
Итоги недели с Никитой Шалминым
Известный омский архитектор, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) — о «справедливости, которую приходится восстанавливать через суд».
13216 июля 2025
— 1 июля в Арбитражном суде Омской области состоялось предварительное заседание по иску Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с требованием признать право собственности на Тарские ворота в силу приобретательной давности. Ответчиком выступает Администрация города Омска, которая подала иск о признании Тарских ворот бесхозяйным объектом с целью включения его в состав муниципальной собственности с последующей передачей БУ «Омская крепость», которое и выступает инициатором муниципального иска.
Хочу, прежде всего, отметить, что в 1991 году ВООПИиК, под Председательством главного архитектора области, Михаила Макаровича Хахаева, воссоздал Тарские ворота. Есть Постановление горисполкома о разрешении обществу на строительство объекта за счет средств ВООПИиК с помощью спонсоров и помощников. Кладку производил лично краевед Игорь Леонидович Коновалов, ныне зампредседателя нашего отделения.
1После строительства караульное помещение, расположенное в надвратном этаже, использовалось и используется по сей день музеем ВООПИиК. Там располагается наша коллекция, проводятся экскурсии и другие мероприятия. И никогда никаких вопросов ни у кого не возникало. Когда я пришёл на председательство, я задал коллегам вопрос: на каких правах мы используем этот объект? Ответ был примерно следующим: никому не придёт в голову оформлять этот объект в чужую собственность. Но я был сторонником того, что оформлять всё же необходимо.
Затем появилось БУ «Омская крепость», которое изначально ни на что не претендовало. Но с приходом к руководству учреждения Василия Минина оно решило включить Тарские ворота в сферу своей деятельности. Началось все с требования передать ключи от музея.
Нас это несколько удивило, поскольку проводить экскурсии мы можем и сами. Позже выяснилось, что идёт работа по признанию этого объекта бесхозным и, соответственно, по оформлению его в муниципальную собственность и далее по передаче его в хозяйственное ведение БУ «Омская крепость».
Я понимал, что эта ситуация вполне возможна, потому что имущественные вопросы есть имущественные вопросы. И мы стали готовить документы на признание факта собственности. Сделали технический план и обратились в суд на признание этого факта.
В суде выяснилось, что мэрия поставила объект на кадастровый учёт как бесхозный. При этом мне непонятно, какой технический план они предоставили, потому что внутренние замеры известны только нам. С этим уже будет разбираться суд. Мэрия объясняет свои действия тем, что они содержат эти ворота, что мы их не ремонтируем, не поддерживаем. Да, мы общественная организация, у нас нет ни единой штатной единицы, мы делаем всё сами, на волонтерских началах, и у нас нет бюрократического документооборота. А что делает БУ «Омская крепость» и департамент городского хозяйства? У мэрии есть официальные документы, которые подтверждают, что они проводили «ремонтные» и уборочные работы. В частности, они покрасили дверь, которую после нам пришлось очищать и реставрировать. Также они один раз с 1991года покрасили здание и закрасили на боковых стенах разрез вала, который мы ранее нанесли. Мы планировали там нанести еще и наименования элементов, фортификационную терминологию. Но в скором времени эта проделанная мэрией покраска стала отшелушиваться.
И сейчас суд разбирается в ситуации: каждая из сторон собирает соответствующие документы. У нас есть единичные обращения по поводу, например, предоставления краски. Наши слова могут подтвердить люди, которые тогда занимали определённые посты, и мы будем их привлекать. Следующее заседание состоится в августе.
Почему так происходит? ВООПИиК считается в Омске маргинальной структурой, с которой можно не считаться и вообще воспринимается так, как будто наши интересы заключаются лишь в том, чтобы сохранить рухлядь и пропихнуть ее в будущее. А что, если эта рухлядь, к примеру, — арестантские палаты, где писал свои труды Фёдор Достоевский? С помощью регионального Министерства культуры мы добились того, чтобы их вместе с земельным участком из собственности Министерства обороны передали в собственность Омской области. Сейчас этот объект находится при музее Просвещения, и мы уже заводим туда наших волонтёров, чтобы начать работу. Это первое. Второй момент. Как известно, сейчас ведутся раскопки за Драмтеатром. Ранее считалось, что это была просто кладка в глубине траншеи, которую прокладывали под какую-то сеть. Но мы первые, кто установил, что это кладка острога. И сейчас нет сомнений в том, как стояли казармы, где проходил вал и т.д. — всё это можно найти и воссоздать хотя бы фрагмент, и мы получим пусть не совсем аутентичную, но достоверную картину из прошлого.
Но нас опять отодвинули. Археологи делают своё дело, музей — своё, и нас пускают туда «только по доброй воле». И только совсем недавно, спасибо директору музея Просвещения, на размещенных там баннерах появилась информация о ВООПИиК.
2Помимо этого, мы занимались Архиерейским домом, в котором жил Феодосий. Чтобы его наследники не продали этот дом под застройку коттеджем (именно такие намерения они имели), мы инициировали вопрос о переводе его в объект ОКН. Спасибо Министерству культуры, это получилось. Учреждение по охране памятников и экспертный Совет нас поддержали. Мы за счет пожертвований провели госэкспертизу. Это привело к тому, что собственники вынуждены были сбросить цену, и уже сейчас Епархия смогла выкупить у них этот дом.
Я считаю, что всё было не зря, потому что объекты сохраняются. И мы не требуем, чтобы мы были на первых ролях, но Тарские ворота мы воссоздали своими руками и используем их с 1991 года. Почему мы должны отдать его кому-то, и что будет с нашей коллекцией, которая там сейчас находится: от челюсти мамонта и окаменелостей, обнаруженных на территории Омска, до элементов крепости: бытовой утвари, ядер и т.д.?
Почему нельзя встретиться, обсудить какие-то совместные действия? Но г-н Минин игнорирует наши неоднократные попытки выйти на контакт. Завтра у нас намечена встреча с министром культуры Омской области Юрием Трофимовым, поговорим об этом.
Также от нас исходила инициатива по воссозданию Воскресенского собора. И опять объект относится к музею Просвещения, а ВООПИиК опять где-то на задворках.
Кроме того, мы были причастны к воссозданию остальных ворот, кроме Тобольских. Иртышские и Омские ворота ведь тоже возрождались с участием ВООПИиКовцев. Также уже долгое время при поддержке Валерия Михайловича Кокорина мы пытаемся воссоздать Южные ворота Омска.
Вот ещё пример. Сейчас обсуждается губернаторский проект «Земля Достоевского». Первую схему, которую мы представили ещё Виктору Ивановичу Назарову, делал я, это была наша инициатива. Тогда мы назвали этот проект «Маршрут Достоевского». Мы установили, что Достоевский первые месяцы каторги негласно работал в доме Шпрингера в чертёжной группе переписчиком, а затем его перевели на общий каторжный режим. То есть дом по ул. Победы, 5 причастен к имени Достоевского. Мы предлагали перенести оттуда Центр раннего развития, потому что ребята находятся не совсем в комфортных условиях. Мы выяснили, что под каменной кладкой находится родной шпрингеровский сруб. Там очень интересный подвал, который является объектом культурного наследия. Это территория, которую мы также поддерживаем. Мы считаем, что музей Достоевского должен развиваться именно в этом здании, а не в маргинальных павильонах «Флоры». Эти построенные в 80-х павильоны носят летний и вообще эпизодический эксплуатационный характер. Они к тому же маленькие. И сейчас их приспосабливают под музей Достоевского. Это нонсенс и глупость! Рядом стоит здание, которое когда-то было двухэтажным, у него прекрасный подвал. Давайте вернём второй этаж, и площадей там под музей хватит с лихвой. Рядом находится участок, который Валерий Михайлович Кокорин никак не может оформить в собственность. И, предварительно, он не возражал с тем, чтобы создать там литературный центр. Почему бы нам не сделать музей Достоевского как литературный центр, где может располагаться Союз писателей, театральное кафе и т.д.?
И нас опять отодвигают, и эта программа обсуждается уже почти без нашего упоминания. А эти объекты выстраиваются в одну линию: Дом Шпрингера, улица Достоевского... Улица Достоевского, к слову, названа в честь писателя, в XIX веке, вскоре после его смерти, и это первый в мире топонимический объект его имени. Любой город мог бы сделать на этом факте историческую, туристическую фишку, но только не Омск. Вместо этого её, ранее выходившую к стрелке Оми и Иртыша, перегородили, и сейчас она упирается в загрузку ресторана апарт-отеля.
В целом у нас не происходит каких-либо контактов с губернатором, с мэром, хотя вопросы сохранения и оборота культурного и исторического наследия в интересах территории есть, и мы не раз обращались по этому поводу. Единственный, с кем у нас есть контакт, это министр культуры области. С Епархией также налаживаются контакты.
Но есть моменты, которые не решаются на уровне министра. Например, вопрос со статусом исторического поселения. Новосибирск утвердил в качестве исторических поселений семь населённых пунктов и готовится признать таковым себя. А Омск — самый старший крупнейший город Сибири — не историческое поселение. Мы даже и не пытаемся это признать. А ведь это всё возможность получения федерального финансирования.
А все почему? Потому, что мы не хотим нарушать интересы частных застройщиков: Антропенко, Морева, которые, по сути, занимаются спекуляцией на историческом статусе центральных территорий города и приватизируют потенциальный муниципальный доход. Хорошо, застроим мы весь центр: сейчас, например, на стадионе «Динамо» планируется построить спортивный комплекс на 300 мест, а остальные три гектара, что тоже будут отданы под жильё? Ведь занимается новым комплексом компания «Эталон», которая строит жилье. И что мы получим вместо общественной территории? Частный застройщик после спекулятивной продажи уйдет, а город останется с кучей проблем по обеспечению этого жилья и с мертвыми, исключенными из потенциального общественного оборота территориями. Не думаю, что это прибавит Омску привлекательности и обеспечит его процветание и устойчивое развитие.
3
Всех людей, граждан города Омска, кто сочувствует нашей позиции, просим проголосовать под нашей петицией по ссылке.
Фото:ВООПИК Омск | Общество охраны памятников/ vk.com
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 21 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 170 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
1339125 июня 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
406119 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
236206 мая 2025
— журналистка
— Коуч, психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии