Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

190721 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Я много за что его хвалил. Последний раз за хорошие оценки, за активное занятие спортом. Мой сын занимается плаванием.

Я не кричу на своего ребёнка. Ну когда-то давно было… У детей же есть жесткий период, в 3-5 лет, когда они маленькими деспотами становятся. В то время можно было и прикрикнуть и где-то чуть-чуть шлёпнуть, но сейчас это давно ушло. Сын уже взрослый, осознанный человек, ну как я могу его наказывать? Тем более, что он дичь никакую и не творит. У нас всё в разговоре решается. Убеждение – наилучший способ. Человек должен понять, в чём он не прав, а не быть наказанным, иначе он затаит злобу, чувство несправедливости какое-то, и все равно будет поступать по-своему.
Мой управленческий опыт подсказывает, что большая часть умных людей гораздо эффективнее что-то выполняют, если они убеждены в правильности того, что делают. Задача руководителя, в том числе отца, сделать это, убедить.

1

Ни разу такого не было, как «папа, купи!» или «куда-то не пойду!». Сын до сих пор очень скромен в этом отношении. Он никогда особо ничего не просил в магазинах и всегда с интересом ходил, куда его не позови. Я сам удивлялся этому. В детский сад, правда, не хотел ходить, но и то это было давно и недолго — в полтора-два года.

Ян удивляет меня своей целенаправленностью и целеустремлённостью. В отличие от меня он сконцентрирован. Он не хватается за несколько дел сразу. Чем-то занимается и, когда ему предлагаешь что-то еще другое, он говорит: «Нет, я не хочу браться за всё подряд, потому что у меня не останется времени на это занятие». Вот это меня удивило, конечно. Всё время удивляет.

Именно концентрации у сына я и учусь. Ян всегда сконцентрирован. Он знает, что ему нужно.
Научил ли ребёнок каким-нибудь новым словам? Например, «дноклы чилят», «дикий кринж» или «симпл-димпл»? Он что-то такое говорил?.. Не часто, но Ян что-то новое для меня говорит. Но в постоянном словесном обороте такого нет. Я эти слова даже не запоминаю.

У нас есть совместное хобби. Мы в походы выезжаем по Омской области. История, краеведение, посещение разных мест – вот это наши занятия. Практикуем такое уже давно. С восьми-девяти лет Яна где-то.

Зависимости от гаджетов, как таковой, нет. Мы стараемся за несколько часов до сна вообще не пользоваться смартфонами, ноутбуками. Были этапы, когда ребёнок играми увлекался очень сильно, но это быстро прошло. Он осознанный человек — когда зрение начало падать, сам отказался от этого. Естественно, можно залипнуть, но мы стараемся себя контролировать и от этого же качество сна ухудшается. Ограничиваем себя. Зависимости нет, да и времени на нее нет, если честно.

За 9 лет, наверное, один раз, в не помню уже каком классе, помог ему с домашней работой — и всё. Сын сам занимается. И я сам тоже занимался, и мне никто не помогал, и у супруги так же было. Мы сразу старались сильно не помогать, чтобы он самостоятельный был человек.

У меня вопрос к форме современного образования, конечно. Эта доступность информации сейчас, мне кажется, очень сильно перегружает. В сравнении со мной, когда я учился, уровень образования не был хуже, да, но сейчас такое количество информации в детей грузят постоянно, и в электронном виде, и в таком, и в таком... Дети перегружены, они не могут разносторонне заниматься. Когда мы учились, мы успевали проходить и программу, и в секции ходить, и на несколько кружков, и в музыкальную школу. Сейчас, если, дай бог, тебя хватает на что-нибудь одно из этого, то уже хорошо. Ребята, бывает, и до одиннадцати, и до двенадцати ночи учат.

Ну и, конечно, у меня вопрос ко всем этим ЕГЭ и ОГЭ. Безусловно, они идут даже свыше школьной программы, приходится что-то дополнительно изучать. Мне кажется, это излишне. Раньше была проблема с информационным доступом к знаниям, много чего было ограничено, а сейчас «дорвались до бесплатного». Это как с перееданием после поры, когда не было многих продуктов. Раньше не стояла практически проблема с излишним весом, не страдали люди перееданием, а когда стали доступны эти калории, люди начали заболевать именно этим. А теперь у нас еще и информационный переизбыток, фильтровать не умеют и всем подряд перегружают. Я бы, наверное, поработал над этим. А вот чего не хватает, на мой взгляд, в школьной программе, так это знаний практической экономики и навыков коммуникабельности. Мне нравится, что проектная работа у них есть, когда люди сотрудничают. Социальные же навыки, навыки общения страдают, особенно у детей, которые с гаджетом постоянно. Надо именно это тренировать в том числе. Это, наверное, один из основных навыков, а у нас с коммуникациями проблемы. Я такого предмета даже не слышал. Где-то там в обществоведении вроде проскакивает, но совсем чуть-чуть. С экономикой и личными финансами дети тоже не дружат, будто мы воспитываем будущих клиентов для микрофинансовых и кредитных организаций. Мне лично с ребёнком приходится этим заниматься.

2

Вот эти две вещи – экономика и коммуникация – они обязательны. Я бы основу давал какой-то экономической деятельности по предпринимательству, чтобы дети могли понять, какой путь им выбрать в жизни. Если дети становятся взрослыми и вообще не дружат с финансами — это страшно и плохо.

Я читаю, а Ян читать не сильно любит. Хотя для нынешнего поколения, наверное, он читает даже больше среднего, но в сравнении с нашим — ну очень мало. Дети сейчас больше любят смотреть видео, причём видео тоже есть двух планов: познавательные в Ютубе, на других каналах, в которых действительно можно что-то узнать, а есть ТикТоки... Слава богу, мой сын больше любит видео, которые дают знания. На это я соглашаюсь, потому что все же идёт усвоение информации по большему количеству каналов, вдобавок к чтению. Хотя чтение, конечно, больше развивает фантазию и мозг.

Я пытался привить сыну любовь к чтению, но, опять же, их и в школе грузят очень сильно… Конкретно у нас неплохо по литературе — у него очень сильный учитель. Классику строго спрашивает, поэтому приходится перечитывать. Она детей и стихи заставляет учить очень часто. Я считаю, что это тоже для мозга очень хорошо — уметь стихи читать, декламировать наизусть. Так различные стороны мозговой активности развиваются — память, эмоциональные какие-то вещи. Я даже себя ловил на мысли, что некоторые книги в школе профилонил и не прочитал, а он вычитывает. На произведения из внеучебной программы времени практически не остаётся. Ну, а летом я не знаю, какой пацан сильно много читает, я вот лично тоже летом много не читал.

Замечал ли у себя желание «дореализовать» за счет ребенка свои детские мечты? Ни в коем случае. Я против этого. Мои нереализованные желания – это мои нереализованные желания. Сын – отдельный человек. У него есть свои желания, свои стремления. Для меня самое главное, чтобы он мог себя реализовать и стать счастливым. Я ни в коем случае не буду навязывать своё. Это моё принципиальное мнение.

Пытаюсь ли воспитать из ребенка «настоящего мужчину»? Ну а кто это такой? Настоящий мужчина – это тот, кто смел, самостоятелен, берёт ответственность на себя. Ответственность и самостоятельность в мужчине, я считаю, одни из самых важных качеств. Мне немножко пришлось Яну помочь, когда я отдавал его в карате. Он там прозанимался достаточно длительное время для того, чтобы у него ушел страх конфликта. В 5, 6, 7 классе дети же начинают активно друг друга буллить. Карате помогло сыну, дало возможность постоять за себя в силовом плане, и он себя после этого даже больше стал уважать. При этом он добрый по природе. Сильный мужчина должен быть добрым, я считаю. По большому счету, только сильный и может быть добрым.

Ни разу такого не было, чтобы мы давали сыну карманные деньги. Я иногда даю ему деньги за работу. Сын в IT-сфере во многих вещах лучше, чем я разбирается. Иногда я ему в бизнесе еще где-то даю какие-то задания, которые он выполняет, и за них я плачу. Иногда мы вместе проводим какие-то небольшие сделочки на Авито, деньги делим пополам. Ян у меня очень парень экономный. На депозит откладывает, за этим внимательно следит. Мои частные уроки финансовой грамотности дают свои плоды. Он не раскидывается деньгами, очень бережно к ним относится. Мужчина должен уметь зарабатывать деньги, ему семью ещё содержать.

Какие принципы своих родителей я взял на вооружение, а от чего категорически отказался? Отказался от жесткой опеки по учебе, жестких проверок, установки учиться на одни пятерки. Это приводит к невротизму. Хотя сын и учится на пятерки, но я вообще говорю, что это неважно. Если ты сам хочешь, пожалуйста, но я за этим не смотрю. Вот эту жесткую опеку, жесткий контроль я постарался убрать, а так же постарался убрать свои нереализованные желания. Сейчас, наоборот, смотрю за ребенком и пытаюсь понять, какие у него есть стремления и наклонности.

Что постарался перенять? С отцом мы постоянно ездили на рыбалку, мне это нравилось. Я тоже начал с собой сына возить, и теперь у нас это уже традиция.

3

Приучение к домашнему труду я также перенял, чтобы не было такого, что только родители дома убираются или на участке. Мама, царство ей небесное, приучала нас к домашнему труду, у каждого были свои обязанности. У Яна тоже есть свои домашние обязанности, которые он выполняет, и это для него нормально. Никаких вопросов нет. Мы все одна семья, у всех одинаковые обязанности. Вот за это я тоже благодарен, что родители меня многому научили.

У нас в семье происходит мало таких ситуаций, когда стоит серьёзно беспокоиться. Доверять надо ребенку. Чтобы сын пропадал на сутки и далее в том же духе — у нас такого нет. Ребёнок благоразумный, благовоспитанный. В свои 15 лет, я, конечно, за себя бы переживал. Но у нас сейчас таких ситуаций, в которых можно переживать, мало, а там где можно — стараемся как-то себя контролировать.

Я думаю, что секс-просвет за нас сделал интернет. Они в этом возрасте уже всё знают и всё видели. Мы об этом с сыном не разговаривали, но будет вопрос – поговорим. Сейчас, кажется, на любой запрос в сети инструкция есть. У меня такое ощущение, что они ещё сами нас научат...

В любом мире, в современном или в прошлом, важны коммуникативные и социальные навыки, потому что человек существо общественное. За счёт этого мы и эволюционировали, стали, как некоторые считают, царями природы (или главными паразитами природы). Что мы господствуем, это понятно, но социальный навык важен. Мы живем во взаимодействии с другими людьми, и основные проблемы и успехи у нас находятся на грани этих взаимодействий.

Мне кажется важным, чтобы человек нашел свое дело, которое ему будет даваться и нравиться. Если эти две составляющие совпадут, тогда при определенных усилиях ребёнок добьется успеха, в том числе в материальном мире. Хорошо, что у моего ребенка совпало. IT направление перспективное. И он уже давно в нём.

И, конечно же, надо эмпатией обладать, любить себя и с уважением относиться к другим людям. Это тоже важно, как и финансовая грамотность.

Ходим в церковь, молимся. Храм посещаем. Нельзя сказать, что каждое воскресенье, но посещаем.

Мы разговаривали с сыном про наркотики, и про курение, и про алкоголь. У него уже есть устойчивое, сложившееся мнение по этому поводу.

Самый лучший вариант профилактики наркомании и алкоголизма — это разговор. Нужно рассказать, показать какие были и какие есть примеры.

Что бы изменил в собственном поведении и принципах воспитания, если бы была возможность вернуться в самое начало, когда ребёнок только родился? Наверное, ничего, потому что, судя по результату, я всё правильно делаю.

4

 

Екатерина Григорьева

Автор:ВОмске

Фото:из личного архива Олега Ананьева

Теги:правила воспитаниядети

Комментарии

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Ксения Полежаева

— адвокат

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1651223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

70818 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

99203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

230227 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх