Министр Трофимов: на раскопках омской культуры

Новый региональный министр культуры Юрий Трофимов рассказал журналистам, что планирует вводить в строй объекты культуры и развивать туризм в области. «ВОмске» побеседовал с молодым чиновником тет-а-тет, чтобы узнать что-то плюсом к рассказу про разбитую некогда стажером музейную витрину.

465021 июня 2017
Министр Трофимов: на раскопках омской культуры

Новоиспеченного министра Трофимова, который должен был вот-вот прибыть на интервью, я помнила… по картошке. Нас, вчерашних школьников, едва переступивших порог ОмГУ, тут же развернули на 180 градусов – и всей толпой отправили на уборочную. Первокурсникам (а особенно первокурсницам, конечно) филфака посчастливилось копать картошку бок о бок с четверокурсниками истфака. Взрослые по нашим юным меркам, остроумные, начитанные и музыкальные – как было не сдружиться? Сложилась хорошая компания, которая не раз встречалась и после окончания картофеле-капустной эпопеи. Играли на гитарах и прочих «пианинах», пели «Чайфов», травили студенческие байки и влюблялись напропалую. Парой курсов позже даже сложилась одна филолого-историческая семья, «крестники» картофельных грядок.

Будущий министр был одним из тех четверокурсников. Помнила его я очень серьезным молодым человеком, который гитарам и влюбленностям всегда предпочитал книги (потому, видимо, и стал министром). Он и картофельные клубни собирал сосредоточено, и учился, кажется, тоже на полном серьезе. Друзья-одногруппники его уважали. В группе у них было три Юры, но когда мы слышали фразу «Юра в библиотеке», то без дополнительных вопросов понимали, о ком речь.

1

«Бочка» культуры...

- Юрий Викторович, в должности директора музея им. Врубеля вы часто ходили в костюме?

- Не всегда, хотя и бывало. Но я и сейчас без галстука, заметьте. И на брифинге был без галстука. Жарко, смысл его надевать?..

- Как впечатления от выступления перед журналистами в новой роли?

- Мне показалось важным собрать журналистов и ответить на их вопросы в самое ближайшее время, обозначить свои главные позиции. Чаще всего подобные мероприятия проводят спустя некоторое время после начала работы, но я считаю, надо быть открытым по отношению к журналистам. Свои планы проще озвучить через прессу – и о строительстве юбилейных объектов, и о том, что нужно развивать туризм в регионе, и внутренний, и извне. Нужно создавать и поддерживать существующие бренды региона. Имидж области сильно влияет на посещаемость туристами. Сама «начинка» у нас есть: интересные маршруты, уникальные места, замечательные музеи, памятники истории культуры… Надо только правильно все это подать.

- При этом на брифинге все было достаточно ровно.

- Ну да, ровно, но я и не старался преподнести никаких сенсаций. Одна из идей, которую я высказал – о создании единого культурного пространства, чтобы и сами учреждения, и журналисты более активно продуцировали новости и события, поддерживали друг друга, в тех же социальных сетях… Например, идея Симфопарка – почему бы всем о ней не рассказать? Замечательная же идея!.. Есть необходимость эффекта синергии, когда каждый культурный деятель и каждая редакция заботится об этом.

Про ТЮЗ меня спросили, думаю, там все будет нормально. Михаил Мальцев, новый директор – профессионал и открыт для журналистов, а это важно. Я внимательно изучил ситуацию в ТЮЗе, кандидатуру будущего директора, общался с ним и до, и после назначения. Человек полон инициатив, правильного настроя. Он знает, что делать, как поэтапно решать задачи, которые стоят перед театром: это касается и репертуара, и труппы, и технического оснащения. Сейчас он занят поисками главного режиссера, есть варианты, Михаил Николаевич просто выбирает.

- Куда вы сами ходите? Какие омские театры вами любимы, близки вам и понятны?

- Как зритель посещаю Драму, «Арлекин», Музыкальный театр, «Пятый театр», «Галерку»… В общем, все. Но чаще всего, будучи директором музея, посещал постановки Театра живописи: это совместный проект омского театра Драмы и Музея им. Врубеля. Когда есть театр, за который отвечаешь и о котором заботишься, это ставит его на первое место в списке мест, куда стремишься попасть… Видел многие спектакли по множеству раз – с семьей, с гостями города, с друзьями. Совершенно беспрецедентный проект для России и, пожалуй, для мира: когда есть объединение усилий крупного театра и крупного музея, на стыке искусства которых рождается совершенно новое арт-пространство. Таких больше нет.

- Когда был создан Театр живописи?

- В конце 90-х годов. С первых его неофициальных шагов прошло уже двадцать с лишним лет. В репертуаре множество спектаклей, и сказки для юных зрителей, и постановки для молодежи и старшего зрителя – и в зале никогда нет пустых мест. Напротив, поскольку действо происходит в небольшом камерном пространстве в цокольном этаже нашего музея, всегда приходится ставить дополнительные стулья. Раз в год – обязательно премьера. Последний спектакль, который мы сдали в прошлом году, назывался «Пушкин – славный парень». Он не только о великом русском поэте, он об удивительной омской художнице Римме Камкиной. На глазах у зрителя складывается удивительная мозаика из акварелей, цитат, стихов, песен, впечатлений и воспоминаний, связанных с поэзией Пушкина, а в конце на сцену выходит сама г-жа Камкина. Эффект присутствия потрясающий.

Интересных работ много, есть, например, спектакль о Левитане и о его дружбе с Чеховым, который разыгрывается непосредственно в зале русской живописи. Или очень серьезный спектакль, который удостоился максимального внимания критики и взял одну из наград премии «За лучшую театральную работу» – это «Мертвый дом». Георгий Кичигин создал графические произведения, иллюстрирующие произведение Достоевского, а сыграли там талантливейшие Николай Махалевский со своей супругой Татьяной Филоненко. Они снимали в тюрьмах, читали заключенным «Записки из Мёртвого дома», и потом делали с ними интервью, которые вплели в канву видеоряда для спектакля. Не видел ни одного равнодушного зрителя, хотя смотрел постановку раз десять: в зале всегда стоит полная тишина. В конце спектакля часто видел слезы на глазах зрителей…

- А сами плачете?

- Скажем так: эмоции испытываю очень серьезные. Надеюсь, театр продолжит развиваться, по крайней мере, я все для этого сделаю.

- Нет опасений, что культура для вас может стать рутиной, а не праздником, и утратит свою изначальную прелесть?

- Я жил культурой, у меня был довольно активный образ жизни. Все время в работе... Общался с тем же кругом людей, что и сейчас, правда, с других позиций и на другие темы, не всегда про деньги…

- Сейчас акценты сместились?

- Безусловно, министр отвечает за все, и финансовым вопросам уделяется большое внимание. А ваш вопрос очень хороший и очень правильный, потому что чиновник – это чиновник, но острота зрения и ощущений, способность удивляться, испытывать эмоции не должна исчезнуть вместе с новой должностью. Очень важно не «замылиться», не потерять понимание: творчество прежде всего.

-  Юрий Викторович, не боитесь не справиться с задачами, которые сейчас перед вами ставят?

- Фрустрация как таковая всегда сопровождает человека, который занимается управлением. Но этот барьер – боязнь не справиться – я прошел. Сначала работал младшим научным сотрудником историко-краеведческого музея, потом - замдиректора по развитию. В 2011 году мне предложили возглавить музей им. Врубеля, директор такого музея - очень ответственная должность… Это была совершенная неожиданность и огромная ответственность. Сейчас, считаю, просто надо работать. Уровень ответственности разный и мера ответственности другая, но сам смысл остается: если ты привык планировать свои действия, усердно работать и отвечать за свои поступки, то ты будешь планировать, работать и отвечать на любой должности. Это уже твой образ жизни.

…стол для совещаний, журнальный столик, письменный стол. На нем – планшет и четыре телефонных аппарата. Пара статуэток, календарь: строго, лаконично, ничего личного и лишнего. Из-за спины министра со стены прямо в душу немигающим взором глядит с портрета Владимир Путин. «Ничего менять здесь не планирую, - отвечает Юрий Викторович на вопрос об интерьере. – Все тут прекрасно обустроено, да и не в кабинете нужно сидеть…» 

- Вы когда-нибудь мечтали стать министром культуры?

- Нет.

- Как любят спрашивать бизнес-тренеры, кем же вы видели себя спустя пять-десять лет?

- Никогда не прибегал к услугам бизнес-тренеров. Меня учили скорее специалисты-классики с академическим образованием, начиная с истфака ОмГУ. Потом я защитил диссертацию, потом – музейная работа… Учился по Президентской программе подготовки управленческих кадров: менеджменту, финансам, маркетингу и английскому языку. Это очень серьезно поменяло систему и стиль моей работы, потому что там давали очень правильные знания и навыки. Менеджмент – это наука, которая очень мне пригодилась. Я работал в музее имени Врубеля, и старался сделать так, чтобы он стал лучшим региональным музеем. Никогда не работал для карьеры. Был всегда на том месте, где мне поручили работать, пытался сделать все как можно лучше, Я так устроен. И каждый раз мне предлагали что-то новое, и каждый раз я соглашался. О министерской должности никогда особо не задумывался и уж точно не добивался ее всеми своими силами, не выстраивал таким образом карьеру, ничего не изобретал…

 ...и горшочек дегтя

- Почему пошли учиться на истфак?

- С детства мечтал быть археологом. Родом я из Большеречья, у нас был очень хороший музей, старинный, первый в районе нашей области. Он возник еще в 60-е годы, там прекрасные коллекции. Младшим школьником я загорелся идеей стать историком, читал много книг. Это помогло мне. Придя на истфак, сразу же пошел на кафедру археологии. Археология – серьезная мужская работа и очень хорошая школа. В экспедициях, кстати, получил первые навыки менеджмента. Если ты студент и пишешь курсовую по археологии, то в экспедиции работаешь бригадиром. Тебе 17-18 лет, но ты управляешь коллективом в пять, десять, пятнадцать человек. Следишь за раскопом, должен вести документацию, определять время отдыха, собирать всех, чтобы люди вовремя обедали... Бригадир молод, но он уже управленец.

- Приходилось быть поваром?

- Конечно. Готовил и супы, и каши, и мясо с картофелем. Хуже всего, как известно, на костре варить рис – постоянно подгорает. Чаще все же готовил макароны или гречку с тушенкой.

- Что памятное и необычное вам удалось найти на раскопках?

- У меня сохранилась фотография с первых раскопок – молодые археологи и найденный горшочек… нет, не с золотом. С дегтем. Я тогда был первокурсником, мы отправились в Бергамакскую слободу Муромцевского района. Там и сегодня ведутся раскопки, тогда же наш небольшой отряд сделал первую вылазку, и едва начали работать, нашли абсолютно целый горшочек. Русская керамика, XVIII век.

А в 2010 году при раскопках кургана «Красноярка-10», недалеко от санатория «Колос», обнаружили захоронение жрицы древнего племени, проживавшего в тех местах около 2500 лет назад. В захоронении нашли множество предметов обихода и культовых принадлежностей. В том числе - каменный жертвенник. Сейчас эти предметы выставлены в экспозиции Омского государственного историко-краеведческого музея, и каждый омич может на них взглянуть.

Каменный жертвенник, археологическая находка Юрия Трофимова

Очень благодарен своим учителям в археологии: Сергею Семеновичу Тихонову и Сергею Филипповичу Татаурову. Они многое сделали для того, чтобы из молодого человека, который, по-моему, звезд с неба не хватал, вырастить археолога. Почему я еще так хорошо знаю область? Многие районы я просто прошел пешком: ходил в разведки, в походы, бывал на раскопах… В некоторых – по многу раз. Многие в районах меня помнят до сих пор, потому что было два больших «захода» – археологический, а после - музейный. Еще один мой учитель – Петр Петрович Вибе, который принял меня тем самым стажером в краеведческий музей, где потом, в частности, я отвечал за работу с районными музеями. Было очень много интересных проектов: совместные каталоги, выставки… Пришлось много ездить.

- А ваш любимый исторический период?

- Я занимался изучением контактов древнего населения Западной Сибири. Это и бронзовый век, и ранний железный.... Пожалуй, эти периоды - любимые. Потом мы довольно долго с коллегой Алексеем Матвеевым занимались поиском и постановкой на учет русских укрепленных линий XVIII века: форпосты, редуты, крепости, которые в свое время составляли границу. Их в области десятки, мы нашли все, зафиксировали и поставили на учет. Это еще одна большая работа и волна путешествий. Если бы существовала машина времени, я бы хотел оказаться в начале лета 1716 года в устье Оми, посмотреть, как строили первую крепость. Это был значимый период для области, тогда здесь обосновались героические люди, и мне хотелось бы познакомиться с первопроходцами. Было бы интересно своими глазами увидеть, как был основан Омск. Несмотря на то, что это достаточно близкий период и есть ряд источников, подробных сведений о том, как это все происходило, нет.

- Расскажите немного о своей семье.

- Жена у меня тоже историк, познакомились, само собой, в экспедиции. Супруга занимается домом и детьми, великолепно готовит, любой ужин – это праздник для желудка. У нас два сына. Младшему полтора года, старшему семь с половиной, он увлекается робототехникой, тхэквондо, сейчас готовится к школе. Сам я в свое время занимался дзюдо…

- А чем вы еще были увлечены кроме археологии и чтения книг?

-  Книги были самым важным для меня спортом… А если серьезно, всегда был спортивным молодым человеком, играл в футбол, стоял на воротах и достиг довольно серьезных успехов: был основным вратарем сборной исторического факультета ОмГУ, а это престижный и ответственный уровень! (Улыбается.) Когда учился в аспирантуре, мы даже заняли второе место в вузовском чемпионате.

- А сегодня спортом занимаетесь?

- Раз в неделю – тренажерный зал, штанга, базовые упражнения: становая тяга, жим лежа и так далее. Я только в начале пути, но за рекордами не гонюсь. Для меня это способ поддерживать себя в тонусе. Я всегда работал много, но сейчас интенсивность повысилась. В этом отношении физкультура, бег и штанга – друзья современного чиновника.

- С детьми проводите много времени?

- Вечера и редкие выходные – обязательно семейные. Сыновьям читаю сказки на ночь. Сейчас, например, со старшим разбираем Жозефа Рони-старшего, «Борьба за огонь». Очень интересная книжка про первобытных людей. А младшему читаем стихи Маршака.

- К слову о чтении. В области выходило несколько журналов о культуре, но все они, насколько я знаю, закрылись. Министерство планирует что-то выпускать?

- Думаю, что-то будем возрождать. В первую очередь, я считаю, надо делать журналы литературные, потому что они действительно нужны. Необходимо, чтобы был журнал, который позволял бы печататься: очень важно и для молодых, и для опытных уже литераторов выходить к публике со своими стихотворениями, пьесами, прозой.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ирина Губарева; Министерство культуры

Теги:Юрий Трофимовминкульт


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

14221 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

8222 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

903104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3271114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4276210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6126106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1035712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх