
Итоги недели с Олегом Роем
Ведущий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, профессор ОмГУ им. Ф.М.Достоевского — о событиях, затрагивающих водный баланс Омской области.
173923 июля 2024
— Главной новостью прошлой недели в Омской области стали масштабные подтопления, вызванные циклоном, обрушившимся на регион с 16 по 18 июля. За этот период в городе Омске выпало 118,1 мм осадков, что превысило месячную норму (65 мм) почти в два раза. Последствия ливней в очередной раз вызвали серьезные сомнения жителей области в надежности противопаводковой инфраструктуры и безопасности людей перед лицом грозной стихии. К сожалению, опыт весеннего наводнения и события последней недели свидетельствуют о серьезных просчетах в градостроительной политике региональных властей и недопустимых нарушениях, допускаемых при разработке и эксплуатации городских зданий и сооружений. Горожане пришли к убеждению, что существующая в областной столице ливневая канализация в своем большинстве не справляется с избыточной влагой и не способна отводить потоки воды в безопасное русло, вызывая катастрофические последствия. Как показал опыт подтопленных ранее регионов, под воду преимущественно уходят территории, осваиваемые в последнюю очередь, т.е. те, где строительство ранее было просто запрещено. Кроме того, агрессивная застройка находящихся прежде под защитой зон вызывает серьезные изменения в динамике водного баланса, кардинально меняет ландшафт территории, искусственно вызывая изменения направления водных потоков. Поднимающиеся вдоль береговой линии многоэтажные здания препятствуют свободному оттоку воды в речной бассейн, превращая лежащие ниже площади и проезды в непроизвольные речные каналы. Причины такой ситуации вполне очевидны. Во-первых, существующая система ливневых канализаций не соответствует современным требованиям: зачастую она не рассчитана на пиковые нагрузки и спроектирована без учета движения водных потоков. Во-вторых, сложившаяся на практике система принятия градостроительных решений не принимает во внимание реальных последствий возведения проектируемого объекта и его влияния на близлежащее пространство. В-третьих, в стране используется порочная практика прокладки дорожных путей без соответствующей инженерной инфраструктуры. К примеру, в Германии непосредственные расходы на строительство дорожного полотна составляют 25,3% общей стоимости автомагистрали. В соответствии с требованиями технологического регламента, помимо возведения полотна дороги технология строительства должно включать в себя возведение технических объектов, находящихся в непосредственной близости от дороги и формирующих с ней единый комплекс. В перечень этих объектов входит ливневая канализация, защитные и противошумовые заграждения, места для стоянки автомобилей и пр. Таким образом, все объекты, подлежащие возведению, в особенности на ранее не осваиваемых территориях, должны проходить комплексную экспертизу, включающую в себя не только оценку самого сооружения, но и его влияние на окружающее пространство. Все изменения рельефа местности должны быть тщательно продуманы и обоснованы, — и ответственность за эту работу обычно несут муниципальные власти. К сожалению, городской власти в нынешних условиях выгодно на любых условиях отдать территорию под застройку частному застройщику, нежели вкладываться в ее обустройство и инфраструктурное обеспечение.
Другой примечательной новостью прошлой недели, непосредственно затрагивающей водный баланс Омской области, является объявление Казахстаном о строительстве гидроэлектростанции на Иртыше, выступающей в качестве контррегулятора Шульбинской ГЭС, которая будет располагаться почти на границе с Россией. Это решение напрямую затрагивает вопрос о строительстве Красногорского гидроузла. По всей видимости, реализация этого проекта существенно повлияет на скорость и интенсивность стока сибирской реки, что требует по меньшей мере корректировки проекта гидроузла и оценки экологических последствий от его возведения.
1Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 158 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 26 марта 2025 года
106625 марта 2025
Гороскоп на 27 марта 2025 года
102326 марта 2025
Николай Бобровицкий: «Кто, если не мы?»
93426 марта 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11319405 марта 2025
— Travel-коуч
— Психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии