«Когда "хочу" не меняется на "надо", дети сталкиваются с трудностями»

Говорим с детским психологом МЦСМ «Евромед» Розой Рудольфовной Станкеевой о возрасте, когда ребёнок должен заговорить, о тревожных сигналах в поведении, о том, что может прятаться за обгрызенным карандашом, об «ужасном двухлетии» и «невидимых» клеточках в тетради, о последствиях «дистанционки», приоритете личного примера над приказами и, конечно же, о проблеме гаджетов.

297705 мая 2025
«Когда "хочу" не меняется на "надо", дети сталкиваются с трудностями»

— Роза Рудольфовна, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами к Вам чаще всего обращаются пациенты?

— Среди моих пациентов дети разных возрастных групп. К примеру, дошкольники, у которых есть трудности с регуляцией поведения. В этом возрасте принципиально важным является формирование произвольной регуляции, то есть способности к овладению собой и всеми психическими процессами — вниманием, мышлением, в том числе регуляцией поведения. Сложность регуляции поведения ребёнка заключается в том, что он действует так, как ему хочется, а не так, как от него требует регулятор — окружение, среда, родители. Ребёнок говорит: «Не хочу!» и делает так, как хочет. В этом случае имеет место незрелость на психологическом уровне. Есть такое понятие, как эгоцентризм мышления. К дошкольному возрасту это мышление должно поменяться на другую форму, которая называется «децентрация». Ребёнок должен сформировать контакт с родителем, то есть научиться договариваться. А когда мотив «хочу» не меняется на мотив «надо», когда психологически незрелые дети идут в школу, они сталкиваются с трудностями и получают дезадаптацию. 

С детьми школьного возраста частый запрос — трудности формирования школьных навыков. Обычно это ученики 1-2 классов. В этом случае мы сначала проводим нейродиагностику, диагностику психологической готовности, готовности к обучению, а затем формируем определённую программу коррекции.

— То есть это дети, которые не успевают по школьной программе?

— Да. При этом трудности бывают разные, например, особенности оптико-пространственного восприятия, когда дети «не видят» клеточки в тетради, неправильно складывают звуки при чтении, имеют трудности в арифметике. Частые обращения родителей связаны с трудностями концентрации внимания у школьника, низким уровнем внимательности. У детей в этом возрасте есть интерес к школьному обучению, это их ведущий мотив деятельности, однако при проблемах, связанных с невосприимчивостью или неосвоением учебной программы, возникает дезадаптация, снижается общая мотивация к учёбе. У младшего школьника по-прежнему остаётся базовая мотивация «быть хорошим» для своих родителей, для учителя, и, если это не получается, может развиваться внутренний конфликт, и дальше, как следствие, возникают невротические состояния, например, навязчивые действия (ребенок закусывает волосы, одежду, часто моргает, грызёт карандаши, ломает ногти...).

— А с подростками Вы работаете?

— Подростки часто приходят по направлению от неврологов, терапевтов, гастроэнтерологов, дерматологов. В этом случае мы работаем совместно с этими докторами. В основном у подростков наблюдаются более сложные нарушения – психосоматические реакции, психиатрические состояния. Дети среднего возраста (5-7 классы) часто приходят с проблемами адаптации, с проблемами с коммуникацией с учителями, сверстниками, родителями.

— Какой подход Вы применяете в своей работе?

— Прежде всего беседую с пациентом, собираю информацию о трудностях, об истории развития ребенка и, конечно, провожу диагностику. На первом этапе мы формируем запрос, то есть определяем, в чём трудности. Дальше собираем анамнез: когда это произошло, как долго длится. Затем проводим психодиагностику. Используем часто проективные рисуночные тесты, опросники, наблюдение, беседу. Дальше, в зависимости от того, в каком направлении будем работать, используем разные варианты психотерапии, но в основном когнитивно-поведенческую. Она помогает формировать осознанность поведения, принятие своих чувств, переживаний и ведёт к конструированию новых моделей поведения. Если это трудности формирования учебных навыков, то используем нейрокоррекцию. Этот подход особенно хорошо работает в возрасте 4-10 лет.

— Поясните, пожалуйста, что такое нейропсихологическая коррекция?

— Это комплекс специфических мер, которые направлены на коррекцию нарушенных (повреждённых) функций мозга. Мы в своей работе используем способ «замещающего онтогенеза», который направлен на компенсацию и развитие альтернативных, рабочих путей для тех функций, которые в силу определённых обстоятельств были нарушены у ребёнка на ранних этапах развития. Мы используем сенсомоторную коррекцию, это приёмы, которые позволяют через тело, через работу с нейрооборудованием, нейроигрушками (мячики, мешочки, палочки) «запустить» когнитивные функции.

На занятия дети приходят вместе с родителями. Один раз в неделю мы занимаемся в клинике, а дома они ежедневно самостоятельно выполняют задания на протяжении минимум трёх месяцев. Задания построены по принципу от простого к сложному, формируем и совершенствуем произвольную регуляцию. Важно понимать, что слово «произвольная» образовано от слова «воля»: когда я не хочу этого делать, но нужно. У маленького ребёнка это формируется через игровое взаимодействие с психологом или с родителем, у более взрослого — через осознание своей деятельности. В любом случае через игру, через упражнения мы формируем зрелость. То есть от тела мы идём к коррекции когнитивной функции. Это то, что мы называем предпосылками к обучению: внимание, мышление, память, восприятие — высшие психические функции, которые важны для обучения. Незрелыми они могут быть вследствие определённых причин, которые нарушили естественный путь развития ребенка.

— Скажите, пожалуйста, сколько времени обычно занимает терапия?

— Существуют краткосрочные и долгосрочные виды психотерапии. Краткосрочные, как правило, занимают три-четыре встречи, за которые мы разрешаем проблему. В основном, если у ребёнка есть какие-то устойчивые трудности, то выходим на семью, чтобы работа была эффективной. Терапия становится долгосрочной, длится от одного до трёх месяцев, а в некоторых случаях и до полугода.

— Как часто проходят встречи?

— Один-два раза в неделю в зависимости от состояния. К примеру, в случае с тревожным расстройством задача психолога состоит в снижении тревоги с помощью различных способов: арт-терапии, проективных методов, бесед. Подростки зачастую приходят просто поговорить, приносят неразрешимые трудности, и тогда мы работаем в режиме консультирования.

 

 

— Вы работаете психологом уже более 20 лет, поменялось ли что-то за это время в плане запросов, портрета Вашего пациента, способов лечения?

— Раньше нарушения и расстройства у детей не были такими выраженными. Родители с детьми приходили с такими запросами, которые можно было решить в рамках одного приёма, в рамках работы с одним специалистом. Сейчас зачастую нужен многофункциональный подход. Дело в том, что в настоящее время у ребёнка при рождении могут возникнуть проблемы, с которыми мы раньше не сталкивались. Это приводит к сенсорным трудностям, трудностям поведения и формирования необходимых для жизни навыков. Требуется помощь детям с сочетанными нарушениями. Сочетанные — значит многозадачные, когда у ребёнка есть не только психологические, но и психиатрические, неврологические, логопедические трудности, трудности специфичности мышления. В этом случае работа происходит на двух уровнях: педагогическом — с логопедом, дефектологом, психологом, нейропсихологом, и на медицинском — с психиатром или неврологом. Такого ребёнка очень сложно «вести», необходимо глубоко погружаться в ту проблему, которая его беспокоит. Раньше приходили на прием с детьми с несложными проблемами адаптации к детскому саду, сейчас у некоторых детей адаптации к детскому саду не происходит в силу психических нарушений, расстройства речевого развития. Если ребёнок не заговорил до пяти лет, обычная психотерапия не подходит, там уже нужна более серьёзная коррекция.

— С чем это может быть связано?

— Это актуальная проблема, которая сейчас активно изучается. Причины могут быть связаны с экологией, социальными, экономическими особенностями. На мой взгляд, имеет место проблема коммуникации. Это может быть связано с тем, что дети в какой-то период учились дистанционно, общение со сверстниками было недостаточно развернутым, интересным, мотивирующим к формированию значимых отношений. Кроме того, дети перестали бегать во дворах, общаться в неформальной обстановке, в основном у них ограниченная жизнедеятельность в рамках школьного обучения.

Очень часто приходят на прием подростки, которые посещают школу с учебной программой, не соответствующей их уровню развития. Они перегружены дополнительным обучением, занятиями с репетиторами. И тогда в силу своей незрелости детская нервная система и психика перегружаются, дают сбой. Особенно это касается тревожных детей. Среди причин повышенной тревожности у подростков также, на мой взгляд, можно обозначить специфичность психологической среды: буллинг, конфликты с учителями, непринятие подростка. Плюс ввиду занятости родителей система координат нравственных ценностей не формируется либо формируется искаженно.

— Сегодня некоторые психологи бьют тревогу: нынешнее поколение детей растёт в условиях избытка, изобилия, отсутствия трудностей, и это в итоге иногда приводит к депрессиям, дети не хотят и не умеют проявлять активность. Как Вы относитесь к такой точке зрения? Подскажите родителям, что в связи с этим делать?

— Всё зависит от психологического климата в семье. Бывает, приходят дети, растущие в семье с высоким социальным и материальным статусом, при этом потрясающе воспитанные. В такой семье сохранилась ценность общения. С подростками часто нужно проработать вопрос мотивации. Родители хватаются за голову и говорят: «У него всё есть, какая тут мотивация?». Мы делаем акцент на межличностном взаимодействии: коммуникация, игры, совместная деятельность. Часто родители в силу своей занятости дают ребёнку материальные блага, как будто «откупаются». Но дети, конечно же, нуждаются в другом. Всё-таки мы существа социальные. Только через общение, через значимость межличностного контакта родители могут влиять и корректировать поведение. Но при этом не всегда удаётся донести это до родителей. Взрослые уходят от общения — отдают детей в частные школы, где они находятся с утра до вечера, либо дети постоянно на занятиях с репетиторами или нянями. Но потребность в общении с родителями остаётся, и вокруг этой пустоты появляется проблема.

— Сложный и частый вопрос про гаджеты. Что делать родителям?

— Когда на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Где сейчас твой телефон?», зачастую он начинает тревожиться: «У меня забрали». У каждого возраста есть свои психологические и психические задачи, которые ребёнок должен освоить. И самая главная задача, когда он переходит из одного возраста в другой, связана всё с той же регуляцией. Ведущий мотив у ребёнка младшего школьного возраста — обучение. Им нравится ходить в школу, общаться со сверстниками, и гаджеты их интересуют в меньшей степени, трудностей здесь, как правило, не возникает.

Трудности могут возникать тогда, когда школьная мотивация снижается и на первый план выходит общение. В современном мире общение у подростков выстраивается и в формате онлайн. И в этом случае очень важно не забирать гаджет, особенно когда у ребёнка имеются трудности в коммуникации. Если мы лишаем ребенка единственного канала общения, он, конечно же, страдает. Может появиться тревога, агрессия, и отношения с родителями дают ещё более глубокую трещину. Как можно решить эту проблему? Важно понимать, что задача этого возраста — организоваться и сформировать саморегуляцию, самообслуживание, самоконтроль. Важно договариваться! Установить чёткий регламент экранного времени, определить условия, «подписать» договор.

Кроме того, чтобы ребёнок с головой не уходил в гаджет, мы должны предлагать ему альтернативу: совместные игры, совместные походы, прогулки, чтение, семейные традиции, ценности.

Бывает, что и родители сами проводят время в гаджетах. А ведь детей воспитывают не наши слова, а наши поступки. Бессознательно они всё считывают, у них возникает закономерный вопрос: «Почему тебе можно, а мне нет?». Поэтому здесь проблема не детей, а проблема семейного взаимодействия.

— А если ребёнок отказывается от совместного времяпрепровождения?

— Ищем причину. Если ребёнок в хороших отношениях с родителями, он никогда не откажется. Актуальная потребность у ребёнка — формирование межличностного контакта, интимно-личностного взаимодействия. Если это подросток, которому 14 лет и «мы уже проиграли», то, конечно, он может отказываться. В первой половине подросткового возраста — 10-12 лет — дети открыты миру, они ценят обращённый взгляд, интерес родителей к ним. Если мы в этот период не преуспели, дети закрываются, и тогда здесь нужна уже более серьёзная терапия. У детей бывает высокая тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, тяжёлые поведенческие трудности, проблемы пищевого поведения — но это уже про заболевания, задача психолога всё-таки — это больше сопровождение.

— Продолжая тему подростков. Если ребёнок не умеет общаться, есть трудности в группах, как Вы помогаете в таких случаях?

— В вопросе неумения общаться важно понимать, что происходит. Если у ребёнка в школе нет друзей, это нормально, потому что в школу ходят учиться, он коммуницирует с наукой. Ведь коммуникацию мы не ограничиваем школой, есть ещё различные кружки, секции. Если ребёнок застенчив, нужно формировать навык публичного выступления, коммуникации со сверстниками в неформальной среде. Предлагаем ему заняться спортом, творчеством, учитывая при этом его интересы и способности. Также я как психолог предлагаю выполнить какие-то задания — это всё в рамках когнитивно-поведенческой терапии, когда мы выявляем эмоции, учимся эти эмоции контролировать, осознавать, поэтапно формируя таким образом нужный навык поведения.

Но всё же у подростков главное — коммуникация: с собой, с семьей, со сверстниками, с миром, с телом. Здесь важно не то, что мы говорим, а то, как нас подросток понимает. Нужно выйти на ту проблему, которая его волнует, а это задача взрослого, так как у подростка часто нет такой способности — понимать. Они, конечно, что-то пытаются делать, но до конца не осознают ответственности. Потому что у них зоны мозга, которые отвечают за процессы целеполагания, ещё не дозрели. И здесь задача взрослого и психолога — быть адекватными, сопровождающими помощниками.

— Вернёмся к маленьким детям с их сложностями с запуском речи. Это, увы, очень актуальная сегодня проблема. С какого возраста уже нужно обращаться к специалистам? Что сами родители могут сделать?

— Нужно быть внимательным к ребёнку. Есть определённые возрастные показатели: что ребёнок должен уметь к определённому возрасту. Первое, на что мы обращаем внимание, — это игра. Два года — важный период, который ещё называют «ужасным двухлетием», когда включается мышление, формируется речь. Когда ребёнок использует в своей игре речь, то он развивает мышление. В два года малыш должен играть с предметами-заместителями, это так называемая игра «понарошку», когда ребёнок отражает свой опыт в игре. Например, кормит медведя, укладывает его спать, возит на машинке. При этом для каши ему не нужна настоящая крупа, ею может быть песок, кастрюля — это ладошка, ложка — это палец. Когда ребёнок использует предметы окружающего мира на уровне фантазии, он начинает создавать элементы сценария, это говорит о его благоприятном психическом развитии. Бывает, что ребёнок в два с половиной года не говорит, а игра представлена в основном манипуляциями с предметами — он их перетаскивает, перекладывает, то есть в игре нет сюжетного элемента, — это может говорить о том, что мышление не включилось. Это является поводом для обращения к психологу, получения рекомендаций.

В настоящее время меняется понятие нормы, и сегодня мы говорим, что если до девятилетнего возраста ребенок не заговорил, то речь и не включится. Буквально несколько лет назад верхняя граница ограничивалась пятилетним возрастом. В этом случае имеют место быть сочетанные нарушения, про которые я уже говорила. Дети рождаются с какими-то предпосылками к нарушению, поэтому нужно быть очень внимательным. Речь в начале лепетная, потом появляются слоги, затем слова. Нужно обращать внимание на наличие зрительного контакта, умение называть своё имя, знакомиться, получать удовольствие от общения с любым взрослым: родителями, бабушками, дедушками, знакомыми. Если этого нет, если ребёнок также не понимает обращённую речь (игнорирует просьбы), то это тоже сигнал тревоги.

 

 

— Хочу затронуть тему аутизма. Скажите, пожалуйста, насколько это заболевание распространено? Как родителям его опознать и что делать?

— До недавнего времени аутизм был «модной» болезнью, и любое нарушение называли аутизмом. В настоящее время подход изменился. Мы обращаем внимание на две вещи. Во-первых, на расстройство коммуникации, о котором я уже говорила. К вышеперечисленным добавлю ещё такие маркеры: ребёнок уходит от общения, ему интересны предметы, а не сам взрослый. Он может длительное время наблюдать за одним и тем же действием, что не типично для включенной активности ребенка. Второй важный момент — аутостимуляция: ребёнок может кружиться, часами перекладывать одни и те же предметы, стучать ими — это беспокойные сигналы. Всё это поводы обратиться к специалисту: к психиатру, психологу. В этих случаях нужно разбираться, так как могут быть нарушения не только аутистического спектра, но и проблемы с нервной системой, с формирующимся интеллектом. Если маму что-то взволновало, важно прийти и проконсультироваться для того, чтобы успокоить себя. Если мама, обнаружив проблему, будет пытаться разобраться самостоятельно, то она получит повышенный уровень тревоги и эмоционально отстранится от ребёнка.

— Расскажите, пожалуйста, кратко о своём профессиональном пути.

— По первому образованию я фельдшер. Работала в клинике, и мне это очень нравилось. Психология стала моим вторым образованием. Изучая эту науку, ты помогаешь себе, своим близким. И когда этого опыта достаточно, хочется им поделиться.

— Где Вы учились на психолога?

— В Омском педагогическом университете я получила образование педагога-психолога, а в медицинском университете — клинического психолога. Также мне близка питерская школа психологии, я много учусь в Санкт-Петербургском институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, в институте практической психологии «Иматон». Сформировать клиническое мышление детского психолога мне помогла встреча с Марией Владимировной Осориной, которая стала моим проводником в психический мир ребёнка. Обучение у неё было для меня важным периодом профессионального становления. Она психолог от Бога.

— Скажите, пожалуйста, как лично Вы отдыхаете, заряжаетесь энергией?

— Когда много работаешь, общаешься, включаешься… – много отдаёшь, важно не «выгореть», не истощиться. Мне помогает восстанавливаться природа. Люблю разводить цветы на даче, путешествовать, бывать со своей семьёй на природе. Наполняет чтение, музыка, театр.

— Вы используете какие-то специальные практики: медитацию, дыхательные?

— Да, я всё это делаю в процессе работы. Важно получать психотерапию самой, поэтому периодически работаю со своим психологом. Люблю бывать в Санкт-Петербурге. Этот город восстанавливает и вдохновляет меня. Общаясь с коллегами, такими же увлеченными людьми, получаешь ресурс, понимаешь себя лучше. Это тоже способ расслабиться и наполниться.

— Какой самый важный совет Вы можете дать каждому родителю?

— Самое главное — общение. Это то, что, к сожалению, нашей культурой сейчас утрачивается. Важно видеть потребности ребёнка, смотреть на мир его глазами, понимать, что он чувствует, быть с ним рядом на всех этапах взросления, быть тем эффективным взрослым, который сопровождает ребёнка в мир взросления и становления его личности.

 

Роза Рудольфовна Станкеева принимает* пациентов в Детском «Евромеде» на Кемеровской, 13. Записаться на консультацию к специалисту можно по тел. 331-400.

*Приём (тестирование, консультация) медицинского психолога первичный. 

 

Коды по номенклатуре медицинских услуг, указанных в данной статье, обозначены в прейскуранте на официальном сайте ООО «МЦСМ «Евромед».

ООО «МЦСМ «Евромед»
https://euromed-omsk.ru
Реклама

Лицензия Л041-00110-55/00573852 от 12 августа 2020 г.

Комментарии

























Блог-пост

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

63503 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

179327 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

159423 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

168321 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх