Министр Трофимов: на раскопках омской культуры
Новый региональный министр культуры Юрий Трофимов рассказал журналистам, что планирует вводить в строй объекты культуры и развивать туризм в области. «ВОмске» побеседовал с молодым чиновником тет-а-тет, чтобы узнать что-то плюсом к рассказу про разбитую некогда стажером музейную витрину.
465021 июня 2017
Новоиспеченного министра Трофимова, который должен был вот-вот прибыть на интервью, я помнила… по картошке. Нас, вчерашних школьников, едва переступивших порог ОмГУ, тут же развернули на 180 градусов – и всей толпой отправили на уборочную. Первокурсникам (а особенно первокурсницам, конечно) филфака посчастливилось копать картошку бок о бок с четверокурсниками истфака. Взрослые по нашим юным меркам, остроумные, начитанные и музыкальные – как было не сдружиться? Сложилась хорошая компания, которая не раз встречалась и после окончания картофеле-капустной эпопеи. Играли на гитарах и прочих «пианинах», пели «Чайфов», травили студенческие байки и влюблялись напропалую. Парой курсов позже даже сложилась одна филолого-историческая семья, «крестники» картофельных грядок.
Будущий министр был одним из тех четверокурсников. Помнила его я очень серьезным молодым человеком, который гитарам и влюбленностям всегда предпочитал книги (потому, видимо, и стал министром). Он и картофельные клубни собирал сосредоточено, и учился, кажется, тоже на полном серьезе. Друзья-одногруппники его уважали. В группе у них было три Юры, но когда мы слышали фразу «Юра в библиотеке», то без дополнительных вопросов понимали, о ком речь.
1«Бочка» культуры...
- Юрий Викторович, в должности директора музея им. Врубеля вы часто ходили в костюме?
- Не всегда, хотя и бывало. Но я и сейчас без галстука, заметьте. И на брифинге был без галстука. Жарко, смысл его надевать?..
- Как впечатления от выступления перед журналистами в новой роли?
- Мне показалось важным собрать журналистов и ответить на их вопросы в самое ближайшее время, обозначить свои главные позиции. Чаще всего подобные мероприятия проводят спустя некоторое время после начала работы, но я считаю, надо быть открытым по отношению к журналистам. Свои планы проще озвучить через прессу – и о строительстве юбилейных объектов, и о том, что нужно развивать туризм в регионе, и внутренний, и извне. Нужно создавать и поддерживать существующие бренды региона. Имидж области сильно влияет на посещаемость туристами. Сама «начинка» у нас есть: интересные маршруты, уникальные места, замечательные музеи, памятники истории культуры… Надо только правильно все это подать.
- При этом на брифинге все было достаточно ровно.
- Ну да, ровно, но я и не старался преподнести никаких сенсаций. Одна из идей, которую я высказал – о создании единого культурного пространства, чтобы и сами учреждения, и журналисты более активно продуцировали новости и события, поддерживали друг друга, в тех же социальных сетях… Например, идея Симфопарка – почему бы всем о ней не рассказать? Замечательная же идея!.. Есть необходимость эффекта синергии, когда каждый культурный деятель и каждая редакция заботится об этом.
Про ТЮЗ меня спросили, думаю, там все будет нормально. Михаил Мальцев, новый директор – профессионал и открыт для журналистов, а это важно. Я внимательно изучил ситуацию в ТЮЗе, кандидатуру будущего директора, общался с ним и до, и после назначения. Человек полон инициатив, правильного настроя. Он знает, что делать, как поэтапно решать задачи, которые стоят перед театром: это касается и репертуара, и труппы, и технического оснащения. Сейчас он занят поисками главного режиссера, есть варианты, Михаил Николаевич просто выбирает.
- Куда вы сами ходите? Какие омские театры вами любимы, близки вам и понятны?
- Как зритель посещаю Драму, «Арлекин», Музыкальный театр, «Пятый театр», «Галерку»… В общем, все. Но чаще всего, будучи директором музея, посещал постановки Театра живописи: это совместный проект омского театра Драмы и Музея им. Врубеля. Когда есть театр, за который отвечаешь и о котором заботишься, это ставит его на первое место в списке мест, куда стремишься попасть… Видел многие спектакли по множеству раз – с семьей, с гостями города, с друзьями. Совершенно беспрецедентный проект для России и, пожалуй, для мира: когда есть объединение усилий крупного театра и крупного музея, на стыке искусства которых рождается совершенно новое арт-пространство. Таких больше нет.
- Когда был создан Театр живописи?
- В конце 90-х годов. С первых его неофициальных шагов прошло уже двадцать с лишним лет. В репертуаре множество спектаклей, и сказки для юных зрителей, и постановки для молодежи и старшего зрителя – и в зале никогда нет пустых мест. Напротив, поскольку действо происходит в небольшом камерном пространстве в цокольном этаже нашего музея, всегда приходится ставить дополнительные стулья. Раз в год – обязательно премьера. Последний спектакль, который мы сдали в прошлом году, назывался «Пушкин – славный парень». Он не только о великом русском поэте, он об удивительной омской художнице Римме Камкиной. На глазах у зрителя складывается удивительная мозаика из акварелей, цитат, стихов, песен, впечатлений и воспоминаний, связанных с поэзией Пушкина, а в конце на сцену выходит сама г-жа Камкина. Эффект присутствия потрясающий.
Интересных работ много, есть, например, спектакль о Левитане и о его дружбе с Чеховым, который разыгрывается непосредственно в зале русской живописи. Или очень серьезный спектакль, который удостоился максимального внимания критики и взял одну из наград премии «За лучшую театральную работу» – это «Мертвый дом». Георгий Кичигин создал графические произведения, иллюстрирующие произведение Достоевского, а сыграли там талантливейшие Николай Махалевский со своей супругой Татьяной Филоненко. Они снимали в тюрьмах, читали заключенным «Записки из Мёртвого дома», и потом делали с ними интервью, которые вплели в канву видеоряда для спектакля. Не видел ни одного равнодушного зрителя, хотя смотрел постановку раз десять: в зале всегда стоит полная тишина. В конце спектакля часто видел слезы на глазах зрителей…
- А сами плачете?
- Скажем так: эмоции испытываю очень серьезные. Надеюсь, театр продолжит развиваться, по крайней мере, я все для этого сделаю.
- Нет опасений, что культура для вас может стать рутиной, а не праздником, и утратит свою изначальную прелесть?
- Я жил культурой, у меня был довольно активный образ жизни. Все время в работе... Общался с тем же кругом людей, что и сейчас, правда, с других позиций и на другие темы, не всегда про деньги…
- Сейчас акценты сместились?
- Безусловно, министр отвечает за все, и финансовым вопросам уделяется большое внимание. А ваш вопрос очень хороший и очень правильный, потому что чиновник – это чиновник, но острота зрения и ощущений, способность удивляться, испытывать эмоции не должна исчезнуть вместе с новой должностью. Очень важно не «замылиться», не потерять понимание: творчество прежде всего.
- Юрий Викторович, не боитесь не справиться с задачами, которые сейчас перед вами ставят?
- Фрустрация как таковая всегда сопровождает человека, который занимается управлением. Но этот барьер – боязнь не справиться – я прошел. Сначала работал младшим научным сотрудником историко-краеведческого музея, потом - замдиректора по развитию. В 2011 году мне предложили возглавить музей им. Врубеля, директор такого музея - очень ответственная должность… Это была совершенная неожиданность и огромная ответственность. Сейчас, считаю, просто надо работать. Уровень ответственности разный и мера ответственности другая, но сам смысл остается: если ты привык планировать свои действия, усердно работать и отвечать за свои поступки, то ты будешь планировать, работать и отвечать на любой должности. Это уже твой образ жизни.
…стол для совещаний, журнальный столик, письменный стол. На нем – планшет и четыре телефонных аппарата. Пара статуэток, календарь: строго, лаконично, ничего личного и лишнего. Из-за спины министра со стены прямо в душу немигающим взором глядит с портрета Владимир Путин. «Ничего менять здесь не планирую, - отвечает Юрий Викторович на вопрос об интерьере. – Все тут прекрасно обустроено, да и не в кабинете нужно сидеть…»
- Вы когда-нибудь мечтали стать министром культуры?
- Нет.
- Как любят спрашивать бизнес-тренеры, кем же вы видели себя спустя пять-десять лет?
- Никогда не прибегал к услугам бизнес-тренеров. Меня учили скорее специалисты-классики с академическим образованием, начиная с истфака ОмГУ. Потом я защитил диссертацию, потом – музейная работа… Учился по Президентской программе подготовки управленческих кадров: менеджменту, финансам, маркетингу и английскому языку. Это очень серьезно поменяло систему и стиль моей работы, потому что там давали очень правильные знания и навыки. Менеджмент – это наука, которая очень мне пригодилась. Я работал в музее имени Врубеля, и старался сделать так, чтобы он стал лучшим региональным музеем. Никогда не работал для карьеры. Был всегда на том месте, где мне поручили работать, пытался сделать все как можно лучше, Я так устроен. И каждый раз мне предлагали что-то новое, и каждый раз я соглашался. О министерской должности никогда особо не задумывался и уж точно не добивался ее всеми своими силами, не выстраивал таким образом карьеру, ничего не изобретал…
...и горшочек дегтя
- Почему пошли учиться на истфак?
- С детства мечтал быть археологом. Родом я из Большеречья, у нас был очень хороший музей, старинный, первый в районе нашей области. Он возник еще в 60-е годы, там прекрасные коллекции. Младшим школьником я загорелся идеей стать историком, читал много книг. Это помогло мне. Придя на истфак, сразу же пошел на кафедру археологии. Археология – серьезная мужская работа и очень хорошая школа. В экспедициях, кстати, получил первые навыки менеджмента. Если ты студент и пишешь курсовую по археологии, то в экспедиции работаешь бригадиром. Тебе 17-18 лет, но ты управляешь коллективом в пять, десять, пятнадцать человек. Следишь за раскопом, должен вести документацию, определять время отдыха, собирать всех, чтобы люди вовремя обедали... Бригадир молод, но он уже управленец.
- Приходилось быть поваром?
- Конечно. Готовил и супы, и каши, и мясо с картофелем. Хуже всего, как известно, на костре варить рис – постоянно подгорает. Чаще все же готовил макароны или гречку с тушенкой.
- Что памятное и необычное вам удалось найти на раскопках?
- У меня сохранилась фотография с первых раскопок – молодые археологи и найденный горшочек… нет, не с золотом. С дегтем. Я тогда был первокурсником, мы отправились в Бергамакскую слободу Муромцевского района. Там и сегодня ведутся раскопки, тогда же наш небольшой отряд сделал первую вылазку, и едва начали работать, нашли абсолютно целый горшочек. Русская керамика, XVIII век.
А в 2010 году при раскопках кургана «Красноярка-10», недалеко от санатория «Колос», обнаружили захоронение жрицы древнего племени, проживавшего в тех местах около 2500 лет назад. В захоронении нашли множество предметов обихода и культовых принадлежностей. В том числе - каменный жертвенник. Сейчас эти предметы выставлены в экспозиции Омского государственного историко-краеведческого музея, и каждый омич может на них взглянуть.
Очень благодарен своим учителям в археологии: Сергею Семеновичу Тихонову и Сергею Филипповичу Татаурову. Они многое сделали для того, чтобы из молодого человека, который, по-моему, звезд с неба не хватал, вырастить археолога. Почему я еще так хорошо знаю область? Многие районы я просто прошел пешком: ходил в разведки, в походы, бывал на раскопах… В некоторых – по многу раз. Многие в районах меня помнят до сих пор, потому что было два больших «захода» – археологический, а после - музейный. Еще один мой учитель – Петр Петрович Вибе, который принял меня тем самым стажером в краеведческий музей, где потом, в частности, я отвечал за работу с районными музеями. Было очень много интересных проектов: совместные каталоги, выставки… Пришлось много ездить.
- А ваш любимый исторический период?
- Я занимался изучением контактов древнего населения Западной Сибири. Это и бронзовый век, и ранний железный.... Пожалуй, эти периоды - любимые. Потом мы довольно долго с коллегой Алексеем Матвеевым занимались поиском и постановкой на учет русских укрепленных линий XVIII века: форпосты, редуты, крепости, которые в свое время составляли границу. Их в области десятки, мы нашли все, зафиксировали и поставили на учет. Это еще одна большая работа и волна путешествий. Если бы существовала машина времени, я бы хотел оказаться в начале лета 1716 года в устье Оми, посмотреть, как строили первую крепость. Это был значимый период для области, тогда здесь обосновались героические люди, и мне хотелось бы познакомиться с первопроходцами. Было бы интересно своими глазами увидеть, как был основан Омск. Несмотря на то, что это достаточно близкий период и есть ряд источников, подробных сведений о том, как это все происходило, нет.
- Расскажите немного о своей семье.
- Жена у меня тоже историк, познакомились, само собой, в экспедиции. Супруга занимается домом и детьми, великолепно готовит, любой ужин – это праздник для желудка. У нас два сына. Младшему полтора года, старшему семь с половиной, он увлекается робототехникой, тхэквондо, сейчас готовится к школе. Сам я в свое время занимался дзюдо…
- А чем вы еще были увлечены кроме археологии и чтения книг?
- Книги были самым важным для меня спортом… А если серьезно, всегда был спортивным молодым человеком, играл в футбол, стоял на воротах и достиг довольно серьезных успехов: был основным вратарем сборной исторического факультета ОмГУ, а это престижный и ответственный уровень! (Улыбается.) Когда учился в аспирантуре, мы даже заняли второе место в вузовском чемпионате.
- А сегодня спортом занимаетесь?
- Раз в неделю – тренажерный зал, штанга, базовые упражнения: становая тяга, жим лежа и так далее. Я только в начале пути, но за рекордами не гонюсь. Для меня это способ поддерживать себя в тонусе. Я всегда работал много, но сейчас интенсивность повысилась. В этом отношении физкультура, бег и штанга – друзья современного чиновника.
- С детьми проводите много времени?
- Вечера и редкие выходные – обязательно семейные. Сыновьям читаю сказки на ночь. Сейчас, например, со старшим разбираем Жозефа Рони-старшего, «Борьба за огонь». Очень интересная книжка про первобытных людей. А младшему читаем стихи Маршака.
- К слову о чтении. В области выходило несколько журналов о культуре, но все они, насколько я знаю, закрылись. Министерство планирует что-то выпускать?
- Думаю, что-то будем возрождать. В первую очередь, я считаю, надо делать журналы литературные, потому что они действительно нужны. Необходимо, чтобы был журнал, который позволял бы печататься: очень важно и для молодых, и для опытных уже литераторов выходить к публике со своими стихотворениями, пьесами, прозой.
Фото:Ирина Губарева; Министерство культуры
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии