Бутман сыграл для омичей мировой джаз

Выступление Московского джазового оркестра – всегда событие, потому что его руководитель Игорь Бутман – главный джазмен РФ. 23 октября, за четыре дня до своего 63-летия, музыкант дал юбилейный концерт в городе на Иртыше.

265425 октября 2024
Бутман сыграл для омичей мировой джаз

Объявление «Все билеты проданы» много дней украшало сайт Омской филармонии с афишей выступления самого медийного отечественного джазмена. Ленинградский москвич с американским прошлым, отец трёх сыновей, не так давно в четвёртый раз связавший себя узами Гименея с 31-летней журналисткой, любимый саксофонист Билла Клинтона и продюсер множества международных джазовых фестивалей, Игорь Михайлович Бутман играет в хоккей с президентом, уверенно держится на коньках и без устали пропагандирует джаз, который делает душу шире.

Он делил сцену с Патти Остином и Ди Ди Бриджуотером.
Он привозил в Москву всех джазовых авторитетов Америки.
В его послужном списке Чик Кориа, Гари Бертон, Луи Беллсон, Пэт Метини.

В его саксофоне бурлят нешуточные страсти, потому что «во-первых, российский джаз развивается на мощном фундаменте академического образования, а во-вторых, мы носим в себе переживания Достоевского и Льва Толстого».

Разменяв седьмой десяток, маэстро, как в «годы золотые», демонстрирует фирменный «экспрессивный напор» и недюжинную силу духа. В прямом и переносном смысле. Видимо, сказывается запас профессиональной прочности, приобретённый в бостонском Беркли-колледже.

Концерт в Омской филармонии обнаружил, что на Бутмана ходят не только матёрые «шестидесятники», впитавшие джаз с молоком матери, но и молодёжь. Среди поклонников творчества народного артиста РФ и члена «Единой России» были также замечены медийные персоны: чета Артёмовых, экс-министр спорта Крикорьянц с женой, первая скрипка Омска Геннадий Хабенский, профессор Валентина Бокая с супругом, экс-управляющая «Евромеда» Слава Шуголь, директор музея «Искусство Омска» Лариса Тимкова.

25 лет в джазе коллектив начал праздновать почти месяц назад, в Москве, а после отправился в большой тур по двадцати пяти городам России. Такой вот символизм.

Позади Тверь, Нижний Новгород, Ярославль, Тула, впереди – Барнаул, Магадан, Сахалин, Рио-де-Жанейро, Таиланд и Арабские Эмираты.

За четверть века Игорь Бутман объездил весь мир, недавно вместе с Юрием Башметом и Денисом Мацуевым выступил на Великой Китайской стене, так что и наш город, неустанно борющийся за звание культурной столицы России, - вполне себе логическая остановка на пути в солнечную Бразилию.

- Давно мы не были в Омске, - джазмен приветствовал зал, забитый по самый третий ряд балконов. – Рады были приехать. Двадцать пять лет – как один день. Для вас будут играть самые лучшие музыканты – лучше не найти. Я их искал-искал и нашёл!

- Григору Паносяну (представляет молодого трубача) всего девятнадцать лет, а у нашего пианиста и вокалиста мирового уровня Олега Аккуратова — день рождения.

Слепой от рождения музыкант с достоинством поднимается из-за инструмента и кланяется залу.

- Солистку вызывать не буду - она готовится, - и Игорь Михайлович жестами показал, как дамы наносят макияж, - а пока - «Французские связи».

И с первых же тактов все поняли: эти шестнадцать музыкантов на сцене сделают тысячу человек в зале чуть-чуть счастливее, потому что знают ответ на вопрос, почему люди так любят джаз.

Когда контрабасист Николай Затолочный заиграл «Интимную сторону блюза», как дважды два стало ясно: Дюк Эллингтон придумал эту композицию специально для него. А потом выяснилось, что и Куинси Джонс в 1959 (!) году написал свою «породистую» балладу «Полуночное солнце никогда не садится» специально для Московского джазового оркестра и альт-саксофона Ильи Морозова.

Пронзительная, чувственная музыка в аранжировке Николая Левинского моментально растопила сердца даже самых суровых поклонников хладнокровных импровизаций. А иначе и быть не могло, ведь по словам самого Игоря Бутмана, у русских музыкантов больше страсти, больше техники, они более лиричные, и вообще играют на разрыв аорты.

Ну а дальше пошло-поехало как по накатанной. Игорь Михайлович с радостью сообщил омичам, что и композитор Андрей Петров написал песню о Москве не для фильма Данелии, а специально для певца Олега Аккуратова и альт-саксофона Антона Чекурова. Во время исполнения руководитель джаз-бэнда успевал не только подпевать: «А я иду, шагаю по Москве», пританцовывать, но и выдувать в саксофон такие умопомрачительные рулады, что оркестровая молодёжь в восхищении качала головами. А что вы, собственно, хотите от музыканта, для которого идеальный джем-сейшен – это когда на барабанах Тони Уильямс, на контрабасе Эдди Гомес, на рояле Херби Хэнкок, на трубе Майлз Дэвис, а на саксофоне – он сам?!

В связи с композицией Мишеля Леграна, которую маэстро назвал «Как сделать так, чтобы музыка не переставала звучать», были сказаны слова благодарности спонсорам, которые помогли отправить жителей двадцати пяти городов страны в грандиозное музыкальное путешествие по всему миру. - Нас и государство, конечно, поддерживает, - не забыл присовокупить джазмен, - и правительство поддерживает со страшной силой…

С появлением на сцене вокалистки Фантини в Концертном зале взошло второе солнце. Мужская половина приосанилась, дамы слегка напряглись. Талисман оркестра, дитя русского и доминиканки, бухгалтер по профессии и московская Уитни Хьюстон по призванию, сорокалетняя Фантини Мария Притула была великолепна со своей «Девушкой в рояле».

В золотом платье в пол и сверкающих лодочках на шпильках она пела на испанском сначала про блестящие шёлковые шнурки, а потом про танец в стиле болеро. Причём, по словам её шефа, стихи ко второй песне Фантини сочинила на испанском сама, а Хосе Антонио Родригез, министр культуры Доминиканской Республики, - тоже на испанском! - сочинил музыку. Правда после этого сразу ушёл в шоу-бизнес.

«Их» песню №1 Чика Кориа «Всё от меня для тебя» джазмен презентовал словами нашей песни №1 - «Всё, что есть у меня» Вячеслава Добрынина. И с удовольствием процитировал:

Всё, что есть у меня,
Всё, в чём радость каждого дня,
Всё, о чём тревоги и мечты -
Это всё, это всё ты!

Эффектная Фантини танцевала так, что первые ряды вновь могли насладиться не только умопомрачительной игрой на саксофоне, но и вокалом Игоря Михайловича. К чёрту хладнокровные импровизации, в настоящем джазе должна бурлить настоящая русская страсть!

Вишенкой на джазовом торте стало соло барабанщика. Эдуард Зизак — единственный музыкант, не считая самого Бутмана, который работает в оркестре со дня его основания. Это главная ударная сила коллектива, солист, возле которого можно ставить отдельную камеру и это будет захватывающее кино. Его ритмичная барабанная дробь выводит из комы, повышает гемоглобин, снижает подскочившее давление и помогает выбраться из ментального тупика. Профессионал, вооружённый двумя барабанными палочками, непобедим и прекрасен.

Второе отделение продолжили в столь же бодром ключе. Для «разминки» – джазовым прочтением русской народной песни «Ходила младёшенька по борочку» в аранжировке всё того же легендарного Николая Левинского. Бутман объявил песню на свой лад: «Молодая красавица, вот ты и пришла» и взялся за кларнет, из которого с таким же блеском, как и из саксофона, извлекались и красочные гармонии, и полиритмический рисунок, и свинговые ритмы. Восторженному залу оставалось только прищёлкивать пальцами и притопывать в такт ногой.

Во время исполнения ещё одной «русской народной песни» под названием «Ностальгия» стало совершенно очевидно: музыканты-виртуозы под предводительством Игоря Бутмана умеют извлекать из своих инструментов не только звук, но и массу удовольствия. Так что и последующая «нерусская народная песня «Сюита птичьего двора», в которой Олег Аккуратов продемонстрировал «русский джазовый рэп», была встречена бурными овациями и криками «браво».

Хрестоматийное «Oh, Lady Be Good» Джорджа Гершвина маэстро Бутман переименовал в понятное русскому уху «Леди бегут».

- Куда? – задал он вопрос и сам же на него ответил: - Туда, где хорошо, бегут. К нам бегут. И к нам бежит леди Фантина!

За песню «Чёрный кот» композитора Юрия Саульского упрекали в несерьёзности. Он даже рассказывал, что после её появления друзья спрашивали: «Юра, как ты мог? Ведь ты же серьёзный музыкант!» Но сейчас эта композиция есть в репертуаре почти всех российских джазовых вокалистов. И каждый раз зал встречает её на ура. Омск не исключение.

Про чёрного кота, которому чертовски не везёт, вместе со своим шефом вдохновенно пели и солисты: Олег Аккуратов и Фантини Мария Притула, и, по-моему, все музыканты. А отчаянный контрабасист в лёгкой ажитации даже спрыгнул с парапета, отчего многие слушатели ахнули: высота всё-таки нешуточная, а если б убился?!

Одним словом, жгли не по-детски. И даже без пяти минут шестидесятичетырёхлетний народный артист Игорь Бутман, заметно прихрамывавший в начале концерта, в самом его финале отплясывал так, что настоящий пир духа омским любителям джаза был обеспечен.

С таким пионерским задором вполне реально ещё через двадцать пять лет отправиться в гастрольный тур, но уже по пятидесяти городам мира.

 

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлено пресс-службой Омской филармонии

Теги:концертджазИгорь БутманФантине Мария ПритулаОлег Аккуратов

Комментарии



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3214114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4111210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6061106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1030212 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх