
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд
Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером.
33603 июня 2025
Последний раз я хвалила свою младшую дочь сегодня утром. (Записано еще до окончания учебного года - прим.ред.) Она сама проснулась без будильника и почистила зубы без напоминаний. Единственное, что она не сделала, — не убрала кровать, но я сказала: «Ничего страшного, впереди выходной, вернешься из школы и уберёшь».
Да, я повышаю голос. Я понимаю и признаю, что бессильна в этой ситуации. Крик — это бессилие, и это известный факт для многих. Большинство родителей, и я в том числе, повышают голос. Но я считаю, что только диалогами можно донести что-то важное до детей.
1Я многим восхищаюсь в своих детях. Восхищаюсь тем, что они очень быстро впитывают различную информацию. Я в силу своего рода деятельности прохожу очень много обучений, и для меня бывает сложновато как-то перестроиться. Они же так быстро внедряют всё в свою жизнь. Очень быстро усваивают какие-то техники по запоминанию, им легко дается изучение английского языка, что, например, мне дается значительно сложнее. Восхищает их интерес к жизни. То есть у них нет такого: «Мам, мне скучно». Был, конечно, какой-то период недолгий, но мы нашли решение, как выбраться из этой «ямы». Этим я действительно восхищаюсь.
Я учусь у своих детей принимать происходящее. Просто принять какие-то жизненные ситуации и не сопротивляться. Они очень часто показывают мне это на своем примере. Например: «Да, мам, я опоздала. Ну что сделать? Потом исправлю эту ситуацию». Не нужно в моменте «взрываться».
У нас очень много любимых совместных занятий. Практически все кружки, которые они посещают, — это всегда какое-то совместное творчество. Например, когда старшая дочь училась в музыкальной школе, то мы вместе изучали с ней композиторов. Мы постоянно вместе что-то делаем. Если я на работе, то они мне помогают по дому. Если это какие-то совместные поездки, то мы вместе выбираем, куда мы поедем, чтобы было интересно и нам, и детям. Путешествия — это вообще моя любовь. Раньше это было моей мечтой, а теперь это то, что я реализовываю постоянно и приобщаю к этому детей. Это же тоже своего рода развитие, это посещение новых мест страны. Это всегда что-то новое, полезное.
Я бы сказала, что у моих детей частично есть зависимость от гаджетов. У нас есть ограничения: 1) после 9 часов вечера мы не играем в игры на телефоне; 2) мы не играем в будние дни, пока учимся, потому что для этого есть выходные. Когда я вижу, что уже перебор, говорю им об этом, дети адекватно реагируют. Они не будут кричать и швыряться телефонами.
Я помогаю с выполнением домашнего задания, но стараюсь это не контролировать. Если честно, то я после первого класса как-то опустила этот контроль, но всегда спрашиваю: «Сделала домашнюю работу?». Могу раз в неделю, когда приеду домой, проверить, сделали ли они домашнее задание. Возьму, посмотрю, пролистаю. Но старший ребенок иногда хитрит. Младшая дочь более ответственная. Она отличница, а старшая — хорошистка. В целом, я несильно их контролирую.
Мое отношение к современному образованию — это, наверное, как тема «отцов и детей». Нам кажется, что мы прошли больше и лучше. Действительно, читая учебники, я по большей части разочаровываюсь, потому что объем информации уменьшается, тема не рассматривается более подробно. То есть у нас были разные предметы, например, ОБЖ, у них же есть окружающий мир. В рамках одного предмета они проходят то, что мы изучали в разных предметах. Единственное, все говорят, что дети очень сильно загружены. Я в это не то, что не верю… Я вижу, что они не делают так много, сколько делали мы или наши родители. И когда говорят: «Ой, их так сильно загружают, такой поток информации»... Вы ограничьте поток информации из интернета, и ваши дети будут читать учебники и книжки, и тогда потока информации будет хватать. На мой взгляд, у современных детей много лишней информации.
Я бы хотела, чтобы в школе детям преподавали психологию. Чтобы они на своем опыте не набивали шишки и более осознанно входили во взрослую жизнь, начиная с подросткового возраста, обладая определенными знаниями. Понятное дело, что в семье мы их учим, что-нибудь показываем, но если бы это был предмет школьный, я думаю, им было бы очень интересно. Я даже подала заявление на работу в лицей, потому что мне действительно этого хочется. Меня привлекает работа с детьми. Они более восприимчивы, задают вопросы и учатся, не противоречат и не оценивают. Работа с детьми мне импонирует.
2Младший ребёнок безумно любит читать, особенно если в книжке есть картинки. Она предпочитает энциклопедии и познавательную литературу. Старший ребёнок, в свою очередь, увлекается художественной литературой, особенно романтикой. Она предпочитает и произведения корейских, и японских авторов, и очень любит комиксы. Если, допустим, телефона нет, то вполне легко дети переходят на книжки. У них у каждой есть своя библиотека. Прививали ли мы любовь к чтению? Конечно. Я сама дико люблю читать. Готова, наверное, читать всегда, но иногда не хватает времени. Во время декрета мы с мужем читали детям каждый день, и они засыпали с книгами. Вечерами папа читал им разные произведения, например, «Конёк-Горбунок». Младшая дочь, наверное, на протяжении двух лет засыпала только с папой. Папа и сказка на ночь.
Да, я замечала у себя желание дореализоваться за счет ребенка. Года два-три назад я заметила, что отдала свою дочь на изучение английского языка больше из-за своего желания, так как сама до сих пор не могу его выучить. Спустя некоторое время я поделилась с ней своими мыслями и сказала, что, возможно, это больше моё желание, чем её. Она с этим согласилась и не ходила на занятия три месяца. Однако спустя время вернулась и осознала, что всё-таки хочет продолжать изучение языка. В итоге мы пришли к выводу, что, вероятно, это больше её желание. Но я до сих пор считаю, что это была моя мечта, и я пыталась реализовать её через ребёнка.
С младшим ребёнком это был конный спорт. Это было что-то недостижимое для меня в детстве. Мне очень хотелось заниматься этим, но родители не пускали, так как мы жили на одном конце города, а ипподром был на другом. Так я и не смогла реализоваться в этом направлении, а потом мой ребенок сам изъявил желание заняться этим видом спорта. Она занималась конным спортом целый год, потом у неё была травма, и она сказала, что уже не хочет заниматься, потому что ей это стало неинтересно. Тут я поняла, что не буду её заставлять, а очень хотелось. Думаю, что мне нравилось проводить время в конюшнях больше, чем ей. После этого я решила, что не буду навязывать свои желания. Поэтому английский язык и лошади остались для меня «недоделанными проектами».
Я не могу сказать, что пытаюсь воспитать из своих дочерей настоящих девушек. У меня нет сильных гендерных стереотипов, но есть определенные маркеры, например, внешний вид. Мне трудно понять современные тенденции, когда становится сложно визуально отличить мальчика от девочки. Я предпочитаю четкое разделение, ведь женственность — это прекрасно, и я считаю, что, если Вселенная или Бог даровали возможность быть девушкой, это нужно реализовывать. Поэтому я стараюсь прививать любовь к «женским» занятиям и увлечениям, таким как вышивание и рисование. Хотя эти занятия не являются только «женскими», но они связаны с творчеством. Я думаю, что важно воспитывать детей с пониманием их гендерной идентичности, не навязывая строгих рамок. Не следует говорить, что, будучи мужчиной, ты обязан делать то или это. Это должно быть что-то легкое, что помогает осознать свою принадлежность к мужскому или женскому полу.
Со старшей дочерью я разговаривала о половом воспитании, когда ей было 8 лет. Она сама меня об этом спросила. Когда я еще не была мамой и психологией сильно не увлекалась, твердо для себя решила, что буду говорить об этом, когда ребенок сам заинтересуется этой темой. Я уже прикупила книжки, сама их почитала. У меня есть три вида книг: совсем научная, совсем детская и середина, называется она «Половой ликбез». Эта книга импонирует мне больше всех. По этой книге я разговаривала со старшей дочерью.
Младшему ребенку сейчас 10 лет, и она до сих пор этой темой не интересуется. Я не хочу лезть со своими взрослыми разговорами туда, где их не требуют. Все-таки я считаю, ребенок должен сам заинтересоваться этой темой.
Да, мы даём деньги на карманные расходы. Мы завели им карты. Я, конечно, контролирую, на что они тратят деньги, но и просят они по мере необходимости. Нет такого, чтобы у детей на карте лежала большая сумма. Когда они просят деньги на что-то, я прошу их обосновывать и задаю вопрос: «Зачем?».
— Я хочу сладенького.
— Зачем?
3И вот только если они отвечают на этот вопрос, я уже разрешаю.
Как правильно научить ребенка распределять деньги? Я считаю, что необходимо их учить на своем примере. Мы часто ходим в магазин вместе, и я всегда показываю, как нужно считать. У нас возникла проблема с таблицей умножения: ни одна из дочерей не хотела ее учить и постоянно твердили: «Зачем мне это нужно?». Но когда мы куда-то идем, я постоянно напоминаю, где эту таблицу можно было бы применять. Например, я объясняю, как сравнивать объем продукта и его цену, показываю, где есть акции, а где нет. Иногда это доходит до смешного: однажды я пошутила про туалетную бумагу, и старшая дочь засмеялась, сказав, что хоть на туалетной бумаге будем экономить. В такие моменты я подчеркиваю важность понимания, где можно сэкономить, а где нет.
Приемлемо ли воспитание ремнем? На мой взгляд, физическое унижение детей — это вообще не приемлемо. Они изначально слабее нас, взрослых. Я не принимаю такого. Хотя меня два раза в моей жизни воспитывали родители ремнем. Это было жутко унизительно и стыдно. Ты не совсем понимал, за что к тебе так отнеслись. В воспитании своих детей я не приемлю такого.
Я благодарна своим родителям за педантизм, эмпатичность и отзывчивость. Мне кажется, что мои родители воспитали во мне множество позитивных качеств. Несмотря на различные трудности, включая финансовые, они всегда находили поводы для радости. Например, те же путешествия. Мы, конечно, не располагали большими суммами, и мои родители не могли себе позволить то, что могу себе позволить сейчас я. Но они всегда меня вывозили в соседний лес, на какое-то озеро, реку Иртыш. Мне кажется, мы там очень много мест объездили. Это ведь тоже своего рода путешествие, смена обстановки. Я очень благодарна им за все, что они сделали для меня, включая то, что подарили мне жизнь.
Есть принципы воспитания у моих родителей, которые я бы не применила. Я бы не прибегала к физическому насилию или «молчанию». Моя мама никогда никого ни о чем не просила и всегда справлялась сама. Я же, наоборот, стараюсь вовлекать детей в домашние дела: когда уезжаю на работу, прошу их сделать что-то по дому, например, погладить вещи, разобрать посуду или помыть пол. У моих детей всегда есть определенные обязанности по дому.
«Мам, купи!» и «Не пойду!» — таких капризов не было. У меня много подруг, у которых дети действительно капризничают. Мои племянники тоже иногда дают возможность напрячься. А мои дети были вообще идеальными. Они нигде не устраивали скандалов, не падали на пол. Но неловкие ситуации появились уже, когда они стали более взрослыми. Мой ребенок обманывал людей, и меня в том числе. Когда я приходила в школу, то какие-то такие моменты вскрывались. Мне было дико неловко, мне не хотелось ребёнка обидеть и «нападать» на него вместе с учителем. В то же время внутри мне было обидно, почему меня-то обманули. Были такие мысли: «Почему? Я же тебя и так буду защищать». Мне приходилось «лавировать».
Лучший вариант профилактики наркомании, алкоголизма — показать альтернативу в виде спорта и здорового образа жизни. Необходимо показать, что аналогичный выброс энергии можно получить от занятий спортом. Существует множество мест, где можно проводить время без курения и алкоголя. Проблемы, связанные с алкоголем, курением и наркоманией, происходят, скажем так, от того, что становится скучно и некуда себя деть. Поэтому в первую очередь нужно разговаривать с ребенком.
Я не считаю себя гиперопекающим родителем. Я иногда считаю, что даю им очень много свободы. Меня очень радует то, что мои дети мне постоянно пишут или звонят, когда куда-то уходят. Это говорит об их ответственности и за свою жизнь, и за мои переживания.
Я приучаю детей к здоровому образу жизни. Я давно стала придерживаться здорового образа жизни, включая в него правильное питание, занятия спортом и утренние зарядки. Я придерживаюсь такого принципа: если я детям говорю что-либо делать, то объясняю — почему и зачем. Не просто я сказала им, что ты утром встаешь и делаешь зарядку, а ребенок встает и не понимает, зачем это нужно. В питании я стараюсь не слишком ограничивать детей, хотя они иногда едят «вредную» пищу. В первую очередь я предлагаю им здоровую еду, богатую белками и жирами, и объясняю, почему это важно. Мы часто смотрим поучительные фильмы, в том числе о вреде сахара. Я сама иногда позволяю себе сладкое, но не слишком часто. При этом я стараюсь быть примером для детей, ведь если я сама не следую этим принципам, они тоже не будут. Не люблю голословить.
4Какой он — хороший родитель? Мы все хорошие, но никогда не будем идеальными для детей. Хороший родитель — это, в первую очередь, понимающий родитель, принимающий «минусы» и «плюсы» ребенка. Потому что сегодня он может быть полон сил и амбиций, а завтра ничего не хотеть делать. В такой ситуации родитель может начать давить: «Почему ты так изменился? Ты же был лидером!». Для детей крайне важно быть понятыми и услышанными.
Важно ли присутствие психолога в жизни подростка? На этот вопрос я не смогу однозначно ответить. Вообще я считаю, что всем людям нужен психолог по разным причинам. Детям, думаю, тоже нужен. Бывают разные ситуации, когда ребенок не может доверительно поговорить с родителями. Я вижу, что и у моих детей есть запретные темы, которые они не будут обсуждать со мной. Если бы был психолог, они бы более качественно проживали эти ситуации.
Между моими дочерьми часто возникают конфликты. Когда я уже не могу помочь словами, то просто развожу их по разным комнатам. Я повышаю голос и говорю: «Все, тихо, разошлись по своим комнатам». Конечно, они психуют и расходятся, но после этого мы всегда обсуждаем ситуацию. У нас есть правило: мы никогда не оставляем конфликты нерешенными, просто простив друг друга и улыбнувшись. Каждая из них становится самостоятельной личностью и начинает отстаивать свои права друг перед другом. К счастью, драки не происходят, но иногда кажется, что на грани. Причем споры из разряда «ты взяла мой карандаш, не наточила и не положила обратно».
Я обязательно учитываю индивидуальные особенности и темперамент каждой из дочерей. Я знаю, что со старшим ребенком я могу быть пожестче, а с младшей так не получится. Она, например, бросала заниматься танцами, потому что там преподаватель повышала на нее голос. Она говорит: «Я туда не пойду, потому что она кричит». Она не воспринимает крик, поэтому с ней всегда нужно спокойно разговаривать. Те методы воспитания, которые я применяю к старшему ребенку, не могу применять к младшему. Поэтому это однозначно не одинаковое воспитание.
Что бы я изменила в собственном поведении и принципах воспитания, если бы была возможность вернуться на пару лет назад? Прежде всего, я бы старалась не повышать голос, поскольку считаю это своим огромным минусом. Многие говорят: «Нет, Кристина, ты что? Таких матерей надо поискать!». Но я к себе отношусь настолько критично, что убрала бы этот момент, если бы была такая возможность. Кроме того, я бы постаралась проводить больше времени с детьми.
Фото:из архива героини
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
90929 мая 2025
85930 мая 2025
Выбор редакции
— Коуч, психолог
— Психолог
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии