Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

45404 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Меры предосторожности были не лишними: на концерте в парижском Salle Gaveau Денис Леонидович так вдарил по королю инструментов, что у того сломалась ножка. (А что вы хотите? Без темперамента, без внутренней бури, по словам маэстро, на сцену выходить нельзя).

1

Итак, французы ликовали. Зато после одного из выступлений на родине, когда Мацуев позволил страстям вырваться, так сказать, за пределы стратосферы, вышла статья под названием «Молотобоец», в которой его упрекнули в том, что он «разломал все рояли». Денис Леонидович молчать не стал и заметил: не тот пошёл Steinway! «Только один из двадцати-двадцати пяти будет пригодным к исполнению». И то, что после безумной джазофрении пианиста и его друзей-музыкантов, наш рояль на своих ножках и с гордо поднятой крышкой уже третий год подряд встречает финал фестиваля «Денис Мацуев представляет: Диалог поколений», только подтверждает: в Концертном зале Омской филармонии тот самый, настоящий Steinway – «один из двадцати-двадцати пяти».

Традиционный классический блок пианист открыл Прелюдией си минор Баха в транскрипции Александра Зилоти. И возбуждённый зал: от губернатора с супругой и его лощёных замов на почётных местах для приглашённых до инженеров, пионеров и пенсионеров на платных «выселках», — как по мановению волшебной палочки, стих, замер и обомлел. От музыки, про которую ещё Герман Гессе писал: «Никто из нас не знает о смерти так, как Бах, никто из нас не знает о бессмертии так, как Бах».

В пику всё тем же старым и скучным критикам, которые упрекают пианиста в том, что, исполняя лишь одну из частей сонаты Бетховена, он разрушает произведение, Мацуев исполнил финал «Апассионаты». Но какой финал! Один финал, который иному пианисту мог бы с лихвой заметить исполнение всех тридцати двух сонат венского классика.

Как-то после сольного концерта в Shamps Elysees в Париже к нему подошёл внук Рахманинова — Александр Борисович Рахманинов. Ошеломлённый, растроганный игрой русского пианиста, он сказал: «Если вы бросите курить, я вам дам большой подарок». (Дело в том, что Сергей Васильевич был заядлым курильщиком, и его смерть от рака в возрасте 69 лет родственники связывали с этой привычкой). И Мацуев бросил. И стал первым исполнителем студенческих произведений Сергея Рахманинова: сюиты и фуги 1892 года, которые никто никогда не слышал…

Предваряя следующий номер, Денис Леонидович вспомнил историю, как композитор Прокофьев обратился к пианисту Святославу Рихтеру с просьбой сыграть его Пятый фортепианный концерт, поскольку другие исполнители не могли играть его так, как хотелось бы Сергею Сергеевичу. Рихтер концерт сыграл и имел большой успех. В зале имени Чайковского за дирижёрским пультом в тот вечер стоял сам Прокофьев.

2

— Ну вот, Сергей Сергеевич, а вы сомневались, — заметил Рихтер, в очередной раз уходя за кулисы после бури оваций.

На что Прокофьев со свойственной ему иронией ответил:

Святослав Теофилович, разве я не понимаю, что публика хочет, чтобы вы сыграли на бис вальс Шопена.

Вальс Фридерика Шопена до диез минор в исполнении Дениса Мацуева можно объяснить лишь русской метафизикой. Играть каждый раз, как в последний, — это дорогого стоит. И никакие победы в международных конкурсах не помогут сделать душу огромной, а сердце – чутким. И в его словах: «Я обыгрываюсь на Западе, чтобы сыграть в Пскове, Рязани, Кирове, Перми» — не чувствуешь ни капли пафоса и фальши. А в истории про московского соседа-забулдыгу, который стучал ему в стенку съёмной московской квартиры и просил: «Сыграй из фильма «На семи ветрах», всё такое до боли родное, знакомое, наше. ...Сосед слушал, напивался и засыпал до утра. За другой стеной смолкал, наконец, лифт. И постоялец «однушки» на проспекте Маршала Жукова всю ночь мог спокойно заниматься на видавшей виды «Тюмени»…

Джаз – это спонтанность, а главная интрига концерта – это импровизация. И когда на сцене появляются коллеги Дениса Мацуева: контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Александр Зингер – воздух становится «предгрозовым».

Импровизация здесь, сейчас, для вас, — предваряет композицию пианист, — это полёт твоей души, это невозможно повторить.

3

И звучит джаз, что запоминается на годы вперёд. А когда к харизматичному мужскому трио присоединяется дама в ярко-красном с домрой в руках, начинается настоящий джаз-шабаш на тему знаменитого двадцать четвёртого «Каприса» Паганини. В умопомрачительном болгарском танце страсти накаляются до предела, и инструмент Екатерины Молчаловой буквально взрывается двумя лопнувшими струнами. И в этот момент превзойти её, пожалуй, смог бы лишь сам Николо Паганини, исполнивший сонату на одной струне.

Вот что значит настоящая страсть, — восхищался коллегой Денис Леонидович, — как говорил мне Пласидо Доминго, искусство без страсти не бывает!

А на подходе уже был «джаз на все времена» — «Испания» Чика Кориа. Блестящие импровизации юного флейтиста из Воронежа Владимира Съянова то взрывались латиноамериканскими фонтанами аккордов от маэстро Мацуева, то интеллектуальными переборами контрабаса Андрея Иванова, то ритмичными перестукиваниями Александра Зингера.

— Ботинки классные! – не смог удержаться от комплимента Денис Мацуев, провожая за кулисы молодого коллегу, сорвавшего нешуточные овации.

Я полагаю, и Чик Кориа тоже был бы доволен…

Если в детстве вас напугали Григом, то ситуацию может исправить только «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» и «В пещере горного короля» в джазовой обработке Дениса Мацуева и компании. Уже после первой композиции вы незаметно вольётесь в ряды григоманов, григофилов и закажете на популярном маркетплейсе клавир «Пер Гюнта». В лучших традициях русского народного джаза изумительный по гармоничности сплав импровизаций и эмоциональный накал без скафандра выводят слушателей на околоземную орбиту и с изменённым в лучшую сторону сознанием опускают на бренную землю.

4

— Если на сцене полтора часа лежит виолончель, значит, где-то неподалёку должен быть и человек, который на ней играет, — объявил следующий номер программы Денис Леонидович. Потом подумал и прибавил: — Она вообще-то здесь со вчерашнего дня лежит. Омская филармония – очаг искусства, где не пропадёт ни одна виолончель! А кто был вчера на нашем концерте, тот конечно не может забыть, как играл Борислав Струлёв.

И он не заставил объявлять себя дважды и вышел: в кроваво-красном пиджаке и такого же цвета носках и рубашке. И заиграл такого «Лебедя», что Сен-Санс, ей-богу, в гробу перевернулся. Потому что струлёвский «Лебедь» — бессмертный, и в тот момент, когда у французского романтика он обречённо складывает крылья, у Борислава Борисовича, виолончелиста исключительного темперамента и офигительной техники, начинается «взвейтесь, соколы, орлами». Это надо не только слушать — на это надо смотреть. Потому что лицом этот виолончельный «бог» разыгрывает полномасштабный спектакль с прологом, катарсисом и умопомрачительным «вместо послесловия». Шоу в хорошем смысле слова – его работа. Но без Дениса Мацуева, Екатерины Мочаловой, Владимира Съянова, Андрея Иванова и Александра Зингера оно, конечно, было бы неполным. Как классика без джаза, который тоже отвечает за интеллект и размер души.

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Омская филармония

Теги:Омская филармонияДенис Мацуев

Комментарии



























Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Наталья Захарцева (Резная Свирель)


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

21371021 ноября 2024
Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

4120114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5244310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6917106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх