
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
20 октября в Концертном зале между «Ненаточенными ножами» и «Летом», которое «маленькая жизнь», Олег Митяев, презентуя новую книгу стихов и воспоминаний, рассказал, как однажды в присутствии 87-летней Виктории Токаревой засомневался, а надо ли было издавать всё это, на что автор сценария «Джентльменов удачи» молвила: «Вот ты, Олег, помрёшь, а я через пятьдесят лет открою твою книжку, фотокарточки посмотрю…».
39322 октября 2025
Когда осень почти закончилась, а зима ещё не наступила, когда уже не хочется начать всё сначала, но в душе охота опять весны, припорошённая житейской рутиной публика берёт билет на Олега Митяева, чей «пароходик отходит в светлое прошлое», «туда, где нас помнят, жалеют и ждут».
Ах, как нам этого не хватает! Мы тоскуем по прошлой жизни и не скрываем, как хорошо мы плохо жили. Чёртова ностальгия не даёт спокойно спать и заставляет собирать по крупицам ту минувшую жизнь: незатейливый быт, простые истины и отношения между людьми — всё, что ушло и не вернётся никогда. Дверь под старым холстом захлопнулась, ключик потерялся. Но на сцену выходит человек с гитарой и, словно на машине времени, переносит тысячный зал туда, где «ещё никто не мент, не вор, /Не чемпион и не завгар. /И форма школьная одна, /И галстуки, и оптимизм, /И только партии видна/ Цель миллионов — коммунизм».
1Канули в Лету времена, когда мечтавший стать собаководом — именно собаководом, потому что слова «кинолог» не знал — и засучивший рукава белой рубашки Олег Митяев с товарищами пел со сцены Челябинского монтажного техникума «Там, вдали, за рекой». Причём каждый в своей тональности. А баянист вообще где-то за кулисами прятался. Спустя полвека Олег Митяев собирает аншлаги. Вчера — Питер, нынче — Омск, завтра — Новосибирск, Томск, Новокузнецк…
«Что же вы перестали хлопать? — он появляется перед публикой вместе с коллегами: Леонидом Марголиным и Родионом Марченко — и подкалывает, — это мы теперь вот такие, годы-то идут. В следующий раз вообще не узнаете, у вас-то зрение тоже падает».
Через четыре месяца ему исполнится семьдесят, но когда в записке из зала интересуются, кого считает своим преемником, картинно возмущается: «Подождите, я ещё сам много чего могу!». И два часа поёт про наше светлое прошлое, и всё это без какого-либо напряга, с улыбкой, шутками-прибаутками. От «Маршрутки» и «Небесного калькулятора» до «Ковчега» и «Как здорово, что все мы здесь» — практически на одном дыхании. Ничего сверхъестественного, никаких «видеомэппингов», «дополненной реальности», только гитара. Хотя сам иногда говорит, что толком играть на ней так и не научился — делает вид, что играет да изображает лицом.
Выступление в Омске артист назвал «временем осенних песен», да и сам он по своей сути — осенний автор, музыкант, сочинивший «ту осень, /Что в лентах просек,/ Уж скоро начнёт плясать/ Как мёдом/ Зелёнкой с йодом/ Залечивая леса», поэт, сделавший неутешительные выводы: «Неутешительные выводы /Приходят в голову по осени/ Неутешительные выводы /Приходя в голову к зиме /Как будто падаешь с обрыва ты /На первый лёд на нашем озере, /И чёрный след тобою выбитый/ Пугает птицу в вышине». Такая музыка нужна именно осенью, когда не одни работники сельского хозяйства подводят итоги, но вся Земля ускоряет свой бег, чтобы все, кто недолюбил, недомечтал, недосказал, успели запрыгнуть в последний вагон.
«Теперь с утра свежо/ Теперь не жди тепла./ Запорошит снежок/ Страну – и все дела./ А сердцу хочется весны, а сердце мается, /Летит маршрутка в сумрак голубой, / И слава Богу, что дорога не кончается/ И неизменно возвращается домой». Это ностальгия. Мы живём, вглядываясь в своё теперь уже такое милое прошлое. Очень хочется вернуться туда, остаться там, в той жизни и никогда больше её не покидать, но это невозможно.
В начале карьеры своё выступление Олег Митяев с товарищем Петром Старцевым начинал приветствием: «Не ждите от нас ничего умного, мы из Института физкультуры». Сегодня он поёт о навсегда потерянной стране, любви, которую не вернуть, и молодости, когда в душе клокотало что-то роковое, а теперь свистит пролом. Но пока он поёт, есть надежда, что однажды это всё ещё вернётся. «На перроне разлук» сменяет «Самая любимая песня», а непростую историю создания «Вечной истории» («Она была актрисой, а он простой полярник…») рассказывает залу, как старому другу, у которого личная жизнь тоже складывалась непросто: «Вспоминаю вашу землячку, свою жену, актрису Марину Есипенко, как поехал в Южную Африку, полтора месяца там пел и писал. Особенно хорошо писалось про полярников». И само собой, про любовь, которая, по словам барда, есть «некая субстанция, не подвластная планированию и предсказанию». Он ведь тоже в молодости хотел прожить с одной-единственной до конца своих дней, а теперь вот женат в третий раз. И отчего в жизни так происходит, никто нам не скажет... В конце 90-х, будучи человеком семейным, увидел в Театре имени Вахтангова актрису Марину Есипенко в роли прекрасной принцессы Турандот и, как принц Калаф, потерял голову...
Концерты Олега Митяева можно называть выступлением, можно творческим вечером или моноспектаклем – кому как нравится. Он моментально откликается на записку десятилетней Наташи и в честь грядущего дня рождения девочки исполняет её любимое — далеко не детское «Жестокое танго». И «Одноклассницу» посвящает тоже ей. И всем-всем учителям. Мне, говорит, однажды из редакции журнала «Математика» — «по глазам вижу, не все выписывают журнал «Математика»» — пришло письмо: «Как вы могли, Олег Григорьевич, такое написать: "И мы не знали, что жизнь промчится,/ И эта алгебра не пригодится"». Он дарит всем «борющимся» «Когда проходят дни запоя» — песню, которую писал «с натуры», а под конец вспоминает «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»: «Я написал её 47 лет назад». И слегка кокетничает: «Зачем я писал дальше?».
Митяев поёт для «всех прекрасных женщин города Омска» «С добрым утром, любимая» и вспоминает про русскую девушку из Южной Африки, что размазывала по щекам тушь, пока он пел: «Оглянувшись, ты увидишь, как блестит/ Петербурга шпиль высокий сквозь года./ И, конечно же, он примет и простит, /И ты больше не уедешь никуда». «Но вы не из Питера, вы не заплачете», — предупреждает бард, зная наперёд, что ещё как заплачем и затоскуем. Потому что всё, что он исполняет, не про Ленинград. И не про Москву. И уж точно не про Омск, а про наше советское прошлое, которое было как будто совсем недавно: дырки от горячего утюга на концах пионерского галстука, очередь за пломбиром в вафельных стаканчиках, проезд на автобусе за пятачок, коричневые сандалии из «Зайчика» и молоко в стеклянных бутылках. И вот уже под аккомпанемент гитары зал, как один человек, самозабвенно выводит: «Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!». Ну и пусть добрая половина отсвечивает лысинами, складывая руки на бог весть откуда взявшемся животе. Пусть лёгкий тремор и вставные зубы. Остеопороз, маленькая пенсия и третья жена – тоже пусть! Пусть в стране дуют уже не те ветры. В том прекрасном далекЕ, о котором поёт Олег Митяев, они по-прежнему молоды и влюблены. «Под животом моста /Мы пили с ней вино/ Могли бы лет до ста/ Мы целоваться, но /Краток земной маршрут/ Кончилась «Хванчкара»/ Если нигде не ждут — /Пора…» Пусть всё закончится нежностью и прощением, выдохом счастья.
2Пусть всё так и останется. Пусть вечно так и будет. Там и тогда…
Фото:Сгенерировано с помощью Шедеврум
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 36 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 180 человек
Самое читаемое
Вы ошиблись, товарищи полицейские. За Сережу есть кому заступиться
34081221 октября 2025
Выбор редакции
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
64807 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1480216 сентября 2025
1451108 августа 2025
— депутат Государственной Думы
— журналистка
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии