Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

223506 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Сначала любить, потом учить. Я каждый день хвалю дочку. Кажется, по сто раз на дню. Потому что я как тренер по развитию памяти, занимающийся со взрослыми людьми, четко вижу, как низкая самооценка, неуверенность в собственных силах мешает развиваться. Например, в начале первого занятия человек из 20 слов запоминает пять, а в конце этого же урока из 55 —  53. Круто же? Но он вздыхает: «Я только 53 запомнил...». В таких случаях всегда эмоционально парирую: «Подождите, вы только что из 20 слов запоминали всего пять, а сейчас из 55 — 53!»

Я и дочку стараюсь подбадривать, чтобы она умела видеть хорошее. Недавно сделала сама игрушку — кита. Ну разве не умница?

1

Стараюсь донести ей, что она сможет все, что захочет, нужно только стараться.

Иногда могу повысить голос, накричать на Маргариту. Я очень импульсивная и темпераментная, за что себя ругаю и стараюсь с этим работать. Однажды даже взяла себе аскезу в сто дней, в которые постаралась контролировать себя и вообще не кричать на ребенка. Сработало! Если сфокусироваться, то в моменте можно остановить эмоции, занять позицию наблюдателя и выйти из ситуации. Очень собой гордилась. Надо бы повторить.

Моя дочь удивляет меня адекватностью и какой-то встроенной мудростью. Этим она пошла в мужа. Она не перфекционист, и, мне кажется, это хорошо. Например, она не расстраивается из-за «четвёрки», полученной в школе. Не успеваю открыть рот, слышу аргумент: «Четверка – тоже хорошая оценка». Ну не поспоришь! Для меня важнее вырастить эмоционально здоровую личность, которая умеет быть счастливой, чувствует опору в себе. Всегда говорю, что мне неважно, будут ли у неё «пятёрки» по всем предметам, главное — чтобы ей нравилось учиться и она была самостоятельной. Я не из тех мам, которые делают уроки с детьми, могу помочь там, где есть трудности, но не более. Классика: поделки в детский сад. Помню, смотрю в группе выставку малышовских работ, Ритина, собственноручно ею созданная, явно выбивается на общем фоне. Спрашиваю воспитателей: «Я самая ленивая из мам?». «Нет, — говорят, — Дочь у вас просто самая самостоятельная». При этом я с удовольствием схожу по ее просьбе проведуклассный час в школе, расскажу про китов или альпинизм. Но тут она тоже всегда инициирует это и меня подталкивает. «Мам, Анна Александровна спрашивает, когда ты сможешь», «Мам, мы уже в четверг выступаем, надо сделать презентацию». «Мам, надо нарисовать всем детям открытки». «Мам, надо приготовить вопросы для викторины». Короче, организаторские способности уже наблюдаю.

Недавно удивила меня не по годам взрослой самостоятельностью. Новый учебный год начала не очень успешно, сплошные тройки. Я давай читать нотации, она мне: «Мам, я со своей учебой сама разберусь». Я, честно говоря, замерла. Тоже так сказала когда-то своей маме, но я училась в 8 или 9 классе, Рита-то еще в начальной школе.

Обожаю путешествовать вместе с дочерью. Первый раз я к леднику ее привела, когда ей было пять лет: на эту высоту почти в 3000 метров она пришла сама, я её не тащила, а там взрослые люди ноют. Думаю, блин, я ледник увидела впервые почти в 30 лет, а ей только пять. Восхищаюсь тем, как лихо она ходит в горах, особенно это заметно на спусках, как хорошо чувствует тело: давно занимается танцами, и выносливость развита, и координация.

2

Хотя был такой период, когда на моё предложение поехать в отпуск, дочь просила: «Давай только не в твои горы». А сейчас ездит со мной с удовольствием: в марте были в Кабардино-Балкарии. Вокруг Эльбруса ходили на ледники. Сидим, любуемся видами, она мне: «Мама, посмотри, какая красота! И какая вкусная вода из ручья!». Ну мед, услада для ушей. Думаю, отлично, любовь к горам уже передала ей. Кажется мне, что через 3-4 года смело можно идти с ней на вершину. Картинка из моих мечт: лезем, она мне: «Мам, выдай веревку, закрепи, перила свободны». Да, точно, надо на альпсборы с ней съездить.

А летом осуществили другую мечту. Говорю и до сих пор не верится, что это было. Вдвоем ездили в южное полушарие плавать с кашалотами в Индийском океане. Рада, что первый опыт таких погружений у меня был без дочери. Сначала сама все попробовала, потом привезла Риту. С ребенком, конечно, не то удовольствие. Все равно переживаешь за нее в океане, держишь ее почти все время за руку. Но все равно. Эти эмоции не передать словами! Киты плавают вместе со своими малышами, а ты вместе со своим детенышем наблюдаешь за ними с расстояния 5-10 метров. Что-то невероятное! Момент интересный был. Рита увидела в океане под нами кожу кашалота. Она такая тонкая, как шелк. И не говоря ни слова, дочь делает нырок и плывет за ней под водой. Доплыла, достала. К сожалению, не смогли сохранить артефакт. Вспоминаю, и как мы плыли с Ритой почти при метровых волнах. Гребем к лодке, а нас течением уносит обратно. Думаешь, ты, взрослый, устал, а ребенок тем более, но не сдается. И тебе ныть не к месту, пример подаешь вообще-то.

Рада, что у моей дочери нет зависимости от гаджетов. Первым ее телефоном был мой старенький телефон, вторым – мой второй старенький. У нее стоят все виды родительского контроля и ограничений: например, 20 минут в день на WhatsApp. Она сама ничего установить не может, игр у неё нет вообще. В дальних поездках, например, на Алтай, когда мы проводим в машине 14 часов, Рита не «сидит» в телефоне, где-то поспала, порисовала, мы с ней поиграли в игры разговорного жанра: выбираем одну букву и составляем предложения, где все слова начинаются на эту букву.

У Маргариты есть планшет, который, бывает, за провинность забираю.

Гаджеты — дешевые виды удовольствия. Знаю, какие могут быть последствия — я с этим работаю. Мне кажется, что в будущем большинство людей будет жить исключительно в виртуальной реальности, и только самому маленькому проценту будет доступна настоящая еда, не консервированная, не пластмассовая, без химии, качественная, фермерская. И то же самое с удовольствиями, развлечениями, путешествиями — настоящими. Для кого-то их заменят очки виртуальной реальности.

Считаю, чтобы у ребёнка не было зависимости от гаджетов, нужно показывать ему альтернативные варианты времяпрепровождения. Поэтому вожу свою дочь по музеям, экскурсиям, даже если ей не нравится: всё равно где-то что-то отложится.

Методы как тренера по развитию памяти в воспитании дочери не применяю. Воспитываю её как обычная мама.

3

Пока беру детей на занятия только с 14 лет, дочери меньше. До этого возраста детям нужно развивать логику, а мы, взрослые, тренируем воображение. Если мы, родители, хотим поддержать память ребенка, то должны заложить базу. Во-первых, это режим дня: вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Во-вторых, это качественное питание. Шоколад для мозга — это миф! Сахар нужен грибам и бактериям. Стараюсь объяснять дочери эти вещи, хотя, конечно, не все мне удается. Из радостей: Марго начала ходить на кулинарные занятия, где готовят полноценные обеды: супы, горячее, десерты.

В-третьих, для хорошей работы мозга нужна физическая активность. Есть множество исследований на эту тему: сложные движения лучше развивают мозг, в том числе память и концентрацию внимания. Например, танцы.

Один мой студент — чемпион России по подтягиваниям с дополнительным весом — помог ребенку выучить 130 стран и столиц. Пока ребёнок висит на турнике, он ему быстро-быстро накидывает: «Сингапур, Малайзия, Боливия, Вьетнам...». И так по кругу. Он просто взял технику, которую мы используем, и переложил на ребёнка.

А стихи, например, лучше учить через визуализацию, вот с этим помогаю дочери. Вообще, она ждёт, когда ей исполнится 14 лет, чтобы прийти ко мне на занятия. Или к тренерам в моей команде. Мы все-таки запустим детский курс, с 6 лет будем брать. 

К современному образованию отношусь двояко. Мне точно не нравится обилие интерактивных досок и тому подобное. Понятное дело, что школа подстраивается под реалии: нынешние дети плохо сосредотачиваются, быстро переключаются. Но в этом-то и проблема: концентрация и память в целом в мире снижается. И одна из причин — гаджеты. Получается, что мы просто потакаем детям: видим, что их внимание сложно удержать, и придумываем всякие способы, чтобы хоть как-то взаимодействовать. Это как с питанием: «Хочешь сахар? На, держи».

Чтобы тренировать внимательность и усидчивость у дочки, даю ей, например, семь строчек текста в книге, которые она должна красиво выписать.

Маргарита читать не любит. Надеюсь, лишь пока, и скоро она включится, потому что у нас в семье все книголюбы. Я перед сном всегда читаю, муж много читает. А вот у дочки пока не вижу такой тяги. Но радует, что хотя бы какие-то книги ей нравятся. В те дни, когда она свободна от занятий танцами, настаиваю на чтении.

Хочется, чтобы у неё развилась внутренняя мотивация к процессу. Знаю родителей, которые «натаскивают» детей по технике чтения или заставляют читать, обещая потом дать поиграть в компьютер. Не знаю, как правильно. Хочется, чтобы внутри ребенка было желание.

4

У Риты были в прошлом году сложности с английским. Она ничего не понимала, поэтому ей было неинтересно, и она отвлекала других на уроках. Мы с ней пару раз позанимались, она поняла и включилась. Теперь это её любимый предмет, она кайфует и всегда работает на уроке.

Мы даём дочери деньги на карманные расходы. Ещё деньги дарят ей на дни рождения. Она их тратит самостоятельно. В основном по мелочам: на канцелярию, игрушки, одежду. Когда ездили плавать с китами, я ей честно сказала, что поездка дорогая, если хотим жить в хороших отелях и питаться в ресторанах, можно тоже вложиться своими карманными деньгами. Мечта вообще-то общая. Она принесла то, что у нее было. Я не готова покупать ей телефоны последних моделей, но готова везти на другой край Земли.

Есть ли у нас семейные традиции? Кажется, что и нет. Но мы любим играть в настольные игры. Летом часто встречаемся на даче. Хотя бы раз в год стараемся собраться большой компанией родственников. Всей семьей ездим в Знаменский район на родину моей мамы. Обязательно берем детей на кладбище, где похоронены прабабушки и прадедушки, рассказываем о них.

Своим родителям благодарна буквально за всё. Даже за то, что в детстве казалось ненужным. Например, моя мама очень любит порядок в доме. Я и к этому привыкла: приятно ведь жить в комфорте, чистоте и порядке. Мы вызываем клининговую компанию, но я всё равно прошу дочь хотя бы иногда разложить свои вещи. Недавно попросила её навести порядок в своих шкафах, на стеллажах с книгами. Потом получаю от нее видео: здесь современные книги, здесь — старые, здесь — игры. И при этом полки подписаны с помощью малярного скотча. То есть она все систематизировала, отобрала книги, которые ей неинтересны — мы их обычно в церковь отдаем или по наследству младшим родственникам.

Недавно попали из-за ребёнка в неловкую ситуацию. Маргарите прокололи уши, и нужно было дома их обрабатывать. Они плохо заживали, и мы обработали проколы водкой. А она, хоп, и облизнула вату с водкой. Потом пришла в школу и похвасталась, что водку попробовала, а рядом оказалась психолог, которая всё это приняла за чистую монету.

Лучшая профилактика наркотиков и алкоголизма — разговоры об этом и активная занятость ребенка. В детстве я жила на Старой Московке, и с нами в доме жили и цыгане, которые торговали всем этим, и наркоманы, и алкоголики. И со мной родители разговаривали на эту тему: пугали, объясняли. При этом я была занята в школе, секциях и кружках. Как-то обошло.

Чтобы ребёнок стал успешным, ему нужно развивать навык коммуникации. Как-то проводился такой эксперимент: решили узнать, кто из детей быстрее найдёт свой дом, если потеряется в городе — те, кто постоянно «сидит» в телефоне, или те, кто мало им пользуется. Можно предположить, что первые быстрее справятся с задачей, ведь они умеют пользоваться картами. Однако быстрее путь нашли вторые — они умеют разговаривать, могут подойти к прохожим и спросить. Поэтому нужно развивать навыки оценки ситуации, кому можно доверять, а кому — нет.

Прививаем дочери привычку здорового питания. Нам пришлось к этому прийти, так как в 2019 году она серьезно заболела. Тогда мы поняли, что питание — база, начали глубоко заниматься этим вопросом, изучать его, чтобы вернуть здоровье Рите. Поэтому она сейчас почти не болеет, у нас практически нет аптечных препаратов.

В воспитании ребенка я придерживаюсь советов нейропсихолога Валентины Паевской. В частности, она пишет, что чем больше интеллектуальная нагрузка, тем больше должно быть и физической. Также мне нравится невролог, педиатр Ольга Гофман. Кстати, она сама из Омска, но сейчас живёт в Испании. Это крутой доктор: она глубоко копает и в генетику, и в биохимию.

Мне дочь говорит, что я самая крутая мама. А я говорю, что она у меня самая лучшая дочь. Пусть для каждого ребёнка его мама будет самой-самой, как и должно быть. Но матери при этом все разные.

Если бы можно было вернуться на некоторое время назад, я бы, конечно, меньше кричала на своего ребёнка. Над этим я сейчас работаю. Прикорм бы по-другому вводила. Была бы более дисциплинирована в плане питания: я могла не настаивать на каком-то блюде: не хочет и всё. Надо было бы настойчивее предлагать.

Что бы я точно не стала менять, так это свой отказ от операции на позвоночнике. В своё время у меня была грыжа размером 10 мм, я полгода жила с ежедневной болью. Врачи предлагали оперировать, но я решила бороться с ней физическими упражнениями. Эта ситуация сделала меня сильнее, научила меня по-другому относиться к физической активности, спорту — теперь это для меня не просто обязанность, а удовольствие, радость, энергия. К тому же ты становишься отличным примером для своего ребёнка. Бывает, родители приводят ребенка в спортивную секцию и сидят, рассказывают, что времени на себя не хватает. А ты иди в это же самое время чем-нибудь позанимайся!

Автор:ВОмске

Фото:Из личного архива Анастасии Селифоновой

Теги:правила воспитаниядети

Комментарии

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Елена Петрова

— омичка

Юлия Стрельская

— журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

122314 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

132207 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1199105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

1038203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх