двадцать два дня, отпущенных фестивалю, дирижёр и его неутомимые оркестранты проследуют по маршруту Санкт-Петербург — Южно-Сахалинск, попутно посетив ещё двадцать два города. Темп «presto» задаёт художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев, чья нечеловеческая работоспособность и энергия позволяют делать невозможное возможным
В восемнадцать пятнадцать шеф Мариинки и Большого, бегло окинув усталым взглядом омскую аудиторию, прошёл к дирижёрскому пульту, без улыбки поклонился и повернулся к публике спиной. Омск с большим интересом ждал приезда первого маэстро России. Накануне, 2 мая, народный артист России, Герой Труда Валерий Гергиев встретил семьдесят первый день рождения в Кузбассе. Утром посмотрел, как строится Театр оперы и балета в Кемерове, в полдень дал концерт в местной филармонии, после чего получил медаль за особые заслуги в развитии культуры и искусства Кузбасса из рук губернатора Цивилёва, а в восемь вечера уже дирижировал на сцене Томского концертного зала. Валерий Гергиев празднует собственные дни рождения без кавказского размаха: говорит, не вижу оснований устраивать шумные гуляния в свою честь, это далеко не самое заметное событие в истории классической музыки.
2…Основным блюдом нынешнего фестиваля в Омске стала отечественная классика. Первым номером объявили «Испанское каприччо» Римского-Корсакова. В начале сюиты, где андалузские пастухи на флейте и волынке приветствовали восход солнца, страна басков вырисовывалась как-то нечётко. Однако ж мощное tutti в финале второй части и темпераментные цыганские песни-пляски, с барабанной дробью, фейерверком виртуозных пассажей в третьей сделали своё дело. И захотелось воскликнуть, как у Чехова: «В Мадрид, в Мадрид!»
А музыковеды только пожимают плечами: неизвестно, говорят, что вдохновило Римского-Корсакова на написание Испанского каприччо. В отличие от Михаила Ивановича Глинки, он никогда не был в Испании, к тому же в это время Николай Андреевич только что похоронил внезапно скончавшегося друга – композитора Бородина. Откуда этот завораживающий стук кастаньет, услышав который, сам Пётр Ильич Чайковский выразил желание сыграть на них, а после концерта преподнёс автору сочинения венок с надписью на ленте: «Величайшему мастеру инструментовки – от искреннего его почитателя».
…Овации ещё не смолкли, а ведущая анонсировала следующее произведение: «Дмитрий Шостакович. Симфония номер шесть си минор. В трёх частях». Самые продвинутые «меломаны» достали гаджеты: под скорбные раздумья Дмитрия Дмитриевича в ближайшие полчаса им предстояло перечитать уйму сообщений, включая рекомендации МЧС о пожароопасной ситуации в регионе и запрете на разведение костров. После первой части где-то «на выселках» раздался одинокий хлопок. Более ничто не бренчало, не звенело, не кашляло в радиусе двадцати четырёх рядов. Печально пел одинокий английский рожок, тревожно дрожали скрипки. Долго дрожали. Дирижёр чутко, как за пульсом умирающего, следил за каждым смычком. И, когда музыканты совсем ушли в пианиссимо, он-таки зазвонил. Не вызывающе, конечно, как у бабушек в маршрутках, — так, затенькал. Но слышно было хорошо. И Валерию Абисаловичу, я думаю, тоже. Трижды были прочитаны все сообщения во всех чатах, а симфония Шостаковича не кончалась, хотя в ней было три, а не четыре части, как положено правильной симфонии. Но чу! Позади послышался сдавленный шёпот: «Смотри, последнюю страницу переворачивает».
…Под бурные продолжительные аплодисменты почитательница таланта господина Гергиева подарила маэстро и «первой скрипке» по букету и одинаковому пакету, на которых были нарисованы подсолнухи. Валерий Абисалович принял цветы как должное, а вот пакет — с нескрываемым удивлением. «Первая скрипка» аккуратно поставил подарок на пол. Зал терялся в догадках: что в пакетах? Но тут коллега «первой скрипки» заглянул ему через плечо и улыбнулся. И все сразу поняли: в пакетах то, что надо.
Во втором отделении маэстро Гергиев мощно атаковал пришедших после антракта в благостное состояние слушателей Пятой симфонией Прокофьева. Си бемоль мажор. В четырёх частях. Я полагаю, исключительно в просветительских целях. Потому что никаких «датских» поводов для этого не было: 23 апреля исполнилось «всего лишь» 133 года со дня рождения Прокофьева. Впрочем, Сергей Сергеевич относится к тем композиторам, которые не нуждаются в юбилеях для того, чтобы их музыка звучала в концертных залах.
3Давно известно, что Прокофьев – любимый композитор маэстро Гергиева. В одном из интервью он рассказывал, что открыл для себя его музыку в десять лет: преподаватель дала задание разучить коротенький до-минорный этюд композитора. «Музыка Прокофьева – терпкая, дерзкая — зацепила и до сих пор не отпускает». Гергиев дружил с младшим сыном Прокофьева – Олегом Сергеевичем, а несколько лет назад друзья выкупили и подарили Валерию Абисаловичу на день рождения пребывавшую в запустении дачу Прокофьева в Николиной Горе. Дирижёр передал её своему благотворительному фонду, чтобы сохранить исторический и культурный памятник.
В Пятой симфонии, сочинённой в 1944 году, как писали критики, «уже проживший большую, полную радостей и потерь жизнь композитор, выразил своё душевное состояние накануне Победы в Великой Отечественной войне». Или, как сказал о ней пианист Святослав Рихтер, «время там и история, война, патриотизм, победа». С первых же тактов зал остро почувствовал: Сергей Прокофьев – композитор «с весьма широким поражением в мозг». Грозно ревели трубы, громыхали победные салюты, неистовствовали ударные, скрипки взрывали воздух, не хуже гранат. Грандиозная, насыщенная драматизмом, продолжающая «героико-эпические традиции русской симфонической музыки», Пятая симфония звучала сорок минут…
И никто из зрителей даже не зевнул. И, я думаю, никто не пожалел о том, что провёл эти сорок минут в общении с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым.
Фото:Благотворительный фонд Валерия Гергиева/vk.com, Александра Шапунова/Мариинский театр, из аккаунта Виталия Хоценко ВКонтакте
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
95714 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
79215 ноября 2024
Выбор редакции
— омичка
— депутат Государственной Думы
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии